Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Лекционные материалы должны быть подробно изучены, проанализированы, в случае необходимости – дополнены. Таким образом, в ходе подготовки студент не только закрепляет ранее полученные знания, но и приобретает новые. Работа студентов с учебной и дополнительной литературой дает возможность изучить программный учебный материал, не рассматриваемый на лекции. Обязательно должны быть проработаны с помощью справочных материалов и выписаны основные понятия по теме. На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным научным проблемам, как в устном, так и письменном виде. Семинарские занятия позволяют контролировать усвоение студентами учебного материала. При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При подготовке к занятиям студенту необходимо обращаться к нормативным правовым актам и рекомендованным по соответствующей теме информационным источникам. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в том числе и по данной дисциплине, в частности:
– метод работы в малых группах (не более 5-7 человек); – метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия; – метод конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач; – использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематической индивидуальной практики, что способствует процессу интеллектуального развития. Применение интерактивных методов работы на семинарских занятиях представлено выше, применительно к планам семинарских (практических) занятий. Кроме того практические занятия (семинары) различаются по форме, что необходимо учитывать при подготовке. Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. Классический вид семинара предполагает развернутую беседу по единому перечню вопросов. Основными формами являются опрос, семинар-групповая дискуссия, семинар-коллоквиум, семинар–«мозговой штурм», case-study (решение задач и анализ реальных проблемных ситуаций), деловая игра, выполнение тестов, выступления с докладами и последующее их обсуждение. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять педагогические знания на практике при анализе актуальных социальных и педагогических проблем. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут. В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре гражданско-правовых дисциплин.
Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам студенты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения. Один из самых распространенных видов семинара - групповая дискуссия. Семинар – групповая дискуссия представляет собой процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии студенты учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы и подготовки к семинарскому занятию. При этом допускается задавать вопросы не только преподавателю, но и другим участникам обсуждения. Семинар – пресс-конференция заключается в выступлении студентов с докладами по заранее подготовленным темам, затем студенты задают докладчику вопросы, отсюда название - пресс-конференция. Доклады должны быть подготовлены студентами заранее и не должны длиться более 10-12 минут. Для формулирования вопросов к докладчику студентам необходимо обладать определенными знаниями по теме. Ответы докладчика могут дополняться другими студентами, а также преподавателем.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Чаще всего на семинар-диспут выносится практическая проблема, обсуждаемая в научном сообществе, либо социально значимая проблема. Предполагается изложение студентами различных точек зрения, с выражением по возможности собственного мнения. Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение. В полном объеме проявляется возможность продемонстрировать культуру поведения, готовность к работе в коллективе. К проведению круглого стола привлекаются все желающие студенты. Также возможно участие экспертов (студентов более старших курсов), которые могут принять участие в дискуссии по обсуждаемым темам. Руководителем круглого стола может стать либо преподаватель, либо один из экспертов. Руководитель сообщает порядок проведения круглого стола, устанавливает регламент выступлений, обращается к присутствующим с вступительным словом. Далее предоставляется слово докладчикам, которые сообщают о результатах проведенных теоретических исследований в форме научного доклада. После выступлений участники круглого стола задают докладчикам наиболее интересующих их вопросы. На заключительном этапе работы круглого стола проводится открытая дискуссия по представленным проблемам, в которой участвуют все студенты. После завершения дискуссии путем голосования выбирается лучший докладчик, а также подводятся окончательные итоги круглого стола. При подготовке к выступлению требуется большая подготовительная работа со стороны студентов, которые должны подобрать литературу, составить план и раскрыть содержание выступления. При подготовке к выступлению, а также к участию в дискуссии на круглом столе, необходимо выявить основные проблемные моменты выбранной для рассмотрения темы. Продолжительность доклада на круглом столе не должна превышать установленного регламента, в связи с чем материал должен быть тщательно проработан и содержать только основные положения представленной темы. По результатам обсуждения одним из студентов (или группой) готовится проект резюме, которое затем рассматривается и принимается участниками круглого стола. Резюме содержит основные выводы, к которым пришли студенты в ходе обсуждения рассматриваемой темы, а также основные предложения, как теоретической, так и практической направленности
Деловая (ролевая) игра, игровое проектирование – совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. При подготовке к игре, а также при ее воплощении студентов необходимо ориентировать на аналитический подход: подумать над тем, что обусловило регулирование тех или иных отношений. Воплощая игру, участники не должны нарушать границ приличия и дисциплины, но в их рамках обязаны проявить полную творческую свободу, изобретательность и оригинальность в выражении собственной позиции. Преподаватель же должен помнить, о том, что игра не способ сглаживания конфликта, а способ его выявления (т.е. игра = конфликт). Разыгрывая тот или иной сценарий, необходимо исходить из основных категорий игры: название, тезис, цель, роли, ходы, вывод. Целесообразным для воплощения представляются две основные формы деловой игры: - формирование двух команд из студентов академической группы; - моделирование конкретной ситуации. В рамках первой формы можно организовать работу обеих команд концентрируясь на отдельном институте арбитражного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|