Содержательные теории мотивации
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА Сущность и основные теории мотивации Формирование трудового поведения работников во многом определяется механизмом мотивации и стимулирования их деятельности. Слово «Мотив» заимствовано из французского языка и означает «побудительная причина», «повод». Мотив (импульс) – это внутренняя движущая сила, побуждающая работника к реализации определенного поведения с целью удовлетворения определенных потребностей. Нужда -это ощущение человеком недостатка чего-либо (биологическое понятие, лежит в основе первичных потребностей). Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Все потребности человека подразделяются на: ü первичные или физиологические (пища, сон, продолжение рода, безопасность). Они являются неосознанными, поскольку заложены у людей на генетическом уровне; ü вторичные, связанные с социальной природой человека, его психологическими особенностями (общение, творчество, уважение …). Они осознаются человеком с появлением опыта. На каждом этапе своего развития человек ориентируется на определенный набор потребностей, удовлетворение которых является для него наиболее значимым. Когда потребность осознается человеком, она вызывает у него состояние устремленности, т.е. становится побуждением. Побуждение – стремление к действию, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим направлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – то, что осознается как средство удовлетворения потребности. Мотивация представляет собой процесс формирование у работника мотивов трудового поведения, побуждающих к деятельности в направлении реализации личных целей и целей организации. Мотивация подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.
Говоря о мотивации необходимо отметить два важных момента: ü мотивация незрима, она может быть выявлена только на основе действий. Однако мотивация и исполнение работы не являются синонимами. Не всегда хорошее исполнение работы означает, что люди очень заинтересованы в ней и их поступки сильно мотивированы. Иногда одаренность, способности могут компенсировать недостаток мотивации. Поэтому одной из главных задач менеджера является выяснение причин хорошей/плохой работы сотрудников, насколько они зависят от мотивации (степень мотивации) и от личных особенностей; ü деятельность человека обычно имеет несколько мотивов – одни из них является главным, другие – вспомогательными, подчиненными, выполняющими функции дополнительной стимуляции. Мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в конфликт. Отсюда видно, что мотивация – явление комплексное. Совокупность потребностей определяет тип мотивации. Типы мотивации 1. Инструментальный – ориентированный на труд как средство получения заработка. 2. Достижительный - ориентированный на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса. 3. Коллективный - ориентированный на труд как средство удовлетворения стремления к сотрудничеству, общению, возможность заслужить уважение коллег по работе. 4. Интеллектуальный – ориентированный на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться. В соответствии с типом мотивации подбираются стимулы, с помощью которых осуществляется воздействие на работника.
Стимулы представляют собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, благ, которые используются руководителем в качестве факторов трудового поведения работника. Стимулы, удовлетворяющие потребности человека, играют роль вознаграждения за его труд. Вознаграждения – это все, что человек считает для себя ценным. Они подбираются руководителем в соответствии с индивидуальными особенностями работника. Существует два типа вознаграждений: ü внутренние – дает сама работа (чувство достижения результатов, содержательность и значимость работы, самоуважение, дружба, общение). Способом их достижения является создание условий выполнения работы и четкая постановка задач. ü внешние – дает сама организация (зарплата, продвижение по службе, престиж, символы служебного статуса, признание, дополнительные выплаты). Чтобы установить пропорции между внутренними и внешними вознаграждениями в целях мотивации, администрация должна установить каковы потребности ее работников. Возможность получения необходимых благ в обмен на реализацию трудовых функций, составляет суть процесса стимулирования. Стимулирование представляет собой процесс воздействия на работника, ориентированный на структуру его потребностей и обеспечивающий формирование или изменение поведения персонала. Если объединить два процесса – мотивацию и стимулирование, то получится универсальная схема модели мотивации трудового поведения персонала (рисунок 1).
Рисунок 1 – Модель мотивации трудового поведения персонала В теории управления сформулировано немало концепций мотивации персонала. Все они представляют собой попытку объяснить механизм формирования трудового поведения работников. Все теории мотивации можно разделить на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации – внимание акцентируется на изучении мотива трудового поведения, который формируется под воздействием желания человека посредством труда удовлетворить свои потребности. Процессуальные теории мотивации – представляют собой дальнейшее развитие содержательных теорий. Однако акцент в них делается не на изучении потребностей, а на механизме субъективного восприятия работником стимулов, предлагаемых руководством. Его элементами являются самооценка, оценка работником коллег по работе, трудовой ситуации, результатов собственного труда. От выводов, которые делает работник в результате такой оценки, зависит его поведение.
Содержательные теории мотивации Содержательные теории мотивации пытаются дать ответ на вопрос: “Какие потребности побуждают людей выполнять определенные действия?” Основными содержательными теориями мотивации являются: 1. Иерархическая теория потребностей по Абрахам Маслоу (1908-1970). 2. Теория потребностей Девида Мак-Клелланда. 3. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. 4. Трехфакторная теория ERG Альдерфера (рассматривать не будем).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|