Стимулирование персонала
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Стимулирование труда - довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность. Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов. Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы к кадровым и молодым работникам. Гибкость и оперативность проявляются в пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе. Принципы стимулирования. В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными. Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в 1 долл., для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. Ни в коем случае не допускается снижение уровня материального стимулирования, на каком бы высоком уровне он ни находился. Практические исследования подтверждают утверждение психологов о том, что между желаемым и реальным уровнем материального вознаграждения обычно существует линейная зависимость. Вслед за повышением вознаграждения формируется новый, более высокий уровень притязаний, а значит, и размер вознаграждения порой за тот же труд.
Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Переход большинства зарубежных фирм на еженедельную оплату труда обоснован прежде всего необходимостью соблюдения этого принципа. Одномоментность действия стимула (вознаграждения) замечена давно. Как показали эксперименты, соблюдение этого принципа позволяет в большинстве случаев даже снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей предпочитает принцип «лучше меньше, но сразу». Кроме того, учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - сильный мотиватор. Повышение уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение. Временное же снижение этого уровня у большинства людей вызывает чувство «реванша» и положительно сказывается на трудовой активности. Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, традиции того или иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника. Известно, например, что в молодом возрасте материальные стимулы более приоритетны для работника. Но это не означает полного отсутствия воздействия моральных стимулов. Об этом свидетельствует, в частности, опыт нашей страны. Тысячи советских спортсменов достигали выдающихся успехов, в основе которых были моральные стимулы, так как о серьезных материальных стимулах в то время не могло быть и речи.
Можно привести десятки таких примеров и из области трудовых свершений. Как свидетельствуют наблюдения социологов, к пятидесяти годам жизни значимость моральных и материальных стимулов при нормальном развитии экономики для многих почти уравнивается. Недооценка или переоценка стимулирования и видов стимулов одинаково вредна для эффективного менеджмента на предприятии. Сочетание стимулов и антистимулов. Споры о значимости стимулов и антистимулов не утихают. Однако, по общему мнению большинства ученых, необходимо их разумное сочетание. Опыт развитых стран показывает постоянную трансформацию мотиваторов (стимулов) от преобладания антистимулов (страх, голод, штрафы и т.д.) к преимущественному использованию стимулов. Все зависит от уровня развития общества, его истории, нравов и традиций. Необходимую корректировку надо делать и на историю компании, род ее деятельности, уровень квалификации, профессиональной подготовки и социальный состав работников. Изначально можно утверждать, что уровень стимулов и антистимулов в коллективе шахты, стройки, атомной электростанции или научно-исследовательского центра будет различен. Воздействие на персонал может осуществляется на основе сочетания двух основных форм стимулирования – материального и социально-психологического. Материальное стимулирование представляет собой воздействие на персонал путем денежных выплат и предоставления иных материальных прав. Социально-психологическое стимулирование – это приемы и способы воздействия на межличностные отношения и социальные процессы, протекающие внутри трудового коллектива. Материальное стимулирование осуществляется в денежной и неденежной форме. К денежному материальному стимулированию относят:
ü заработную плату (оклад); ü премирование – все формы денежных выплат сверх зарплаты (доплаты и надбавки). Два вида – за систематическое достижение высоких результатов; за особые достижения; ü участие в прибыли – базой является чистая прибыль предприятия. Является специфическим видом премирования. Рекомендуется применять для тех работников, которые оказывают непосредственное влияние на величину чистой прибыли (например, минимизация издержек). Бонус - форма вознаграждения, суть которой заключается в определении системы участия персонала в прибыли прошлого года. Решающим для определения его размера являются экономические итоги финансового года. Заработная плата является важным мотивирующим фактором. Большинство руководителей считают, что к успешному труду людей побуждает прежде всего заработная плата. Поэтому, если компания не может платить большие деньги, народ обычно работает «спустя рукава», а руководство с этим мирится. Влияние такого мотивирующего фактора, как заработная плата, далеко не однозначно. Что берется в расчет при мотивации заработной платой: ü если для одного сотрудника повышение на 100 долларов очень значимо, то для другого - незаметно, потому что для него это — мизерные деньги. А у третьего работника, нацеленного на успешную карьеру и повышение в должности, подобное увеличение зарплаты вызовет лишь раздражение и желание подать заявление об уходе. ü общая рекомендация: повышать заработную плату необходимо на сумму, составляющую от 15 до 50 % оклада работника. ü замечено, что эффект от повышения заработной платы в среднем длится не более одного года, после чего начинает снижаться. Мотивация от повышения заработной платы снижается практически всегда, даже если существенно повысить оклад работника, например в 5 раз. ü высокая мотивация от повышения заработной платы имеется у молодых работников, которым необходимо решать важные жизненные задачи: завести семью, купить квартиру, создать условия для материального благополучия и т. п.
ü высокая мотивация от повышения заработной платы присутствует у руководителей, в работе которых требуется высокая ответственность и напряженность; заработная плата выступает в качестве фактора, компенсирующего высокие затраты времени и здоровья. ü заработная плата может являться не самым главным мотивирующим фактором для креативных работников, нацеленных на содержание труда. ü заработная плата (или выплата премиальных) не будет достаточным мотивирующим фактором, если существует большой временной разрыв между достижением высоких результатов в работе и получением денег. Поэтому заработная плата становится мотивирующим фактором только тогда, когда она напрямую связана с результатами труда. ü в заработной плате должны быть отражены не только результативные, но и объективные характеристики работника: его образование, стаж работы в компании, продолжительность работы в данной должности. Таким образом, зарплата должна состоять как минимум из трех компонентов: минимальной, но стабильной части, премиальных по результатам труда и денежной суммы, отражающей опыт и стаж работника. ü значительный разрыв (иногда на порядок выше) в заработной плате между топ-менеджерами и линейными менеджерами многих российских компаний и банков снижает мотивирующее значение заработка у руководителей среднего звена. ü при большой разнице в оплате (чаще всего премиальных) разных категорий работников во всем мире практикуется передача денег в конверте. Однако в российских компаниях этот принцип не всегда срабатывает, поскольку наш соотечественник обычно без затруднений спрашивает о том, кто и сколько получил денег, не утаивая при этом и своих доходов. Люди вообще склонны сравнивать, кто и сколько зарабатывает. Эта склонность будет особенно сильно проявляться, если в компании нарушен принцип справедливости. Другими словами, если один работник видит, что его коллега за одинаковую работу получает значительно больше, то он справедливо будет считать, что ему недоплачивают. ü если работник считает, что ему недоплачивают, то он или резко снизит свою производительность, или какой-то период будет стараться работать хорошо, чтобы повысить свой заработок. ü тот работник, который считает, что ему переплачивают, будет стремиться к сохранению высокой интенсивности и эффективности своего труда. ü вообще на оценку работником размера своей заработной платы влияют два условия: сравнение того, сколько платят в других компаниях в этой отрасли за такую же работу, и сравнение своих усилий и времени, затраченных на работу, с получаемым вознаграждением.
Неденежное материальное стимулирование включает в себя неденежные формы оплаты труда и иные права и льготы материального характера, предоставляемые работнику государством и организацией в соответствии с действующим законодательством, трудовыми соглашениями, коллективными и трудовыми договорами и другими внутренними положениями предприятия: · социальные выплаты и льготы – питание, транспорт, коммунальные услуги, страхование, пенсионные выплаты, больничные листы, предоставление путевок, медицинское обеспечение, ссуды, кредит, детские учреждения, ценные подарки, право приобретения в организации товаров и услуг предоставление работнику (и членам его семьи) права пользования благами, находящимися в собственности организации и т.д. ü участие в собственности организации – передача доли прав на владение собственностью фирмы (либо акции для АО, либо часть уставного капитала в ООО).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|