Иерархия потребностей по Маслоу
Маслоу выдвинул две идеи, оказавшие огромное влияние на все теории трудовой мотивации: ü все потребности группируются, что позволяет предположить существование метапотребностей, которые проявляются через потребности группы; ü по мере удовлетворения потребностей одной группы актуализируются потребности другой группы. Если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов и чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей. Важным положением теории является то, что не сама потребность движет человеком а ее неудовлетворенность, следовательно, историей движут неудовлетворенные люди Модель Маслоу включает в себя следующие группы потребностей (рисунок 2): 1. Физиологические (витальные) потребности – голод, жажда, секс, потребности в жилище, одежде, сне. 2. Потребность в безопасности (экзистенциальные) – защита от физических и психологических опасностей со стороны внешней среды, и уверенности в будущем (страховой полис, стабильная работа). 3. Социальные потребности: потребности принадлежности и причастности (социальное взаимодействие, привязанности, поддержка, чувство, что тебя принимают другие, любовь – в христианском смысле) 4. Потребности в чувстве собственного достоинства и потребности в статусе: самоуважение, личные достижения, компетентность признание и уважение со стороны окружающих, власть, статус. Эти потребности также называют оценочными, так как происходит самооценка и внешняя оценка. 5. Потребность самовыражения (духовная): потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Кульминация всех потребностей.
1 и 2уровни – первичные потребности, все остальные – вторичные.
Рисунок 2 - Пирамида потребностей по Маслоу
Теория двух факторов Фредерика Герцберга (психолог, 1923г.) или двухфакторная теория удовлетворенности работой Мотивационно-гигиеническая теория (теория обогащения труда) Герцберга рассматривает влияние различных факторов на производительность труда. Его теория мотивации к труду, называемая также теорией факторов «актуализации атмосферы», основывается на иерархическом подходе к потребностям человека. Факторами актуализации являются труд и все получаемые благодаря ему формы признания. Использование этих факторов позволяет добиться глубокого и долгого изменения индивидуального поведения человека в процессе труда. Факторами атмосферы являются материальное вознаграждение, гарантии занятости, политика управления компанией и взаимоотношения сотрудников. Использование только этих факторов обеспечивает лишь временное удовлетворение от труда и не приводит к долгосрочному изменению поведения. Герцберг продолжил работу Маслоу. Он предположил, что: ü Удовлетворенность и неудовлетворенность работой представляют два независимых друг от друга измерения, следовательно, они не должны оцениваться в единой шкале и воздействовать на них нужно тоже по-разному. ü Имеется целый ряд «факторов», влияющих на поле «удовлетворенность работой – нет удовлетворенности работой» (мотиваторы), и ряд других факторов, влияющих на поле «нет неудовлетворенности работой – неудовлетворенность работой» (гигиенические факторы). На основе этого он все факторы разделил на 2 группы: 1. Гигиенические. 2. Мотивационные. Гигиенические факторы не играют мотивирующей роли. Они обеспечивают условия для воздействия стимулирующих факторов, удерживают работника от разочарования, препятствуют его психологическому расстройству
К ним относятся: · политика компании и стиль руководства; · методы контроля за персоналом; · отношения с коллегами; · уровень оплаты; · статус работника в организации; · условия и безопасность труда. Улучшение этих факторов первое время действует как стимул, но затем люди свыкаются с лучшим и принимают его как должное. Недовольство уменьшается, но стимулов уже нет. Мотивационные факторы оказывают сильное влияние на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Если они удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль. К таким факторам относятся: · трудовые успехи (осознание успешности собственной деятельности); · признание заслуг со стороны окружающих (руководство, коллеги); · интерес к работе; · профессиональный рост; · ответственность (внешняя и внутренняя за исход дела); · продвижение по службе (карьера), перспективы роста. Выводы: Рабочая обстановка минус гигиенические факторы = состояние неудовлетворенности. Рабочая обстановка плюс мотивационные факторы = состояние удовлетворенности: рабочая обстановка минус мотивационные факторы = нулевому эффекту. На основании разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности менеджер должен обращать первоочередное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность. После того как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов “здоровья” практически бесполезно. Поэтому менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|