Юридическая норма как родовое понятие: строение и виды.
Юридическая норма - частица содержания права, исходный структурный элемент его системы. норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. В то же время норма права- относительно самостоятельное явление, обладающее особенностями, конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.
Юридическая норма - это общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.
Для юридических норм характерна системность: они существуют в комплексах, в составе целых правовых институтов и более обширных подразделений отраслей права.
Структура. Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм - правил поведения - тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обязательства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица- субъекты правоотношений; предупреждает о оследствиях нарушения данной нормы. Этому содержанию нормы права - правила поведения - соответствует свойственная только ей структура - внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.
Диспозиция - структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Санкция - структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям. По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на · исходные нормы · нормы - правила поведения, · общие · специальные. Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает то факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой - либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на:
· нормы государственного (конституционного), · административного, · финансового, · земельного, · гражданского, · гражданско-процессуального, · трудового, · уголовного · и иных отраслей права. Отраслевые нормы делятся на: · материальные · процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос “что регулирует нормы права?”, а вторые - ”как?”. Процессуальные правовые нормы- правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По методу правового регулиров ания нормы права классифицируются на: · императивные, · диспозитивные, · поощрительные, · рекомендательные. Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов: 1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведение субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; 4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. По субъекту правотворчества то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы они подразделяются на: · законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой · подзаконные нормы содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнения закона. По сфере действия - юридические нормы разграничиваются на: · нормы общего действия (значения), · ограниченного действия, · локальные. Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких- либо ограничений их действия. Нормы ограниченного действия - это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие ит.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности. Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.
Правовая типология Национальная правовая система — конкретно-историческая социальная реальность, находящаяся в сложных взаимосвязях и взаимодействии с другими частями данного общества как системы: с экономическими отношениями, государством, политическим режимом, моралью, культурой, со всем комплексом социальных институтов и ценностей, всеми подсистемами данного общества. Национальная правовая система в принципе характеризуется в рамках страны единством, суверенностью. Хотя история знает факты существования в пределах одной страны нескольких параллельно действовавших правовых систем (например, в эпоху феодализма), все же в конечном счете общей тенденцией является формирование в стране единой суверенной национальной юридической системы. Она выражает единство общества как системы, выступает одним из проявлений государственного суверенитета страны. Национальная правовая система как бы впитывает особенности экономического, политического, исторического и национального развития страны, существующие в ней общественно-политические реалии, специфику культурной и нравственной жизни общества, национального быта, правовых традиций и мышления. Это во многом определяет фактическую роль и ценность данной правовой системы, ее положение в общей структуре социального нормативного регулирования и, следовательно, соотношение с другими регуляторами: моралью, религиозными и иными корпоративными нормами, неправовыми обычаями.
Национальная правовая система — единичное и конкретное явление в плоскости правовой типологии. Особенности правовых систем тех или иных эпох и цивилизаций выражены также в других понятиях — «исторический тип права», «семья правовых систем», «укрупненная (логическая) система». «Семья правовых систем». В пределах одной или разных исторических эпох национальные правовые системы нередко специфичны с точки зрения юридического содержания. Это и позволяет рассматривать ту или иную группу правовых систем в качестве некоего единства — семьи. Обратим еще раз внимание на то, что наиболее важной чертой, выделяющей группу систем с юридической стороны, является свойственное ей построение трех ее основных компонентов — права как системы юридических норм, юридической (судебной) практики, правовой идеологии, — обусловленное особенностями способа правообразования, историческими условиями. Если ранее в советской юридической науке понятие «семья правовых систем» рассматривалось как вторичное, вспомогательное (по отношению к понятию «исторический тип») основание для подразделения национальных правовых систем на группы, то ныне, в противовес догматической советской идеологии, ему нужно придать более весомое значение. Ибо как раз в юридических особенностях права в немалой мере объективируются его черты как явления цивилизации и культуры.
Надо заметить также, что на особенности правовых систем, быть может, о не меньшей степени, тем экономический базис (собственность), влияет политический режим, прежде всего в зависимости от того, является ли он демократическим или же авторитарным. Как было показано ранее, одна из групп правовых систем (четвертая) потому и обособляется, что исходным системообразующим фактором в ней оказывается заидеологизированный авторитарный политический режим.
В общем же юридические черты, благодаря которым целые группы правовых систем можно объединить в одну семью, свидетельствуют об относительной самостоятельности правовой формы, о существенных особенностях технико-юридического
Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995. С.285
содержания права. Вследствие этого рассматриваемая категория позволяет осмыслить долговечность тех или иных правовых систем, возможность их сохранения с юридической стороны на разных этапах исторического развития (например, особенности англосаксонского, романо-германского права в условиях феодализма и буржуазного строя), а также выявлять важные правовые ценности, складывающиеся в различных семьях, и проводить на этой основе целеустремленный сравнительно-правовой анализ. (Хотел бы заметить, что ранее при рассмотрении семей правовых систем я использовал понятие «структурная общность».)
4. Хотя в основном понятие «семья правовых систем» охватывает юридические особенности национальных правовых систем, оно отражает и социально-политическое содержание права той или иной страны, свойственную правовой системе юридическую идеологию.
Будучи тесно связана со специально-юридическим содержанием, идеологическая сторона семей правовых систем в ряде случаев играет заметную роль. Наиболее отчетливо она выражена в религиозно-общинных системах, для которых характерно господство религиозных догм, застойных традиционных постулатов и т.д., а также в заидеологизированных системах при авторитарных режимах. В романо-германском и англосаксонском общем праве эта сторона состоит в господстве юридического мировоззрения — классического мировоззрения общества, где утверждается верховенство права.
Вместе с тем на весьма высоком уровне теоретических абстракций возможно обособление в логическом плане юридической и особенно технико-юридической сторон семей правовых систем и формулирование на этой основе некоторых укрупненных (логических) систем юридического регулирования, которые позволяют объединить наиболее типические правовые ценности. В зависимости от того, какой из элементов правовых систем, сопряженных с основными формами правообразования (законодательством установленные нормы или же юридическая, судебная практика), рассматривается в качестве основы юридического регулирования, могут быть выделены две основные укрупненные системы, существование и особенности которых уже учитывались в предшествующем изложении: нормативно-законодательная и нормативно-судебная. Первая из них представлена романо-германским правом, вторая — англосаксонским общим правом.
34. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи: проблемы соотношения.Кратко: !!!характерные особенности семьи романо-германского права: сложилось на основе римского права; нормы права рассматриваются как нормы поведения и отвечают требованиям морали и справедливости; господствующая роль отдана закону, законодательство кодифицировано; законодатель творит право независимо от того, является ли он монархом или высшим представительным органом власти; суды не творят, а применяют право; существует деление на публичное и частное право, на различные отрасли права характерные особенности англо-саксонской правовой семьи: основной источник право-судебный прецедент; общее право создали судьи; норма общего права конкретна, разрешает единичный случай; нормы процессуального права (отправление правосудия, исполнения судебных решений) более важны, чем нормы материального права; судья важнее законодателя; слабо связано с римским правом; не кодифицировано, не имеет деления на отрасли!!!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|