Проблемы правосознания и правовой культуры. Правовое образование.
Общественное сознание – это психическое отражение всех сторон окружающего нас мира. Как сложен и многогранен наш мир, так сложно, многогранно общественное сознание. Естественно, различны и формы общественного сознания:, нравственное, политическое, экономическое, религиозное, и др. Каждая из форм, образно выражаясь, видит всё происходящее своими глазами. Это и позволяет воссоздавать более или менее полную картину объективной реальности. Самостоятельной формой общественного сознания является правосознание. Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное (психическое) отношение людей к праву, юридической практике, правомерному и противоправному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему. Признаки правосознания: - Правосознание – форма общественного сознания. Ему присущи черты, свойства, которые характерны сознанию вообще. Ведь ничего в обществе не происходит без участия разума, воли, чувств, без работы человеческой души. Поэтому раскрыть правосознание невозможно, не изучив понятия общественного сознания; - Имеет свой самостоятельный предмет (объект) отражения – право, и связанные с ним явления: юридическая практика, законность, правопорядок, правомерное и противоправное поведение и т.д. В этом смысле правосознание – неизбежный спутник права. Конечно, это не означает отсутствие связи между правосознанием и др. формами общественного сознания. Напротив, подобная связь характерна. Так, люди оценивают право через моральные категории добра, зла, совести; через экономические: товары, деньги, рынок и др. И всё же, наличие собственного арсенала явлений, предметов отражения и позволяет выделять правосознание как самостоятельную форму общественного сознания;
- Выражает субъективное отношение или психологическую реакцию людей на право и связанные с ним явления. Формируется это отношение благодаря работе сложного психологического механизма: потребностей — интересов — мотивов—целей— ценностных ориентаций— установок. Причём, в процессе их действия они получают (либо не получают) правовую окраску. Выглядит это так. В начале осознаётся потребность в знании права (интерес), затем определяется личностный смысл такого значения (мотив) и, если право соответствует ценностям личности и совпадает с целью, то установка на положительное отношение к праву сложилась, а, значит человек будет стремиться к овладению правовыми знаниями, навыками; - Правосознание предполагает видение прошлого, настоящего и будущего права, всех с ним связанных явлений. Взгляд в прошлое помогает понять генезис права, выявить истоки, этапы становления, увидеть все сложности развития. Оценивая настоящее право, мы определяем, насколько оно соответствует сложившемуся представлению о подлинном праве, чего в нём больше – достоинств или недостатков. А внося предложения к изменению содержания права, мы тем самым высказываем свои соображения о желанном праве, т.е. будущем праве. Структура правосознания. Правосознание состоит из правовых чувств (эмоций) и правовой идеологии. В основе того и другого элемента, как уже писалось, лежит психологический механизм. Но, если для взятого в отдельности, обособленно го чувственно-эмоционального отражения права, рациональное начало не имеет приоритетного значения (а поэтому находится в упрощённом, примитивном состоянии), то для правовой идеологии – рациональное означает всё. Рассмотрим подробнее Правовые чувства (эмоции) – это переживания, которые испытывают люди при принятии, реализации нормативных правовых документов, совершении правонарушений и т.п. С эмоционально-чувственного восприятия начинается осознание правовой реальности, происходит первое знакомство с ней. И от того, каковы были эмоции (положительные, отрицательные) во многом зависит, пойдёт ли человек на сближение с правом, на более глубокое его познание или нет.
Эмоционально-чувственное осознание характеризуется: - отсутствием системности; - непоследовательностью; - неустойчивостью; - не позволяет говорить о готовности к деятельностью. Правовая идеология – систематизированное, теоретическое осознание действительности. Обыденное – это представления, переживания, чувства, эмоции людей о праве, правовых явлениях. Обыденное правосознание формируется, складывается в процессе повседневной жизни, приобретаемого жизненного опыта, правового общения. Конкретно данный опыт формируется и при чтении газет, публикующих нормативно-правовые документы, и при посещении судов, милиции, и при встречах с должностными лицами на улице (например, с сотрудниками ГИБДД), общении с друзьями, коллегами и т.д. и т.п. В общем источники правовой информации разнообразны, как и различно качество знания права на бытовом уровне. Существует мнение, что для обыденного уровня правосознания достаточно иметь представление об общих принципах морали и права. Думается, что такое утверждение не верно. Если ограничить познание в сфере права только принципами, то человек обречён быть всю жизнь ограниченно дееспособным, ожидающим благодеяния, постоянной опёки, т.е. «правовым инвалидом». Обычный человек, конечно, нуждается не только в знании правовых принципов, но и конкретных норм: Конституции РФ, ГК РФ. ЖК РФ, ТК РФ, СК РФ, УК РФ и др. Профессиональное правосознание – это знания, навыки, умения, чувства, складывающиеся у юристов-практиков. Оно формируется специальным обучением в юридических учебных заведениях и закрепляются на практике. Профессиональное сознание юристов должно характеризоваться: - системностью; - многоступенчатостью; - необходимым теоретическим уровнем; - знанием технологии практической деятельности; - ориентированием на понимание высшей ценности человека, его прав;
От правосознания юристов зависит: - качество проектов нормативных правовых документов, а в конечном счёте и действующих законов и подзаконных актов; - качество правосудия, иной правоприменительной практики; - будет оказана или нет квалифицированная помощь гражданам. Развитое профессиональное сознание позволяет «вскрывать» то, что лежит далеко от поверхности, устранять противоречия, решать по аналогии, опираться, когда нет конкретных норм только на общие начала, смысл законодательства, находить различные варианты решения вопросов, видеть всевозможные связи, просчитывать позитивные и негативные последствия т.п. Научное правосознание – это теоретическое освоение права, выдвижение и обоснование идей, разработка концепций, формулирование понятий, категорий. Научное правосознание в первую очередь присуща всем тем, кто самостоятельно занимается исследовательской работой. Это учёные, преподаватели, аспиранты, студенты, высококвалифицированные практики. Своеобразие научного правосознания в том, что главной целью здесь является именно теоретическое познание правовых явлений: их сущности, содержания, форм, тенденций развития и т.п. Полученные в результате научных исследований положения, выводы публикуются в монографиях, статьях журналов, сборников. По субъектам (носителям) правосознания выделяются: индивидуальное, групповое, массовое (общественное). Индивидуальное – представления и чувства о праве, правовых явлениях отдельно взятого человека (избирателя, потребителя, жителя, рабочего, служащего). Групповое – представления, чувства о праве, правовых явлениях формальных и неформальных групп, коллективов, сформированных по интересам, политическим убеждениям, профессиональным признакам, возрасту и т.п. Массовое – представление о праве, правовых явлениях наций, народов, населения страны, региона. Здесь правосознание берется на макроуровне. По направленности правосознание делится: Ретроспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые в прошлое, прошедшее, минувшее.
Адекватное – представления и чувства о праве, правовых явлениях сегодняшнего дня, соответствующее его современному состоянию. Перспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые к будущему. По степени осознанности правосознание подразделяется: - с преобладанием сознательного, сложившиеся представления и чувства о праве, правовых явлениях есть результат их целенаправленного освоения, познания; - с преобладанием бессознательного –представления и чувства о праве, правовых явлениях сложились стихийно, непреднамеренно. Функции правосознания. Функции правосознания позволяют понять его назначение в обществе. В юридической литературе выделяются функции: гносеологическая (когнитивная), правового моделирования, регулятивная. Гносеологическая, т.е. функция познания жизненных процессов под углом зрения их правового опосредования. Гносеологическая функция включает ряд последовательных психических операций: ощущения, главным образом, слуховые и зрительные; восприятия; память, которая накапливает правовые знания путём запоминания, воспроизводства, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, в результате которого появляются правовые идеи, теории. Именно благодаря данной функции было возможным развитие права, всех правовых явлений. Функции правового моделирования. Отличительная особенность правосознания в том, что оно не только является источником, каналом получения знаний, а и способствует формированию определённых моделей поведения. Ведь знания нужны в конечном счёте для того, чтобы оценить, какое поведение является возможным, дозволенным, а какое должным и необходимым. Таким образом, функция правового моделирования предполагает превращение знаний о праве в представления о различных вариантах поведения. Регулятивная функция. С помощью данной функции правосознания люди сопоставляют своё представление о поведении с правовыми принципами, нормами, корректируют его. При этом правосознание помогает не только найти именно правомерный вариант поведения, но и из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный и нужный в данной ситуации. В учебных изданиях называются также воспитательная, оценочная и др. функции правосознания.
Правовая культура – разновидность культуры вообще. Само понятие культуры широко и многопланово. Оно охватывает: - совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей: сооружения, машины, произведения искусства, образцы и нормы поведения, результаты и методы научных исследований;
- качественную характеристику уровня и степени развития общества; - развитость человеческой личности. Сюда включаются знания, навыки, умения, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения. Учитывая, что правовая культура – вид культуры в целом, то и представления о ней не могут быть сведены к чему-то одному. Сложилось два основных подхода к пониманию правовой культуры: а) правовая культура общества, б) правовая культура личности (различных общностей людей – индивидов, групп, населения). Правовая культура – качественное состояние права, профессиональной юридической деятельности (юридической практики), законности и правопорядка, правового сознания и поведения личности. Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности. Признаки правового обучения: - целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских. профессиональных знаний и навыков; - планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения; - организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т.д.), формы контроля (экзамены, зачёты); - формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Даётся целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности; - сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).
36. Мусульманское право.
Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха). Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме-да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Особенности норм мусульманского права. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано на религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. По содержанию нормы, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой. Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом- подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права. Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение. Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает религиозная идея, имеющая неоспоримый характер. К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права. Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|