Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Собственность и экономические системы»





Задание 2. Как разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

 

Задание 4. Конкретизируйте ваши определения экономической системы, характеризуя административно-плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов (см. таблицу):

Виды экономических систем

Конституирующие признаки

Форма собственности Механизм обеспечения информацией и координации Методы мотивации людей к труду Способ организации принятия решений
Административно-плановая система        
Рыночная система        

 

Задание 5. Вопрос для эрудитов. Назовите страны, в которых допускается а) минимальное участие государства в регулировании экономики и б) максимальное выполнение государственных экономических функций.

 

Задание 6. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А Смит описал механизм рыночного саморегулирования. По его оценке, каждый частный товаропроизводитель не имеет личного намерения действовать во имя общественного блага Однако, по словам А Смита, «он невидимой рукой направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения». О какой «невидимой руке» здесь идет речь?

 

Задание 7. Определите, кто (рынок или государство) должен обеспечивать производство следующих благ и услуг: а) мосты, б) хлеб, в) парки, г) бассейны, д) доставка почты, е) библиотеки.

 

Задание 8. Как объяснить тот факт, что в большинстве домов, в которых мы живем, стены и лифты находятся в ужасном состоянии, но в самих квартирах, как правило, чистота и порядок?

 

Задание 9. Если вам предложат внести вашу долю в расходы на установку кодового замка на входную дверь подъезда, что вас может побудить отказаться сделать это?

 

Задание 10. Прокомментируйте высказывание. Профессор Дэвид Хайман в учебнике «Современная микроэкономика: анализ и применение» считает фактом то, что «ни в США, ни в любой другой стране Запада экономику нельзя рассматривать как чисто капиталистическую».

 

Задание 11. Как вы понимаете высказывание Милтона Фридмана: «Какие бы ни были причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал»?

 

Задание 12. Какую роль сыграла мезоэкономика в подрыве механизма рыночного саморегулирования?

 

Задание 13. Способен ли механизм рыночного саморегулирования предотвращать экономические кризисы и безработицу?

 

Задание 14. В чем состоят особенности государственного управления экономикой к отличие от рыночного саморегулирования?

 

Задание 15. П. Хейне в книге «Экономический образ мышления» [Хейне Пол. Экономический образ мышления: пер. с англ. М., 1991, с 469] задал студентам вопросы. Попробуйте ответить на них.

Критики государственного регулирования часто стремятся доказать предпочтительность «свободного рынка». Могут ли быть рынки абсолютно свободными? Свободными от чего? Является ли рынок «несвободным», если на нем действуют законы, запрещающие использование фальшивых мер и весов, повышение цен, если оно не одобрено государственным учреждением, обманывающую рекламу?

 

Задание 16. Рассмотрите два способа поддержки малоимущих со стороны государства: денежное пособие (допустим, 200 руб. в месяц) и натуральные целевые пособия (например, на продукты питания, жилое, медицинское обслуживание). Объясните, почему в США и других странах в основном используется второй вид пособия.

 

Задание 17. Вопрос на сообразительность. Верна ли поговорка: в современной экономике: «бесплатный сыр - только в мышеловке»?

 

Задание 18. Согласны ли вы со следующим утверждением: «Неравенство в доходах не только продукт рыночной системы, но и условие ее эффективного функционирования, так как создает действенные мотивы к труду и инвестированию. Поэтому государство не должно добиваться полной ликвидации неравенства».

 

Задание 19. Изобразить в виде таблицы кругооборот доходов в национальном хозяйстве (движение доходов от домашних хозяйств, предприятий и государства к домашним хозяйствам, предприятиям и государству).


Домашние задания по теме 5 «Экономическая теория»

«Теория спроса и предложения. Эластичность»:


Задание 2. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изменение величины спроса.

а) цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди;

б) бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания в страну;

в) в ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий;

г) повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов ателье;

д) после неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженого пломбира;

е) подорожание магнитофонов создало проблемы с реализацией кассет;

ж) доходы выросли, и люди стали больше покупать фруктового сока.

 

Задание 3. Определите и отразите на графике, как повлияют на положение кривой спроса на теннисные ракетки следующие события (при прочих равных условиях):

а) доходы населения значительно выросли;

б) теннисные мячи подорожали в 5 раз;

в) в стране ожидается рост цен на спортивные товары;

г) цены на ракетки действительно выросли;

д) врачи убеждают, что занятия теннисом способствуют снижению избыточного веса в большей степени, чем увлечение другими видами спорта;

е) в стране растет число приверженцев игры в бадминтон;

ж) ракетки для игры в бадминтон значительно подорожали.

 

Задание 4. Определите, в каких случаях происходит изменение предложения, а в каких – изменение величины предложения:

а) повышение цен на удобрения привело к сокращению объема продажи картофеля;

б) снижение цен на ванильное мороженое вызвало увеличение производства шоколадного пломбира;

в) рост цен на импортные мебельные гарнитуры привел к увеличению их ввоза в страну;

г) использование конвейера при сборке часов увеличило их поставки в торговую сеть;

д) рост числа фермеров, переселенцев из стран ближнего зарубежья, привел к ликвидации дефицита куриного мяса на рынках города.

 

Задание 5. Определите и отразите на графике, как повлияют на предложение йогурта следующие события (при прочих равных условиях):

а) в городе увеличилось число любителей йогурта;

б) цены на ацидофилин (лекарство) неожиданно выросли;

в) подорожали фрукты, которые используются в качестве наполнителей при производстве йогурта;

г) местная администрация ввела дотации на производство йогурта;

д) городские власти закупили новейшие технологии по изготовлению йогурта для местных молокозаводов;

е) вследствие проведения широкой рекламной кампании спрос на йогурт стал возрастать и изготовители ожидают повышения цен на него;

ж) вследствие возросшей конкуренции цены на йогурт упали.

 

Задание 6. На рынке встречаются 5 покупателей и 5 продавцов.

Каждый покупатель хочет купить одну пару перчаток, но каждый из них готов заплатить за них разную цену: 1-й – 15 р., 2-й - 25 р., 3-й – 30 р., 4-й – 40 р., 5-й – 55 р.

У продавцов есть необходимый товар – по одной паре на каждого покупателя, но, как и покупатели, они готовы продать перчатки по разной цене: 1-й – за 15 р., 2-й – за 20 р., 3-й – за 30 р., 4-й – за 45 р., 5-й – за 65 р.

Определите рыночную цену пары перчаток.

 

Задание 7. На рынке мертвых душ только пять продавцов. Данные о них приведены в таблице.

Продавец Pmin, руб. за шт. Qs, шт.
Манилов
Плюшкин
Ноздрев
Коробочка
Собакевич

Здесь Pmin - минимальная цена, за которую данный продавец готов продать свои мертвые души, Qs - количеств мертвых душ, которые он готов продать (продаются все души вместе). Покупатель на рынке мертвых душ один - Чичиков, и он готов купить любое число мертвых душ по фиксированной цене 5 руб. за шт.

Запишите аналитическое выражение для предложения мертвых душ.

Определите равновесную цену и объем продаж Рs и Qs на рынке мертвых душ.

 

Задание 8 (устно). На графике с изображением «маршаллианского креста» (пересечение кривых спроса и предложения в точке равновесия) установите, где образуется зона избытка товаров и где — зона их дефицита:

 

Задание 9. Каким образом воздействует динамика (рост или падение) рыночной цены на экономическое положение (увеличение доходов или убытков) производителей (продавцов) и покупателей?

 

Задание 10. Предположим, что первоначальным толчком к последовавшим рыночным переменам послужило увеличение цен на корма для коров. Определите изменения, которые произойдут на связанных рынках: рынке говядины, рынке мяса птицы, рынке пуха, рынке пуховых одеял, рынке атласных тканей (к каждому начертите графики – т. е. их 5 шт. ).

Не забывайте, что вы должны выявлять только ближайшие следствия происходящих изменений, считая, что остальные условия не изменяются, поэтому на графиках смещайте только одну кривую: спроса или предложения на конкретном рынке.

Попробуйте продлить цепочку взаимосвязанных рынков, включив в нее еще один-два рынка по своему усмотрению.

 

Задание 11. Уравнение функции спроса на капусту: Qd = 14 – 3р, уравнение функции предложения капусты: Qs = -7 + 4р. Найдите равновесную цену и равновесный объем.

Предположим, что на данный товар установлена фиксированная цена, равная 2 ден. ед. Определите размеры неудовлетворенного спроса.

 

Задание 12. Уравнение функции спроса: Qd = 20 - 2р; уравнение функции предложения: Qs = 6р + 8. Как изменится равновесная цена, если спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20% (для каждого уровня цены)?

 

Задание 13. Постройте кривые спроса и предложения на основании следующих данных о местном рынке:

Цена вырезки мяса (руб. за кг) Покупатели готовы купить (т) Продавцы (производители) готовы продать (т)

Определите:

а) равновесную цену и равновесное количество товаров;

б) если продавцы-монополисты установили продажную цену на уровне 300 руб. /кг, к чему это приведет?;

в) если местная администрация не разрешит продавать мясо дороже 160 руб. /кг, к чему это приведет?;

г) каковы размеры излишка и дефицита, которые воз никнут вследствие вмешательства нерыночных сил?;

д) почему и в каком направлении будут изменяться цены на доставку мяса из пункта А в пункт Б в случаях дефицита или избытка?

е) покажите на графике, как изменяется равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления мяса откладывается холестерин на стенки сосудов и сокращается продолжительность жизни. Объясните, почему цена не сохранится на своем первоначальном уровне;

ж) покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных животных на откорме?

 

Задание 14 а. Уравнение функции спроса: Qd = 168 – 4р; уравнение функции предложения: Qs = 16р + 48. Государство установило налог с продажи каждой единицы товара в размере 4 ден. ед. Налог вносится в бюджет производителем. Определите, на сколько единиц изменится цена после введения налога.

 

Задание 14 б. Функция спроса населения на данный товар: Qd = 9 - р. Функция предложения данного товара: Qs = -6 + 2р, где Qd - объем спроса в млн шт., Qs - объем предложения в млн шт., р - цена в руб. /шт.

а) Предположим, на данный товар введен нетоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1 руб. на штуку. Определите равновесную цену (с включением (Р’А) и без включения налога (РА)), равновесный объем продаж (QА и Q'А). Сделайте рисунок.

б) Предположим, па данный товар введен нетоварный налог, перечисляемый в бюджет продавцом, размером 20% от цены, уплачиваемой покупателем. Определите равновесную цену (с включением (Р’А) и без включения налога (РА)), равновесный объем продаж (QА и Q'А). Сделайте рисунок.

в) Предположим, за каждую проданную единицу товара производители получают дополнительно 0, 5 руб. из госбюджета. Определите равновесную цену (с дотацией (Р’А) и без нее (РА)), равновесный объем продаж (QА и Q'А). Сделайте рисунок.

г) Предположим, на данный товар введен нетоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1, 5 руб. за штуку. Одновременно правительство установило фиксированную розничную цену (включающую налог) в 5 руб. Определите избыточный спрос. Сделайте рисунок.

 

Задание 15. Заполните пропуски в таблице:

Предложение Спрос Равновесная цена Равновесное количество товара
Снижается Снижается    
Снижается Растет    
Растет Растет    
Растет Снижается    

 

Задание 16. Домохозяйка покупает 5 кг мяса по цене 120 руб. Когда же мясо подорожало до 150 руб. за килограмм, она купила только 4 кг мяса. Какова ценовая эластичность спроса на говядину?

 

Задание 17 (устно). Покупатели готовы приобретать то же количество товара, как бы ни изменилась его цена. С каким видом эластичности спроса по цене мы сталкиваемся?

 

Задание 18. Цена на товар падает с 10 р. до 5 р. Это увеличивает объем спроса с 5 единиц товара до 15 единиц. Какова эластичность спроса на данный товар? Рассчитать коэффициент эластичности спроса по цене.

 

Задание 19. Владелец видеозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каких условиях он добился бы желаемого? При каких условиях его выручка уменьшится?

 

Задание 20. Заполните пропуски в таблице:

Цена за 1 кг орехов, руб. Величина спроса, кг в день Объем выручки, руб. Характер эластичности Edp
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Постройте кривую спроса.

Постройте график отношения между объемом продаж и объемом выручки от продажи. Сравните оба графика и прокомментируйте их взаимосвязь.

 

Задание 21 (устно). Специалисты по маркетингу исследовали рынок вашего товара и выяснили, что, если цена вашего товара будет меньше 50 руб., коэффициент ценовой эластичности спроса (Edp) – меньше 0, 5; при увеличении цены с 50 руб. до 100 руб. Edp увеличивается с 0, 5 до 0, 99; при увеличении цены от 100 руб. до 120 руб. Edp увеличивается до 1, 2; и, наконец, при увеличении цены с 120 руб. до 150 руб. Edp увеличивается до 2, 0. Определите цену, при которой ваш доход будет максимальным.

 

Задание 22. При цене на мандариновый сок 55 руб.. за 1 пакет объем продаж составлял 180 пакетов в день. Сколько пакетов сока будет продано по цене 42 руб., если Еdp = 1, 2? Как изменится выручка?

 

Задание 23 (устно). На какие из ниже перечисленных товаров, по вашему мнению, спрос будет эластичным по цене, а на какие – нет и почему:

а) косметический крем;

б) мясо птицы;

в) линзы для очков;

г) обед в ресторане;

д) мебельный гарнитур;

е) шариковые ручки;

ж) автомобиль «Жигули» модель 12?

 

Задание 24. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна 0, 25. Эластичность спроса по доходу равна 0, 8. Насколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8%, а доходы населения увеличатся на 5%? При этом предполагается, что общий уровень цен остается неизменным.

 

Задание 25. Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0, 8. Первоначально 50% своих доходов население расходовало на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10%. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.

 

Задание 26. С повышением заработной платы потребителей со 100 до 150 тыс. руб. спрос на продукцию фирмы вырос на 15%. Какова эластичность спроса по доходам?

 

Задание 27 (устно). Если доходы потребителей выросли на 20%, а объем спроса на мебель увеличился на 7%, то что вы можете сказать относительно коэффициента эластичности спроса на мебель по доходу? Приведите примеры других товаров, входящих в данную группу.

 

Задание 28 (устно). Эластичность спроса по доходу на продовольствие в России ниже, чем эластичность спроса на мебель. Укажите, какая отрасль – мебельная или пищевая – больше страдает в условиях экономического спада, ведущего к уменьшению доходов большей части населения.

 

Задание 29 (устно). Если цена товара А растет, а объем спроса на товар В не изменяется, чему равен коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар В? Приведите примеры таких товаров.

 

Задание 30. Дана функция спроса на товар X (млн. шт. ):

где рx и рy — цены товаров X и У.

Допустим: рx = 4 тыс. руб., рy =5 тыс. руб..

Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене.

 

Задание 31 (устно). Цена товара X выросла со 100 до 200 руб., в результате спрос на товар У повысился с 2 000 до 2 500 шт. ежедневно. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары X и У взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?

 

Задание 32 (устно). Вас, как главного эксперта-экономиста российской фирмы-производителя холодильников «Стинол», просят предсказать изменение выручки от продажи холодильников этой марки. В каждом из предложенных ниже вариантов определите, будет ли выручка от продажи холодильников увеличиваться, уменьшаться или останется неизменной. Используйте для анализа различные виды эластичности спроса:

а) снижение цены на холодильники марки «Стинол» при условии, что спрос на них по цене эластичен;

б) увеличение цены, когда кривая спроса на холодильники представляет собой равностороннюю гиперболу;

в) рост доходов покупателей;

г) снижение цен на холодильники «Минск» (заменители вашей модели).

 

Задание 33. Определите характер взаимосвязи товаров, если известно, что при цене товара А равной 8 руб. объем спроса на товар Б составит 30 000 ед., а при цене товара А – 10 руб. объем спроса на товар Б снизится до 25 000 ед.

 

Задание 34. Определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при доходе покупателей 300 руб. в месяц объем спроса на данный товар составляет 7 кг, а при доходе 500 руб. – 8 кг.

 

Задание 35. После повышения цен на томаты в 1, 5 раза объем предложения томатов вырос в 1, 8 раза. С каким временным периодом мы имеем здесь дело?

 

Задание 36. Цена на свинину выросла с 120 руб. до 160 руб. за кг, величина предложения свинины в среднесрочном периоде изменилась с 65 кг до 99 кг. Каков характер предложения свинины в средне срочном периоде?

 

Задание 37. Цены на услуги по ремонту обуви (изготовление набоек) выросли с 70 руб. до 170 руб. за пару. Сколько пар обуви ремонтировали за день до повышения цен, если по новой цене мастера готовы отремонтировать 30 пар, а коэффициент ценовой эластичности предложения составляет 1, 1? Как изменится выручка мастерской?

 

Задание 38. На графике показано изменение равновесной цены равновесного количества продаваемого сыра после введения на него косвенного налога в размере 9 р. с единицы цены. Определите размер налога, поступающего в бюджет. Какую часть из этой суммы оплачивают покупатели, а какую – продавцы? Как вы объясните такое распределение налога между ними?

 

Задание 39. Как вы отнесетесь к предложению резко повысить акцизы на спиртные напитки и табачные изделия, что, по мнению предложившего это, приведет не только к росту доходов государственного бюджета, но и заставит большую часть людей сократить потребление этих вредных для здоровья и благополучия семей товаров?

 

Задание 40. Главный экономист новой авиакомпании предлагает снизить цены на авиабилеты как для бизнесменов, так и для любителей путешествовать по новым местам. Причем он считает, что для бизнесменов это снижение должно быть более существенным, так как они составляют большую часть пассажиров. Согласны ли вы с таким предложением главного экономиста авиакомпании?

 



Домашние задания по теме 6 (Экономическая теория)

«Поведение потребителя»:


Задание 2. «Ценность вещей основана на их полезности, или, что то же, на потребности, которую мы в них имеем... естественно, что более испытываемая потребность придает вещам большую ценность, менее испытываемая – меньшую ценность. Ценность вещей возрастает при редкости их и уменьшается при изобилии... Ценность заключается менее в самой вещи, чем в оценке, которую мы ей делаем... » (Кондильяк, 1776 г)

Прочитайте внимательно высказывание Кондильяка и объясните парадокс «хлеба и зрелищ» на основании суждения философа и трех вышеназванных предпосылок.

Что имеет большую ценность для человека – хлеб или театр (зрелища)? Что полезнее? Дороже? Какое из этих двух благ является более редким?

В каком случае полезность хлеба равна 0? Полезность зрелищ равна 0?

 

Задание 3. Заполните пропуски в предложениях подходящими по смыслу терминами, понятиями, словами.

а) То удовлетворение, которое получают люди от потребления всего имеющегося у них количества благ, экономисты называют _____________.

б) Предельная полезность – это _____________ полезность, получаемая человеком от потребления ______________ единицы блага.

в) При уменьшении объема потребляемых благ предельная полезность каждой из последней остающихся у потреби теля единиц блага ______.

г) По закону убывающей предельной полезности при росте объема потребляемых благ _______.

 

Задание 4. Заполните таблицу.

А. Госпожа N любит как кино, так и театр В таблице показана полезность, которую она получает от потребления того и другого блага в разных количествах. Пусть цена театральных билетов равна $7, 5, а цена билетов в кинотеатр равна $1, 5. Обычно госпожа N за осень ходит дважды в театр и 10 раз в кино.

 

Полезность «потребления искусства» кино и театра

Кол-во

Кино

Театр

Полезность (ед. ) Предел. полезность (ед. ) МU Р Полезность (ед. ) Предел. полезность (ед. ) МU Р
       
       
       
       
    1 050    
    1 140    
    1 215    
    1 275    
    1 320    
    1 350    

Пользуясь данными таблицы, ответьте на следующие вопросы:

а) Сколько денег тратит госпожа N на удовлетворение своих духовных потребностей за осень?

б) Какую полезность она получает от собственного потребления?

в) Какова предельная полезность которую она получает от кино и театра?

г) При какой комбинации услуг театра и кино полезность окажется максимальной?

д) Какую полезность получит госпожа N, если весь бюджет будет тратить на театр?

 

Б. Госпожа N решает, каким образом ей распределить свой достаточно ограниченный доход между покупкой билетов в театр или в кино – и тот и другой вид искусства ей одинаково дорог.

На графике показана ее бюджетная линия и кривая безразличия.

 

Укажите на этом графике точки, отвечающие ниже перечисленным условиям (допишите наименования точек):

а) в которой госпожа N максимизирует свои потребности,

б) в которой она потребляет только услуги кино,

в) в которой она пользуется только театром,

г) в которой героиня задачи получает то же удовлетворение, что и в точке А, но «выходящее за бюджет»,

д) которая отражает более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой А, но «за бюджетом».

 

В. Госпожа N она хотела бы знать, какова предельная норма замены посещения театра на посещение кино, если она уверена в том, что для нее одинаково приятны как просмотр 8 новых фильмов и 3 различных спектаклей в театре, так и 6 фильмов и 4 спектаклей за осенний сезон. Построить кривую безразличия.

 

Г. а) Весной с госпожой N происходят различные «катаклизмы», и она начинает ненавидеть театр. Чему равна ее MRS театра весной? построить график, если весной она готова посещать кино 15 раз.

б) Зимой наша героиня одинаково поглощает как театральное, так и киноискусство. Оба блага являются для нее совершенно равноценными. Чему в этом случае равен MRS?

Записать формулу уравнения и построить график кривой безразличия, если MRS = const = 0, 2.

 

Задание 5. Постройте кривые общей и предельной (маржинальной) полезности по следующим данным, представленным в таблице:

 

Количество товара Общая полезность Предельная полезность
 
 
 
 

 

Задание 6. Используя таблицы, посчитайте:

а) условные единицы предельной полезности бутерброда и пиццы;

б) среднюю предельную полезность каждого товара, если цена бутерброда 15 руб., а цена порции пиццы – 75 руб.

 

Количество каждого товара

Бутерброд

Порция пиццы

полезность, усл. ед. предельная полезность полезность, усл. ед. предельная полезность
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 7. Василий решил израсходовать 20 руб. на покупку пирожных. Полезность он оценивает деньгами (в руб. ), предполагая два способа использования пирожных - для гостей и для собственной семьи (смотри таблицу).

Через TU обозначена общая полезность, а через MU – маржинальная полезность.

1. Заполните недостающие клетки в таблице и определите наилучший способ использования Василием этих денег, если цена пирожного равна 4 рублям.

2. У Василия осталось еще 16 рублей. Какое рациональное решение необходимо принять, покупая пирожные?

 

Кол-во пирожных

Гостям

Семье

TU МU TU МU
 
   
 
   
   

 

Задание 8. На основе графиков индивидуального спроса постройте кривую рыночного спроса и заполните таблицу (шапку см. ниже).

Какой, на ваш взгляд, уровень цены дает наибольший экономический и социальный эффект (см. таблицу)? Определите, какая сумма дохода расходуется при этом на посещения кинотеатров Ниной, Петром и Федором.

 

 

Цена билета, руб.

Величина спроса

(посещений кинотеатров)

Выручка

Нины Петра Федора Рыночный
         
         
         
         
         
         

 

Задание 10. Потребитель имеет доход 1 тыс. руб., который он намерен израсходовать на товар X, или на товар Y, или на тот и другой товар. Постройте бюджетную линию, если известно, что:

а) цена товара X– 10 руб., а цена товара Y– 20 руб.;

б) цена товара X– 10 руб., а цена товара Y– 40 руб.;

в) цена товара X– 5 руб., а цена товара Y– 20 руб.

Постройте бюджетную линию, если известно, что доход потребителя – 1, 2 тыс. руб., цена товара X– 10 руб. и цена товара Y– 20 руб.

 

Задание 9. Постройте кривую рыночного спроса, если заданы три индивидуальные кривые спроса потребителей А, В, С (предполагается, что для всех трех потребителей зависимость величины спроса от цены линейна. ):

 

Задание 11. Известно, что бюджетная линия определена уравнением: Х= 10 – 2Y

Известно далее, что карта безразличия представлена множеством кривых безразличия, из которых три кривые безразличия заданы уравнениями:

; ;

где X и Y – количества двух видов товаров, которые намерен купить потребитель.

Найдите точку равновесия потребителя. Прокомментируйте положение трех заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии.

 

Задание 12. Начертите три кривых безразличия, используя данные таблицы, характеризующие товарные наборы («одежда» – на оси х, «продукты» – на оси у).

 

Товарный набор А

Товарный набор В

Товарный набор С

X У X У дс У  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

а) Оцените полученные вами кривые безразличия с точки зрения наибольшей и наименьшей полезности.

б) проведите линию бюджетных ограничений по касательной к кривой безразличия с наиболее высокой полезностью товаров.

в) что означает точка касания двух кривых на вашем графике?

 

Задание 13. Определите точку оптимального выбора потребителя. Студент еженедельно получает от родителей 40 рублей на карманные расходы (еду и развлечения) Цена продуктов - 1 руб. за единицу, цена развлечений -1 руб., за единицу. В таблице 3 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания и развлечений, каждый из которых представляет различный уровень полезности.

 

Набор 1

Набор 2

Набор 3

развлечения продукты развлечения продукты развлечения продукты

 

Задание 14. В течение дня в университете студент расходует в буфете 20 руб. на питание, покупая пиццу и бутерброды. Предельная полезность бутербродов для него равна (20 – Зх), где х - число бутербродов (штук). Предельная полезность пиццы равна (40 - 5у), где у - число порций пиццы (штук). Цена 1 бутерброда - 1 руб., а цена одной порции пиццы - 5 руб. Какое количество бутербродов и порций пиццы купит студент, если он усвоил экономическую теорию и руководствуется правилом равновесия потребителя?

 

Задание 15. Состояние равновесия для потребителя устанавливается при следующей структуре его товарных закупок: овощи – 2 кг по 3 тыс. руб. за килограмм; фрукты – 4 кг по 5 тыс. руб. за кило грамм. Определите предельную норму замещения (MRS) фруктов овощами.

 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...