Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Российская империя во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1 занятие-2 часа)




План семинара

1. Социально-экономическое развитие.

2. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм».

3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

 

По первому вопросу:

Ø Рассмотреть социально-экономическое развитиеРоссийской империи во второй половине XVIII в.:

o расширение территории в результате 3-х разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.;

o население России в середине ХVIII в. составляло 18 млн. человек, к концу века – 36 млн. человек;

o ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство.

o усиление крепостничества;

o окончательно определились регионы, где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента);

o началось разложение крепостнических производственных отношений;

o в 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям;

o после русско-турецких воин и крестьянской войны 1773-1775 гг. была ликвидирована казачья вольница;

o указ 1775 г. разрешил крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян;

o активно развивалась внешняя торговля России. Ведущим торговым партнером была Англия;

o бюджет России и его характеристика.

o сочетание противоречивых тенденций: усиление крепостничества и либерализация феодальной регламентации.

По второму вопросу:

Ø Проанализировать внутреннюю политику Екатерины II (1762-1796 гг.):

o согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян объявлялась обязательной;

o реформа Сената (1763 г.), приведшая к разделению его на 6 департаментов;

o секуляризация церковных земель (1764 г.);

o укрепление абсолютистского строя и позиций его социальной основы – дворянского сословия;

o период «просвещенного абсолютизма». Он не был изолированным фактом русской политической жизни (прусский король Фридрих II, шведский – Густав III, австрийский император Иосиф II);

o историки по-разному оценивают цели и суть политики «просвещенного абсолютизма». Привести примеры (В. О. Ключевский, Н. П. Ерошкин, Н. М. Дружинин);

o политические взгляды оказались внутренне противоречивыми. С одной стороны – передовые истины просветительской философии, а с другой – самодержавие, господство дворянства, крепостное право;

o в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности;

o в 1765 г. помещики стали ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу;

o в 1767 г. опубликован «Наказ» Комиссии (сословно - представительное совещание) о сочинении нового Уложения;

o в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы;

o финансовая реформа 1769 г.;

o крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва1773-1775гг.;

o принцип свободной промышленности возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право «заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний»;

o императрица сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись пожалованиями «свободных сельских обывателей» частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях);

o дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления;

o реформирование местного управления – «Учреждения об управлении губерниями» (1775 г.);

o введение свободы предпринимательства 1775 г.;

o наряду с трехъярусной системой выборных судебно-сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии – для дворян, городовой суд и губернский магистрат – для горожан, нижняя и верхняя расправы – для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции;

o создание губернского Приказа общественного призрения;

o Жалованная грамота дворянству (1785 г.) закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только с «равными» (дворянами), вести торговлю, заводить фабрики;

o Жалованная грамота городам (1785 г.). Мещане получили личные и корпоративные права – наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности и т.д.

Ø Правление Екатерины II стало важным этапом в развитии российской государственности, вступившей в фазу «просвещенного абсолютизма для которого характерно:

o идея равенства всех людей;

o государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

o государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

o все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «все для народа, и ничего – посредством народа»;

o просвещение – одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

o признание свободы слова, мысли, самовыражения;

o Великая французская буржуазная революция (1789-1799 гг.) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей «просвещенного абсолютизма».

Ø Оценки историками периода правления Екатерины II.

По третьему вопросу:

Внешняя политика России:

Ø Объяснить причины союза с морскими державами – Англией, Голландией и Австрией. Противниками России оказались Франция и Пруссия;

Ø Во второй половине XVIII в. важными направлениями политики России стали:

o на севере в 1788 г. Швеция предприняла еще попытку взять реванш за поражение в Северной войне. Русско-шведская война закончилась Верельским мирным договором (1790 г.). Россия отстояла свои завоевания в Прибалтике;

o на юге предстояло бороться за выход к южным морям – Азовскому и Черному;

o Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Мирный договор (Кючук-Кайнарджи, июль 1774 г.);

o 1783 г. присоединение Крыма к России;

o Русско- турецкая война 1787-1791 гг. Мирный договор в Яссах (1791 г.). России отошли обширные земли Бессарабии и Закавказья;

o Георгиевский трактат 1783 г. (Россия брала под свое покровительство Грузию);

o Три раздела Польши (1772, 1793, 1795 гг.) В состав России вошли: вся Белоруссия, Правобережная Украина и Волынь, Литва и Курляндия.

Ø Выводы:

o в конце XVIII в. Россия вступила на путь модернизации;

o российский абсолютизм значительно укрепил свои позиции;

o наблюдались успехи в хозяйстве и культуре;

o главным противоречием «реформ сверху» было то, что они не могли избавить страну от крепостного права, а наоборот, консервировали традиционные социальные институты;

o закладывались предпосылки кризиса, затронувшего не только социально-экономическую, но и политическую сферу;

o ухудшалось положение трудовых слоев населения;

o произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым;

o окрепло геополитическое положение России.

Темы рефератов:

1. Исторический портрет Екатерины II.

2. Великие полководцы России второй половины XVIII века.

3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

 

Литература (основная):

1. Зуев М. Н. История России: учебник / М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 656 с.

2. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России: учебник / А. С. Орлов., В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева – М.: Проспект, 2011. – 528 с.

3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.

4. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.768 с.

 

Литература (дополнительная):

1. Пашков Б. Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862 - 1917гг. - 2 - е изд. - М.: Центр Ком, 1997. – 640 с.

2. Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 2006.

3. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - любое издание.

4. Ключевский В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский - любое издание.

5. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров - Любое издание.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.

 

Тема 9. Российская империя в первой половине XIX в.

(2 занятия- 4 часа)

План семинара

1. Экономика и социальный строй России.

2. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

3. Внешняя политика. Отечественная война 1812 г. Крымская война 1853-1856 гг.

4. Идейная борьба и общественное движение в первой половине XIX в. (декабристы, консерваторы, либералы и радикалы).

По первому вопросу:

Ø Дать характеристику экономического развития России первой половины XIX века в ряде отраслей:

o сельское хозяйство;

o промышленность;

o финансы и торговля;

o транспорт

Ø Проанализировать основные изменения в социальном строе:

o крестьянство;

o купечество, мещанство и духовенство;

o дворянство.

По второму вопросу:

Ø Рассмотреть реформы Александра I и Николая I по ряду направлений:

o государственное управление (реформы М. М. Сперанского, аракчеевщина; кодификация законов);

o крестьянский вопрос (Указ о вольных хлебопашцах; реформа П. Д. Киселева; «Указ об обязанных крестьянах»)

o политика в области образования и цензуры.

По третьему вопросу:

Ø Выделить основные направления внешней политики России;

Ø Войны с Турцией и Ираном;

Ø Отечественная Война 1812 г.

o причины и характер войны;

o соотношение сил;

o ход боевых действий;

o значение победы в войне 1812 г.

Ø Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг.;

Ø Венский конгресс и «Священный союз»;

Ø Присоединение Северного Кавказа к России;

Ø Крымская война 1853-1856 гг.:

o причины войны и соотношение сил;

o ход военных действий;

o Парижский мир;

o причины и последствия поражения России в войне.

 

По четвертому вопросу:

Ø Движение декабристов:

o история возникновения тайных обществ, их состав;

o программные документы;

o выступления в Петербурге и на юге России;

o подвести итог их выступлению.

Ø Западники и славянофилы. Сравнить их взгляды по ряду проблем:

o история России и ее место в мировой цивилизации;

o перспективы государственного устройства;

o крепостное право;

o социальное устройство;

o значение церкви в жизни государства и общества;

o гражданские права и свободы.

Ø Радикальное направление. Кружки братьев Критских, М. В. Петрашевского;

Ø Деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Характеристика теории общинного социализма.

Темы рефератов:

1. Западники и славянофилы.

2. Восстание декабристов и его последствия.

3. А. А. Аракчеев – исторический портрет.

4. Герои Отечественной войны 1812 г.

5. Золотой век русской литературы.

Литература (основная):

1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 655 с

2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 528 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2012. - 766 с

 

Литература (дополнительная):

1. Дегоев В. В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса / В. В. Дегоев // Вопросы истории. - 2002. - № 2.

2. Дегтярёва М. Пожар свободы. Как обустроить Россию: два взгляда на реформы XIX века // Родина.- 2002.- № 1.

3. Долгих А.Н. Законодательство о вольных хлебопашцах и его развитие при Александре I /А.Н. Долгих // Отечественная история. – 2008. – № 5.

4. Румянцев Р.А. Павел Дмитриевич Киселев /Р.А. Румянцев //Вопросы истории. – 2008. –№ 12.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...