Тема 10. Российская империя во второй половине XIX в.
(1 занятие-2 часа)
План семинара 1. Александр II. Реформы 1860 – 1870-х гг. Внутренняя политика Александра III. 2. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы и радикалы). 3. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
По первому вопросу: Ø Крестьянская реформа 1861 г. Причины отмены крепостного права: o кризис феодально-крепостнической системы; o рост антикрепостнических выступлений и настроений в обществе; o военно-техническая отсталость России; Ø Значение и оценка реформы. Ø Рассмотреть реформы Александра II: o земская (1864 г.). Распорядительные и исполнительные органы на местах. Функции земств; o городская (1870 г.). Распорядительные и исполнительные органы в городах. o судебная (1864 г.). Общие и мировые суды; o реформы в сфере образования (1863 г.) и печати (1865 г.); o военная (1874 г.). Ø Контрреформы Александра III (в сфере местного управления, образования, печати; в области судопроизводства). По второму вопросу: Ø Три направления общественного движения России второй половины XIX века: o консервативное (К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и др.); o либеральное (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.); o радикальное (народничество, основные течения и лидеры, организация «Земля и воля». Марксистское направление. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). По третьему вопросу: Ø Борьба России за пересмотр Парижского трактата заключенного по итогам Крымской войны. Ø Присоединение Средней Азии к России. Ø Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Ø Русско-французский союз 90-х гг. XIX века.
Темы рефератов: 1. Исторический портрет Александра II. 2. Исторический портрет Александра III.
3. Значение реформ Александра II. 4. Продажа Аляски в 1867 г. 5. Достижения науки и культуры в России во второй половине XIX в.
Литература (основная): 1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – Раздел III, глава 13. 2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Глава 23-26. 3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2012. – Раздел IV, главы 4-6. Литература (дополнительная): 1. Александров Н.М. Сколько крестьянину нужно земли? (К вопросу о норме крестьянского надела в пореформенной России) // Российская история. – 2012. - № 5. 2. Богатырёва О.Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало ХХ века // Вопросы истории – 2004. – № 8. 3. Данилов Д.Д. М.Т. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора» // Вопросы истории. - 1998. - № 11-12. 4. Зимин И.В. Рождение политического терроризма в России: покушение на Александра II // История в подробностях. – 2012. - № 12. 5. Иванов А.Е., Кулакова И.П. Русская профессура на рубеже XIX-XX вв./Российская история. 2013 -.№2 6. Левандовский А. Бомбисты // Родина. - 1996. - № 4. 7. Монякова О.А. Церковь, земство и организация начального образования в провинции // Российская история. – 2013. - № 2. 8. Шелохаев В.В. А.Е. Иванов. Мир российского студенчества. Конец XIX – начала XX века /Вопросы истории. 2012. № 2.
Тема 11. Российская империя в начале ХХ века (2 занятия - 4 часа) План семинара 1. Социально-экономическое развитие России. 2. Революция 1905-1907 гг. Реформа П.А. Столыпина. 3. Становление многопартийности и парламентаризма в России.
4. Россия в первой мировой войне. Нарастание общественно-политического кризиса в стране.
По первому вопросу: Ø Дать характеристику экономического развития России начала XX века в ряде отраслей: o сельское хозяйство; o промышленность; o финансы и торговля; o транспорт; o место России в мире по промышленному производству и национальному доходу и другим базовым позициям (валовые и душевые показатели); o особенности экономического развития (высокий темп; догоняющий характер развития; лидерство государства и его высокая доля в экономике; многоукладность; влияние иностранного капитала и т.п.). Ø Проанализировать основные изменения в социальном строе: o крестьянство; o мещанство и духовенство; o дворянство; o буржуазия; o пролетариат; Ø влияние многоукладности экономического развития на социальный состав; Ø Рабочее и крестьянское движение накануне революции 1905-1907 гг. Ø Дать характеристику первых политических партий: o РСДРП (раскол на большевиков и меньшевиков); o эсеры; o либералы. По второму вопросу: Ø Первая русская революция: o причины; o этапы развития; o значение. Ø Реформа Столыпина: o система мер, связанных с разрушением общинного землевладения; o формирование слоя крестьян-собственников, ведущих самостоятельное хозяйство; o широкое переселенческое движение; o строительство сельских школ, повышение образовательного уровня крестьян; o реорганизация системы управления государством, в том числе местного; o введение всеобщего начального обучения; o итоги реформы. По третьему вопросу: Ø Государственная дума России (1-3 созывы). История создания и деятельности: o характеристика состава; o актуальные проблемы, выносимые на обсуждения; o результативность работы. По четвертому вопросу: Ø Первая мировая война и Российская империя: o причины вступления России в войну; o ход военных действий (до февраля 1917 года). Ø Обострение социально-экономической и политической обстановки в 1910-1917 гг. o Резкое снижение уровня жизни населения; o усиление стачечного движения; o падение авторитета царской власти. Темы рефератов: 1. П.А. Столыпин: политический портрет. 2. Деятельность политических партий в I и II Государственной Думе.
3. России в первой мировой войне. 4. Русско-японская война. 5. С. Ю. Витте - российский реформатор. Литература (основная): 1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – Раздел IV, глава 15-16. 2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Глава 27-30. 3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2012. – Раздел IV, глава 7-9. Литература (дополнительная):
1. Базанова О. Трагедия упущенных возможностей: реформатор Столыпин П.А. // Наука в России. – 2007. – № 5. 2. Варфоломеев Ю.В. Кульминация эсеровского террора: «В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра внутренних дел…» // История в подробностях. – 2012. - № 12. 3. Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте // Вопросы истории. – 2007. – № 4. 4. Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы // Российская история. – 2009. – № 4. 5. Нефедов, С.А. Истоки 1905 года: «революция извне»? // Вопросы истории. – 2008. – № 1. 6. Пушкарева И.М. Была ли альтернатива у «кровавого воскресенья»? (К 100-летию революции 1905-1907 гг. в России) // Отечественная история. – 2005. – № 5. 7. Реформы и реформаторы: 100 лет столыпинской реформе // Родина. – 2006. – № 12. 8. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг. // Вопросы истории. – 2007. –№ 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|