Тема 12. Революция 1917 г. и гражданская война в России
(2 занятия - 4 часа) План семинара 1. Февраль 1917 г. Альтернативы развития страны в период от февраля к октябрю 1917 г. 2. Октябрь 1917 г. Формирование новых органов власти. 3. Гражданская война в России. Политика военного коммунизма. 4. Образование СССР.
По первому вопросу; Ø проанализировать основные группы противоречий, приведших к революции: o объективного характера (между городом и деревней; центром и окраинами; русскими и инородцами; государством и личностью); o противоречия, связанные с нерешенностью модернизационных задач (сохранение помещичьего землевладения, незавершенность индустриализации, отсутствие у буржуазии политической власти и т.д.); o противоречия временного «конъюнктурного» плана (неудачи на фронте, огромные военные расходы, социальные лишения и т.д.). Ø Раскрыть ход событий февраля- марта 1917 г. Ø Дать определение и время существования сложившейся системы «двоевластия». Ø Показать каковы были основные альтернативы развития страны от февраля к октябрю 1917 г. (реформаторская и радикальная). Ø Охарактеризовать состав Временных правительств, их деятельность, причины кризисов. Ø Обратить внимание на то, какие основные партии действовали в России, какова была их позиция по центральным вопросам того времени (власть, мир, выход из кризиса, аграрный вопрос).
o По второму вопросу; Ø Охарактеризуйте события сентября-октября 1917 г. Ø Объясните причины прихода к власти большевиков. Система управления Советской власти и ее первые мероприятия. Ø Оценки событий октября 1917 г. в историографии (социалистическая революция, открывшая путь всему миру к социализму; рабоче-крестьянская, демократическая революция, конечная цель которой – переход от капитализма к социализму; военный переворот большевиков в союзе и при опоре на матросов и солдат; заговор, захват власти кучкой большевистских лидеров и др.)
По третьему вопросу; Ø Дать определение понятию «гражданская война» и обозначить ее хронологические рамки. Ø Проанализировать причины гражданской войны, вытекающие из комплекса противоречий, связанных с разгоном Учредительного собрания и формированием однопартийной системы, заключением Брестского мира, политикой большевиков в сфере промышленности, банков, аграрном вопросе, в отношении церкви и т.д. Ø Объяснить, чем была вызвана иностранная интервенция, каковы ее формирования, цели и действия. Ø Сравнить силы, программы, действия белых и красных в период гражданской войны. Ø Сформулировать, что такое военный коммунизм. Ø Обратить внимание на хронологию, причины (объективные и субъективные), меры военного коммунизма. Ø Объяснить причины победы красных в гражданской войне. Ø Охарактеризовать потери страны от гражданской войны и осмыслить ее уроки. По четвертому вопросу выяснить: Ø Причины образования СССР. Ø Суть дискуссии среди руководства страны о создании союзного государства (план автономизации; план союзного государства). Ø Какие республики и когда первыми вошли в состав СССР. Ø Значение создания Союза СССР. Темы рефератов: 1. Ленин и его роль в событиях 1917-1920 гг. 2. Керенский - глава Временного правительства. 3. Лидеры белого и красного движения. Литература основная: 1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава 16,17. 2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел IV, глава 9, параграф 5; Раздел V, глава 1,2.
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Главы 31,32. Литература (дополнительная): 1. Аксенов В.Б. Война и власть в массовом сознании крестьян в 1914-1917 гг.: архетипы, слухи, интерпретации//Российская история. 2012 - №4. 2. Давыдов А.Ю. Проигранная война красных: нелегальная экономика 1917-1920 гг.//Вопросы истории. 2013. №11. 3. Исхаков С.М. Генерал А.М. Коледин. Фронтовые письма 1915-1917 гг.//Вопросы истории. 2012. № 11. 4. Письма ротмистра лейб-гвардии Уланского полка А.В. Поливанова родным (октябрь 1916- май 1917 г.). Публикацию подготовил В.Н. Кузнецов. //Вопросы истории. 2012. № 9. 5. Прайсман Л.Г. Чехословацкий корпус в 1918 г.//Вопросы истории. 2012. № 5,6. 6. Репников А.В. – И.Н. Гребенкин Русский офицер в годы мировой войны и революции. 1914-1918 гг.//Вопросы истории. 2012. № 2. 7. Репников А.В. – Р.Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. Военное строительство, источники комплектования, социальный состав. 1917-1920 гг.// Вопросы истории. 2013. №4 8. Сенявская Е.С. – В.Л. Кожевин Российское офицерство и Февральский революционный взрыв//Российская история. 2013 -.№5. 9. Тютюкин С.В. Александр Керенский. Страницы политической биографии (1905-1917 гг.) //Российская история. 2013 - №4. 10. Фельдман М.А. Гражданская война в России: две проблемы в историографии//Вопросы истории. 2012. № 2. 11. Фельдман М.А. Рабочие Урала в составе Красной и Белой армий//Вопросы истории. 2013. № 9. 12. Энтин Дж. К истолкованию русской революции 1917 г.//Вопросы истории. 2012. № 8. 13. Юдин Е.Е. Император Николай II в восприятии русской аристократии. 1894-1914 гг.//Вопросы истории. 2014. №3.
Тема 13. СССР в 1920-1930-е гг. (3 занятия- 6 часов) План семинара 1. НЭП: причины, меры, противоречия, итоги. 2. Основные этапы внешней политики СССР в 1920-1930-е гг. 3. Внутрипартийная борьба 1920-х гг. Модель власти, сформировавшаяся на рубеже 1920-1930-х гг.: Оценки в современной историографии. 4. Экономическая политика Советского государства: индустриализация, коллективизация. 5. Репрессии в предвоенный период. 6. Итоги экономического развития страны в предвоенное десятилетие.
По первому вопросу: Ø Охарактеризовать хронологические рамки НЭПа (1921- конец 1920-х гг.). Ø Сформулировать причины перехода к НЭПу: o глубокий социально-экономический и политический кризис; o массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте; o стремление большевиков удержать власть любой ценой; o крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений; o спад революционной волны на Западе и т.п. o Ø Раскрыть меры НЭПа в экономической, политической, идеологической, духовной сфере. Ø Показать, как современники относились к введению новой экономической политики. Ø Охарактеризовать причины и суть кризисов НЭПа, мероприятия власти по их преодолению. Ø Выяснить итоги НЭПа, обратив внимание на восстановление в основном довоенного уровня экономики. По второму вопросу ключевое внимание уделить характеристике этапов внешней политики СССР: Ø 1922-1933гг. Прогерманская ориентация внешней политики в целях противодействия «главным потенциальным противникам» - Англии и Франции. 1924 г. – признание СССР Англией, затем Италией, Францией. Ø 1933-1939 гг. Переориентация внешней политики на западные демократии. Попытка создания системы коллективной безопасности (антифашистский фронт). Ø 1939-1940 гг. Сближение с Германией. Подписание пакта о ненападении (23.08.1939г.) и договора о дружбе и границе 28.09.1939г. 30.11.1939-12.03.1940 гг. – война СССР с Финляндией. Потери СССР: 75 тыс. человек убито, 170 тыс. ранено и обморожено. Исключение СССР из Лиги Наций. Внешнеполитическая ситуация накануне Великой Отечественной войны. По третьему вопросу: Ø показать изменения в партии, произошедшие в 1920-е гг.: o запрет фракций в РКП(б); o учреждение поста генерального секретаря РКП (б); o усиление контроля партаппарата; o ограничение внутрипартийной демократии; o усиление борьбы в партруководстве; o разгром сторонников «мягкого» внутрипартийного режима; o превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и внутрипартийной борьбы.
Ø Выделить и охарактеризовать наиболее острые периоды борьбы внутри большевистской партии (1923-1924 гг.; 1925 г.; 1927 г.; 1928-1929 гг.). Ø Привести оценки модели власти в СССР, сформировавшейся на рубеже 1920-1930-х гг., высказанные в современной историографии («сталинизм», «культ личности», «режим личной власти», «партократия», «идеократия», «номенклатура», тоталитаризм, народовластие традиционного общества, облеченное в советскую форму).
По четвертому вопросу: Ø обратить внимание на то, когда провозглашен курс на индустриализацию страны. Ø сформулировать цели индустриализации: o ликвидация технико-экономической отсталости; o достижение экономической независимости; o подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство; o развитие новых отраслей промышленности; o создание ВПК.
Ø Показать особенности индустриализации: o высокий темп индустриализации; o милитаризация экономики; o приоритетное развитие тяжелых отраслей промышленности; o ориентация на внутренние источники накопления. Ø Раскрыть источники индустриализации: o экспорт ресурсов (зерна, полезных ископаемых, леса и т.д.); o доходы, получаемые от развития сельского хозяйства; o займы государства у населения; o денежная эмиссия; o использование «спецконтингента».
Ø Охарактеризовать задания первого и второго пятилетних планов, сложившуюся систему управления экономикой.
Ø
Ø Коллективизация и ее цели:
o перекачивание средств на нужды индустриализации;
o ликвидация «аграрного перенаселения»;
o огосударствление частного сектора экономики;
o ликвидация кулачества как класса;
o попытка наладить эффективное сельскохозяйственное производство.
Ø Ход коллективизации. Репрессии в отношении крестьянства. Спецпереселенцы. Голод 1932-1933 гг. падение сельскохозяйственного производства.
По пятому вопросу: Ø Репрессии 1930-х гг.: «Шахтинское дело», процесс над меньшевиками, дело о «вредительстве на электростанциях», дело «троцкистско-зиновьевского центра», «процесс военных» и др.
Ø Образование ОГПУ и ГУЛАГа.
Ø Оценка масштабов репрессий. Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø
Ø Ø Ø Ø Ø Роль принудительного труда в экономике страны.
По шестому вопросу: Ø Подвести итоги экономического развития СССР накануне Великой Отечественной войны.
Ø Ø Ø Ø Ø
Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Достижения и провалы. Нерешенные проблемы.
Ø
Ø Изменение места СССР в мире по базовым экономическим показателям (валового и душевого производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции).
Ø Подвести общий итог по теме, высказав свое мнение по поводу оценок, существующих в отечественной историографии на предмет достигнутых результатов:
Ø Результаты форсированного экономического развития страны в области промышленности и сельского хозяйства Ø Место СССР в мире по объему промышленного производства Ø Изменения в социальной структуре населения Ø Материальное положение населения, уровень развития здравоохранения, средняя продолжительность жизни Ø Состояние образования Ø Отечественная историография о результатах развития СССР в предвоенный период 1.
o во второй половине 1930-х гг. в основном построен социализм (ортодоксальная коммунистическая т.з.); o социалистическая революция прогрессивна, но социализм в СССР не построен (концепция реформизма); o социализм признается идеалом, но может быть построен в результате совершенствования капитализма (социал-демократическая концепция); o социалистическая идея не состоятельна, несостоятельна и командная экономика, сложившаяся в 1930-е гг. (концепция буржуазного либерализма); o Сталинский режим антирусский и прозападный. (идея самобытного пути развития России). Темы рефератов: 1. И.В. Сталин. Оценки в историографии. 2. Автономная индустриальная колония «Кузбасс». 3. Индустриализация и коллективизация в Кузбассе. 4. Пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. 5. Значение принудительного труда в экономическом развитии СССР. Литература обязательная: 1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава17. 2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел V, глава 3,4 3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – Главы 33,36. Литература дополнительная: 1. Абинякин Р.М. Увольнение бывших офицеров из РККА в 1921-1934 гг.//Вопросы истории, 2012. №2. 2. Арзаканян М.Ц. – В.П. Смирнов. От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи //Вопросы истории, 2012. №4. 3. Ватлин А.Ю. Граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург и эпоха массовых репрессий в СССР //Вопросы истории, 2012. №2. 4. Воейков Е.В. Трудовая повинность на лесозаготовках в годы индустриализации СССР //Вопросы истории, 2014, №3. 5. Ильиных В.А. Раскрестьянивание сибирской деревни в советский период: основные тенденции и этапы // Российская история, 2012 - №1. 6. Кедров Н.Г. Замкнутый круг российской историографии коллективизации крестьянства. //Вопросы истории, 2014, №3. 7. Кондрашин В.В. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939 гг.//Вопросы истории, 2013, №7. 8. Короленков А. В. Политическая система при Сталине: взгляд российского и немецкого историков// Российская история, 2013 - №3. 9. Макаренко П.В. «Шахтинский процесс» и его влияние на советско-германское сотрудничество// Вопросы истории, 2013. №10. 10. Нефедов С.А. Продовольственное потребление советских трудящихся в 1930-е гг.//Вопросы истории, 2012, №12. 11. Папков С.А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири/ С.А. Папков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012 - 440 с. 12. Папков С.А. тройки ОГПУ-НКВД в Сибири в 1925-1938 гг.//Вопросы истории, 2012, №6. 13. Рыбаков П.А. Коллективизация в Московской области в восприятии крестьянства//Вопросы истории, 2013, №8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|