Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. - введено изучение акушерства.




 

№37: Госпитальные школы и их значение для развития медицинской науки и практики в России

Первая в России госпитальная школа была основана Петром I в 1707г. Ее открытие неразрывно связано с историей первого в России госпиталя. Вначале он был гражданским и назывался «Московский непременный (т.е. постоянный) госпиталь», в 1757 г. стал военным лечебным учреждением и был переименован в Генеральный сухопутный Московский госпиталь (ныне Центральный военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко).

В госпитальную школу принимались «изо всяких чинов люди», окончившие славяно-греко-латинскую академию. В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Школа готовила лекарей-хирургов. В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища. Им предоставлялось право своих учеников «доводить до докторской степени».

 

№38: Особенности в подготовке медицинских кадров в России. Открытие академии наук, Московского Университета.

В 1724 г. указом Петра I была учреждена Академия Наук в Петербурге. Академия наук задумывалась как высшее учебное заведение для подготовки специалистов и учителей военного и инженерного дела и других искусств. Она стала не только научным, но и учебным заведением. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трех факультетов - юридического. медицинского и философского, и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Однако открылась она лишь при Екатерине I в 1726 г., а первым ее президентом стал лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Физические науки изучались на четырех кафедрах: теоретической и эспериментальной физики, химии, анатомии и ботаники. При академическом Университете имелись библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Со временем появились и лаборатории.

Императорский Московский университет был учрежден 25 (12) января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны - дочери Петра - в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Первоначально занятия на медфаке проводились на трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. В 1791 г. Московский университет получил право присвоения ученой степени доктора медицины. К началу 19в. в России имелось уже 1519 докторов и лекарей, из которых 422 служили в армии, 218 - на флоте, 879 - во врачебных управах, карантинах и госпиталях.

 

№39: П.А. Загорский, И.В. Буяльский, И.Ф. Буш- выдающиеся представители отечественной медицины XIX века.

Петр Андреевич Загорский (1764-1846) утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии «сокращенная анатомия...» в двух книгах. Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала 19 в. Она объединялась с физиологией, патологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами.

Илья Васильевич Буяльский (1798-1866) - ученик П.А.Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833). В 1828 Буяльский опубликовал «анатомико-хирургические таблицы», сразу получившие мировую известность. Они состояли из 36 рисунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Таблицы Буяльского объединили данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. Буяльский также разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Созданные им коррозионные препараты почек(1863 г.) сохранились до наших дней.

 

№40: Развитие учения о заразных болезнях в России (Д.С.Самойлович, И.И.Мечников, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный)

Основоположником развития эпидемиологии в России был выдающийся врач-эпидемиолог и ученый Данило Самойлович Самойлович (1742-1805), посвятивший всю жизнь изучению причин, путей распространения и профилактики чумы и некоторых других инфекций. Личный участник борьбы с чумой в Москве в 1771-1772 гг., он провел целый ряд замечательных исследований по эпидемиологии и борьбе с ней. Он был убежден, что "чума вызывается особливым и совсем отменным существом", поэтому впервые сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей чумы. Д.С. Самойлович был уверен, что после перенесенной болезни развивается невосприимчивость к заболеванию, ибо во время одной эпидемии люди дважды чумой не болеют, поэтому для ухода за больными, он старался набирать санитаров из числа переболевших. Кроме того, Д. Самойлович изучал изменчивость возбудителей чумы. Он понимал, что у выздоравливающих больных бубонной формой болезни в созревших и вскрывшихся бубонах заразное начало находится в ослабленной форме. Поэтому он впервые делал попытку проводить противочумные профилактические прививки, используя выделения из бубонов от выздоравливающих. Для предохранения заражения чумой при соприкосновении и/или через предметы обихода он рекомендовал носить защитную одежду, а также впервые применил прообраз дезинфекции и дезинсекции — метод окуривания — с помощью порошка специального состава, предложенного Касьяном Ягельским, для обеззараживания помещений, где были больные и одежды больных, состоящей из различных материалов (мех, шерсть, шелк, хлопчатобумажная ткань и др.). Впервые в мире провел опыт самозаражения чумой, чтобы доказать наличие иммунитета после перенесенной болезни, а также одевал одежду больных чумой после окуривания, чтобы доказать ее безвредность после воздействия дыма.
Большая заслуга принадлежит Д.Самойловичу по организации карантинной и противоэпидемической службы на Черноморском побережье. Эти исследования и мероприятия явились прообразом для научно разработанных методов дезинфекции, дезинсекции и профилактики инфекционных заболеваний при помощи вакцинации, а также карантина. Труды Д.С. Самойловича были переведены на многие европейские языки, а сам ученый был избран почетным членом 14 зарубежных академий и научных обществ, но, к сожалению, в России умер безызвестным врачом.
Основоположником современной эпидемиологии инфекционных болезней по праву считается Даниил Кириллович Заболотный (1866-1929), который в 1920 г. в г. Одессе открыл первую в мире кафедру эпидемиологии, дал определение эпидемиологии, написал первый учебник «Основы эпидемиологии» в 1927 г. Он изучал эпидемиологию, ареалы распространения, источники чумы. Доказал, что резервуаром чумы в природе являются грызуны: сурки (забайкальский сурок — тарабаган), суслики, песчанки, тушканчики, крысы и др. Мировую известность получили его работы по изучению эпидемиологии и профилактики холеры, сифилиса, сыпного тифа и других инфекций.
Благодаря И. И. Мечникову (1845—1916) и многим другим исследователям в конце прошлого столетия было создано стройное учение об иммунитете (невосприимчивости) при инфекционных болезнях. Открытое И. И. Мечниковым в 1882—1883 гг. явление фагоцитоза, положившее начало учению об иммунитете, открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных болезней. Эти открытия позволили разработать и применить в клинике серологические исследования (реакции агглютинации, преципитации и др.) для лабораторной диагностики инфекционных болезней. Большая заслуга в развитии иммунологии и теории инфекции принадлежит Н. Ф. Гамалея (1859—1949), открывшему
также явления бактериофагии.
Гамалея - выдающийся микробиолог. Вместе с И. И. Мечниковым в 1886 году организовал в Одессе первую в России бактериологическую станцию. Автор многих работ по микробиологии и иммунологии (по профилактике холеры, чумы, оспы, паразитарных тифов, бешенства). Открыл бактериолизины, возбудители холеры птиц. Обосновал значение дезинсекции для ликвидации сыпного и возвратного тифов. В 1888 году ученый издал книгу "О прививках против сибирской язвы".

№41: С.Г.Зыбелин, К.И,Щепин, А.М.Шумлянский и их роль в отечественной медицине 18 века

Константин Иванович Щепин (1728—1770) родился в Котельниче, учился в Вятской духовной семинарии, Киево-Могилянской академии, затем жил в Константинополе, Греции и Италии, причем овладел в совершенстве греческим, латинским и несколькими западноевропейскими языками.

По возвращении в Россию Щепин был переводчиком в Академии наук и работал по ботанике у акад. С. П. Крашенинникова. В 1753 г. Щепин был послан в Лейден для дальнейшего изучения ботаники. Он предполагал стать ботаником, преемником С. П. Крашенинникова, но когда тот умер, место ботаника было предложено зятю видного немца. По-видимому, вследствие этих интриг К. И. Щепин в 1756 г. перешел на службу в Медицинскую канцелярию, стал изучать медицину. В 1758 г. он защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте. В этой работе К. И. Щепин дал анализ влияния растительных кислот в пище человека, указал профилактическое значение растительных кислот в борьбе с цингой и предвосхитил некоторые данные современной витаминологии. В тезисах к диссертации есть догадки о гормонах, о нейрогуморальной регуляции отправлений человеческого организма.

После этого К. И. Щепин посетил Париж, Лондон. Копенгаген, побывал у Линнея в Швеции и всюду совершенствовался в медицине. Возвратившись в 1759 г. на родину, он недолгое время работал в Петербургском генеральном госпитале, откуда во время Семилетней войны добровольно отправился в действующую армию, чтобы ознакомиться с особенностями работы военного врача.

С 1762 г. К. И. Щепин преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику и фармакологию, будучи первым русским преподавателем в Московской госпитальной школе. К. И. Щепин был противником диктовки, принятой в то время многими преподавателями, что вызывалось отсутствием учебников. Он заботился о том, чтобы у слушателей были учебники. Как преподаватель, он стремился знакомить аудиторию с новыми достижениями медицины. Опытный лингвист и переводчик, К. И. Щепин преподавал на русском языке.

Он настаивал на необходимости наглядного и практического преподавания, анатомию преподавал с демонстрацией трупов («на кадаверах»). Своими нововведениями К. И. Щепин нажил врагов среди руководителей госпитальных школ, был отстранен от преподавания и даже лишен права врачебной практики. Он участвовал в ботанических экспедициях; принял участие в борьбе с эпидемией чумы, от которой он умер…

 

Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802)учился в Славяно-греко-латинской академии и оттуда в 1755 г. был отправлен студентом во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. Зыбелин был направлен Лейденский университет, где в 1764 г. окончил медицинский факультет, получил степень доктора медицины. С 1765 по 1802 г. С. Г. Зыбелин преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, этическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке.

Кроме преподавания студентам, С. Г. Зыбелин многократно выступал с торжественными речами на годичных актах университета и посвящал их личным вопросам медицины. В «Словах» Зыбелин высказывал передовые для своего времени взгляды только по вопросам практической медицины и гигиены, но и по широким философским вопросам.

С раннего периода своей деятельности С. Г. Зыбелин показал себя передовым ученым, ставящим задачей разрешение наиболее трудных вопросов, связанных с изучением мира и человека. По мнению С. Г. Зыбелина, наука должна познать не только «внешнюю красоту» окружающих века явлений, но их внутреннее содержание, связи, объективные за годы существования.

 

Изучение и знание законов природы С. Г. Зыбелин считал крайне важным для развития медицины, предупреждения болезней и сохранения здоровья населения. Он признавал объективный характер законов природы и призывал слушателей следовать им и изучать их.

В своих трудах он освещал основные проблемы медицины: этнология болезней, наследственность, конституция и ее значение для здоровья детей.

Преподавая теоретическую медицину, С. Г. Зыбелин начинал с физиологии здорового человека, физиологической семиологии и диететики, затем излагал патологию, патологическую семиологию и, наконец, терапию. Врачебное веществословие и рецептуру Зыбелин преподавал с демонстрацией приготовления важнейших лекарств: под его руководством аптекари показывали студентам приготовление лекарств.

Зыбелин положил начало учению о профилактике болезней, указал на значение телосложения в развитии и течении заболеваний (1777). Придавал большое значение вопросам гигиены быта, широко пропагандировал применение естественных факторов природы для закаливания и лечения организма. Был одним из руководителей и организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве в 1771. Помимо медицинской деятельности, занимался литературой.

Александр Михайлович Шумлянский (1748— 795) окончил школу при Петербургском адмиралтейском госпитале. После этого учился в Страсбургском университете, где в 1783 г. защитил диссертацию «О строении почек» представляющую самостоятельное научное исследование. А. М. Шумлянский был последовательным сторонником экспериментального метода в естествознании. В своей диссертации Шумлянский показал себя как передовой натуралист-экепериментатор, который смело шел собственным путем к разрешению поставленной т научной проблемы. О

дин из пионеров отечественной микроскопической анатомии, в своей диссертации он показал, что так называемые мальпигиевы тельца — не железы, как думал сам М. Мальпиги, а клубочки капилляров. Применив оригинальную методику инъекции сосудов почки, он представил картину ее гистологического строения, указав и другие основные ее структуры — извитые канальцы и капсулу, окружающую сосудистый клубочек. Прошло более половины столетия, прежде чем британский хирург и гистолог У. Боумен дал подробную анатомо-физиологическую характеристику этой капсулы, получившей название «боуменовой»; поэтому в отечественной литературе с полным на то основанием закрепилось другое название — «капсула Шумлянского — Боумена».

Открытия А. М. Шумлянского расширили правильные представления не только о строении почки, но и о ее функции. В последующем эти открытия пережили своеобразную судьбу. При жизни А. М. Шумлянкого его диссертация переиздавалась в Западной Европе и цитировалась, что свидетельствовало о признании его заслуг. В России открытия А. М. Шумлянского несколько раз забывали. О них вспомнили в середине XIX века и снова забыли. Только в СССР был восстановлен приоритет А. М. Шумлянского в открытии капсулы клубочка и петли прямого канальца.

№42: Н. И. Пирогов, его вклад в развитие анатомии, хирургии. Общественная деятельность Н. И. Пирогова

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – создатель топографической анатомии. Ввел в анатомию метод распилов замороженных трупов для изучения точного взаиморасположения органов. Выдающийся хирург, придавал огромное значение знанию анатомии. Николай Иванович Пирогов явился одним из родоначальников военно-полевой хирургии, а также внес неоценимый вклад в развитие топографической анатомии. Благодаря деятельности Н.И. Пирогова, медицина вообще и анатомия в частности, сделали гигантский скачок в своем развитии. Н.И.Пирогов (1810-1881) добился огромных успехов в развитии хирургической анатомии. Мировую славу ему создало сочинение «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837). Он ввел в анатомию новый метод исследования — последовательные распилы замороженных трупов («ледяная анатомия») и на основании этого метода написал «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843-1848) и атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1851-1859). Это были первые руководства по топографической анатомии. Вся деятельность Н.И. Пирогова составила эпоху в развитии медицины и анатомии. Операции и оперативные приемы, изобретенные Пироговым, используются в хирургии до сих пор. Будущие медики учатся по пособиям, начало которым лежит все в тех же трудах Пирогова.

Н.И. Пирогов родился в 1810 году в семье казначея Провианского депо (Москва). С восьмилетнего возраста он проходит домашнее обучение, учёбу в «своекоштном училище» B.C. Кряжева и в 14 лет поступает на врачебное отделение Московского университета. В 1828 году Н.И. Пирогов успешно проходит испытание на степень лекаря, а в 1829-1832 гг. в Дерпте учится в профессорском институте, защищает диссертацию по перевязке брюшной аорты. Позднее он - профессор военно-медицинской академии и директор медико-инструментального завода (Санкт-Петербург).

Основываясь на своих многочисленных наблюдениях, изложенных в «Топографической анатомии», в «Прикладной анатомии» Николай. Иванович создаёт в медвузе «двуединую» дисциплину, когда теория хирургической операции обоснована опытами анатомо-физиологическими и патолого-анатомическими исследованиями.

Создана большая школа учеников и последователей Н.И. Пирогова в России: А.А. Бобров, Н.И. Дьяконов, В.А. Караваев, С.Н. Делицын. Появляются приверженцы в Европе: В. Браун-Лейпцинг, Вельпо-Париж и др. Он внёс значительный вклад в развитие доктрины военно-полевой хирургии основные положения которой с успехом использовались в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Николай Иванович оставил свой след в развитии прикладной (хирургической) морфологии, описав подчелюстной треугольник Пирогова, апоневроз двуглавой мышцы, клетчатое пространство Пирогова-Парона, «средостение» в забрюшинном пространстве, лимфоузел Пирогова-Розен-Мюллера, доступы к подмышечной и наружной подвздошной артерии. Большое внимание было обращено на фасы, которые нашими современниками были включены в учение о так называемом «мягком» скелете. Студенты подробно рассматривают 3-моментную конусокруговую ампутацию в области плеча и бедра, костнопластическую ампутацию голени и бедра, сухожильный шов по Пирогову. Но не стоит причислять Николаю Ивановичу некоторые открытия хирургии, в частности лечение наружных грыж, клинический шов.

Универсальность Пирогова в том, что он выступал в качестве травматолога, военно-полевого хирурга, нейрохирурга, детского хирурга, акушера-гинеколога, уролога, ЛОР-специа-листа, офтальмолога, реаниматолога, а также организатора здравоохранения, гигиениста, патологоанатома, инфекциониста. В хирургии стали появляться более узкие направления, Н.И. Пирогов внедрил в практику гипсовую повязку при переломе конечностей, эфирный наркоз, наборы инструментов для военно-полевой хирургии.

На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии имеются три учебных стенда и уникальная подборка художественной литературы связанной с именем Н.И. Пирогова. Это подлинник атласа учёного (Дерпт, 1838), книга «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (Санкт-Петербург, 1881), два портрета Николая Ивановича, выполненные студентами-медиками, а также два большеформатных портрета — чеканка по меди и биметаллическая чеканка литьё.

Если трудовой путь Н.И. Пирогова исчислять с начала 30-х годов, то четверть века у него ушло на практику и научную деятельность в медицине и почти столько же на педагогическую работу (хотя от случая к случаю он практиковал в своей деревенской больнице до самой кончины (1881). Одиночные выезды из села Винницы были связаны с консультациями Д. Гарибальди и раненых на фронтах франко-прусской войны и в действующую дунайскую армию.

После смерти Пирогова его забальзамировал его друг и врач. Мумия Пирогова находится в Виннице до настоящего времени и хранится без видимых изменений при комнатной температуре. Секрет бальзамирования до сих пор не раскрыт.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) обучался медицине в Московском и Дерптском университетах, выезжал в научные командировки в германские, французские университеты и клиники, работал руководителем хирургической клиники в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где основал Анатомический институт.

В 1856–1861 годах был попечителем гимназий и училищ в Одесском и Киевском учебных округах, руководил русскими докторантами в Гейдельберге. В качестве военно-полевого хирурга участвовал во Франко-Прусской и Русско-Турецкой войнах, оказывал помощь раненым при первой обороне Севастополя.

Умер от рака сильно истощенным в 1881 г. Тело бальзамировано профессором Д.И. Выводцевым без вскрытия полостей, введением через сосуды спиртового раствора тимола, глицерина и воды. Оно пролежало до следующего бальзамирования 65 лет. Профессор Р.Д. Синельников (Харьков) повторно бальзамировал и реставрировал тело Н. И. Пирогова, которое хранится в настоящее время в музее г. Винница.

Как анатом Н.И. Пирогов предложил новый способ по изучению взаимного расположения (синтопии) органов, сосудов, нервов; проекции их на кости (скелетотопии) и кожу (голотопии) в виде распилов на замороженных трупах по трем взаимно перпендикулярным плоскостям, что позволило составить более точные представления о топографо-анатомическом строении человека.

Он много и самостоятельно препарирует как в Дерпте (Тарту), так и в Берлине, потому что убежден, что точные знания анатомии необходимы для выполнения операций, постановки диагноза, для неоперативных методик лечения. Поэтому о своих анатомических занятиях писал: «Главная цель моих анатомических исследований — приложение их к патологии, хирургии, или, по крайней мере, к физиологии». Российская императорская Академия наук избирает его членом-корреспондентом в 1847 г. за многочисленные и глубокие исследования по различным направлениям анатомии и хирургии, в том числе:

· за создание первого в России Анатомического института;

· за успехи в лечении пациентов на посту заведующего Госпитальной хирургической клиникой Военно-медицинской академии и в качестве консультанта ряда больниц Санкт-Петербурга;

· за славу его лекций по топографической и патологической анатомии;

· за книги «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» — каждая из которых получила Демидовскую премию.

В экспериментальных работах Н.И. Пирогов решал главную проблему по восстановлению кровообращения через коллатеральные сосуды при постепенном выключении основной магистрали (брюшной аорты), интересовался развитием сосудов в тканях соединенных швами (шов ахиллова сухожилия). Великолепно владел техникой препарирования, перевязками, инъекциями живых и мертвых сосудов.

Структуры головного мозга изучал на замороженных разрезах и установил, что к мышцам-антагонистам всегда приходят для иннервации разные нервы. Впервые обратил внимание на фазность наркоза, установил реактивные изменения нервных волокон от эфира и хлороформа. С учетом топографии нервных стволов Н.И. Пирогов предложил точные ориентиры, исключающие повреждение нервов, их ветвей и связей при операциях.

«Анатомия — писал Н. И. Пирогов, — не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по слогам; изучение её также необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других».

Ряд медицинских университетов, академий, журналов, медицинских обществ, в том числе Московский медицинский университет носят имя Н.И. Пирогова. Медицинская и научная общественность проводит Пироговские чтения, конференции, съезды; праздновались 50-летний и 100-летний юбилеи научной деятельности Николая Ивановича, в лице которого все страны мира увидели гениального русского ученого-медика XIX столетия. Это стало возможным благодаря тому, что он создал научную анатомию и предопределил ее развитие на целое столетие вперед.

 

№43: История развития педиатрии.


Хотовицкий Степан Фомич (1796 — 1885), профессор МХА(Медико-хирургической академии), был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс, детских болезней, как это ранее никто не делал, он проводил полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства вплоть до детских инфекций. Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. Он ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также — цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. С. Ф. Хотовицкий, он создает в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням - "Педиятрику", в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее своего значения:

*Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

*Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

*Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития.
*Вместе с тем по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего.
В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания — единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).

 

Филатов Нил Федорович (1847 — 1902) выдающийся русский педиатр, по общепринятому мнению «отец русской клинической педиатрии». Он впервые выделил как самостоятельные заболевания идиоматическое воспаление лимфатических желез (инфекционный мононуклеоз, ранее называвшийся болезнью Филатова Пфейфера), скарлатинозную краснуху и впервые описал отрубевидное шелушение на слизистой оболочке щек как ранний признак кори (симптом Филатова), специфический запах изо рта при дифтерии, «скарлатинозное сердце» и безбелковые отеки как признак «скарлатинозного нефрита», впервые в России применил противодифтерийную сыворотку, а также люмбальную пункцию для диагностики менингита, к тому же дал характеристику важнейшим симптомам поражения ЦНС при различных заболеваниях у детей.

Гундобин Николай Петрович (1860 — 1907) по праву считают основоположников русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста». Осознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях, что лишь клинические наблюдения у пастели больного научат ставить диагноз и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной

гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколение — это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей — залог роста и развития всей страны». Его замечательный труд, который неоднократно переиздовался «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

 

№44: Развитие отечественного акушерства

Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Не только на селе или в городе, но и в столице царские и боярские жены рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух, уровень медицинских знаний которых был весьма невысок. Хотя и иностранные врачи, приглашаемые в Москву для обслуживания царского двора, акушерскими познаниями тоже не отличались.

Названия «бабка-повитуха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» (повивавшая, свивавшая пеленкой дитя) — так на Руси именовались женщины, оказывающие пособие роженице, такая женщина приглашалась в большинстве случаев только при трудных родах: в легких же случаях она приглашалась уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. Древнейшим местом для родов, не только у крестьян, но и у царей была баня — «мыльня». Ее с усердием мыли, скребли добела ножами пол, полати и стены, протапливали — чтобы легче было «размягчить» тело роженицы, но париться ей не разрешалось. Баню протапливали специально заготовленными дровами: рябиновыми — чтобы отогнать нечистую силу, дубовыми — чтобы ребенок родился сильным, березовыми — чтобы дитя было красивым.

Акушерки, практиковавшие в то время России, были почти исключительно иностранки. Помощью этих врачей и акушерок могло пользоваться только сравнительно ограниченное число рожениц из привилегированного класса, вся же остальная масса русского населения (города и деревни) по-прежнему довольствовалась услугами повивальных бабок.
Впервые в России Петром I были изданы некоторые законоположения, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые не подвергались никакому контролю. Прежде всего в 1804 г. был издан указ, запрещавший убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами. Петром I были заложены и первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов. Так, в 1712 г. Петр I издал указ: «По всем губерниям учинить шпиталеты для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены...». Петр I в 1714 и 1715 гг. снова издает подобные указы, добавляя распоряжение о том, чтобы для ухода за подкинутыми младенцами в «шпиталетах» набрать «искусных жен». Увеличивается спрос на разумную акушерскую помощь, ощутилась потребность организовать подготовку если не врачей-акушеров, то на первое время хотя бы отечественных акушерок. Уже после Петра I, в царствование Елизаветы, правительство сделало решительный шаг в деле плановой подготовки акушерок.

Становление акушерского в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710—1760). В 1750-х годах он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии, учрежденной вместо Аптекарского приказа в. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I.

В 1754 г. П.З. Кондоиди взял на учет всех повивальных бабок, подвергнул их экзаменам, ввел за счет казны «присяжных бабок», «городовых» акушеров и акушерок и открыл в Москве и Петербурге по одной «бабичьей» школе для подготовки акушерок. Он сыграл очень большую роль в вопросе организации акушерского образования в России. П.З. Кондоиди поставил вопрос об отдельной организации акушерских школ. Он дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов.

Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из «профессора бабичьего дела» и его помощника-лекаря, именовавшегося акушером. Преподавание анатомии женского полового аппарата должно было проводиться на трупах. К лекциям профессора привлекались также и практикующие уже бабки, так как школы имели целью подготавливать новых акушерок и совершенствовать знания старых. Кроме этих занятий носивших теоретический характер, должны были происходить и занятия практические, у постели роженицы. Вести их должны были бабки, уже имевшие право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на роды. Весь курс обучения укладывался в шесть лет. По истечении первых трех лет обучения поручалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки.

Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Медицинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. В то время это были очень большие деньги. После такого материального обеспечения акушерских школ Кондоиди приступать к их открытию почти одновременно в Москве и Петербурге.

При наборе учениц в школы возникли большие трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была произведена регистрация проживающих на два крупных столичных города Российской Империи оказалось всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Это был весь резерв, из которого можно было вербовать учениц. Но все же школы начали свою работу.

С 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером Иоганн Фридрих Эразмус.

В первые десятилетия существования этой школы (до открытия Повивального института в 1801 г.) занятия с акушерками проводились на дому у профессора акушерства. И.Ф.Эразмус проводил занятия с городскими акушерками в своей квартире на Новой Басманной улице. Он руководил Московской акушерской школой вплоть до своей смерти.

 

 

№45: М.Я. Мудров его вклад в диагностику, профилактику и лечение внутренних болезней

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) крупнейший представитель терапии в России первой половины XIX в., выпускник Московского университета (1800), а впоследствии его профессор (1809) и декан медицинского факультета.
Во время Отечественной воины 1812 г. выехал в Нижний Новгород вместе с профессорами медицинского факультета Московского университета, где оказывал помощь раненым и больным.
Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Именно он отмечал, что лечить нужно не заболевание, а человека, распознавая причины заболевания, которые могут быть как физическими, так и «душевными». Основные положения Мудрова сформулированы в его «Слове о способе учить и учиться медицине практической, или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820). Он довольно детально обсуждает значимость и возможности новых методов диагностики — перкуссии Ауэнбруггера и аускультации Лаэннека. Мудров заговорил о языке как «о вывеске желудка» и описал ряд ценных для диагностики симптомов.

Истории болезней, которые М. Я. Мудров тщательно записывал при постелях больных, по его словам, были для него дороже самой богатой библиотеки,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...