Роль С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и А.А.Остроумова в развитии терапии в России 19 века
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Г. А. Захарьин Григорий Антонович Захарьин (1829–1897) – один из крупнейших клиницистов XIX в. Он окончил медицинский факультет Московского университета в 1852 г. С 1862 по 1895 гг. Г. А. Захарьин был заведующим факультетской терапевтической клиникой Московского университета. Он был новатором в своей клинической и преподавательской деятельности. Через своих учеников он оказал существенное влияние на развитие медицины. Г. А. Захарьин выразил главную задачу клинициста следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Г. А. Захарьин большое значение придавал клиническим лекциям: «Клиническая лекция должна быть образцом правильной методики и индивидуализирующей клиники. И чем более она отличается от главы учебника, тем более она имеет право называться клинической лекцией». Исследования Г. А. Захарьина охватывали ряд вопросов клинической медицины. Он описал картину сифилиса легких (сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза), сифилиса сердца, кроме этого, он дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьин выдвигал теорию о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Одной из основных заслуг Захарьина является развитие метода непосредственного клинического наблюдения и разработка метода опроса больного. Инициатива опроса должна оставаться в руках лечащего врача. Надо сказать, что опрос Захарьина охватывал не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние, а также обстановку, в которой живет больной. По сути, в опросе у Г. А. Захарьина имеются два основных принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод такого опроса охватывает все системы и органы: кровообращение, дыхание, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт (который включает желудок, печень, кишечник, селезенку), кроветворную систему, обмен веществ, нервную систему, а также нервно-эмоциональное состояние (головные боли, сообразительность, сон, настроение, память, парестезии, головокружение и т. д.).
Очень большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. В лечебных советах Захарьина большое место занимали указания больному об образе жизни и о режиме. Вот, что он говорил: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоров». Стоит заметить, что наряду с покоем Захарьин рекомендовал движение. Г. А. Захарьин наряду с применением медикаментов, использовал также гигиенические и профилактические мероприятия, а также общие лечебные приемы – кровопускание, климатолечение больных туберкулезом легких (кстати сказать, климатолечение рекомендовалось не только на юге, но и на природе в любой местности), массаж, минеральные воды. Вопросы гигиены занимали в клиническом учении Захарьина существенное место. Обратимся к знаменитой речи Г. А. Захарьина, которая называется «Здоровье и воспитание в городе и за городом». В этой речи Г. А. Захарьин говорит: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии… Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Надо сказать также, что большинству советов Г. А. Захарьина могли следовать только богатые люди. А. А. Остроумов Алексей Алексеевич Остроумов (1844–1908) в 1870 г. закончил медицинский факультет Московского университета. С 1879 по 1900 гг. он был заведующим кафедрой госпитальной терапии в Московском университете. Алексей Алексеевич Остроумов был последователем Захарьина, особенно в применении клинических методов.
Он также придавал огромное значение расспросу больного, считал, что нужно выявить все особенности случая заболевания у данного конкретного больного. Он продолжал развивать традиции С. П. Боткина в разработке экспериментальной патологии и физиологии. Как и С. П. Боткин, А. А. Остроумов интересовался новыми тогда науками – экспериментальной патологией и фармакологией. Большое значение А. А. Остроумов придавал нервной системе. Остроумов писал: «Организм – целое. Расстройство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других частей его, поэтому ослабление функции одного органа расстраивает весь организм… Организм как целое изменяется в своих функциях при болезни каждой из своих частей». Остроумов считал, что через обмен веществ и нервно-рефлекторную систему осуществляется единство организма, взаимосвязь различных органов между собой и корреляция их деятельности. А. А. Остроумов анализировал различные факторы, действующие при патологическом процессе. Он стал разработчиком учения о значении в течении и этиологии заболевания внешней среды, в которой этот человек живет, развивается и т. д. А. А. Остроумов четко определили задачи врача: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования в среде… Цель клинического исследования – изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства». Остроумов придавал решающее значение в лечении больного общему лечению, считал нужным поместить больного в условия с наиболее благоприятным для данного больного режимом питания, работы, жилища. А. А. Остроумов считал, что медицинская наука есть часть естествознания, а следовательно, ее развитие должно происходить в связи с другими естественными науками. Именно поэтому он стремился сочетать клинические выводы с данными биологии. К недостаткам взглядов Алексея Алексеевича Остроумова можно отнести то, что он преувеличивал роль наследственных, врожденных предрасположенностей человека к различным болезням и умалял приспособительные свойства к окружающей его среде. Он недооценивал социальную сторону человеческого общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|