Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. «Функциональная основа обучения грамматике и лексике немецкого языка»




Цель изучения: познакомить студентов с функциональной основой обучения грамматике и лексике немецкого языка

 

Изучив данную тему студент должен:

- знать:

- коммуникативные типы немецкого простого предложения и соответствующие им речевые образцы;

- функциональную основу формирования грамматической стороны речи на начальном этапе;

- цели и содержание обучения лексической стороне речи;

- 11 типов немецкого простого утвердительного предложения, опираясь на соответствующие им схемы из геометрических фигур;

- уметь:

- организовать работу по выполнению заданий и упражнений, направленных на тренировку в употреблении грамматики, лексики.

- обладать:

- навыками анализа упражнений на усвоение лексики и грамматики немецкого языка,

- приемами формирования грамматической и лексической сторон речи;

- умениями организовать целенаправленную тренировку в употреблении лексики и грамматики.

 

При изучении темы 4 необходимо освоить учебный материал:

Основная литература

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.- (Настольная книга преподавателя иностранных языков).

3. Соловова Е.Н. Практикум по базовому курсу обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бим И.Л. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

  1. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, МН.: Изд-во «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [отв. ред. М.К. Колкова]. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.

  1. Семенюк Е.В. Теория обучения иностранным языкам (вторая специальность - немецкий язык) [Текст]: учебно-методический комплекс / Е.В. Семенюк; МаГУ; [рец. Е.С. Потрикеева]. – Магнитогорск: [Изд-во МаГУ], 2009. – 52 с. – Библиогр.: с.38-39.
  2. Журналы «Иностранные языки в школе» и др.

Особое внимание обратить на следующее:

· Работа над грамматическим оформлением речи носит в основном индуктивный характер.

· Грамматический минимум представлен набором речевых образцов (РО) на уровне предложения, отражающих самые основные типы простого немецкого предложения, выделенных, исходя из валентности глагола, т. е. его способности соединяться с другими членами предложении: только с подлежащим (у непереходных глаголов), с одним дополнением (wen? was?), сразу с двумя (geben: wem? wen? was?).

· Особую роль в обучении грамматике играет обеспечивающее стереотипность действий так называемое упражнение ABCDE-цепочка.

· Лексика, с одной стороны, неотделима от грамматики, с другой стороны, лексика изучаемого языка может войти в противоречие с лексикой родного языка, ибо лексическая валентность в родном и иностранном языках часто не совпадает.

 

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что входит в грамматический минимум немецкого языка?

- Каким образом, и на каком этапе обучения реализуется упражнение ABCDE-цепочка?

- Что является целью обучения лексической стороне устной речи?

- Что служит основным материалом при обучении лексике?

- Какими способами осуществляется семантизация нового лексического материала?

 

Тема 5. «Особенности обучения основным видам речевой деятельности на немецком языке»

Цель изучения: познакомить студентов с особенностями обучения основным видам речевой деятельности на немецком языке: аудированию, говорению, чтению, письму

 

Изучив данную тему студент должен:

- знать:

- цели и содержание обучения основным видам речевой деятельности;

- основные стратегические линии в обучении говорению (путь «снизу», путь «сверху»);

- три основных вида упражнений в обучении видам речевой деятельности: подготовительные, собственно коммуникативные, контролирующие;

- общую стратегию обучения аудированию, говорению, чтению, письму;

- уметь:

- обучать диалогической и монологической речи, развивать навыки аудирования, чтения, письма

- обладать:

– умениями обучения аудированию, говорению, чтению, письму.

При изучении темы 5 необходимо освоить учебный материал:

Основная литература

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.- (Настольная книга преподавателя иностранных языков).

3. Соловова Е.Н. Практикум по базовому курсу обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бим И.Л. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

  1. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, МН.: Изд-во «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [отв. ред. М.К. Колкова]. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.

  1. Семенюк Е.В. Теория обучения иностранным языкам (вторая специальность - немецкий язык) [Текст]: учебно-методический комплекс / Е.В. Семенюк; МаГУ; [рец. Е.С. Потрикеева]. – Магнитогорск: [Изд-во МаГУ], 2009. – 52 с. – Библиогр.: с.38-39.
  2. Журналы «Иностранные языки в школе» и др.

Особое внимание обратить на следующее:

· На начальной ступени обучения ученики учатся технике общения: умению обратиться, завязать беседу, поддерживать и завершать ее.

· В соответствии с этим ученики учатся решать коммуникативную задачу, т. е выполнять соответствующие речевые действия.

· Собственно монологическая речь начинается со сверхфразового уровня.

· Обучение диалогической и монологической речи на первом году обучения предусматривает минимальное варьирование материала.

· При обучении аудированию необходимо добиваться понимания содержания всеми доступными способами: просить повторить, объяснить, переспросить, т. е. вербально реагировать на помехи и т. д.

· Технология обучения чтению предполагает: поэтапность, реализацию системы упражнений, контроль понимания прочитанного и т. д.

· На первом году ученики охотно выполняют письменные задания, необходимо использовать этот фактор для более интенсивного развития навыков и умений иноязычного письма.

 

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

· Как осуществляется обучение аудированию, говорению, чтению, письму с помощью действующих УМК?

· Как осуществляется формирование монологической и диалогической речи?

· Какие трудности возникают при обучении чтению?

· Какова роль письма в обучении иностранным языкам?


4. Практические занятия по курсу

План семинарского занятия по теме 1.

1. Анализ УМК по немецкому языку «Немецкий язык. Первые шаги» для второго класса.

2. Характеристика основной структурной единицы учебника- «шага».

 

Ход проведения занятия – ответы на вопросы лектора, беседа по содержанию Программы начального общего образования по немецкому языку.

 

Вопросы к семинарскому занятию.

– Формирование каких умений и навыков определяет Программа начального общего образования по немецкому языку?

– Какие навыки и умения должны быть сформированы у учащихся в каждом виде речевой деятельности?

Для подготовки к семинару необходимо изучить следующую литературу:

Основная литература

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.- (Настольная книга преподавателя иностранных языков).

3. Соловова Е.Н. Практикум по базовому курсу обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бим И.Л. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

  1. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, МН.: Изд-во «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [отв. ред. М.К. Колкова]. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.

  1. Семенюк Е.В. Теория обучения иностранным языкам (вторая специальность - немецкий язык) [Текст]: учебно-методический комплекс / Е.В. Семенюк; МаГУ; [рец. Е.С. Потрикеева]. – Магнитогорск: [Изд-во МаГУ], 2009. – 52 с. – Библиогр.: с.38-39.
  2. Журналы «Иностранные языки в школе» и др.

План семинарского занятия по теме 2.

Сравнительный анализ УМК по немецкому и английскому языкам для общеобразовательной школы.

Ход проведения занятия – ответы на вопросы лектора, беседа по содержанию Программ начального общего образования по немецкому и английскому языкам, их сравнение, выявление общих черт.

 

Вопросы к семинарскому занятию.

– Формирование каких умений и навыков определяет Программа начального общего образования по немецкому языку?

– Формирование каких умений и навыков определяет Программа начального общего образования по английскому языку?

Для подготовки к семинару необходимо изучить следующую литературу:

Основная литература

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.- (Настольная книга преподавателя иностранных языков).

3. Соловова Е.Н. Практикум по базовому курсу обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бим И.Л. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

  1. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, МН.: Изд-во «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [отв. ред. М.К. Колкова]. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.

  1. Семенюк Е.В. Теория обучения иностранным языкам (вторая специальность - немецкий язык) [Текст]: учебно-методический комплекс / Е.В. Семенюк; МаГУ; [рец. Е.С. Потрикеева]. – Магнитогорск: [Изд-во МаГУ], 2009. – 52 с. – Библиогр.: с.38-39.
  2. Журналы «Иностранные языки в школе» и др.

План семинарского занятия по теме 3.

Лингвистические особенности формирования фонетических систем немецкого и английского языков

Ход проведения занятия – ответы на вопросы лектора, сравнительный анализ лингвистических особенностей формирования фонетических систем немецкого и английского языков.

 

Вопросы к семинарскому занятию.

- На какие фонетические явления немецкого языка необходимо обратить пристальное внимание?

- Какие фонетические явления английского языка вызывают наибольшие трудности?

- На основе таблицы сформулируйте основные различия и сходства фонем английского и немецкого языков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...