Опорные задачи по теме «Многогранники».
Как уже говорилось, изучение многогранников является важнейшей частью курса стереометрии. Они дают богатый задачный материал как при изучении самой темы «многогранники», так и при изучении последующих тем стереометрии. Чаще всего в учебниках мало простых задач «на геометрические тела», поэтому на уроке удается решить всего 2-3 задачи средней трудности. Но они не всем ученикам под силу. Если ограничиваться только такими задачами, то многие ученики не смогут принимать активное участие в их решении, и будут отставать. Если же специально уделять на уроке время для задач, которые сводятся к одной-двум операциям и потому доступны для устного решения, то можно втянуть в работу всех учеников. Устное решение задач «на многогранники» значительно улучшает пространственное мышление учащихся, которое играет важную роль в стереометрии. Поэтому подробнее остановимся именно на таких задачах. Так как основные геометрические тела, изучаемые в школе, это призмы и пирамиды, то задачи, приведенные ниже, посвящены темам: «Призма. Пирамида. Их сечения. Площади полной и боковой поверхностей». Кроме того, задачи разбиты на типы: задачи на доказательство, на исследование, на построение, на вычисление. Большое количество задач можно предлагать для решения вместе с готовым рисунком, когда один рисунок будет сопровождать несколько задач, в которых идет речь об одном и том же геометрическом теле. Но готовые рисунки сопутствуют далеко не всем задачам, поскольку само изготовление изображения является важной частью решения. Учитель может варьировать стратегию обучения. В одних случаях - начинать с готового рисунка, а в других демонстрировать рисунок (на откидной доске или на экране) только после того, как учащиеся сами сделали нужные изображения в своих тетрадях.
Задачи по теме «Призма». Для простоты введем обозначения. Буквами а, b, c обозначим соответственно длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда, буквой d - длину диагонали основания. Прописные буквы Н, D и P соответствуют высоте, длине наибольшей диагонали призмы и периметру ее основания, а буквы s, Q, Sб и S n - площадям: s – основания, Q - диагонального сечения, Sб - боковой поверхности, S n - полной поверхности призмы. Угол между диагональю прямоугольного параллелепипеда и плоскостью основания обозначаем греческой буквой γ. Задачи на вычисление. Четырехугольная призма. Перед решением задач 1 и 2 следует повторить формулы для вычисления элементов куба со стороной a: , , , . Задача 3 и некоторые из следующих за ней, в которых речь идет о прямоугольном параллелепипеде, потребуют использования формул: D2 = а2 + b 2 + с2, d 2 =a2 + b 2, s = а b, Q = d ∙ с, Sб= Р ∙с. 1. Ребро куба равно а. Найдите: диагональ грани; диагональ куба; периметр основания; площадь грани; площадь диагонального сечения; площадь поверхности куба; периметр и площадь сечения, проходящего через концы трех ребер, выходящих из одной и той же вершины.. 2. По рис. 4.1 и по данным элементам в табл. 1 найдите остальные элементы куба. Таблица 1
3. По рис.4.2 и по данным элементам в табл. 2 найдите остальные элементы прямоугольного параллелепипеда.
Таблица 2.
4. Перпендикулярным сечением наклонной 4-угольной призмы является ромб со стороной 3 см. Вычислите площадь боковой поверхности призмы, если боковое ребро равно 12 см.
5. Найдите боковую поверхность наклонного параллелепипеда с боковым ребром 32 см и смежными сторонами перпендикулярного сечения 10 см и 8 см. 6. Сторона основания правильной четырехугольной призмы равна 3 см. Высота призмы - 5 см. Найдите: диагональ основания; диагональ боковой грани; диагональ призмы; площадь основания; площадь диагонального сечения; площадь боковой поверхности; площадь поверхности призмы. 7. Площадь боковой поверхности правильной четырехугольной призмы равна -32 см, а площадь поверхности 40 см. Найдите высоту призмы. Решение. Площадь основания равна S= (см2), сторона основания - 2 см, периметр основания Р = 8 см, а высота призмы (см2).
Треугольная, шестиугольная и n -угольная призмы. Перед решением задач целесообразно повторить формулы; Sб = РН и Sп = 2 Sб + 2s для произвольной призмы, а также формулы: Р = 3а, s = - для правильной треугольной и Р = 6а, s = -для правильной шестиугольной призмы со стороной основания а. 8. Расстояния между боковыми ребрами наклонной треугольной призмы равны: 2 см, 3 см и 4 см. Боковая поверхность призмы - 45 см'. Найдите ее боковое ребро. Решение. В перпендикулярном сечении призмы - треугольник (рис. 4.3), периметр которого 2 + 3 + 4 = 9 (см), поэтому боковое ребро равно 45: 9 = 5 (см). 9. Вычислите площадь боковой поверхности правильной треугольной призмы, если известно, что площадь сечения, проходящего через средние линии оснований, равна 25 см'. Решение. В сечении - прямоугольник, у которого одна сторона равна боковому ребру, а другая - половина стороны основания (рис. 4.4). Следовательно, его площадь в 2 раза меньше площади боковой грани. Итак, площадь боковой грани 50 см', а боковой поверхности – 50 ∙ 3 = 150 (см'). 10. Каждое ребро правильной треугольной призмы равно 12 см. Вычислите: площадь основания; площадь боковой поверхности; площадь поверхности; площадь сечения, проведенного через медиану основания и боковое ребро, которые проходят через одну вершину основания. 11. В прямой треугольной призме все ребра равны. Площадь боковой поверхности 12 см'. Найдите высоту.
12. Найдите неизвестные элементы правильно треугольно й призмы по элементам, заданным в табл.3.
13. Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, если дана площадь Q большего диагонального сечения. Решение. Площадь большего диагонального сечения (рис. 4.5) Q=2 a H, aH= . Площадь боковой поверхности равна 6∙ Q = 3 Q. 14. Через две неравные диагонали основания правильной 6-угольной призмы проведены диагональные сечения. Найдите отношение их площадей. Решение. Отношение площадей диагональных сечений (рис. 4.5-4.6) равно отношению неравных диагоналей правильного 6-угольника, сторона которого а: S1,: S2 = 2а: а = 2: . 15. По элементам, данным в табл. 4, найдите неизвестные элементы правильной шестиугольной призмы.
Таблица 4
16. В правильной n-угольной призме проведена плоскость под углом 60˚ к основанию так, что она пересекает все боковые грани призмы. Площадь основания равна 50 см2. Найдите площадь сечения. Решение. Sосн = Sсеч ∙ cos 60, Sсе ч = = 100 (см 2). 17. Дана n-угольная призма. Найти сумму величин ее плоских углов. Решение. Найдем сумму плоских углов двух оснований и всех боковых граней: 180(n - 2) ∙2 + 360 n = 360 n - 720 + 360 n = 720(n - 1).
Задачи на исследование. 1. Поставьте куб так, чтобы ни одна грань не была вертикальной. Будут ли тогда у него горизонтальные грани? Ответ: нет. 2. Можно ли куб с ребром в 7 см оклеить листом бумаги в виде прямоугольника шириной14 см и длиной в 21 см? Решение. Для оклейки нужны 6 квадратов со стороной 7 см. Данный прямоугольник разрезать на два со сторонами 7 см и 21 см, а потом каждый из них - на три квадрата со стороной 7 см. Получим 6 нужных квадратов, которыми можно оклеить куб. 3. Сколько нужно взять прямоугольников и каким свойством они должны обладать, чтобы из них можно было составить прямоугольный параллелепипед?
Решение. Два прямоугольника для оснований со сторонами а и b, четыре прямоугольника для боковой грани. Из них два со сторонами с и а и два со сторонами с и b. 4. Установите, прямой или наклонной является призма, у которой две смежные боковые грани перпендикулярны основанию. Решение. Призма является прямой. Две смежные боковые грани пересекаются по прямой, перпендикулярной плоскости основания. Остальные ребра параллельны данному ребру и, следовательно, тоже перпендикулярны основанию. 5. Исследуйте, существует ли призма, имеющая 50 ребер? 54 ребра? Решение. Число ребер n-угольной призмы 3 n, поэтому призмы, имеющей 50 ребер, не существует, а 54 ребра имеет 18-угольная призма. 6. Какой многоугольник лежит в основании призмы, если она имеет n граней? Решение. Число сторон многоугольника, лежащего в основании, равно числу боковых граней призмы. Из условия следует, что это число равно n - 2, так как в призме две грани являются основаниями. Таким образом, в основании (n - 2)-угольник.
Задачи на доказательство. 1. В параллелепипеде диагонали основания равны, а боковое ребро перпендикулярно двум смежным сторонам основания. Докажите, что параллелепипед прямоугольный. Доказательство. В основании - параллелограмм с равными диагоналями, т.е. прямоугольник, а боковое ребро перпендикулярно основанию по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. 2. Докажите, что число ребер призмы кратно 3. Доказательство. В n-угольной призме боковых ребер n, а ребер нижнего и верхнего оснований 2 n, всего 3n ребер. 3. Докажите, что сумма двугранных углов при всех боковых ребрах четырехугольной призмы равна 360". Доказательство. Рассмотрим перпендикулярное сечение призмы. В сечении - четырехугольник, сумма его углов S = 180°(4 - 2) = 360°. 4. Если призма имеет 18 граней, то в ее основании лежит 16-угольник. Докажите. Доказательство. У призмы две грани оснований и, значит, боковых граней 16. Следовательно, в основании 16-угольник. 5. В кубе из вершины N проведены диагонали граней NE, NF, NK Концы их соединены отрезками (рис. 4.7). Докажите, что многогранник NEFK - правильный тетраэдр. 6. Если две боковые грани треугольной призмы взаимно перпендикулярны, то сумма квадратов их площадей равна квадрату площади третьей боковой грани (рис. 4.8). Докажите. 7. Докажите, что сечение параллелепипеда плоскостью не может быть правильным пятиугольником. Доказательство. Среди сторон многоугольника в сечении параллелепипеда плоскостью найдутся параллельные, а у правильного пятиугольника никакие две стороны не параллельны.
Задачи на построение Сечения можно рисовать на заранее подготовленном изображении призмы. 1. Постройте сечение куба в виде: а) треугольника, б) четырехугольника, в) пятиугольника, г) шестиугольника. 2. Постройте плоскость, проходящую через сторону нижнего основания треугольной призмы. Какие многоугольники получаются в сечении призмы при вращении этой плоскости вокруг стороны? Ответ: сечение может иметь форму треугольника, трапеции. 3. В правильной треугольной призме плоскость сечения ВСМ образует с плоскостью основания двугранный угол α (рис. 4.9). Постройте линейный угол этого двугранного угла. Дайте объяснения. Построение. Проведем из вершины A правильного треугольника АВС высоту АК. Точка K принадлежит ребру ВС. Соответственно отрезок МК перпендикулярен ребру ВС. Угол МКА - искомый. 4. В основании прямой призмы (рис. 4.10) лежит равнобедренная трапеция. Сечение ABC 1 D 1 образует с плоскостью основания двугранный угол α. Постройте его линейный угол. Построение. Это угол между высотами трапеций ABCD и ABC 1 D 1 проведенными из их общей вершины тупого угла. (Используем теорему о трех перпендикулярах.) 5. Сечение BCD 1 A 1 прямоугольного параллелепипеда (рис. 4.11) образует с плоскостью основания двугранный угол β. Как построить его линейный угол? Построение. Следует использовать теорему о трех перпендикулярах. Искомый угол - это угол между диагональю А1В (или D 1 C). боковой грани и стороной основания АВ (или CD), лежащей в этой грани.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|