Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ факторов внешней среды




Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку оганизация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие - к среде косвенного воздействия.

Анализ факторов внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время на составление планов на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Основными факторами среды прямого воздействия являются:

- Поставщики (оценить количество поставщиков, качество поставляемого товара, регулярность поставок, цены и другие условия)

- Потребители (ответить на вопросы):

· Кто покупает ваш товар или услугу?

· Что покупает (какую потребность удовлетворяет потребитель)?

· Когда покупает?

· Где покупает?

· Почему покупает (каковы мотивы удовлетворения именно этой потребности)?

· Как покупает (технология покупки - форма и порядок оплаты)?

- Конкуренты (анализ конкуренции можно произвести, используя модель Портера –“ Пяти сил” конкуренции):

Товары заменители Поставщики

Конкуренты внутри отрасли

Новички Потребитель

Оцениваются угрозы каждой из пяти групп и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов власти и федерального правительства; отношением политиков к антимонопольной деятельности; кредитами федерального правительства для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды; а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами.Поскольку правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопрсах, для организаций было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.

Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая фирма воспринимает как возможность. Во времена спада, например, отрасль, занимающаяся выпуском запчастей для автомобилей, процветает. Почему? В такие времена потребители предпочитают ремонтировать свои старые машины, чем покупать новые.

Социальные факторы. Эти факторы включают в меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающее в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и наациональных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей. Часто именно социальные факторы создают самые крупные поблемы для организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, организация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой окружающей среде.

Технологичческие факторы. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической внешней среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно - технического процесса. Однако руководитель должен определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к разрушению организации.

В данном разделе рекомендуется произвести так называемый ПЭСТ – анализ (политика, экономика, социология, технология).

При анализе этих факторов рекомендуется обратить внимание на:

- Политика (экономическая политика государства, система и масштабы государственного регулирования, политика местных органов власти)

- Экономика (короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране и отрасли, тенденций развития и состояния рынка продукции или услуг, дополненный изучением социально-культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платежеспособный спрос населения на товары или услуги, предоставляемые предприятием).

- Социология (Обработка данных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, уровне образования и распределении доходов, характеристика потенциала и направленности общественных движений по защите окружающей среды, характеристика потребителей и различных общественных образований).

- Технология (Оценка тенденций развития техники и технологии в изучаемой области).

Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня внешних как опасностей, так и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде (табл. 2.).

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...