Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях.

 

Туристские услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.

 Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Кроме того, во многих странах доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода (Испания, Кипр, Мальта, Австралия и т.д.).  

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений-14%. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. При сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. По последним прогнозам ВТО[1], к 2020 году ежегодно будет путешествовать уже 1,6 миллиарда человек, а темпы роста составят по количеству туристов—4,3%, а по доходам в туризме—6,4%

Сейчас международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1998 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Также постоянно возрастает значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов.

Таблица 1.1. Прогнозы по развитию туризма по регионам[2]

 

  2000 (млн. чел.) 2010 (млн. чел.) Средние ежегодные темпы роста, %
Европа 397 525 3.1
АТР 122 229 7.6
Америка 138 195 3.7
Африка 25 37 4.6
Ближний Восток 14 21 4.9

 

Как видно из Таблицы 1.1, наиболее высокими темпами развивается туризм в странах АТР, причем внутри этого региона развитие крайне неравномерно. Самые высокие темпы прироста составляют 19,2% в год[3] в Китае, затем идут такие страны, как Гонконг(теперь – провинция Китая), Таиланд и т.д.

В ноябре 1997г. ВТО опубликовала прогноз развития туризма в 21 веке. ВТО выделили 10 стран, которые к 2020 году будут лидировать по количеству принимаемых туристов. Эти страны представлены в Таблице 1.2.

Развитие туризма становится все более заметным и ощутимым. Поэтому изучение его состояния и проблем является очень важным, в особенности потому что туризм может оказывать существенное влияние на экономику страны. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

 

Таблица 1.2. 10 стран, которые, по прогнозам ВТО, будут самыми посещаемыми к 2020 г.

 

Страна Количество туристов (млн. чел) среднегодовой темп прироста
Китай 137,1 8.0
США 102, 4 3,5
Франция 93,3 1,8
Испания 71,0 2,4
Гонконг 59,3 7,3
Италия 52,9 2,2
Англия 52,8 3,0
Мексика 48,9 3,6
Россия 47,1 6,7
Чехия 44,0 4,0

 

В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1) Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости. '

2) Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3) Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4) С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

5) Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов.

Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Во многих странах мира туризму уделяется огромное внимание со стороны государства, особенно в тех странах, где доходы от туризма составляют значительную часть доходов государства. Поэтому тщательное изучение туризма как отрасли экономики просто необходимо, чтобы выгодно использовать туристские ресурсы государства, координировать развитие этой деятельности государства. Многие страны делают акцент на развитие туризма по следующим причинам:

- туризм приносит в страну иностранную валюту;

- туризм как сфера обслуживания создает дополнительный рабочие места в государстве;

- туризм стимулирует приток иностранных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры для самого туризма (строительство гостиниц и т.д.).

 

В основе роста международного туризма—прежде всего экономический и социальный прогресс, который создает следующие предпосылки для развития туристической деятельности:

 

1. Рост числа наемных рабочих и служащих в зарубежных странах. В последние годы миграция рабочей силы стала обычным явлением. Особенно это явление заметно в сфере информационных технологий, когда высокоразвитые в этом отношении страны (США, Израиль) импортируют рабочую силу из других стран, особенно из стран СНГ.

 

2. Повышение их материального и культурного уровня

 

3. Расширение участия в международном разделении труда. 

 

4. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

 

5. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки. В большинстве случаев совершенствование транспортных средств приводит к более высокому качеству предоставляемых услуг и, во многих случаях, к удешевлению поездки. Дело в том, что, как правило, стоимость проезда туристов до места отдыха превышает 30% от общей стоимости тура. Дальнейшее совершенствование транспортных средств является результатом огромного научно-технического прогресса. В связи со снижением тарифов использование авиатранспорта значительно расширилось. Кроме того, развитие произошло и в области автомобильного и автобусного транспорта, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог и создание огромного числа станций технического обслуживания и предприятий туристкой индустрии—гостиниц, ресторанов, кафе и т.д.

 

6. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

 

7. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами приводит к расширению межличностных связей между и внутри регионов и активирует использование местных ресурсов.

 

8. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

 

9. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах. Также, развитие информационных технологий сыграло в этом процессе большую роль. Повсеместное внедрение систем безналичных расчетов через пластиковые карточки практически сняло все проблемы с перемещением валюты за границу.

 

10.Помимо того, активное участие страны в международном туристическом обмене приводит к притоку иностранного капитала и, соответственно, увеличивает суммы налоговых поступлений в казну.

 

11.Увеличение местного делового оборота.

 

12.Общие структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг (отток работников из традиционных сфер занятости и т.п.).

 

13.Создание экономического имиджа страны за рубежом.

 

14.Упрощение визовых режимов.

 

15. Сохранение произведений искусства и традиций.

 

16.Повышение общего образовательного уровня.

 

 

Несмотря на то, что все эти факторы создают хорошую питательную среду для быстрого роста международного туризма и играют существенную роль в этом процессе, они являются второстепенными, так как для привлечения туристов государство должно обладать хорошим ресурсным потенциалом, который включает в себя туристско-рекреационные ресурсы, инфраструктуру, квалифицированные кадры и др. Именно ресурсный потенциал (вернее, то, что он в себя включает) является объектом для туристов.

Таким образом, можно составить классификацию факторов, которые существенно влияют на развитие туристкой индустрии:

 

- наличие туристско-рекреационных ресурсов

- наличие развитой инфраструктуры района

- наличие квалифицированных кадров

- государственная поддержка туризма

- демографические и социальные факторы

- факторы риска

- политические и экономические факторы

- научно-технический прогресс

- культура, традиции

 

В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма:

По целям деятельности:

 

- курортный туризм с целью отдыха и лечения

- экскурсионный туризм — знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями

- научный туризм — знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах и симпозиумах

- деловой туризм — поездки для проведения деловых переговоров

- этнический туризм — посещение родственников и исторической родины

- религиозный /паломнический/ туризм — посещение религиозных мест, при       

особенностях религии (например, по Корану каждый мусульманин должен посетить Мекку)

- спортивный туризм — посещение глобальных спортивных мероприятий (Олимпиады и другие соревнования)

- учебный туризм — поездки с целью обучения

- экологический туризм — посещение национальных парков, заповедников и т.д.

- шоп-туризм — поездки с коммерческими целями[4]

 

по методу проведения:

 

- организованный—осуществляемый туристскими фирмами или добровольными общественными организациями. В свою очередь, делится на 3 группы:

- плановый—осуществляемый по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту

самодеятельный — посещение данной страны без определенной согласованной программы

независимый — группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристических фирм или добровольных организаций своей или принимающей стране

- неорганизованный

По количеству участников поездки:

- групповой

- индивидуальный

 - семейный

По возрасту:

- взрослый

- молодежный

- детский

- смешанный

По использованию транспортных средств:

- автомобильный

- железнодорожный

- авиационный

- водный

- комбинированный

- с использованием др. средств

По географии путешествий

 

- межконтинентальный

- международный

- региональный

- местный

- приграничный

 

Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...