Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование

 

Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро- и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Первый уровень системы представлен федеральными законами. К ним относится Закон о бухгалтерском учете. Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.

Приведем перечень действующих российских ПБУ.

1. ПБУ 1/98 — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. приказа Минфина России от 30 декабря 1997 г. № 107н).

2. ПБУ 2/94 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.

3. ПБУ 3/2000 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н.

4. ПБУ 4/99 — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

5. ПБУ 5/01 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 т. № 44н.

6. ПБУ 6/01 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. приказа Минфина России от 18 мая 2002 г. №45н).

7. ПБУ 7/98 — Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина Рос­сии от 25 ноября 1998 г. № 56н.

8. ПБУ 8/01 — Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное при­казом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н.

9. ПБУ 9/99 — Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н).

10. ПБУ 10/99 — Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н).

11. ПБУ 11/2000 — Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное при­казом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н (в ред. приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. №27н).

12. ПБУ 12/2000 — Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Мин­фина России от 27 января 2000 г. № 11н.

13. ПБУ 13/2000 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.

14. ПБУ 14/2000 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Мин­фина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

15. ПБУ 15/01 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержден­ное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

16. ПБУ 16/02 — Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ16/02), утвержденное при­казом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н.

17. ПБУ 17/02 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и техно­логические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н.

18. ПБУ 18/02 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

19. ПБУ 19/02 — Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.

20. ПБУ 20/03 — Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Приведем перечень Международных стандартов финансовой отчетности в порядке следования номеров стандартов.

Таблица 1

Международные стандарты финансовой отчетности

 

№ п/п

Наименование стандарта на русском языке

МСФО 1

Представление финансовых отчетов

МСФО 2

Запасы

МСФО 3

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 27 и МСФО 28

МСФО 4

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 16 и МСФО 38

МСФО 5

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 1

МСФО 6

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 15

МСФО 7

Отчеты о движении денежных средств

МСФО 8

Чистая прибыль или убыток за период, существенные ошибки и изменения в учетной политике

МСФО 9

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 38

МСФО 10

События, происшедшие после даты составления баланса

МСФО 11

Договоры подряда

МСФО 12

Налоги на прибыль

МСФО 13

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 1

МСФО 14

Сегментная отчетность

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

МСФО 16

Основные средства

МСФО 17

Аренда

МСФО 18

Выручка

МСФО 19

Вознаграждения работникам

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

МСФО 22

Объединение компаний '

МСФО 23

Затраты по займам

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО 25

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 40

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

МСФО 27

Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

МСФО 28 Учет инвестиций в ассоциированные предприятия  
МСФО 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции  
МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов  
МСФО 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности  
МСФО 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление  
МСФО 33 Прибыль на акцию  
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность  
МСФО 35 Прекращаемая деятельность  
МСФО 36 Обесценение активов  
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы  
МСФО 38 Нематериальные активы  
МСФО 39 Финансовые инструменты: признание и оценка  
МСФО 40 Инвестиционная собственность  
МСФО 41 Учет в сельском хозяйстве  

 

Сопоставление приведенных российских положений по бухгалтерскому учету с МСФО подтверждает их близость по содержанию. Отсутствие в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) МСФО 19 и 26 обусловлено существенными различиями в системах оплаты труда и пенсионного обеспечения, определяемыми государственной политикой. Эти проблемы могут быть решены разработкой в России соответствующих методических указаний по финансовому учету, позволяющих добиться гармонии при составлении консолидированной отчетности по правилам МСФО.

Аналогично может быть решена проблема с МСФО по кредитным организациям (30) и учету в сельском хозяйстве (41).

Относительно МСФО 33 «Прибыль на акцию» заметим: как указано ниже, в Российской Федерации действуют Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29).

Таким образом, создание оптимальной модели бухгалтерского финансового учета в России в целом идет в общем направлении, отражающем глобальные процессы в этой области.

Весьма обширен перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета (третий уровень регулирования). Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа, в частности, включает:

· Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18);

· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. приказа Минфина России от 23 марта 2000 г.№32н);

· Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Мин­фина России от 28 декабря 2001 г. № 113н (в ред. приказа Мин­фина России от 23 апреля 2002 г. № 33н);

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;

· Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 23н;

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н).

· Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Согласно последнему документу предприятие может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений и специального оборудования (далее — специальная оснастка) либо на отдельном субсчете счета 10 «Материалы», либо в порядке, предусмотренном для учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н.

При выборе в учетной политике организацией учета указанных предметов по правилам, установленным Методическими указаниями, к счету 10 открываются субсчета: «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Основы, заложенные в ПБУ 4/99 и вытекающие из Закона о бухгалтерском учете, — состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки представления, общие требования к бухгалтерской отчетности и оценка статей — сохранены. Как и прежде, организация, получающая бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности обязана представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств.

Изменения в первую очередь касаются самих составляющих бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском балансе (форме № 1) резко сокращено число статей. Имевшиеся ранее расшифровки групп статей исключены, ввиду того что они должны приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, например в приложении к бухгалтерскому балансу (форме № 5). В то же время организации не запрещается приводить эти расшифровки непосредственно в бухгалтерском балансе, если, по ее мнению, это более наглядно позволяет излагать для заинтересованных пользователей необходимую информацию и дает возможность лучше анализировать представляемые данные.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопро­сам. Они нуждаются в обновлении в связи с переходом экономики на рыночные отношения и необходимостью приближения к МСФО. Эта работа идет медленно.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Подчеркнем, что документы третьего уровня не имеют юридической силы, т.е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускается несколько вариантов решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно.

Отметим, что это документ четвертого уровня системы нормативного регулирования.

Общее требование, сформулированное Минфином России, состоит в том, чтобы в учетной политике были раскрыты способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести:

· способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета и налогового учета;

· порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

· виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;

· признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

· порядок использования чистой прибыли;

· другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· аналитические регистры налогового учета;

· формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности;

· порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, которые организация признает целесообразными.

Учетная политика, как правило, должна быть стабильной. Ее пересмотр возможен в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки новых способов обработки информации;

· существенного изменения условий деятельности: реорганизации, изменения видов деятельности, смены собственников и т. п.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Статьей 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Его требования по документальному оформлению фактов деятельности предприятий всех организационно-правовых форм, представлению в бухгалтерию необходимых документов и информации имеют всеобщую обязательность.

Без подписи главного бухгалтера (при наличии такой должности) денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и приниматься к исполнению не должны.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут приниматься к исполнению только при наличии письменного распоряжения руководителя организации, который в этом случае песет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Главный бухгалтер ответствен за формирование учетной политики, правильное ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Однако ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение (управление, отдел), возглавляемое главным бухгалтером. Последний подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать по договору ведение учета централизованной бухгалтерии, аудиторской фирме или отдельному бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б» и «в», рекомендованы для субъектов малого предпринимательства.

Ввиду важности контрольной функции учета с главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц, т.е. кассиров, заведующих складами, кладовщиков и др.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) от должности производится сдача дел вновь назначенному бухгалтеру, а при его отсутствии — другому работнику, назначенному приказом руководителя организации. В процессе сдачи дел проверяют состояние бухгалтерского учета и достоверность показателей отчетности с обязательным оформлением соответствующего акта, который должен быть утвержден руководителем организации.

В заключение отметим, что престиж профессии бухгалтера растет во всем мире. Так, в Европе ежегодно проводится конгресс Европейской ассоциации бухгалтеров. Каждые пять лет проходят международные конгрессы бухгалтеров. В 2002 г. в Гонконге в таком конгрессе приняли участие более 6000 делегатов из 130 стран мира. Он прошел под девизом «Роль бухгалтера в новой экономике» и рассмотрел проблемы совершенствования бухгалтерского учета в интересах общества.

В 1946 г. Международным конгрессом бухгалтеров был утвержден герб бухгалтеров с изображениями солнца (символа освещения финансовой деятельности), весов (символа баланса), кривой Бернулли (символа того, что учет будет существовать вечно) и надписью «Наука, доверие, независимость!»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...