Работа со светом
Хорошее освещение при фотосъемке – один из решающих факторов получения технически совершенного и художественно выразительного снимка. Но какое освещение считается хорошим? Пока вы не занимались фотографией, это понятие имело для вас обычный, бытовой смысл. Хорошее освещение вы понимали как яркое, плохое – как тусклое. Но если вы взяли в руки фотоаппарат, вам придется значительно расширить свое представление о хорошем и плохом освещении. В фотографии эти понятия имеют совсем иной смысл. Нет слов – чем ярче освещен объект, тем легче его сфотографировать. Облегчается наводка на резкость, появляется возможность уменьшить выдержку, исключается опасность недодержки. Но главное не в яркости освещения: при современных фототехнических средствах фотографировать можно даже при свете небольшой электрической лампочки. Главное – в характере и направлении освещения. Не чем иным, как светом выявляются на снимке объем, форма и фактура (строение поверхности) предметов. Светом выделяются на снимке отдельные, наиболее важные части изображения. От освещения зависит передача воздушного пространства и перспективы. Попробуйте с помощью одной переносной лампы осветить какой‑ нибудь небольшой объект с разных сторон, и вы увидите, как при этом изменяется его внешний вид. Техника съемки при искусственном и естественном дневном освещении различна. Начнем с искусственного освещения. Уже при наличии двух ламп можно создать огромное число световых комбинаций, располагая лампы в разных точках и по‑ разному направляя их свет на фотографируемый объект. При трех и большем числе ламп возможных комбинаций станет бесконечно много.
Работа со светом – одна из самых увлекательных областей фотографии, и здесь для вас открывается широчайшее поле для экспериментов и творческих исканий. Расставляя источники света на разных расстояниях, направляя их свет на различные места объекта, комбинируя яркие источники резкого направленного света с источниками мягкого рассеянного, можно без конца находить все новые и новые световые решения. Само собой разумеется, что характер освещения должен быть как‑ то связан с темой и сюжетом снимка, должен помогать наилучшему раскрытию его содержания. Умелое, творчески осмысленное использование света требует не только опыта, но ж художественных способностей. Съемка с одним источником света редко дает хорошие результаты. Лучшее, что можно в этом случае сделать, – это по – возможности смягчить свет, сделать его рассеянным, поместив перед источником света матовое стекло, тонкую белую ткань или просто лист папиросной бумаги. Если источник очень яркий, можно рассеять его свет, направив лучи на белую стену, т. е. пользуясь отраженным светом. Наконец, есть еще один простой и вместе с тем очень действенный способ получения дополнительного освещения. Это белый отражатель (лист белой бумаги). Поместив такой отражатель сбоку от фотографируемого объекта и отразив часть света на теневую сторону объекта, можно значительно смягчить тени. Вообще же при искусственном освещении лучше пользоваться двумя источниками света, превращая их, в зависимости от требуемого эффекта, в источник направленного или рассеянного света. Характерные особенности таких источников состоят в следующем. Рассеянный свет отличается мягкостью. При таком свете контуры теней смягчаются, как бы расплываются и контраст объекта съемки снижается. Рассеянный свет равномерно освещает всю обращенную к нему поверхность объекта. Никаких особых эффектов такой свет сам по себе не дает и обычно используется вместе с другими источниками.
Направленный свет отличается резкостью и вызывает четко очерченные глубокие тени. При таком освещении контраст объекта повышается. Как самостоятельный такой свет при фотосъемке применяется редко. В качестве искусственных источников света можно пользоваться обычными бытовыми электролампами, специальными электролампами и электронно‑ импульсными осветителями. Бытовые лампы с прозрачной колбой дают более резкий свет, лампы с матовой или молочной колбой, а также лампы дневного света – более мягкий. Удобнее всего пользоваться, конечно, бытовыми или фотолампами. Их легко подключить к электрической сети и смонтировать в рефлекторе. Чем больше мощность ламп, тем, естественно, легче снимать. В этом смысле особенно удобны относительно небольшие по размерам фотолампы, они отличаются от обычных значительно большей светоотдачей. Так, обычная лампа мощностью 500 Вт на 127 В имеет длину 24 см, диаметр ее колбы 11 см, световая отдача 18, 2 лм/Вт. Фотолампа той же мощности и для такого же напряжения имеет длину 18 см, диаметр ее колбы около 8 см, а световая отдача 32 лм/Вт. Высокая световая отдача фотоламп объясняется тем, что они горят с перекалом светящейся нити. От этого срок их службы очень невелик. Фотолампы выпускаются под шифрами Ф и ФД. Лампы ФД имеют отражатель на колбе и не требуют рефлектора. Лампы Ф не имеют отражателя. И те и другие выпускаются двух мощностей: 300 и 500 Вт для напряжения 127 и 220 В. Так как лампы горят с перекалом, срок их службы очень невелик. Так, продолжительность горения 300‑ ваттных ламп – всего 6 ч. В случаях повышения или колебания напряжения в сети продолжительность горения ламп резко снижается. Кроме того, лампы нельзя включать колбой вниз, так как они при этом могут быстро перегореть. Поэтому пользоваться такими лампами надо правильно и экономно, не заставляя их гореть зря.
Рис. 74. Схема переключателя для фотоламп. Слева – последовательное включение, справа – параллельное
Удобнее и лучше всего пользоваться одновременно двумя лампами с помощью переключателя, схема которого показана на рис. 74. Из схемы видно, что при одном положении переключателя ток поступает в лампы последовательно и лампы горят в полнакала. Однако света их вполне достаточно для того, чтобы произвести кадрирование и наводку на резкость. При таком включении лампы могут служить 1000 ч. Достаточно перевести переключатель во второе положение, и включение ламп будет параллельным. Лампы загорятся в полный накал. С помощью такого переключателя срок службы ламп можно увеличить в сотни раз.
Фотолампы выпускаются с матовыми колбами и дают очень яркий, но достаточно рассеянный свет. Они пригодны для съемки любых объектов. К каждой фотолампе прилагается таблица выдержек.
Рис. 75. Простой софит
Силу света ламп в направлении освещения можно значительно повысить с помощью софитов, которые нетрудно смастерить самим (рис. 75). Сделать их можно из жести, картона и даже из бумаги. В донышке софита укрепите электропатрон, а внутреннюю поверхность окрасьте матовой белой краской. С успехом можно воспользоваться и любой настольной электролампой с непрозрачным абажуром, но наиболее удобны специальные софиты‑ осветители, имеющиеся в продаже. Один из них (ФО‑ 2) показан на рис. 76.
Рис. 76. Фотоосветитель ФО‑ 2
Снабженный шаровым шарниром и струбцинкой, осветитель ФО‑ 2 можно прикрепить к столу, к спинке стула, к кромке двери и направить его свет в любую сторону. Чтобы смягчить свет ламп, если это требуется, можно приделать к осветителю проволочный держатель для светорассеивателя. В качестве осветителей для съемки широкое применение получили лампы‑ вспышки многократного действия, дающие мгновенную очень яркую световую вспышку. Наша промышленность выпускает много моделей таких осветителей: ФИЛ, «Молния», «Луч», «Заря» и др. К названию осветителя обычно прибавляют число, обозначающее порядковый номер модели или заводской разработки («Луч‑ 70», ФИЛ‑ 102 и т. п. ). Среди них имеются приборы с электропитанием от батареи, аккумуляторов или от осветительной сети. Прибор состоит из источника питания и электронно‑ импульсной лампы ИФК‑ 120, установленной в рефлекторе.
С помощью соединительной планки прибор можно скрепить с фотоаппаратом. Для синхронной, т. е. одновременной, работы (вспышки) лампы с действием затвора фотоаппарата прибор снабжен синхрокабелем, наконечник которого вставляется в синхроконтакт фотоаппарата. Сравнительно небольшие по размерам электронно‑ импульсные осветители дают свет огромной силы.
Рис. 77. Электронно‑ импульсная лампа ИФК‑ 120
Действие их основано на способности ионизированных инертных газов ярко светиться при прохождении через них электрического тока. Электронно‑ импульсная лампа ИФК‑ 120 (рис. 77) представляет собой небольшую стеклянную изогнутую дугой трубку с запаянными концами, наполненную инертным газом ксеноном. В запаянные концы лампы введены два электрода питания, через которые в лампу поступает электрический ток, а для ионизации газа на трубку лампы надет электрод зажигания в виде металлической пластинки, концы которой обхватывают трубку. Ионизация газа осуществляется подачей на этот электрод тока высокого напряжения (порядка нескольких тысяч вольт). При этом газ в лампе приобретает токопроводимость. Чтобы заставить лампу светиться, необходимо сначала ионизировать газ, а затем пропустить через него электрический ток напряжением 300 В.
Рис. 78. Упрощенная принципиальная схема электронно‑ импульсного осветителя
Для этого лампу подключают к специальному электрическому устройству, схема которого показана на рис. 78. Это устройство состоит из двух конденсаторов: С1 и С2, батареи Б, импульсного трансформатора ИТ и неоновой индикаторной лампочки Л. В некоторых электронно‑ импульсных осветителях питание лампы осуществляется с помощью сухих галетных батарей с первоначальным напряжением 300‑ 330 В. Но выпускаются также осветители с питанием от двух или четырех обычных батареек карманного фонаря, напряжение тока которых повышается с помощью электрического преобразователя тока. Чтобы привести импульсную лампу ИЛ в действие, прибор включают в сеть батареи питания. Ток, поступая в конденсаторы С1 и С2, заряжает их. После полной зарядки конденсаторов индикаторная лампочка Л загорается, что служит показателем готовности прибора к действию. Прибор включается с помощью переключателя П, а если прибор соединен с фотоаппаратом, – то с помощью синхроконтакта СК. При включении происходит одновременный разряд обоих конденсаторов. При этом ток из конденсатора С2 проходит через импульсный трансформатор ИТ и напряжение на выходе последнего повышается до нескольких тысяч вольт. Поступая в электрод зажигания лампы ИЛ, ток ионизирует газ, последний становится токопроводящим, и в лампу устремляется ток из конденсатора С1. Происходит мгновенный разряд этого конденсатора, и лампа дает вспышку, при этом такую яркую, что при свете ее можно сфотографировать довольно большое помещение. Длительность вспышки очень невелика – не превышает 1/500 с, а в некоторых приборах достигает 1/2000 с. Таким образом, при свете электронно‑ импульсных осветителей можно отлично фотографировать моменты самого быстрого движения.
При съемке с импульсной лампой выдержка, по существу, определяется не затвором, а длительностью самой вспышки. Затвор же в это время может действовать и обычно действует с более продолжительной выдержкой. Поскольку в центральных затворах момент вспышки точно совпадает с моментом открытия створок затвора, можно снимать с любой скоростью действия затвора. При съемке же с помощью шторного затвора последний надо установить на скорость, при которой шторки полностью открывают кадровое окно фотоаппарата, так как при более коротких выдержках часть кадра может оказаться прикрытой шторкой. Наименьшая выдержка, при которой можно снимать с импульсной лампой, указывается в инструкции, прилагаемой к фотоаппарату. Яркость света электронно‑ импульсных ламп характеризуется энергией вспышки. Она выражается в джоулях и зависит от емкости питающего конденсатора и напряжения на токоведущих электродах лампы. Чем больше эти величины, тем больше энергия вспышки, а следовательно, и яркость ее. В различных приборах энергия вспышки разная и колеблется от 23 до 100 Дж. Из‑ за малых габаритов светящейся площади лампы и огромной яркости вспышек электронно‑ импульсные осветители дают чрезвычайно резкий направленный свет и вызывают на снимках глубокие, четко очерченные, совершенно черные тени. Электронно‑ импульсные осветители незаменимы в репортажной съемке, как мощные световые источники, позволяющие вести съемку в любых условиях. Именно для этих целей они в основном и предназначены. Обычно эти осветители укрепляют на самом фотоаппарате так, что они всегда направлены на снимаемый объект; это, в общем, конечно, очень удобно. Но освещение объектов получается в этом случае лобовым, т. е. наименее выразительным, поэтому многие репортеры и фотолюбители во время съемки выносят рефлектор осветителя насколько возможно в сторону и вверх от фотоаппарата на вытянутой руке или с помощью длинного держателя. Несколько лучшие результаты в этом смысле дают приборы с двумя одновременно действующими лампами. Укрепив одну из них на фотоаппарате, а другую расположив в стороне, можно улучшить освещение объекта. Поскольку яркость вспышки для данной лампы практически постоянна, а выдержка определяется длительностью вспышки, экспозиция рассчитывается только в зависимости от светочувствительности применяемых фотопленок и расстояния от осветителя до объекта съемки и регулируется диафрагмой объектива. Для упрощения расчета экспозиции в руководстве, прилагаемом к прибору, указаны так называемые ведущие числа, позволяющие легко и быстро определить либо величину диафрагмы в зависимости от расстояния между осветителем и объектом съемки, либо это расстояние в зависимости от величины диафрагмы. Ведущие числа представляют собой произведение указанного расстояния в метрах на число диафрагмы. Таким образом, чтобы определить диафрагму, надо разделить ведущее число на расстояние в метрах, а чтобы определить расстояние, – разделить ведущее число на показатель диафрагмы. Так, у осветителя «Луч» для пленки чувствительностью 130 ед. ГОСТ ведущее число 26. Это значит, что при съемке с этим прибором с расстояния 5 м следует поставить диафрагму между 4 и 5, 6, а при диафрагме 11 съемку вести с расстояния 2, 3‑ 2, 4 м. Понятно, что для пленок разной светочувствительности ведущие числа будут разными. Срок службы самой лампы довольно велик – лампы выдерживают до 10 тыс. вспышек, но питания их хватает на ограниченное число вспышек, о чем также даются указания в руководствах к приборам. При работе с электронно‑ импульсным осветителем надо быть осторожным. Помните, что в питающем устройстве прибора возникает ток весьма высокого и опасного для человека напряжения. Ни в коем случае не вскрывайте питающее устройство, не отключив предварительно лампу от батарей питания и не убедившись в полной разрядке конденсаторов. Перейдем теперь к естественному освещению. Чаще всего вы, вероятно, будете фотографировать днем на открытом воздухе. Съемка в помещении более трудна, и первое время ею лучше не заниматься. Характер дневного света меняется с изменением погоды и времени дня. В пасмурный день дневной свет рассеян и мягок, а в солнечный, наоборот, – очень резок. В пасмурный день изменяется только яркость освещения, но свет остается по‑ прежнему рассеянным. В солнечный день изменяется не только яркость, но и направление освещения. В летний полдень, когда солнце находится в зените, тени от наземных предметов пропадают, и снимки, сделанные при таком освещении, не отличаются выразительностью. Это самое невыгодное время для натурной съемки. Тени исчезают также, когда предмет освещен строго спереди, т. е. с той стороны, откуда ведется съемка. Такое фронтальное (лобовое) освещение объекта так же невыгодно и невыразительно, как и строго верхнее. На восходе и при закате солнца предметы отбрасывают длинные тени, придающие снимку эффектность и выразительность, особенно если удачно выбрана точка съемки. Объемность форм снимаемых объектов лучше всего выявляется, когда солнце находится несколько сзади фотоаппарата и освещает объект сверху под углом примерно 45°. Однако выразительность и техническое качество снимка зависят в этом случае и от того, под каким углом к объекту производится съемка. Очень часто приходится снимать так, что свет солнца сбоку падает в объектив. От этого на снимке могут образоваться засветки и побочные изображения. Чтобы избежать засветок, пользуются так называемыми солнечными блендами. Это вычерненные трубки цилиндрической или конической формы, надеваемые на объектив и прикрывающие его от боковых лучей. Вообще солнечные бленды всегда полезны, так как вредными могут оказаться лучи, отраженные, например, белой стеной или крышей расположенного сбоку дома, снежным покровом, водной поверхностью и многими другими предметами, на которые фотолюбители порой не обращают никакого внимания и не учитывают того вреда, какой они могут нанести. Солнечные бленды особенно нужны при вечерних съемках в помещении, когда какая‑ нибудь лампа, горящая под потолком или высоко на боковой стене, светит в объектив. Опытные фоторепортеры почти никогда не расстаются с солнечной блендой. В техническом смысле хорошим считается такое освещение, при котором на негативе, а следовательно, и на готовом фотоснимке хорошо прорабатываются детали как в светах, так и в тенях. Правда, такая проработка, как вы уже знаете, достигается не только освещением. Важную роль играют и правильная экспозиция, и правильный подбор пленки, и умелое проявление, и печать, но при плохом освещении все эти средства могут оказаться бессильными или недостаточными. Примером технически хорошего освещения может служить приведенный на рис. 79 снимок машины. Благодаря хорошему освещению отлично выявлены все детали машины, хорошо переданы форма и фактура отдельных деталей.
Рис. 79. Пример технически хорошего освещения
Мы привели лишь общие и элементарные сведения об освещении. Никаких строгих правил в этом смысле не существует, и по мере накопления опыта вы, конечно, будете пользоваться освещением, как найдете нужным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|