Рациональная наводка на резкость
Окружающие нас предметы мы видим четко, резко, поэтому вполне естественно желание видеть их резкими и на фотоснимках. Для этого, как вы знаете, фотографические аппараты снабжаются специальными, иногда весьма сложными устройствами. О том, как технически осуществляется наводка на резкость в фотоаппаратах разных конструкций, было рассказано в главе 3. Сейчас речь пойдет о другом: как достигнуть наиболее рациональной наводки. Простейшее правило учит, что главный объект съемки должен быть изображен на снимке резко. Поэтому обычно наводка на резкость сводится к тому, что фотоаппарат направляют на этот объект, а затем с помощью дальномера или матового стекла добиваются наиболее точной наводки, не особенно задумываясь над тем, насколько резко получаются при этом другие предметы, расположенные ближе или дальше главного объекта. Если же для наводки на резкость фотоаппарат снабжен только шкалой расстояний, то стараются возможно точнее определить расстояние до объекта и соответственно установить объектив по шкале. Можно ли считать такой способ наводки правильным? Предметы в натуре мы видим резкими, но не все сразу. Внимательно глядя на какой‑ нибудь близко расположенный предмет, мы в это время видим удаленные предметы нерезко. Проверьте это на опыте, и у вас не останется в этом никакого сомнения. Не так «видит» объектив фотоаппарата. Точно сфокусировав объектив на какой‑ нибудь предмет, мы, конечно, получим изображение этого предмета на снимке предельно резким. Но каждый объектив обладает глубиной резкости, и на снимке окажется резким не только снимаемый предмет, но и предметы, расположенные перед и за ним. В отдельных случаях это бывает необходимо, но чаще всего оказывается не только ненужным, но порой и вредным, снижающим выразительность снимка.
На рис. 80 приведены два снимка одного и того же сюжета. На первом из них резко все, на втором – только главный объект съемки – лицо человека. Нужно ли спорить о том, какой из этих двух снимков выразительнее?
Рис. 80. Снимок с нерезким фоном более выразителен Особенно же неприятное впечатление производят снимки с нерезким изображением предметов на переднем плане. Как видите, смысл наводки на резкость состоит не только в том, чтобы получить на снимке резкое изображение главного объекта, но и в том, чтобы избегать нерезкости передних планов, а иногда и слишком высокой резкости задних, чтобы все второстепенное, расположенное на заднем плане, по существу, ненужное и лишь отвлекающее внимание зрителя от главного объекта съемки, было нерезким. Все это подтверждают приведенные здесь снимки, и едва ли требуются более убедительные примеры, чтобы понять, что наводка на главный объект съемки не всегда бывает лучшей. Наводка на резкость – операция не только техническая. Здесь решаются и творческие задачи. В одних случаях важно выделить на снимке какой‑ то один предмет, в других – целый ряд предметов, расположенных в глубине пространства, в третьих – все, что изображено на снимке. Все эти задачи решаются правильным нахождением точки (плана) наводки и рациональным использованием диафрагмы. Если главный объект съемки находится не на первом плане и ближе него расположены попадающие в кадр второстепенные предметы, то наводку на резкость лучше совершать с таким расчетом, чтобы эти предметы получились на снимке резко. Иными словами, надо включить их в пределы глубины резко изображаемого пространства, т. е. производить наводку не на главный объект съемки, а на некоторый план, расположенный ближе этого объекта. Вообще же лучше всего совсем убрать эти предметы из поля кадра. Так же следует поступать, когда требуется получить на снимке нерезкое изображение предметов, расположенных за главным объектом съемки.
Иначе обстоит дело, когда необходимо получить на снимке резкое изображение всех или нескольких планов снимаемого объекта, т. е. добиться требуемой глубины резко изображаемого пространства. Вы уже знаете, что увеличить глубину резко изображаемого пространства можно диафрагмированием объектива. Однако одной этой меры иногда может оказаться недостаточно. И даже малое отверстие диафрагмы может не дать положительных результатов, если не будет правильно найдена точка наводки. Совершенно очевидно, что эта точка лежит в промежутке между передней и задней границами того пространства, какое необходимо получить на снимке резко. Но где именно? Было бы ошибкой считать, что она находится на середине между передней и задней границами этого пространства. Точно известно, что задняя граница резкости находится от плана наводки на большем расстоянии, чем передняя. Например, если с помощью объектива с фокусным расстоянием 5 см при диафрагме 5, 6 произвести наводку на 7 м, то передняя граница резкости будет находиться от аппарата на расстоянии примерно 4, 5 м, а задняя – около 15 м. Иными словами, передняя (ближняя) часть глубины резко изображаемого пространства, т. е. расстояние от передней границы резкости до точки наводки, будет равно: 7 м – 4, 5 м = 2, 5 м, а дальняя часть: 15 м – 7 м = 8 м. В литературе можно встретить указания о том, что точка наводки находится от передней границы резкости на расстоянии, равном одной трети расстояния между передней и задней границами резкости. Но так бывает не всегда, и руководствоваться этой мнимой закономерностью не следует. К тому же, когда требуется сделать снимок с глубиной резко изображаемого пространства от какого‑ то переднего плана до бесконечности, такое правило вообще лишено смысла.
Как же во всех приведенных случаях отыскать требуемую точку наводки? Задача может показаться слишком сложной и даже неразрешимой, но на деле все обстоит гораздо проще. Более того, находить эту точку вам вообще не придется – она определится сама собой.
На объективе вашего фотоаппарата кроме шкалы диафрагмы и шкалы расстояний есть еще одна шкала, о которой мы пока еще не говорили, но с которой связано решение целого ряда важных практических задач. Речь идет о так называемой шкале глубины резкости. К большому сожалению, многие фотолюбители не обращают никакого внимания на эту шкалу, а некоторые просто не знают, как ею пользоваться. Между тем при наводке на резкость она играет исключительно важную роль, порой более важную, чем дальномер фотоаппарата. И очень может быть, что, овладев правилами применения этой шкалы, вы забудете о том, что в фотоаппарате есть устройство для наводки на резкость, и во многих случаях не станете им пользоваться. Если же ваш фотоаппарат не имеет никакого устройства для наводки на резкость, кроме шкалы расстояний, но имеет шкалу глубины резкости, вы почувствуете себя вооруженным исключительно эффективным средством для наводки на резкость и не будете сожалеть о том, что приобрели слишком простой фотоаппарат. Отыщите на вашем объективе указатель шкалы расстояний, и вы тотчас увидите шкалу глубины резкости. Она состоит из двух одинаковых рядов цифр, точно повторяющих цифры шкалы диафрагмы и симметрично расположенных по обе стороны от указателя шкалы расстояний. Шкала расстояний и шкала глубины резкости расположены рядом и во время наводки на резкость смещаются одна по отношению к другой (рис. 81). С помощью этих двух шкал можно решить любую задачу, связанную с наводкой на резкость и применением диафрагмы, и в каждом случае найти наиболее рациональное решение.
Рис. 81. Шкала расстояний и шкала глубины резкости всегда расположены рядом
Существуют таблицы резкости, с помощью которых можно решить те же задачи. Такие таблицы можно найти во многих руководствах по фотографии. Иногда они имеются и в инструкции, прилагаемой к фотоаппарату. Но расчет по этим таблицам менее удобен и отнимает больше времени. Да и к чему носить с собой таблицы, если на вашем фотоаппарате имеется шкала глубины резкости.
Прежде всего с ее помощью можно определить, какова глубина резко изображаемого пространства при наводке на то или иное расстояние при данной диафрагме. Для этого, произведя наводку на резкость или установив объектив по шкале расстояний, надо найти на шкале глубины резкости две равнозначные цифры, соответствующие выбранной диафрагме. Деления, соответствующие этим цифрам, отметят на шкале расстояний глубину резко изображаемого пространства. Для большей ясности решим одну из таких задач для объектива с фокусным расстоянием 5 см. Попробуем определить, например, глубину резко изображаемого пространства при наводке объектива на 4 м и диафрагме 8. Совместим указатель шкалы расстояний с цифрой «4» этой шкалы, как показано на рис. 82‑ 1, а затем найдем на шкале глубины резкости (в обеих ее частях) цифры «8» и посмотрим, против каких делений шкалы расстояний они расположились. Одна из цифр «8» находится между делениями «2, 5» и «3», другая – несколько дальше деления «7». Это значит, что при такой установке объектива и диафрагме 8 глубина резко изображаемого пространства будет примерно от 2, 7 до 8ми все предметы, расположенные в этих пределах, получатся на снимке резко.
Рис. 82. Шкала глубины резкости позволяет решать ряд задач, связанных с наводкой на резкость
Но такие задачи на практике встречаются редко. Гораздо чаще возникают обратные задачи, когда требуется определить, на какое расстояние надо произвести наводку и с каким отверстием диафрагмы надо снимать, чтобы получить необходимую глубину резко изображаемого пространства. Для этого, отыскав на шкале расстояний границы требуемой глубины резко изображаемого пространства, надо найти на шкале глубины резкости такие две одинаковые цифры, расстояние между которыми равно или немного больше, чем расстояние между найденными надои цифрами на шкале расстояний. Так, допустим, что при объективе с фокусным расстоянием 5 см требуется сфотографировать человека с расстояния 3 м так, чтобы резким на снимке получился этот человек и дом позади него, расположенный на расстоянии 10 м. Как бы поступил в этом случае неопытный фотолюбитель? Он наверняка произвел бы наводку на человека (3 м ), а затем задиафрагмировал бы объектив до 16. Как видно на рис. 82‑ 2, цель была бы достигнута, но крайне нерационально. Взгляните на рис. 82‑ 3, и вы убедитесь, что всего этого можно было бы добиться при диафрагме 8, что в свою очередь позволило бы снимать с выдержкой, в четыре раза меньшей, чем при диафрагме 16.
Что же потребовалось бы в данном случае от вас, чтобы правильно решить такую задачу? Только одно: произвести наводку не на 3 м, а примерно на 4, 5 м. Но самое интересное заключается в том, что задумываться над этим вам вообще не пришлось бы. Это сделала бы за вас шкала глубины резкости. В самом деле, достаточно было бы правильно расположить эту шкалу (см. рис. 82‑ 3), как объектив сам оказался установленным на 4, 5 м. Таким образом, когда вы уже задались определенными границами глубины резкости, нет никакой надобности отыскивать точку наводки. Еще чаще встречаются случаи, когда требуется сфотографировать какой‑ нибудь предмет так, чтобы на снимке получился резким не только он, но и все, что расположено за ним до бесконечности. Задача эта решается так же, как и предыдущая, но в качестве передней границы резкости принимается деление шкалы расстояний, соответствующее расстоянию до предмета, а в качестве задней границы – знак «оо». На рис. 82‑ 4 показан пример такой съемки с задачей получить глубину резко изображаемого пространства от 5 м до «оо». Объектив в этом случае надо задиафрагмировать до 8, причем он окажется установленным на 10 м. Следовательно, если требуемые границы глубины резко изображаемого пространства вам известны, то производить наводку на резкость уже не приходится. Вполне достаточно установить объектив по шкале глубины резкости и соответственно задиафрагмировать его. В частности, в этом нет никакой надобности и при съемке общим планом, когда передняя граница объекта находится достаточно далеко от фотоаппарата. В таких случаях объектив просто устанавливают по шкале расстояний на знак «оо». Какое же минимальное расстояние до снимаемого предмета считается достаточным, чтобы можно было сфотографировать его с такой установкой объектива? Это зависит от величин главного фокусного расстояния объектива и диафрагмы, поэтому ответить на такой вопрос, не зная этих данных, невозможно, но выяснить это можно с помощью шкалы расстояний объектива. Ответ на вопрос вам подскажет наибольшая цифра этой шкалы. Например, на объективе «Индустар‑ 22» и некоторых других с фокусным расстоянием 5 см наибольшая цифра шкалы расстояний – 20. Это значит, что при установке объектива на бесконечность резкими на снимке при наибольшем отверстии диафрагмы получатся все предметы, расположенные на расстоянии 20 м и дальше. Ответ этот, конечно, приближенный и для высокосветосильных объективов (с относительным отверстием 1: 2 и более) будет недостаточно точным, но для всех других объективов практически верен, и им смело можно руководствоваться. Но будет ли такая установка объектива лучшей? Оказывается, нет. Существует другая, гораздо более рациональная для таких случаев установка. Есть в фотографии термин гиперфокальное расстояние. Означает он следующее. Если установить объектив по шкале расстояний на бесконечность, то, как вы уже знаете, на снимке получатся резко предметы, расположенные не только бесконечно далеко, но и достаточно близко. Вот это самое близкое расстояние и называется гиперфокальным и обладает одним замечательным свойством: если установить на него объектив, то без всякого ущерба для резкости всех дальних планов переднюю границу резкости можно вдвое приблизить к фотоаппарату. Практически для этого достаточно чуть сдвинуть объектив с положения бесконечности так, чтобы знак «оо» совпал с первым делением шкалы глубины резкости. Один из примеров такой установки показан на рис. 82, 5. Она гораздо более выгодна, чем установка на бесконечность. Так обстоит дело при съемке с наибольшим отверстием диафрагмы. Если же диафрагмировать объектив, то переднюю границу глубины резко изображаемого пространства можно при желании приблизить к фотоаппарату до 3 и даже 2 м, т. е. получить глубину от 2‑ 3 м до «оо». Для этого следует сдвинуть объектив так, чтобы знак «оо» совпал с числом шкалы глубины резкости, соответствующим применяемой диафрагме. Пример, приведенный на рис. 82‑ 6, показывает, что при объективе с фокусным расстоянием 5 см и диафрагме 22 можно таким способом получить глубину резко изображаемого пространства примерно от 1, 7 м до «оо». Наконец, обратимся к случаю, когда требуется получить резкое изображение какого‑ нибудь предмета, но так, чтобы все прочие предметы, расположенные за ним, получились на снимке нерезко. Один из способов получения такого снимка состоит в применении наибольшего отверстия диафрагмы, т. е. при наименьшей глубине резкости объектива. Но существует другой способ, позволяющий получить тот же эффект и при меньшем отверстии диафрагмы. Он состоит в том, что снимаемый объект размещают на самой задней границе глубины резко изображаемого пространства. Допустим, что предмет находится от фотоаппарата на расстоянии 4 м. Если навести на этот предмет и снимать при диафрагме 2, 8, то фон (например, кирпичная стена дома), расположенный на 1 м дальше, тоже получится на снимке резко (см. рис. 82‑ 2), между тем можно сфотографировать этот предмет даже при диафрагме 8, и фон получится нерезким. Для этого надо лишь установить объектив, как показано на рис. 82‑ 7, т. е. сфокусировать его не на 4 м, а примерно на 2, 7 м. Глубина резко изображаемого пространства в этом случае начнется с расстояния примерно 2, 2 м, но закончится на 4 м. Приведенные примеры убедительно говорят о том, что совсем не обязательно, а иногда просто неразумно производить наводку на резкость именно на тот объект, который мы фотографируем. Наоборот, выгоднее в одних случаях наводить на более близкий план, в других – на более далекий. В этом и заключается секрет рациональной наводки на резкость. Однако для того, чтобы рационально установить объектив с помощью шкалы глубины резкости, необходимо заранее знать, какую в каждом случае требуется получить глубину резко изображаемого пространства. А как это узнать? В самом деле допустим, что вы фотографируете в какой‑ нибудь аудитории или зрительном зале и хотите получить на снимке резкое изображение всех рядов зала – от первого до последнего. Чтобы воспользоваться предложенным нами способом, вам, очевидно, необходимо измерить расстояние от вас до переднего и заднего рядов. Как это сделать? Если ваш фотоаппарат не имеет никаких устройств для наводки на резкость, кроме шкалы расстояний, то определить эти расстояния вам, конечно, придется на глаз. В этом случае, чтобы застраховать себя от возможных ошибок, возьмите расстояния с некоторым запасом, т. е. несколько меньше, чем от вас до переднего ряда, и несколько больше, чем до заднего. Правда, вам придется немного сильнее задиафрагмировать объектив, но это в конечном счете не так уж страшно. Во всяком случае, диафрагма и план наводки будут выбраны более рационально. Если же ваш фотоаппарат имеет дальномер или матовое стекло, то он отлично выполнит роль прибора, с помощью которого вы просто и достаточно точно определите необходимые расстояния. Для этого направьте фотоаппарат на первый ряд зала и произведите наводку на резкость на этот ряд, а затем взгляните на шкалу расстояний. Указатель этой шкалы точно отметит расстояние. Тем же способом измерьте расстояние до последнего ряда. Поскольку в большинстве случаев вам придется фотографировать на открытом воздухе, а такие съемки чаще всего производятся при небольших отверстиях диафрагмы, полезно знать, что в каждом фотоаппарате можно найти такое положение объектива и такую диафрагму, при которых глубина резко изображаемого пространства окажется пригодной для очень многих объектов съемок и наводка на резкость станет ненужной. На некоторых фотоаппаратах эти положения объектива и диафрагмы отвечены двумя красными точками, одна из которых находится на шкале расстояний, другая – на шкале диафрагмы. Если же на вашем фотоаппарате таких точек нет, то вы сможете сами нанести их, руководствуясь табл. 7.
Таблица 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|