Глава 8. Проявление пленок. Будьте точны и аккуратны. Несколько слов о воде и химикатах. Что нужно знать о проявителе и фиксаже
Глава 8 Проявление пленок
*** Ни один фотограф не поручится за качество негативов, пока не проявит пленку. Еще меньше уверенности у начинающего фотолюбителя. Однако, что бы ни случилось во время съемки и какие бы ошибки вы ни допустили, сейчас думать об этом не надо. Постарайтесь сделать все, чтобы не прибавить к ошибкам съемки ошибки проявления.
Будьте точны и аккуратны
Наблюдать за ходом проявления вы не сможете. Результаты обработки фотопленки видны только после того, как пленка отфиксирована. Качество проявления зависит от температуры проявителя, времени проявления и, конечно, от того, насколько правильно вы приготовили проявитель и фиксаж. Поэтому будьте точны, внимательны и аккуратны. Для обработки пленки вам понадобятся: проявочный бачок, проявитель, фиксаж, чистая вода, термометр, воронка, мензурка, прищепки и часы. В продаже имеются специальные фотолабораторные часы с сигнальным звонком. Это очень полезный прибор. Заправив пленку в бачок и пустив в ход часы, вы избавите себя от необходимости неотступно следить за временем проявления и сможете спокойно заняться другим делом. Часы позовут вас громким звонком. Понадобится, конечно, и темное помещение или зарядный мешок. Тщательно проверьте, достаточно ли хорошо затемнено помещение и не проникает ли в него свет через щели. Учтите, что даже свет, проходящий через замочную скважину, может стать причиной полной неудачи. Работая с зарядным мешком, постарайтесь выбрать уголок потемнее и подальше от окна. Даже при отлично сшитом мешке такая мера предосторожности не будет лишней.
Несколько слов о воде и химикатах
Для приготовления фотографических растворов можно применять любую чистую пресную воду: колодезную, родниковую, речную, водопроводную, снеговую и дождевую. Мутную, загрязненную воду применять, конечно, нельзя, но, если нет никакой другой воды, ее нужно профильтровать через вату или фильтровальную бумагу. В воде почти всегда имеются растворенные соли кальция, магния и др. Вода с относительно большим содержанием этих солей называется жесткой. Кроме того, в сырой воде имеются растворенные газы и бактерии. Можно приготовлять растворы и на сырой и жесткой воде, но всегда, когда возможно, воду рекомендуется прокипятить. Растворы, приготовленные на кипяченой воде, действуют и сохраняются лучше. Наилучшей, конечно, считается дистиллированная вода, но в обычной любительской практике никакой необходимости в ней нет. В фотографии применяется довольно большое количество различных химических веществ. Эти вещества бывают разной степени очистки: технические, чистые, химически чистые, чистые для анализа и др. Для фотографических целей пригодны все вещества, кроме технических. Впрочем, это важно знать на случай покупки химических веществ в магазинах химических реактивов или бытовой химии, где в продаже бывают и технические вещества. Химикаты, поступающие в фотомагазины, всегда имеют необходимую степень очистки. Иногда эти вещества продаются под маркой «фото», например «Сульфит фото». Некоторые вещества бывают двух видов: кристаллические и безводные. Можно пользоваться и теми и другими. Большинство химических веществ, применяемых в фотографии, отлично сохраняется в тщательно закупоренных банках и может служить долгое время, но некоторые из них слеживаются, другие впитывают в себя влагу из воздуха и расплываются. Более удобны и гораздо лучше сохраняются безводные вещества. Так или иначе хранить химические вещества надо всегда в хорошо закрытых банках и желательно в темном месте.
Ни в коем случае не оставляйте химические вещества и готовые растворы без этикеток. Достаточно забыть, какое' вещество находится в банке, и может произойти большая неприятность. Уж если случилось так, что на банке не оказалось этикетки, то, прежде чем воспользоваться веществом, необходимо определить его, а если это не удастся, то совсем выбросить. Иначе, всыпав в раствор проявителя гипосульфит вместо сульфита, вы после проявления вынете из проявочного бачка не негативы, а совершенно прозрачную пленку. Неважные результаты получаются, если вместо метола вы всыплете гидрохинон, а ведь эти два вещества очень похожи по внешнему виду. На банках или бутылках с готовыми растворами кроме названия содержимого надо поставить дату приготовления раствора и отмечать, сколько и какого фотоматериала в нем уже обработано. Приучитесь к этому порядку, и вы избавитесь от многих неприятных неожиданностей.
Что нужно знать о проявителе и фиксаже
В состав фотографического проявителя входит несколько веществ, каждое из которых выполняет определенную роль. В каждом проявителе прежде всего должно быть собственно проявляющее вещество, превращающее скрытое фотографическое изображение в видимое. Таких веществ известно довольно много. Это метол, гидрохинон, парааминофенол, фенидон, амидол, глицин и др. Именно под действием этих веществ освещенные во время съемки кристаллы галогенного серебра восстанавливаются в крупицы металлического серебра, образующие фотографическое изображение.
В практической работе вам придется иметь дело главным образом с двумя проявляющими веществами: метолом и гидрохиноном. Метол представляет собой очень мелкие игольчатые кристаллы, хорошо растворимые в воде. Хороший метол в порошке должен быть светлым, почти белым. Слегка желтоватый или сероватый метол тоже пригоден для работы, но слишком темный дает очень окрашенный раствор. Таким продуктом пользоваться не рекомендуется. Хранить метол надо в склянке коричневого стекла или в банке, завернутой в черную бумагу. Гидрохинон внешне похож на метол, и их легко спутать, поэтому никогда не следует хранить метол и гидрохинон без этикеток.
Внешние признаки качества гидрохинона такие же, как и у метола, и хранить его надо также в склянке темного стекла. Гидрохинон как самостоятельно проявляющее вещество используется редко. Почти всегда он применяется вместе с метолом. Если растворить в воде метол или гидрохинон, то раствор довольно скоро испортится: окислится кислородом воздуха и пожелтеет. Чтобы предохранить раствор от окисления, в него вводят консервирующее вещество, чаще всего сульфит натрия. Сульфит натрия бывает двух видов: кристаллический и безводный. Первый представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Хранить его надо в хорошо закупоренных банках, так как под действием воздуха на поверхности кристаллов появляется белый налет сульфата натрия (глауберова соль). Таким продуктом пользоваться не рекомендуется. В крайнем случае его надо положить в сито и облить водой, чтобы смыть налет, а после промывки тут же взвесить нужное количество и растворить. Значительно лучше сохраняется безводный сульфит натрия, представляющий собой зернистый белый порошок. Сульфит натрия бывает двух марок – А и Б. В проявителях для пленок лучше всего применять сульфит натрия марки А, а для фотобумаг можно пользоваться маркой Б. Существуют проявители, содержащие только проявляющее вещество и сульфит натрия, но работают они поверхностно (мягко) и медленно. Чтобы ускорить работу проявителя и сделать его более энергичным, в него вводят какую‑ либо щелочь , чаще всего соду или поташ. Сода , как и сульфит натрия, бывает кристаллической и безводной. Процесс обезвоживания соды называется кальцинацией. Безводная сода обычно продается под названием кальцинированной. Кристаллическая сода представляет собой бесцветные кристаллы, а кальцинированная – мелкий белый порошок. Однако роль соды состоит не только в ускорении процесса проявления. Сода нейтрализует продукты окисления, образующиеся при взаимодействии проявляющего вещества с галогенным серебром, и тем самым поддерживает на необходимом уровне работоспособность проявителя.
Применяемая в фотографии сода (углекислый натрий) ядовита! Не путайте ее с питьевой содой (двууглекислым натрием)! Поташ (углекислый калий) представляет собой белый порошок, жадно впитывающий в себя влагу из воздуха и превращающийся в расплывающуюся массу. Поэтому хранить его надо в очень хорошо закупоренных банках. Поташ играет в проявителе такую же роль, как и сода, и служит ее заменителем. Вступая во взаимодействие с эмульсионными кристаллами галогенного серебра, проявитель в первую очередь проявляет те места пленки, на которые попало больше света. Затем начинает действовать на места, куда попало меньше света. Именно благодаря такому замечательному действию проявителя на пленке образуется изображение. Однако, спустя некоторое время, он начинает проявлять и те кристаллы, на которые свет не попал. В результате на пленке начинает появляться вуаль, которая очень вредит качеству фотографического изображения. Как предостеречь пленку от этой опасности? Для этого в состав проявителя вводится специальное противовуалирующее вещество , обычно – бромистый калий. Бромистый калий представляет собой мелкий кристаллический порошок, похожий на столовую соль. Он отлично сохраняется даже в открытом виде и легко растворяется в воде. Обволакивая кристаллы галогенного серебра, бромистый калий образует на них защитную оболочку, препятствующую действию проявителя и затрудняющую восстановление кристаллов. Скорость действия проявителя от этого, естественно, замедляется. Большое количество бромистого калия может и совсем приостановить проявление, поэтому его вводят в проявитель в очень небольших дозах: 1‑ 3 г на 1 л раствора. Взвешивать его надо по возможности точнее и лучше всего вводить в проявитель в виде 10%‑ ного раствора, т. е. приготовить раствор из 100 мл воды и 10 г бромистого калия и вместо каждого грамма сухого вещества вливать в проявитель 10 мл раствора. Такой метод более точен. С фиксажем дело обстоит проще. Его роль сводится к тому, чтобы растворить оставшиеся после проявления непроявленные кристаллы галогенного серебра. Эту работу отлично выполняет тиосульфат натрия, в обиходе называемый гипосульфитом. И хотя существует несколько рецептов фиксажей, основное вещество в них всегда – тиосульфат натрия. В фотографии принято правило: растворять вещества в той последовательности, в какой они приведены в рецепте, и не растворять последующие вещества, пока полностью не растворится предыдущее. Правило это, в общем, справедливое, и его надо придерживаться, но оно не исчерпывает всей методики приготовления растворов. В каждом случае надо руководствоваться специальными указаниями, которые даются к рецептам.
Приготовляя фотографические растворы, следует пользоваться чистой стеклянной или пластмассовой посудой. Пригодна также эмалированная посуда без выколок эмали и сосуды из нержавеющей стали. Другая металлическая посуда непригодна. Удобнее всего обыкновенные стеклянные банки. Чтобы ускорить растворение веществ, воду рекомендуется предварительно подогреть до 45‑ 50°С. Взвешивать вещества можно на обычных лабораторных весах с пластмассовыми чашками. Чтобы не загрязнять весов, вещества надо насыпать на небольшие кусочки чистой бумаги, лучше всего кальки. На каждой бумажке надо написать название вещества. При приготовлении проявителя, в состав которого входит метол или гидрохинон, надо растворять их первыми, но растворы эти быстро окисляются, поэтому для предохранения их от окисления необходим сульфит натрия. Однако если растворить сначала весь сульфит натрия, а затем метол или гидрохинон, то в растворе может выпасть белый осадок. Следует поэтому растворить в воде сначала немного сульфита натрия, затем метол и гидрохинон, а потом остальную часть сульфита натрия. После полного растворения этих веществ растворяют соду, а затем бромистый калий. Растворяя вещества, надо помешивать раствор стеклянной или деревянной палочкой, стараясь не вспенивать его. Не следует также взбалтывать раствор. Образование пены ускоряет окисление раствора. Когда в рецепте на первом месте стоит вода, то ее можно взять сразу в указанном количестве. Если же вода стоит на последнем месте, это значит, что имеется в виду объем готового раствора. В рецепте в таких случаях пишут: «Вода... до... мл». Тогда следует сначала отмерить примерно 3/4 указанного количества воды, растворить в ней вещества, а затем уже долить в раствор воду до указанного объема. Небольшие ошибки в общем объеме раствора существенного значения не имеют. Приготовив проявитель, дайте ему отстояться в течение получаса, а затем перелейте в чистую бутылку и закупорьте ее пробкой. Переливая проявитель в бутылку, очень полезно профильтровать его через вату или фильтровальную бумагу. В хорошо закрытой бутылке проявитель, не бывший в употреблении, хранится месяцами, а в открытой банке портится за два‑ три дня. Признак того, что проявитель начинает портиться, – его окраска и помутнение. Свежеприготовленный проявитель должен быть прозрачным и бесцветным или чуть‑ чуть желтоватым. С течением времени раствор все более желтеет и начинает опалесцировать (переливать разными цветами). Таким раствором пользоваться нельзя. Если раствор окрашивается уже во время его приготовления, это указывает на недоброкачественность проявляющего вещества или неправильное приготовление раствора. Таким раствором также пользоваться не следует. Пытливых фотолюбителей (а таких очень много) интересует вопрос: почему вещества, входящие в состав того или иного фотографического раствора, берутся в строго определенном количестве и что будет, если изменить в рецепте количество какого‑ либо из них? Кое‑ что об этом мы уже сказали при описании роли веществ, входящих в состав проявителя. Вообще же рецепты фотографических, как и любых других растворов и лекарств, – это, конечно, не просто наугад взятые количества вещества. Каждый рецепт – результат большой научной и экспериментальной работы, и здесь в расчет принимаются многие соображения. Состав любого фотографического раствора должен отвечать всем поставленным требованиям и вместе с тем быть экономичным. Никому не запрещено изменять состав раствора по своему усмотрению, и некоторые фотографы это делают. Но заниматься этим имеет смысл только в том случае, если есть возможность с достаточной точностью установить, как при этом изменяются свойства раствора, как они сказываются на результате. Сделать это без специальных измерительных приборов и правильно поставленных опытов, конечно, трудно.
Таблица 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|