Не всякая экономия выгодна. Не выбрасывайте серебро. Бережно обращайтесь с негативами
Не всякая экономия выгодна
Процесс проявления пленки технически прост, и, если все в нем сделано правильно, никаких неожиданностей и неприятностей не будет. Прежде всего о состоянии растворов. По мере обработки пленки растворы проявителя и фиксажа истощаются и начинают работать все медленнее. Этого нельзя забывать. В целях экономии растворов фотолюбители иногда используют их в недопустимых нормах, стараясь проявить в одной порции (300 мл) проявителя как можно больше пленок. Такая экономия явно невыгодна, так как одна испорченная пленка стоит в несколько раз дороже порции проявителя. Еще более невыгодна экономия фиксажа. Закончив проявление, некоторые фотолюбители сливают использованный проявитель в бутылку, где осталось еще достаточное количество свежего проявителя. Так же поступают и с фиксажем. Этого делать тоже не следует. Трудно учесть свойства смеси использованных растворов со свежими, и это может привести к ошибкам. Правильнее проявлять в одной порции проявителя (280‑ 300 мл) две пленки. Так же поступают и с фиксажем. В этом случае в каждом литре проявителя и фиксажа можно обработать шесть пленок, что соответствует норме. Но использованные растворы не следует тотчас выливать. Их надо слить в отдельные бутылки и хранить на случай, если спешно понадобится проявить еще одну‑ две пленки. Хранить эти растворы надо только до приготовления свежих.
Не выбрасывайте серебро
Еще в первой главе мы говорили о том, что на образование фотографического изображения в среднем расходуется 25? ^ серебра, содержащегося в эмульсионном слое обработанных фотоматериалов. Все остальное серебро остается в фиксаже. Выливая фиксаж, вы вместе с ним выбрасываете и чистое серебро. Надо ли говорить, насколько это неразумно!
Приводим наиболее простой способ сбора серебра. Отработанный фиксаж и использованный метоловый или метол‑ гидрохиноновый проявитель смешивают в равных объемах в чистой стеклянной банке и на каждый 1 л фиксажа добавляют 4‑ 5 г едкого натра или каустической соды. Перемешав смесь, оставляют ее в покое отстаиваться в течение суток. Осветленный раствор сливают с образовавшегося на дне банки осадка (шлама) и, заполнив банку новой порцией смеси, повторяют осаждение осадка. Проделав такую операцию несколько раз, жидкость сливают, а осадок хорошо высушивают и собирают. Полученный шлам не чаще чем один раз в год надо отправить ценной посылкой на Московский завод вторичных драгоценных металлов по адресу: 141100, г. Щелково Московской области, ул. Заречная, 103‑ а. Шлам надо хорошо запаковать и отправить его с таким расчетом, чтобы он прибыл на завод не позднее 15 ноября. Сплавлять шлам в слиток ни в коем случае не следует. В посылку надо вложить сопроводительное письмо с указанием чистого веса шлама, фамилии, имени, отчества отправителя, его паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан) и точный домашний адрес. О получении посылки завод сообщит отправителю и вышлет ему приемный акт, а у себя заведет паспорт, в который будут вписываться данные о весе чистого серебра, полученного из присланного шлама. Оплата серебра по установленным ценам производится почтовым переводом. Следует иметь в виду, что вес чистого серебра обычно не превышает 65‑ 70% веса шлама.
Бережно обращайтесь с негативами
С негативами надо обращаться так же бережно и осторожно, как с неэкспонированной фотопленкой, и забота об этом должна начинаться с момента, когда проявленная и отфиксированная пленка еще находится в проявочном бачке.
Трудно, конечно, удержаться от того, чтобы не взглянуть на негативы, но нельзя забывать, что размоченный в растворах набухший эмульсионный слой чрезвычайно нежен и прикасаться к нему опасно. Между тем многие фотолюбители, горя нетерпением как можно скорее увидеть плоды своей работы, сматывают с катушки проявочного бачка еще не промытую пленку, чтобы просмотреть негативы. А некоторые не ограничиваются беглым просмотром, они вооружаются лупой, и, держа пленку одной рукой на весу, другой приставляют к ней лупу. Это очень опасно для пленки. Еще опаснее, когда рядом с вами находятся любопытные, но не искушенные в фотографии люди: негативы обязательно окажутся в неопытных руках, и повреждение их почти неизбежно. А самое опасное – повторная намотка мокрой пленки обратно на катушку бачка для промывки. Здесь малейшая неосторожность может быть причиной гибели ценных негативов, не говоря уже о том, что широкую пленку в катушку бачка заправить просто не удастся и промывать ее придется без бачка, что очень неудобно. Не сматывайте непромытую пленку с катушки бачка. Подождать надо всего 15‑ 20 мин. Так же бережно надо обращаться и с промытой пленкой. Подвесив ее для сушки, не прикасайтесь к ней до тех пор, пока она полностью не просохнет. Часто на оборотной стороне сохнущей пленки собираются капли воды. Замедляя сушку, они вызывают пятна, а иногда и коробление эмульсии. Такие капли можно убрать кончиком сухой чистой ваты или промокательной бумагой, но не вытирать. По мере высыхания пленка обычно выгибается сначала в сторону эмульсии. Кажется, что она уже сухая, между тем слой еще сырой и в это время опасно к нему прикасаться. Надо дождаться, когда пленка совершенно высохнет и выровнится. Если пленка была очень туго свернута в кассете или долго в ней находилась, то по мере высыхания она немного свертывается в спираль. Это вообще не опасно, но лучше подвесить к нижнему концу еще мокрой пленки какой‑ нибудь грузик весом в 10‑ 15 г. Пленка от этого будет ровнее. Просматривая уже высохшую пленку, держите ее только за ребра. Для просмотра 35‑ мм пленки в продаже имеются специальные, очень удобные 5‑ кратные лупы Л‑ 5, снабженные пробойником для отбора негативов. Для широкой пленки таких луп нет. Ее можно просматривать с помощью любой другой лупы, но обязательно с оборотной стороны, чтобы не поцарапать эмульсионный слой.
Хранить негативы можно в рулонах и отдельно. В первом случае пленку надо свернуть эмульсией внутрь, но не туго. Наружный диаметр рулона должен быть не менее 3 см. По мере хранения пленка твердеет, становится менее эластичной, и негативы, хранящиеся в рулонах, трудно распрямляются, что затрудняет печатание. Кроме того, для отыскания нужного негатива приходится разматывать и вновь сматывать целый рулон, а от этого пленка трется и на ней появляются мелкие царапины. Лучше поэтому хранить негативы раздельно в чистых конвертах. Особенно хороши для этого конверты из прозрачной кальки. Негативы в этом случае можно рассматривать на просвет, не вынимая из конвертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|