Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание стойкости, настойчивости и выносливости




 

Стойкость и настойчивость, как проявления воли, выражающиеся в неуклонном стремлении к цели, несмотря на трудность и опасность обстановки, — важнейшие качества, которые необ­ходимо постоянно и упорно воспитывать в боксере. Бой сло­жился трудно, удары противника сильны — боксер все-таки всегда и при всех условиях должен сохра­нять волю к победе.

Воспитание стойкости и настойчивости в спорте должно идти рядом с воспитанием выносливости, т. е. способности организма выдерживать физическую нагрузку повышенной дли­тельности и интенсивности.

Нельзя говорить о недостаточной стойкости и настойчиво­сти ученика, если он не тренирован, если его организм физио­логически не подготовлен к интенсивным или длительным на­пряжениям. Поэтому не следует спешить с оценкой стойкости я настойчивости ученика, пока он и вся группа не пройдут оп­ределенного тренировочного цикла, не войдут, как говорится «в форму».

Более того, воспитание стойкости в спорте только и воз­можно на базе тренированной выносливости. Недостаточная тренировка усиливает проявления нестойкости, — этот факт из­вестен каждому практику спортивной работы.

Лишь когда объективные данные — пульс, дыхание и повы­шающаяся способность к длительным напряжениям покажут, что тренированность боксера высока, тренер сможет судить по его поведению в вольном бою о его настойчивости и упорстве.

Сами физические упражнения при определенных условиях помогают воспитанию настойчивости. Уже в процессе приобре­тения автоматизма в том или ином приеме или упражнении боксер должен проявить известную настойчивость. Так, напри­мер, упражнения со скакалкой требуют высокой координации движений, и прежде, чем новичок научится прыгать, ему при­ходится затратить немало упорства и труда. Когда ученик ов­ладеет упражнением со скакалкой, он все же часто склонен щадить себя и уменьшает нагрузку, упрощая ритм и замедляя темп работы. Тренер в таких случаях сам выбирает упражне­ние, задает и поддерживает определенный темп. То же можно сказать и о бое с тенью, когда тренеру иной раз приходится подгонять ленивого и медлительного боксера.

Для воспитания настойчивости тренер может успешно при­менять самые различные упражнения, но при любом физиче­ском упражнении тренер должен следить, чтобы оно выполня­лось на полную амплитуду движения, чтобы ученик не расслаб­лялся там, где требуется напряжение, не снижал количества и темпа упражнений, словом — не допускать поблажек, которые ведут не к воспитанию, а к ослаблению настойчивости и упор­ства. Всем этим тренер воспитывает у ученика способность к волевому усилию, способность к длительным напряжениям и повышает его настойчивость.

Особенно важно правильно руководить вольным боем. Прежде всего, тренер должен привить ученику сознание, что ни при каких обстоятельствах он не может отказываться продолжать бой. Боксер должен быть на ринге заданное время. Трене­ру при этом необходимо проявлять большую осмотрительность в подборе партнеров. Если они слишком разнятся по весу, си­лам или техническому уровню, то их бой явно не сможет по­служить воспитанию настойчивости: для сильнейшего задача слишком упрощается, слабейшему — она непосильна. При рав­ном же подборе пар тренер всегда может требовать, чтобы боксер действовал активно, в быстром темпе, выполнял в бою заданные приемы и комбинации.

Если боксер получил резкий удар и потрясен им, тренер всегда имеет возможность дать знак другому боксеру ослабить темп боя и силу ударов, а получившего удар подбодрить и за­ставить вести бой активно. Тренер должен помнить, что имен­но вольный бой — основа для воспитания стойкости и настой­чивости. «...Вольный бой есть боевая практика, предназначен­ная для самоопределения боксера в своих боевых качествах... В нем боксер по-настоящему учится пользоваться всем боевым материалом, совершенствуя свои боевые средства и качества и практикуясь в применении их к различным боевым особенно­стям противника» (К. В. Градополов).

 

ВОСПИТАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

 

Каждый опытный тренер из наблюдений знает, что основное качество, необходимое боксеру — решительность, выра­жается главным образом в быстроте его действий.

Боксер, без излишних колебаний принимающий решение и смело проводящий его в жизнь, т. ё. боксер, обладающий ре­шительностью, для наблюдающего за ним со стороны прежде всего действует быстро.

Наоборот, если боксер наносит удары вяло и медленно, или запаздывает с ударами и защитой, его можно характеризовать, как нерешительного боксера. Именно поэтому при обучении технике бокса необходимо прививать новичку привычку дейст­вовать быстро. Как только движение удара или защиты изуче­но и исполняется технически правильно, нужно постепенно ускорять его, добиваясь в итоге максимальной скорости. Этим путем воспитывается привычка к быстроте действий, как одно из существенных проявлений решительности.

Здесь, однако, нужно иметь в виду, что ученик из естествен­ного чувства стыда старается скрывать страх и нерешитель­ность, и порой тренеру их бывает трудно заметить.

Так, например, часто приходится наблюдать, что ученик не разгибает полностью руку при прямом ударе, либо, полностью разгибая руку, «ошибается» в дистанции и не достает партнера, причем все это делается достаточно быстро, и никаких претен­зий в этом смысле предъявить ученику нельзя. Означает ли это, что здесь недоработана техника? Если при проверке в оди­ночной работе на снарядах или на лапе эти недостатки исчез­нут, то это значит, что налицо одно из проявлений нерешитель­ности.

Решительность в боксе неразрывна с быстротой действий. Но быстрота действий сама по себе вовсе не означает реши­тельности. Нельзя назвать решительными безрассудные, необ­думанные, случайные, беспорядочные, лишенные смысла дейст­вия боксера, как бы быстры они ни были. Нельзя назвать реши­тельными быстрые Действия боксера, если они направлены к тому, чтобы избежать боя, уклониться от него.

Все это значит, что тренер должен приучить боксера вести бой активно, быстро принимать решения во время боя и быст­ро осуществлять эти решения. Техника, приобретенная боксе­ром, не должна быть балластом, а активно и целесообразно применяться в бою.

Особенно важно для тренера вовремя заметить состояние нерешительности у ученика и помочь ему это состояние пре­одолеть.

Часто наблюдаемое проявление нерешительности состоит в том, что боксеры стремятся избегать активного боя, излишне разрывая дистанцию и находясь вне боя, в безопасности от уда­ров. В таком случае, тренер должен энергично требовать, что­бы боксеры сблизились и активно вели бой. Допускать что­бы боксер находился вне боя, за пределами дистанции дальнего боя, нельзя — это быстро может превратиться в привычку, трудно поддающуюся исправлению.

Иногда новичок не решается атаковать противника, видя, что последний закрыт. Новичка смущает, когда противник тща­тельно прикрывает подбородок и живот, а раскрыть защиту противника он еще не умеет.

Нужно в этом случае посоветовать новичку решительно атаковать — противник, такой же новичок, почти во всех слу­чаях раскроется: он не сумеет и реагировать на атаку, и в то же время остаться закрытым.

Тренер, добиваясь, чтобы ученик уверенно шел в атаку, ис­пользовал удар на полную его длину, не бил по воздуху, а сме­ло сближался с противником и не останавливал удара за мгно­вение до того, как он должен коснуться цели, — воспитывает уверенность боксера в своих силах и действиях, а. следователь­но, и решительность.

Эти же качества вырабатываются у новичка при разучива­нии приемов защиты. Выше уже разбиралось, как новичок, пра­вильно применяя защиты, перестает преувеличивать опасность удара и спокойней реагирует на действия противника. Однако преодолеть страх еще не значит стать решительным. Решитель­ность проявляется в активных боевых действиях. Защита, примененная боксером, имеет целью парализовать деятельность противника для того, чтобы активнее действовать самому. Тре­нер должен сделать непререкаемым правилом: ни одной защи­ты без контрудара, без контратаки. Это требование должно не­уклонно выполняться при разучивании защит.

Таким образом, шлифуя технику, научив боксера немедлен­но использовать любую возможность для атаки или удара, бить быстро, обязательно попадать в цель и соединять защиты с контратакой, тренер воздействует на психику ученика, укреп­ляет его решительность. Правильный подбор партнеров для вольного боя здесь особенно важен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...