Воспитание чувства красоты
Можно ли говорить о воспитании эстетического чувства в связи с боксом? Не искусственно ли утверждение, что действия боксера-мастера красивы, что само понятие «боке» не противоречит эстетике? Эстетическим чувством мы называем чувство удовольствия, наслаждения, получаемое от положительных элементов формы того или иного явления (процесса, предмета). Красивым мы называем предмет, явление, процесс, форма которого глубоко соответствует его содержанию. Но всякому ли содержанию? Если нашему моральному сознанию содержание претит и для него неприемлемо, то, как бы ни соответствовала содержанию форма, эстетическое вступает в конфликт с этическим и в этом конфликте нечто теряет, или все теряет. Этим, в частности, и объясняется, что люди, отрицательно относящиеся к боксу в целом, не находят красоты в действиях боксера. Эстетические оценки или суждения неминуемо отражают ту или иную классовую, общественную идеологию. Любая деятельность человека, становясь объектом восприятия, или — шире — познания, может быть оценена эстетически, может быть признана красивой или некрасивой в зависимости от того, насколько соответствует и насколько подчинено цели или «идее» внешнее выражение этой деятельности или ее результатов. Мы называем грациозными движения, которые совершаются без всякого видимого напряжения сил. Именно в этом частном понятии красоты (грации) наиболее точно выражается эта целесообразность, эта, иначе говоря, одухотворенность, «идейность» красивого. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда говорил об эстетике дисциплины и эстетике поступка, применяя эстетический критерий к явлениям, казалось бы, далекостоящим от эстетики.
На ринге боксер действует красиво, если каждое его движение наглядно целесообразно, наглядно одухотворено и волей к победе, и применением наиболее действительных в данной боевой обстановке средств, приемов и тактики. Быстрые, экономные, ловкие, непринужденные, технически и тактически правильные действия боксера — красивы. И для тренера важно привить ученикам чувство красоты движений и действий боксера в бою, так как воспитанное эстетическое чувство даст боксеру существенный критерий оценки и будет положительно влиять на формирование его стиля, став действенным средством самовоспитания. Вначале, пока изучаются первичные элементы техники, процесс воспитания эстетического чувства будет, естественно, элементарным. Тренер обращает внимание всей группы на учеников, работающих наиболее удачно, показывая что правильно, экономно и ловко сделанное движение — красиво. При этом, он ни в коем случае не должен демонстрировать или высмеивать незадачливых и неловких учеников. Отмечая удачное, тренер вырабатывает в группе умение оценить красоту действий, а способность к подражанию, особенно сильно развитая у подростков, быстро выравнивает группу, подтягивая всех к лучшим. Постепенно понимание красивого расширяется, включая в себя эстетические оценки. Появляется ряд запретов: грубость и злость — некрасивы, некрасивы проявления трусости и слабоволия, так же, как и проявления кокетства и самолюбования. Тренер решительными указаниями пресекает всякое проявление грубости и озлобления, трусости и нерешительности и, наоборот, поощряет корректность и техничность, спокойствие, смелость и активность. Наконец, когда на последнем этапе обучения будут усвоены начала тактики бокса, удачная комбинация, остроумно построенная атака, умелое сочетание маневра, защиты и контратаки будут вызывать высокую оценку боксера и станут важным элементом в его критерии красоты.
Чувство красоты, воспитанное у молодого боксера, заставляет его упорнее работать над собой, стремиться к постоянному совершенствованию. Отсутствие этого чувства характеризует грубого драчуна, который, в конечном счете, обязательно будет побит искусным противником. Спортивно-эстетическое воспитание боксера не может быть ограничено только изложенным материалом. Но рамки данной работы не позволяют развить эту тему шире.
ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
Тактика новичка, естественно, — элементарна. Она ограничивается тем спортивно-техническим материалом, которым новичок успел овладеть до первого боя. Но свой небольшой опыт новичок может применять в бою творчески, действовать гибко и разнообразно, даже пользуясь относительно немногочисленными приемами. Для этого, как справедливо указывает Я. Б. Браун, новичок, прежде всего, должен знать, как и какими средствами достигается победа в бою, за что присуждается победа. Ученик должен понимать, что, если он будет инициативен, если его удары будут попадать в цель, а удары противника он сумеет парализовать удачными приемами защиты, если его защита будет активной и обязательно соединяться с контратакой — он бой выиграет. Понимание этого должно быть прочно и действенно привито ученику. Количество времени на подготовку новичка невелико. Поэтому тактика обучения должна соответствовать той тактике, которую хотел бы увидеть тренер у своего ученика в бою. Если при обучении тренер обратит побольше внимания на то, чтобы ученики свободно и разнообразно маневрировали, легко и непринужденно передвигаясь по рингу, можно полагать, что и в первом бою новичок проявит известную свободу маневра. Если тренер, обучая ударам, больше времени уделит на упражнения в прямых ударах и ударах снизу и их комбинациям, можно полагать, что и в первом бою новичок будет пользоваться именно этими ударами. Наконец, если тренер будет учить новичка каждую защиту непременно соединять с контрударом, можно полагать, что и в первом бою защита новичка будет активной. Практика открытого ринга подтверждает правильность таких предположений.
Кроме того, из всех многочисленных элементов тактики, тренер обязательно должен привить новичкам: умение атаковать неожиданно, резко и быстро, без видимой для противника подготовки удара и без замаха; умение пользоваться финтами — ложными движениями, отвлекающими внимание противника от действительных намерений боксера. Тренер должен всемерно воспитывать творческое воображение и инициативу боксера, без чего изучение элементов тактики неизбежно превратится в механическое натаскивание. Чтобы воспитывать творческую фантазию молодого боксера, имеется достаточно много возможностей. Тренер должен поощрять каждое удачное действие ученика, отмечая и подчеркивая все, идущее от собственного творчества боксера, будет ли это отдельный удар или комбинация ударов, маневр или защита с контратакой. Иногда короткой реплики «отлично!» во время вольного боя достаточно, чтобы закрепить у ученика чувство удовлетворения от творческой находки и побудить его к постоянному творчеству. Прекрасным средством воспитания творческого воображения служит «бой с тенью». Для того, чтобы «бой с тенью» не стал только способом «разогреться», а служил определенным воспитательным целям, тренер должен ставить перед группой или отдельным учеником конкретную задачу. «Бой с тенью» вначале примитивен и заполняется только элементами, изученными в данном уроке. По мере того, как усложняется техника боксера, усложняется и «бой с тенью» путем соединения различных ее элементов. Наконец, тренер ставит перед учениками и тактические задачи. Например: «противник старается сблизиться и вести бой короткими ударами. Задача: не допускать его к себе, парализовать его действия». Или: «противник атакует боковыми ударами. Применять различные защиты с контратакой». Или: «противник устал. Энергично атаковать и добивать его». Это — наиболее простые примеры заданий. В дальнейшем их следует разнообразить и усложнять, указывая то тип противника («противник выше ростом, с длинными руками»), то его манеру защищаться («противник часто ныряет»), то характер атаки и т. п., а иногда давая и несколько условий сразу. После того, как «бой с тенью» проведен, следует указать, насколько правильно тот или иной боксер решал поставленную задачу.
Чтобы поощрить творческое воображение и боевую инициативу учеников, полезно давать им для вольного боя различные тактические задания, например: продумать и подготовить несколько контратак на атаку прямым левой или атаку «раз-два», подготовить несколько финтов для атаки боковым левой и т. п. Отдельным, наиболее одаренным, ученикам тренер может показать такие тактические тонкости, как вызов на удар путем открытия головы или туловища или сковыванием противника, и на этом строить тактические задания. Но для всей группы новичков усложнять задания не следует. В основу творческой работы и воспитания инициативы боксера тренер должен положить воспитание воли. Стремление к победе тренер должен поощрять всеми средствами; без него творческая мысль беспочвенна, она может создать мечтателей, а воспитывать нужно — бойцов. * * * Таковы некоторые частные вопросы воспитания, связанные с изучением техники бокса. Правильно поставленное обучение технике само по себе решает важную общую воспитательную задачу: добиваясь, чтобы новичок свободно владел техникой, улучшая координацию его движений, мы укрепляем его уверенность в себе, его морально-волевые качества. Тем самым облегчается задача боевого воспитания боксера в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|