Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина и элементы военизации




 

Чем выше дисциплина в коллективе, тем успешнее протекает его работа. Однако установить дисциплину на заняти­ях не так легко, и от тренера требуется большое умение и такт, чтобы приучить коллектив к дисциплине, сделать ее определяю­щей весь стиль работы и вместе с тем не тягостной для учени­ков. Методически легче всего дисциплинировать группу, приви­вая ей некоторые военные навыки.

С первых же уроков нужно ввести:

­ Построение, выравнивание, расчет, перекличку.

­ Быстрое и точное выполнение команды «смирно».

­ Рапорт старосты о количестве занимающихся и готовности группы к занятиям.

­ Групповое приветствие: «Здравия желаем!»

­ Военные и военно-гимнастические повороты, маршировку и перестроения.

Все команды тренера должны быть четкими — тогда они будут четко выполняться группой. Кроме того, нужно приучить, новичков правильно и вежливо обращаться к тренеру и вообще к руководителям. Не обязательно вводить принятое в Советской армии «разрешите обратиться», но формула «позвольте спро­сить» или «разрешите поговорить с вами» должна предшество­вать каждому обращению ученика к руководителю.

Все эти мероприятия прекрасно организуют группу и выра­батывают у каждого красивую осанку, привычку к четкости, подтянутости и экономии в движениях. Довольно быстро ис­чезает у новичков та неприятная манера держаться разболтанно и небрежно, которую А. С. Макаренко называл метким народ­ным словечком «вихляние», и которая часто встречается у уче­ников, еще неорганизованных и недисциплинированных.

Тренер не только приучает группу быстро и точно выполнять свою команду. Очень важно, чтобы каждый ученик сам нау­чился командовать. Поручая тому или иному ученику построить и перестроить группу, провести порядковые, подготовительные и общеразвивающие упражнения, а позже и занятия с отдель­ными новичками, тренер повышает качество усвоения учебного материала, приучает новичков действовать самостоятельно и уверенно, ликвидирует элементы робости и застенчивости.

Прекрасно подтягивает и дисциплинирует группу единый спортивный костюм: спортивная форма для повседневных заня­тий и парадная форма для выступлений и соревнований. Хотя бы один комплект однообразной спортивной формы цветов спортивного общества и с его эмблемой иметь обязательно. Форму нужно выдать на руки боксерам, но требовать: чтобы боксеры не носили ее в качестве белья, всегда держали ее в чистоте, отглаживали форму к каждому занятию, на соревно­ваниях пришивали к форме эмблему спортивного общества. Единая, красивая и чистая форма помогает создать на занятиях такой эмоциональный тон, при котором подтянутость и дисци­плина как бы сами собой разумеются.

Серьезным дисциплинирующим мероприятием служит точ­ный учет посещаемости.

Этот учет — не просто статистика. Он позволяет следить индивидуально за каждым учеником и вовремя воздействовать на него. Плохая посещаемость — сигнал о методических и орг­анизационных неполадках, о том, что интерес к занятиям пада­ет. Тренер должен немедленно принимать меры к тому, чтобы ученики не пропускали занятий. Лучше вначале пожертвовать двумя-тремя нерадивыми, исключив их из секции, чем допу­стить положение, при котором каждый волен посещать занятия, когда ему вздумается.

Организуя в группе элементарный порядок и дисциплину, тренер должен стремиться воспитать дисциплину не пассивную выражающуюся в простом подчинении, а действенную, побуж­дающую преодолевать препятствия. Тишина и внимание гораздо легче достигаются, если урок построен и ведется интересно и ярко, а не окриком и наказанием. Но, если тренер дал ученику задание, он должен проследить, чтобы ученик выполнил задан­ное.

Нужно не только поручать ученикам различные работы и обязанности, но и требовать, чтобы они их выполняли во что бы то ни стало. Только дисциплина, преодолевающая препят­ствия, дисциплина деятельная, может создать активных и упор­ных людей.

Очень важно также, чтобы новички были приучены к опре­деленному режиму. Так, занятия боксом у школьников должны органически входить в школьный режим и не нарушать его. Со­ветом ученику, беседой с его родителями тренер поможет орга­низовать и быт школьника в рамках целенаправленного режима; все это, несомненно, будет содействовать воспитанию дисципли­нированной и целенаправленной воли юных боксеров.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

 

Непосредственная конкретная цель работы с новичком — обучение его спортивной технике, физическое и морально-воле­вое воспитание его для завоевания 3-го разряда, т. е. подготов­ка его к первому бою.

Но при спортивном совершенствовании и достижении опре­деленного спортивного успеха осуществляются и более широ­кие воспитательные задачи.

В боксе спортивный рост немыслим, если:

­ не усвоен спортивно-технический минимум, т. е. элементар­ная техника бокса не автоматизирована;

­ боксер недостаточно тренирован;

­ боксер не подготовлен в эмоциональном и волевом отноше­нии к боевой нагрузке первого матча.

Овладеть техникой бокса и физически подготовиться к бою для новичка очень важно. Но главная воспитательная задача тренера — укрепить морально-боевые качества ученика и преж­де всего воспитать его волю, чтобы эмоциональная нагрузка матча не оказалась непосильной для новичка.

Эта задача, конечно, не может быть полностью решена в период подготовки новичка, т. е. в 5—6 месяцев. Но основы воспитания закладываются именно в этот период, и работа тре­нера в коллективе создает тот стиль и тон воспитания, при ко­тором даже в короткий промежуток времени можно достичь существенных результатов.

Говоря о воспитании воли, профессор П. А. Рудик указывает на ряд основных ее качеств, которые должны быть воспитаны: а) принципиальность, б) инициативность, в) активность, г) ди­сциплинированность, д) решительность, е) стойкость, ж) эмо­циональность.

Планируя работу коллектива, тренер должен постоянно иметь в виду эти качества и так продумать организацию и методику занятий, чтобы каждый урок и каждое мероприятие в той или иной мере содействовали их воспитанию.

Важнейшим в жизни коллектива А. С. Макаренко считал ясность целей и перспектив, стоящих перед коллективом, и за­кон движения коллектива: «не может быть допущена остановка в жизни коллектива». Если коллектив добился поставленных целей, а новых те поставил — наступает застой, мертвечина. Воодушевление, двигавшее коллектив вперед, заставлявшее, его совершенствоваться, исчезает.

План работы, поэтому должен намечать ряд последо­вательных целей, стремиться к которым должен и коллектив, в каждый в отдельности.

К сожалению, в практике тренерской работы планирование ее постоянно недооценивается, а отсутствие плана характерно для многих спортивных коллективов. Именно поэтому приходит­ся задержаться на этом вопросе, уделив (быть может, больше, чем нужно) место технике и содержанию планирования.

Примерный план работы коллектива новичков может вклю­чать следующие мероприятия:

­ Организовать регулярные соревнования по сдаче норм ГТО и улучшению результатов, показанных в соревнованиях ранее (каждые 2—3 месяца).

­ Овладеть основами спортивной техники в пределах учебной программы и провести квалификационные первенства через 5—б месяцев после начала работы коллектива. Показатель — не менее 75% состава добиться 3-го разряда. К этому времени всем вступить в члены спортивного общества.

­ Выдвинуть 3—5 лучших боксеров на соревнования открыто­го ринга (через 3—6 месяцев после начала занятий).

­ Ежемесячно 2—3 боксерам участвовать в боях на открытом ринге (после 6 месяцев).

­ Участвовать в соревнованиях на первенство спортобщества по боксу, добиться квалификации 5—6 человек не ниже 2-го разряда (через 8—10 месяцев).

­ Провести несколько бесед по вопросам физкультурного дви­жения в СССР, гигиены, самоконтроля и подачи первой помощи.

­ Организовать несколько показательных выступлений по бок­су в стенах училища и вне его.

­ Подготовить 3—4 помощников тренера (в течение 10 меся­цев).

­ Провести выборы бюро секции (через 5—6 месяцев).

В таком плане заранее намечены и постепенное достижение все более высоких показателей, и формирование актива, без которого руководство коллективом и влияние на него не будет полноценным. Но здесь изложена лишь спортивная сторона плана работы. Ею не исчерпывается вся деятельность коллектива в целом.

Важнейшая работа в коллективе — культурно-политическое воспитание. Тренер и спортивный коллектив должны многосто­ронне и постоянно влиять на спортсмена-подростка, чтобы он рос настоящим большевиком и в жизни, и в спорте.

Это влияние разнообразно: разговоры и беседы, которые тренер ведет с боксерами, его советы, литература, которую он рекомендует, — всего этого не учтешь и не предусмотришь ни­каким планом.

Но ряд мероприятий может быть включен в план.

Коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей. Особен­но ценно организовать просмотр и обсуждение таких фильмов, как «Клятва», «Зоя», «Суворов», «Чапаев».

Организация лекций и бесед. Примерная тематика: мораль­ный облик советского молодого человека. Дружба, любовь и товарищество. Воспитание воли и характера.

Жизнь и деятельность В. Ленина, И. Сталина, М. Калинина, М. Горького.

Жизнь и подвиги 3. Космодемьянской и А. Матросова.

Посещение музеев и выставок.

Коллективное посещение соревнований.

Выпуск «Боевых листков» перед соревнованиями и после них.

Чтобы побудить учеников к чтению, полезно составлять рекомендательные списки литературы. Эти списки могут быть бесконечно разнообразными, Однако важнее всего рекомендо­вать боксерам литературу с четкой патриотической и волевой направленностью. Такие книги, как «Детство», «В людях» и «Мои университеты» М. Горького, «Молодая гвардия» А. Фа­деева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Педаго­гическая поэма» А. Макаренко, «Овод» Войнич, «Тиль Уленшпигель» Ш. де-Костера и рассказы М. Горького, Дж. Лондона следует в первую очередь прочесть молодым физкультур­никам.

Все эти мероприятия нужно согласовывать с общим планом культурно-воспитательной работы училища (школы), но опа­саться излишнего дублирования не следует: к воспитаннику своему нужно подходить со всех сторон, и там, где влияние мастера или преподавателя будет недостаточным, совет трене­ра или мероприятие для всего коллектива могут оказать ре­шающее действие.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Все, что может быть сделано и изготовлено для занятий членами секции, должно быть сделано ими. В московском ре­месленном училище № 22 ученики сами сделали ринг и оборудо­вание для подвешивания снарядов. Они всегда сами подготов­ляли зал к занятиям и убирали его. Им поручалась закупка спортивного инвентаря и установка ринга к соревнованиям, пи­сание плакатов и переноска мебели, уборка зала и обслужива­ние соревнований.

Чем меньше боксеры будут приходить «на готовенькое», тем больше простора для их инициативы и самодеятельности.

Работы, к которым может быть приложен труд физкуль­турников, таковы:

­ Запись в секцию новых членов, оповещение друг друга об очередных мероприятиях.

­ Учет посещаемости, ведение протоколов и т. п.

­ Изготовление и ремонт части оборудования и инвентаря.

­ Подготовка зала, спортплощадки к занятиям, поддержание чистоты в зале.

­ Подготовка соревнований и показательных выступлений и обслуживание их.

­ Поддержание в порядке и чистоте личного инвентаря.

­ Участие в субботниках и других работах училища и спортив­ного общества.

­ Кроме того, коллектив боксеров должен быть активным уча­стником подготовки к революционным праздникам, обществен­ным мероприятиям школы, училища и т. п.

Все эти работы должны быть включены в организационно-хозяйственную часть плана работы коллектива.

* * *

Внимательным отношением руководства организации (школы, училища) к работе спортивного коллектива, к выполнению его плана поднимается и укрепляется авторитет коллектива. Так, например, директоры ремесленных училищ № 22 и 9 г. Москвы И. И. Петрунин и И. А. Смолин и старшие военруки этих училищ А. Г. Мареев и Б. А. Бабаханян всегда присутствовали на всех соревнованиях, где участвовали боксеры их училищ. В ремеслен­ном училище № 22 подготовка к каждому спортивному меро­приятию объявлялась приказом, в котором намечался состав команд, назначались помощники тренера и лица, отвечающие за тот или иной участок подготовки. С участниками соревнований руководители училища неоднократно проводили беседы. Итоги соревнования также объявлялись приказом.

Соревнования на первенство ремесленного училища № 22 по боксу в 1946 г. были хорошо организованы старшим военруком А. Г. Мареевым. В составе судейской коллегии были судьи всесоюзной и республиканской категорий. На соревнованиях при­сутствовали мастера спорта, руководители училища и учащиеся, руководители московского городского управления трудовых резервов.

Руководители ремесленных училищ № 9 и 22 внимательно следили за работой своих спортколлективов, всемерно помогали им, и результаты этой помощи не замедлили сказаться: в сорев­новании на первенство Московского городского., совета ДСО «Трудовые резервы» по боксу коллектив ремесленного училища № 22 занял второе место по группе мальчиков, а ремесленного училища № 9 — первое место по группе юношей. Неплохи в ремесленном училище № 22 были и личные результаты боксе, ров: в итоге шести месяцев работы 26 человек из 40 получило 3-й разряд и 8 человек — 2-й разряд.

Внимательное отношение к коллективу руководителей учили­ща поднимало интерес молодых боксеров к своей тренировке, повышало их чувство ответственности и сознание значимости готовившихся мероприятий. В коллективе установился тон при­поднятой деловитости, серьезности и инициативы. Это произош­ло не сразу. Зато на второй год работы все новички с первого же дня попали в сработавшийся и дружный коллектив, с уже оформившимися связями, с авторитетным активом и неплохой дисциплиной, сразу восприняли общий тон и не представляли трудностей для работы с ними.

Чем дальше работает секция, чем сплоченнее становится ее состав, тем шире следует делать круг вопросов, которые решает сам коллектив. Уже начиная с первых соревнований, в кото­рых участвует секция, она решает, кого послать на эти сорев­нования.

Сначала, конечно, основное влияние на решение окажет тренер. Но по мере того, как у коллектива будет накапливать­ся опыт, участие тренера в решении вопросов будет значитель­но меньшим.

Привычка к общественной работе и умение решать и подго­тавливать решения воспитываются постепенно. Значит, и круг вопросов, которые решает коллектив, будет расширяться в зави­симости от зрелости коллектива.

Тренеру не следует гнаться за ложным демократизмом. На первом этапе работы в действиях тренера будут частыми коман­да, приказание. В развитом и окрепшем коллективе тренеру больше придется контролировать работу актива, чем командо­вать и приказывать.

Примерный круг вопросов, решаемых коллективом, может быть таким:

­ Запись новичков, прием в члены коллектива.

­ Утверждение плана работ, распределение поручений и обя­занностей в коллективе, контроль за выполнением плана.

­ Организация и несение дежурств на занятиях и соревнова­ниях.

­ Выделение участников на соревнования (тренеру принадле­жит право окончательного решения).

­ Организация различного рода выступлений, вечеров и других общественных мероприятий.

­ Решения о взысканиях за нарушение спортивных правил, не­этичное поведение и антиобщественные проступки.

* * *

Рост коллектива, как общественного организма – в его дей­ствиях, мероприятиях, решениях. Но воспитательная сила его, степень воздействия его на отдельных членов больше всего бу­дет проявляться в общественном мнении, в неписанных тради­циях коллектива, в сложившейся спортивной этике и понимании «что такое хорошо, и что такое плохо». И это понимание Кол­лектив сумеет привить каждому, причем пути и средства воздей­ствия коллектива часто не поддаются учету и наблюдению.

В этом нет беды. Важно лишь, чтобы сами традиции коллек­тива не выпадали за рамки советской спортивной этики. За этим тренеру-воспитателю нужно следить тщательно и неусыпно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...