Дисциплина и элементы военизации
Чем выше дисциплина в коллективе, тем успешнее протекает его работа. Однако установить дисциплину на занятиях не так легко, и от тренера требуется большое умение и такт, чтобы приучить коллектив к дисциплине, сделать ее определяющей весь стиль работы и вместе с тем не тягостной для учеников. Методически легче всего дисциплинировать группу, прививая ей некоторые военные навыки. С первых же уроков нужно ввести: Построение, выравнивание, расчет, перекличку. Быстрое и точное выполнение команды «смирно». Рапорт старосты о количестве занимающихся и готовности группы к занятиям. Групповое приветствие: «Здравия желаем!» Военные и военно-гимнастические повороты, маршировку и перестроения. Все команды тренера должны быть четкими — тогда они будут четко выполняться группой. Кроме того, нужно приучить, новичков правильно и вежливо обращаться к тренеру и вообще к руководителям. Не обязательно вводить принятое в Советской армии «разрешите обратиться», но формула «позвольте спросить» или «разрешите поговорить с вами» должна предшествовать каждому обращению ученика к руководителю. Все эти мероприятия прекрасно организуют группу и вырабатывают у каждого красивую осанку, привычку к четкости, подтянутости и экономии в движениях. Довольно быстро исчезает у новичков та неприятная манера держаться разболтанно и небрежно, которую А. С. Макаренко называл метким народным словечком «вихляние», и которая часто встречается у учеников, еще неорганизованных и недисциплинированных. Тренер не только приучает группу быстро и точно выполнять свою команду. Очень важно, чтобы каждый ученик сам научился командовать. Поручая тому или иному ученику построить и перестроить группу, провести порядковые, подготовительные и общеразвивающие упражнения, а позже и занятия с отдельными новичками, тренер повышает качество усвоения учебного материала, приучает новичков действовать самостоятельно и уверенно, ликвидирует элементы робости и застенчивости.
Прекрасно подтягивает и дисциплинирует группу единый спортивный костюм: спортивная форма для повседневных занятий и парадная форма для выступлений и соревнований. Хотя бы один комплект однообразной спортивной формы цветов спортивного общества и с его эмблемой иметь обязательно. Форму нужно выдать на руки боксерам, но требовать: чтобы боксеры не носили ее в качестве белья, всегда держали ее в чистоте, отглаживали форму к каждому занятию, на соревнованиях пришивали к форме эмблему спортивного общества. Единая, красивая и чистая форма помогает создать на занятиях такой эмоциональный тон, при котором подтянутость и дисциплина как бы сами собой разумеются. Серьезным дисциплинирующим мероприятием служит точный учет посещаемости. Этот учет — не просто статистика. Он позволяет следить индивидуально за каждым учеником и вовремя воздействовать на него. Плохая посещаемость — сигнал о методических и организационных неполадках, о том, что интерес к занятиям падает. Тренер должен немедленно принимать меры к тому, чтобы ученики не пропускали занятий. Лучше вначале пожертвовать двумя-тремя нерадивыми, исключив их из секции, чем допустить положение, при котором каждый волен посещать занятия, когда ему вздумается. Организуя в группе элементарный порядок и дисциплину, тренер должен стремиться воспитать дисциплину не пассивную выражающуюся в простом подчинении, а действенную, побуждающую преодолевать препятствия. Тишина и внимание гораздо легче достигаются, если урок построен и ведется интересно и ярко, а не окриком и наказанием. Но, если тренер дал ученику задание, он должен проследить, чтобы ученик выполнил заданное.
Нужно не только поручать ученикам различные работы и обязанности, но и требовать, чтобы они их выполняли во что бы то ни стало. Только дисциплина, преодолевающая препятствия, дисциплина деятельная, может создать активных и упорных людей. Очень важно также, чтобы новички были приучены к определенному режиму. Так, занятия боксом у школьников должны органически входить в школьный режим и не нарушать его. Советом ученику, беседой с его родителями тренер поможет организовать и быт школьника в рамках целенаправленного режима; все это, несомненно, будет содействовать воспитанию дисциплинированной и целенаправленной воли юных боксеров.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Непосредственная конкретная цель работы с новичком — обучение его спортивной технике, физическое и морально-волевое воспитание его для завоевания 3-го разряда, т. е. подготовка его к первому бою. Но при спортивном совершенствовании и достижении определенного спортивного успеха осуществляются и более широкие воспитательные задачи. В боксе спортивный рост немыслим, если: не усвоен спортивно-технический минимум, т. е. элементарная техника бокса не автоматизирована; боксер недостаточно тренирован; боксер не подготовлен в эмоциональном и волевом отношении к боевой нагрузке первого матча. Овладеть техникой бокса и физически подготовиться к бою для новичка очень важно. Но главная воспитательная задача тренера — укрепить морально-боевые качества ученика и прежде всего воспитать его волю, чтобы эмоциональная нагрузка матча не оказалась непосильной для новичка. Эта задача, конечно, не может быть полностью решена в период подготовки новичка, т. е. в 5—6 месяцев. Но основы воспитания закладываются именно в этот период, и работа тренера в коллективе создает тот стиль и тон воспитания, при котором даже в короткий промежуток времени можно достичь существенных результатов. Говоря о воспитании воли, профессор П. А. Рудик указывает на ряд основных ее качеств, которые должны быть воспитаны: а) принципиальность, б) инициативность, в) активность, г) дисциплинированность, д) решительность, е) стойкость, ж) эмоциональность.
Планируя работу коллектива, тренер должен постоянно иметь в виду эти качества и так продумать организацию и методику занятий, чтобы каждый урок и каждое мероприятие в той или иной мере содействовали их воспитанию. Важнейшим в жизни коллектива А. С. Макаренко считал ясность целей и перспектив, стоящих перед коллективом, и закон движения коллектива: «не может быть допущена остановка в жизни коллектива». Если коллектив добился поставленных целей, а новых те поставил — наступает застой, мертвечина. Воодушевление, двигавшее коллектив вперед, заставлявшее, его совершенствоваться, исчезает. План работы, поэтому должен намечать ряд последовательных целей, стремиться к которым должен и коллектив, в каждый в отдельности. К сожалению, в практике тренерской работы планирование ее постоянно недооценивается, а отсутствие плана характерно для многих спортивных коллективов. Именно поэтому приходится задержаться на этом вопросе, уделив (быть может, больше, чем нужно) место технике и содержанию планирования. Примерный план работы коллектива новичков может включать следующие мероприятия: Организовать регулярные соревнования по сдаче норм ГТО и улучшению результатов, показанных в соревнованиях ранее (каждые 2—3 месяца). Овладеть основами спортивной техники в пределах учебной программы и провести квалификационные первенства через 5—б месяцев после начала работы коллектива. Показатель — не менее 75% состава добиться 3-го разряда. К этому времени всем вступить в члены спортивного общества. Выдвинуть 3—5 лучших боксеров на соревнования открытого ринга (через 3—6 месяцев после начала занятий). Ежемесячно 2—3 боксерам участвовать в боях на открытом ринге (после 6 месяцев). Участвовать в соревнованиях на первенство спортобщества по боксу, добиться квалификации 5—6 человек не ниже 2-го разряда (через 8—10 месяцев). Провести несколько бесед по вопросам физкультурного движения в СССР, гигиены, самоконтроля и подачи первой помощи.
Организовать несколько показательных выступлений по боксу в стенах училища и вне его. Подготовить 3—4 помощников тренера (в течение 10 месяцев). Провести выборы бюро секции (через 5—6 месяцев). В таком плане заранее намечены и постепенное достижение все более высоких показателей, и формирование актива, без которого руководство коллективом и влияние на него не будет полноценным. Но здесь изложена лишь спортивная сторона плана работы. Ею не исчерпывается вся деятельность коллектива в целом. Важнейшая работа в коллективе — культурно-политическое воспитание. Тренер и спортивный коллектив должны многосторонне и постоянно влиять на спортсмена-подростка, чтобы он рос настоящим большевиком и в жизни, и в спорте. Это влияние разнообразно: разговоры и беседы, которые тренер ведет с боксерами, его советы, литература, которую он рекомендует, — всего этого не учтешь и не предусмотришь никаким планом. Но ряд мероприятий может быть включен в план. Коллективный просмотр кинофильмов и спектаклей. Особенно ценно организовать просмотр и обсуждение таких фильмов, как «Клятва», «Зоя», «Суворов», «Чапаев». Организация лекций и бесед. Примерная тематика: моральный облик советского молодого человека. Дружба, любовь и товарищество. Воспитание воли и характера. Жизнь и деятельность В. Ленина, И. Сталина, М. Калинина, М. Горького. Жизнь и подвиги 3. Космодемьянской и А. Матросова. Посещение музеев и выставок. Коллективное посещение соревнований. Выпуск «Боевых листков» перед соревнованиями и после них. Чтобы побудить учеников к чтению, полезно составлять рекомендательные списки литературы. Эти списки могут быть бесконечно разнообразными, Однако важнее всего рекомендовать боксерам литературу с четкой патриотической и волевой направленностью. Такие книги, как «Детство», «В людях» и «Мои университеты» М. Горького, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Овод» Войнич, «Тиль Уленшпигель» Ш. де-Костера и рассказы М. Горького, Дж. Лондона следует в первую очередь прочесть молодым физкультурникам. Все эти мероприятия нужно согласовывать с общим планом культурно-воспитательной работы училища (школы), но опасаться излишнего дублирования не следует: к воспитаннику своему нужно подходить со всех сторон, и там, где влияние мастера или преподавателя будет недостаточным, совет тренера или мероприятие для всего коллектива могут оказать решающее действие.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Все, что может быть сделано и изготовлено для занятий членами секции, должно быть сделано ими. В московском ремесленном училище № 22 ученики сами сделали ринг и оборудование для подвешивания снарядов. Они всегда сами подготовляли зал к занятиям и убирали его. Им поручалась закупка спортивного инвентаря и установка ринга к соревнованиям, писание плакатов и переноска мебели, уборка зала и обслуживание соревнований. Чем меньше боксеры будут приходить «на готовенькое», тем больше простора для их инициативы и самодеятельности. Работы, к которым может быть приложен труд физкультурников, таковы: Запись в секцию новых членов, оповещение друг друга об очередных мероприятиях. Учет посещаемости, ведение протоколов и т. п. Изготовление и ремонт части оборудования и инвентаря. Подготовка зала, спортплощадки к занятиям, поддержание чистоты в зале. Подготовка соревнований и показательных выступлений и обслуживание их. Поддержание в порядке и чистоте личного инвентаря. Участие в субботниках и других работах училища и спортивного общества. Кроме того, коллектив боксеров должен быть активным участником подготовки к революционным праздникам, общественным мероприятиям школы, училища и т. п. Все эти работы должны быть включены в организационно-хозяйственную часть плана работы коллектива. * * * Внимательным отношением руководства организации (школы, училища) к работе спортивного коллектива, к выполнению его плана поднимается и укрепляется авторитет коллектива. Так, например, директоры ремесленных училищ № 22 и 9 г. Москвы И. И. Петрунин и И. А. Смолин и старшие военруки этих училищ А. Г. Мареев и Б. А. Бабаханян всегда присутствовали на всех соревнованиях, где участвовали боксеры их училищ. В ремесленном училище № 22 подготовка к каждому спортивному мероприятию объявлялась приказом, в котором намечался состав команд, назначались помощники тренера и лица, отвечающие за тот или иной участок подготовки. С участниками соревнований руководители училища неоднократно проводили беседы. Итоги соревнования также объявлялись приказом. Соревнования на первенство ремесленного училища № 22 по боксу в 1946 г. были хорошо организованы старшим военруком А. Г. Мареевым. В составе судейской коллегии были судьи всесоюзной и республиканской категорий. На соревнованиях присутствовали мастера спорта, руководители училища и учащиеся, руководители московского городского управления трудовых резервов. Руководители ремесленных училищ № 9 и 22 внимательно следили за работой своих спортколлективов, всемерно помогали им, и результаты этой помощи не замедлили сказаться: в соревновании на первенство Московского городского., совета ДСО «Трудовые резервы» по боксу коллектив ремесленного училища № 22 занял второе место по группе мальчиков, а ремесленного училища № 9 — первое место по группе юношей. Неплохи в ремесленном училище № 22 были и личные результаты боксе, ров: в итоге шести месяцев работы 26 человек из 40 получило 3-й разряд и 8 человек — 2-й разряд. Внимательное отношение к коллективу руководителей училища поднимало интерес молодых боксеров к своей тренировке, повышало их чувство ответственности и сознание значимости готовившихся мероприятий. В коллективе установился тон приподнятой деловитости, серьезности и инициативы. Это произошло не сразу. Зато на второй год работы все новички с первого же дня попали в сработавшийся и дружный коллектив, с уже оформившимися связями, с авторитетным активом и неплохой дисциплиной, сразу восприняли общий тон и не представляли трудностей для работы с ними. Чем дальше работает секция, чем сплоченнее становится ее состав, тем шире следует делать круг вопросов, которые решает сам коллектив. Уже начиная с первых соревнований, в которых участвует секция, она решает, кого послать на эти соревнования. Сначала, конечно, основное влияние на решение окажет тренер. Но по мере того, как у коллектива будет накапливаться опыт, участие тренера в решении вопросов будет значительно меньшим. Привычка к общественной работе и умение решать и подготавливать решения воспитываются постепенно. Значит, и круг вопросов, которые решает коллектив, будет расширяться в зависимости от зрелости коллектива. Тренеру не следует гнаться за ложным демократизмом. На первом этапе работы в действиях тренера будут частыми команда, приказание. В развитом и окрепшем коллективе тренеру больше придется контролировать работу актива, чем командовать и приказывать. Примерный круг вопросов, решаемых коллективом, может быть таким: Запись новичков, прием в члены коллектива. Утверждение плана работ, распределение поручений и обязанностей в коллективе, контроль за выполнением плана. Организация и несение дежурств на занятиях и соревнованиях. Выделение участников на соревнования (тренеру принадлежит право окончательного решения). Организация различного рода выступлений, вечеров и других общественных мероприятий. Решения о взысканиях за нарушение спортивных правил, неэтичное поведение и антиобщественные проступки. * * * Рост коллектива, как общественного организма – в его действиях, мероприятиях, решениях. Но воспитательная сила его, степень воздействия его на отдельных членов больше всего будет проявляться в общественном мнении, в неписанных традициях коллектива, в сложившейся спортивной этике и понимании «что такое хорошо, и что такое плохо». И это понимание Коллектив сумеет привить каждому, причем пути и средства воздействия коллектива часто не поддаются учету и наблюдению. В этом нет беды. Важно лишь, чтобы сами традиции коллектива не выпадали за рамки советской спортивной этики. За этим тренеру-воспитателю нужно следить тщательно и неусыпно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|