Использование производственных функций
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Вологодский государственный технический университет Кафедра экономической теории и национальной экономики
Методы исследования И моделирование национальной экономики
Методические указания по выполнению лабораторных и курсовых работ
Факультет: экономический
Специальность: 08 01 03 Национальная экономика
Вологда УДК 330.
Методы исследования и моделирование национальной экономики: методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – с.
Составлены на основе государственного стандарта высшего образования и рабочей программы курса «Методы исследования и моделирование национальной экономики». Содержат сведения о тематике лекций и лабораторных работ, задания по выполнению лабораторных работ, статистические данные и методические рекомендации к каждой лабораторной работе. Приведены требования, предъявляемые к выполнению курсовой работы, примерный план, методика и последовательность выполнения курсовой работы, рекомендуемая литература, тематика курсовых работ. Предназначено студентам специальности 080103 Национальная экономика дневной формы обучения
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составитель:
Н.К. Водомеров, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и национальной экономики
Рецензент: М.Б. Перова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономико-математического моделирования
Содержание Содержание. 3 ВВЕДЕНИЕ. 4 Тематический план и распределение времени изучения дисциплины.. 5
Содержание лабораторных работ. 6 Лабораторная работа № 1. 6 Лабораторная работа № 2. 7 Лабораторная работа № 3. 9 Лабораторная работа № 4. 12 Лабораторная работа № 5. 13 Лабораторная работа № 6. 14 Лабораторная работа № 7. 16 Лабораторная работа № 8. 19 Лабораторная работа № 9. 21 Методические указания по выполнению курсовых работ. 22 Этапы выполнения курсовой работы: 22 Рекомендуемый план курсовой работы: 23 Оформление курсовой работы.. 24 Защита курсовой работы.. 25 Рекомендуемая литература. 26 Приложения. 27 Приложение 1. 27 Приложение 2. 28 Приложение 3. 30 Приложение 4. 31 Приложение 5. 32 Приложение 6. 33 Приложение 7. 34 Приложение 8. 35 Приложение 9. 37 Приложение 10. 38 Приложение 11. 39 Приложение 12. 41 Приложение 13. 42 Приложение 14. 44 Приложение 15. 47 Приложение 16. 50 Приложение 17. 53 Приложение 18. 54 Приложение 19. 55 Приложение 20. 56 Приложение 21. 58 Приложение 22. 59 Приложение 23. 60
Целью изучения курса «Методы исследования и моделирование национальной экономики» является усвоение студентами знаний о задачах, принципах, методах и концепциях моделирования макроэкономических процессов, основных экономико-математических моделях экономики в целом и ее отдельных сторон и их использовании в анализе и прогнозировании, требованиях к макроэкономическим моделям, логике и методике их построения. На лекционных занятиях студенты знакомятся с основными подходами к построению макроэкономических моделей, а при выполнении лабораторных работ получают навыки практического использования базовых моделей макроэкономических процессов, разработанных современной экономической наукой. Задания лабораторных работ строятся на данных государственной статистики, которые приведены в Приложениях. Содержание заданий состоит, главным образом, в проверке достоверности предпосылок, положений и выводов изучаемых макроэкономических моделей с помощью статистических данных и научно обоснованных критериев и выяснении пригодности этих моделей для анализа и описания реальных процессов в экономике. Лабораторные работы проводятся в компьютерных классах.
Отчеты по всем лабораторным работам должны быть представлены преподавателю, ведущему занятия, в письменном виде. По каждой лабораторной работе преподаватель проводит защиту и выставляет оценку. В случае получения неудовлетворительной оценке защита проводится повторно в назначенное преподавателем время. Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Методы исследования и моделирование национальной экономики». Она представляет собой самостоятельную работу студента по исследованию экономических процессов и выполняется во внеаудиторное время по конкретной теме и на фактических материалах. Целью курсовой работы является закрепление и расширение приобретенных знаний в области методов исследования и моделирования и их применение в изучении динамики и прогнозировании конкретных экономических процессов. При выполнении курсовой работы студент должен показать умение самостоятельно и творчески использовать теоретические знания и практические навыки анализа и моделирования в исследовании реальных процессов. На основе проведенного исследования и построения экономико-математических моделей студенту необходимо сформулировать и аргументировать основные выводы и предложения. Тематический план и распределение времени изучения дисциплины
Содержание лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 Односекторные модели развития национальной экономики (8 часов) Задание Работы выполняется на основе статистических данных о развитии национальной экономики: см.: табл. 1 (Приложение 2). 1) Модель Леонтьева: Согласно этой модели, для выпуска единицы валового общественного продукта (Х) требуется расход некоторого количества а единиц этого продукта (а – коэффициент прямых материальных затрат). Поэтому связь между валовым и конечным общественными продуктами выражается формулой: Х (t) = а∙Х (t) + Y (t), где t – период времени, Y – величина конечного общественный продукт. Предполагается, что конечный продукт используется на накопление и потребление, и прирост валового продукта находится в прямой зависимости от размеров чистого накопления, т.е.: Х (t + 1) – Х (t) = q∙I (t), где I (t) – чистое накопление в период t, q – прирост валового продукта на единицу чистых инвестиций в производство. На основе исходных данных: а) проверить гипотезу о постоянстве коэффициента прямых материальных затрат (коэффициент а); б) выявить тенденции в динамике коэффициента а с помощью графика; в) проверить гипотезу о связи прироста валового продукта с размерами чистого накопления. 2) Модель Харрода – Домара: В основу этой модели положены следующие предпосылки:
а) Прирост национального дохода находится в прямой линейной зависимости от прироста производственных фондов: , где: Y (t) – размер национального дохода, К – объем производственных фондов, t – период времени, σ – фондоотдача. б) Норма чистого накопления в национальном доходе (s) постоянна, т.е.: . Главный вывод этой модели состоит в том, что при равновесном росте должно выполняться равенство: . Используя исходные данные: - оцените с помощью методов математической статистики степень достоверности предпосылок а) и б), а также главного вывода этой модели; - оцените наиболее вероятные значения параметров σ и s; - на основе их построите графики зависимостей прироста продукта и прироста фондов, вытекающие из модели; сравните их с реальной динамикой этих показателей. 3) Модель Самуэльсона – Хикса: В это модели используются следующие предпосылки: а) Объем непроизводственного потребления (С) находится в прямой зависимости от конечного продукта (Y): , где: с – постоянный множитель (норма потребления), С 0 – автономное потребление (независящее от размеров совокупных доходов), t – период времени. б) Инвестиции складываются из автономных индуцированных инвестиций. Размер автономных инвестиций зависит от времени, а индуцированных – от прироста конечного продукта. В результате объем инвестиций количественно может быть выражен формулой: , где: а, А, b – постоянные величины. С помощью исходных данных: - рассчитайте объемы непроизводственного потребления и производственных инвестиций в каждом году, полагая, что национальный доход складывается из чистого производственного накопления и непроизводственного потребления; - оцените с помощью методов математической статистики степень достоверности предпосылок а) и б) этой модели; - оцените наиболее вероятные значения параметров с, С 0, а, А и b; - на их основе рассчитайте значения величин непроизводственного потребления и производственных инвестиций для каждого года, вытекающие из модели, и постройте их графики, сравните графики рассчитанных значений потребления и инвестиций с графиками фактических значений этих показателей. Лабораторная работа № 2 Использование производственных функций в моделях экономического роста (8 часов) Работы выполняется на основе статистических данных о развитии национальной экономики: см.: табл. 1 (Приложение 2). Используя методы математической статистики, оценить достоверность предпосылок и величину параметров модели экономического роста, основанной на функции Кобба - Дугласа а) без учета технического прогресса; б) с экзогенным техническим прогрессом разных видов; в) с эндогенным техническим прогрессом. Выяснить, выполняются ли условия нейтральности технического прогресса (по Хиксу, Харроду, Домару).
4) Модели экономического роста, построенные на основе производственной функции Кобба – Дугласа Используя исходные данные: а) Рассчитайте наиболее вероятные параметры производственной функции вида: , где: А – постоянная величина, К – размер производственных фондов, L – численность работников материального производства, взяв в качестве Y следующие показатели: - валовой общественный продукт, - конечный общественный продукт, - национальный доход. Оцените степень достоверности зависимостей, построенных на основе производственной функции. Для каждой зависимости рассчитайте значения величин роста за счет эффективности (Е) и роста за счет масштаба производства (М). б) Для тех же показателей Y рассчитайте наиболее вероятные значения параметров производственной функции с экзогенным техническим прогрессом вида: ; ; ; Оцените степень достоверности рассчитанных зависимостей. Определите, какая из них лучше описывает реальный процесс экономического роста. в) Для тех же показателей Y рассчитайте наиболее вероятные значения параметров производственной функции с эндогенным техническим прогрессом вида: . Оцените степень достоверности рассчитанных зависимостей.
Лабораторная работа № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|