Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, условия, принципы и виды предпринимательской деятельности




Предпринимательство, предпринимательская деятельность (ПД) – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК).

В предпринимательской деятельности на территории РФ могут участвовать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, в частности предприятия с иностранными инвестициями.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность субъектов предпринимательства в решающей степени определяется характером предпринимательской среды, включающей в себя комплекс взаимосвязанных окружающих условий: прежде всего экономических, правовых и социальных.

(Различают факторы внутренней и внешней предпринимательской среды. Под внутренней средой понимается хозяйственный механизм фирмы, включающий управление, направленное на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде и оказывающие на нее воздействие. )

Для предприятий АПК важнейшую роль играют также природно-климатические и культурно-психологические условия, уровень научно-технического прогресса в отрасли.

Однако определяющее для развития предпринимательства значение играют все же экономические условия: степень сбалансированности спроса и предложения на продукцию сельского хозяйства, покупательная способность населения, наличие собственных накоплений и доступность кредитных средств, уровень доходов на инвестированный капитал, наличие налоговых льгот и тарифной защиты собственных товаропроизводителей, обеспеченность трудовыми ресурсами, стоимость рабочей силы и др. С экономическими условиями предпринимательской среды неразрывно связаны социальные и культурно-психологические условия, определяющие характер эволюции спроса населения на товары, формирование нравственных и этических норм субъектов предпринимательства, их отношение к работе и условиям труда.

Такие негативные макроэкономические явления, как спад производства и ухудшение продовольственной ситуации, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции, инвестиционный спад и т.п., отрицательно влияют на условия предпринимательства и в агропромышленной сфере.

Целью ПД является удовлетворение потребности потребителя, производство и предложение такого товара или услуги, на которые имеется спрос и приносит предпринимателю прибыль.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств.

Оно способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Различают следующие виды предпринимательства:

-производственное,

-коммерческо-торговое,

-финансово-кредитное,

-посредническое,

-страховое.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ:

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

КОММЕРЧЕСКОЕ (торговое)

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ

Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

ПОСРЕДНЕЧЕСКОЕ

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

СТРАХОВОЕ

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

П редпринимательство организуют по определенным принципам деятельности, т.е. общепризнанными и распространенными правилами хозяйственных действий. Основными такими принципами, зафиксированными в Законе Страны «О предпринимательстве», есть:
1) свободный выбор деятельности;

2) привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

3) самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей вырабатываемой продукции, установление цен соответственно законодательству;

4) свободный наем работников;

5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других видов ресурсов, которое не запрещено или не ограничено законодательством;

6) свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;
7) самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим внешне-экономической деятельности, использование любым предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на свое усмотрение.

 

55. Бизнес - план предпринимателя. Правовое обеспечение

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все про­блемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.

Бизнес – план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием:

- организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:

1.Общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка.

2.Выбор стратегии и тактики конкуренции.

3.Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концен­трации внимания на его структуре и последовательности составления.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

- потенциальным инвесторам (банкирам);

- сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче пони­мать свои задачи;

- владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно про­анализировать свои цели и возможности.

Отсутствие бизнес плана приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решение наиболее перспективных задач; создаёт сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачи бизнес-плана:

1. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

2. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.

3. Выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

4. Оценить производственные и непроизводственные издержки.

5. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.

6. Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

- является инструментом добывания финансовых ресурсов;

- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Структура бизнес-плана:

1. Исполнительное резюме (обзорный раздел). Это предельно сокращенная версия бизнес-плана (2-3 стр.). Отражает привлекательные моменты, обязательно указывается объем привлекаемых инвестиций или кредитные средства и обязательный срок возврата кредитных средств

2. Общее описание компании. Отражает основные виды деятельности и характер компании, не вдаваясь в подробности. На какой степени развития находится данный бизнес. Является ли компания производственной, торговой или в сфере услуг. Что и как намерена предлагать клиентам. Где расположена. В каких географических пределах она намерена развиваться. Каковы цели данного бизнеса. Отличие данного предприятия от других компаний

3. Продукт и услуги. Описать продукции и услуги, выделить привлекательные стороны. Степень готовности продукции или услуг для выход на рынок. Список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром

4. Маркетинг-план. Разъяснить, как бизнес намеревается появиться на рынке. Определение спроса и возможностей рынка. Анализ конкуренции и др.факторов развития данного бизнеса. Описание стратегии маркетинга данной компании. Результаты исследования рынка. Прогнозы объемов продаж.

5. Производственный план. Каким будет общий подход к организации производства. Какие источники сырья и материалов предлагаются для использования. Какие технологические процессы будут использоваться. Какое оборудование и мощности необходимы. Каковы требования в отношении трудовых ресурсов (производный персонал, инженерно-технический персонал), административный, условия оплаты и стимулирования труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения персонала по мере развития предприятия.

6. График выполнения работ (Календарный план). Включает в себя перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации.

7. Управление и организация. Указывает основных участников будущего предприятия: предприниматель, партнеры, инвесторы, члены совета директоров. Организационная схема предприятия: описание схемы. Каким образом будет проводиться подбор, подготовка сотрудников и оплата.

8. Капитал и юридическая форма компании. Указывает форму собственности и правовой статус предприятия. Описывает требования компании в отношении капитала в кол-ве и источниках средств. Указывает сколько денег вложил или собирается вложить в предприятие сам предприниматель.

9. Финансовый план. Документы: 1. Прогноз объемов реализации. 2. Баланс денежных расходов и поступлений. 3. Таблица доходов и затрат. 4. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия. 5. График достижения безубыточности.

10. Оценка риска. Оценивается, какие риски наиболее вероятны и какие минимизации рисков возможны: 1. Описание организационных мер профилактики рисков. 2. Излагается программа самострахования или внешнего страхования.

Документы, прилагаемые к бизнес-плану: автобиография руководителей предприятия, подтверждающая их компетенцию и опыт работы. Результаты маркетинговых исследований. Заключения аудиторов. Фотографии образцов продукции. Подробные технические характеристики продукции. План предприятия. План, прилегающий к предприятию территории. Гарантийные письма и контракты с поставщиками и потреб-ми продукции. Договоры аренды, найма, лицензионные соглашения. Заключение гос.надзора по вопросам экологии и безопасности.


Правовое обеспечение бизнес-плана

В разделе «Правовое обеспечение», который особенно важен для новых предприятий и фирм, необходимо указать ту форму собственности, в которой намечается вести дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: индивидуальная фирма, товарищество, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д. Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые могут повлиять на успех проекта. Главное, необходимо обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему такая стратегия наилучшая.

Основными документами, необходимыми для подробного написания данного подраздела, являются:

- устав предприятия;

- учредительный договор;

- лицензия на право ведения работ;

- патент (авторское право);

- сертификат качества продукции;

- сертификат уровня производства;

- международная, федеральная, региональная и местная программы;

- особенности налогообложения;

- договор, в том числе аренды, купли, продажи;

- гарантийные письма.

При рассмотрении правовых аспектов следует также обратить внимание на возможные поддержку и льготы по проекту. К их числу можно отнести:

- первоочередное выделение земли, помещений и др.;

- предоставление длительной аренды;

- поддержку со стороны государства отечественных производителей (ограничение импорта);

- экспортные льготы;

- льготные кредиты;

- налоговые льготы;

- возможности списания средств при решении определенных задач, выполнение заранее оговоренных условий;

- и т.д.

 


[1]Здесь и далее звездочкой отмечены препараты, не включенные в Государ­ственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на 2004 г. — Прим. ред.

[2]Здесь и далее звездочкой отмечены препараты, не включенные в Государ­ственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на 2004 г. — Прим. ред.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...