Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридический и социологический позитивизм




Как в философии, так и в рамках учения юридического либертаризма ((((((ЛИБЕРТАРИЗМ - идейно-политическое течение, заявляющеео себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о "единственно подлинном либерализмесовременности", который "совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм". Л. - это "философияличной свободы", "твердый индивидуализм".))))) принято рассматривать юридический позитивизм и социологическое направление в правопонимании как имеющие типовое родство, перекрывающее все их различия.

Помимо отмеченных различий между юридическим позитивизмом и «социологизмом» следует особо подчеркнуть, что (1) если позитивисты убеждены, что право едино в пределах государственной территории, то «социологи» верят в существование множества правовых порядков в одном и том же государственно оформленном союзе (местный, профессиональный, религиозный, национальный и др.) «Логика социальной теории Конта, – пишет И.И. Царьков, – ведет к представлению о праве как исключительно «внутреннем» деле социальной группы. Правовых систем столько, сколько в обществе основных социальных групп» (Царьков И.И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. СПб., 2006. С. 299–300.), т.е. если позитивисты четко различают корпоративные правила поведения и право, то «социологи» считают корпоративные нормы разновидностью социального права; в силу данного различия

(2) позитивисты признают существование права лишь в государственно оформленных обществах, в то время как «социологи» считают, что «где общество – там и право», т.е. объявляют право имманентным атрибутом (институтом) любого социального образования, в т.ч. первобытного;

(3) если позитивисты сводят содержание права к официальным текстам (формам) государства, то «социологи» утверждают, что право может эффективно функционировать и без текстуальной фиксации, на уровне устных обычаев, корпоративных практик;

(4) если позитивисты считают, что право действует автоматически, с момента его официального введения в юридическую силу государством, несмотря на то, что отдельные правовые нормы могут навсегда остаться «мертворожденными», не породившими в социальной действительности никаких юридических последствий, то для «социологов» право действует лишь тогда, когда его требования реализуются в поведении субъектов правоотношений, выражаются в корреспондирующих субъективных правах и юридических обязанностях (поэтому позитивисты готовы признать правовой статус санкционированных государственной властью правил поведения лишь с момента придания юридической силы, тогда как «социологи» считают, что такие правила поведения являются правовыми с момента их формирования в обществе, если они исходят из opinio necessitatis и обусловливают взаимные права и обязанности субъектов), (Ср.: «Для того, чтобы выяснить, что в действительности является законом в данном сообществе, не только ученому, но и судье потребуется теория, но только не выводящая логически юридическую силу закона из некоей фиктивной «базовой нормы», а объясняющая функцию закона – потому что закон, который ему часто придется находить, состоит из некоего числа еще несформулированных правил, которые служат той же функции, что и бесспорно признанные положения права, то есть помогают постоянному перестраиванию фактически существующего стихийного порядка».

(5) для позитивистов право – это сфера чистого долженствования, нормативный регулятор, который способен в силу своей общеобязательности, формальной определенности, институциональности из определенных идей, ценностей группового или общественного сознания формировать действующие правовые нормы, на основе которых постепенно строится новая социальная реальность (отношения), тогда как для «социологов» право – это сфера социального сущего, право, включая его официальную форму, должно прежде всего правильно отражать социальные практики, внутригрупповые порядки: официальное право лишь оформляет в нормативном систематизированном виде определенное социальное содержание (не случайно Б.А. Кистяковский указывал, что социологическим понятием права «пользуются для того, чтобы обесценить значение права как активного и творческого элемента»

(6) юридические позитивисты склонны придерживаться традиционного («статического») подхода к толкованию правовых текстов, в котором основной целью интерпретатора выступает познание действительной воли нормотворца во время ее официального «изъявления» в официальном тексте; будучи выявленной (посредством грамматического, логического, системного и историко-политического способов) данная воля официального правотворческого субъекта «проецируется» на социальную реальность настоящего, вне зависимости от того, что время принятия толкуемого акта и настоящее могут разделять десятилетия, а порой и столетия, исторические эпохи (в семье общего права) [толкование «из прошлого»]; представители социологической юриспруденции не считают такую позицию оправданной и целесообразной, настаивая, что приоритетным подходом в толковании юридических текстов должен выступать динамический, функциональный, при котором толкуемым словам должно придаваться значение, соответствующее постоянно изменяющимся социальным условиям – воля официального субъекта, выраженная в толкуемом тексте, не должна стоять выше социальной действительности (в роли ее актуализатора выступает судья-интерпретатор), ибо право существует для жизни общества, а не наоборот [толкование «из настоящего»];

(7) если для позитивистов социальная легитимация позитивного права не является необходимым условием его действительности, поскольку «все, что легально – то автоматически легитимно», то для «социологов» общественное признание правовых правил в качестве оправданных, общезначимых имеет определяющее значение для их действительности; социальная легитимность выступает критерием легальности правил поведения;

(8) если позитивисты считают эссенциальным свойством права его принудительный характер, гарантированность мерами государственного принуждения, без которых невозможно установить и реализовывать в социальной действительности стабильный всеобщий правопорядок, то «социологи», напротив, глубоко убеждены в том, что право формируется в недрах общества свободно, в паритетных отношениях, и именно поэтому способно устанавливать стабильный общественный и правовой порядок, а принудительное обеспечение реализации права является скорее болезнью, а не показателем «здоровья» (или гарантом эффективности действия) правовой системы; более того, по мнению «социологов», физически принудительный характер должен быть характерен далеко не для всех правовых норм и потому не может быть конститутивным свойством права в его понятийной тотальности;

(9) позитивисты, аксиоматично постулируя государственную монополию на правотворчество, фактически признают возможность оформления в качестве позитивного права практически любого (пусть даже социально несправедливого, аморального, негуманного) нормативного содержания, в то время как «социологи» убеждены, что государство отнюдь не всесильно в процессе правотворчества, а, напротив, жестко ограничено общественными потребностями и ожиданиями, т.н. «социальными основаниями» права;

(10) если позитивисты прилагают немало усилий для отграничения права от иных социальных норм (проводящееся по формальным основаниям: субъект нормотворчества, официальная текстуальная фиксация), то «социологи» убеждены, что природа социальной нормативности едина и качественных отличий права от обычаев, корпоративных правил поведения, норм морали, религии нет («Социологический тип правопонимания склонен считать правом любую сложившуюся на практике фактическую социальную норму».

(11) позитивисты в своих исследованиях представляют позитивное право в виде «закрытой» нормативной системы четко определенной по содержанию, закрепленной в официальных текстах, в то время как «социологи» склонны рассматривать право в качестве «открытого», постоянно развивающегося в социальных практиках образования, как отработанную совокупность механизмов регулирования значимых для социального образования типовых ситуаций, институциональных процедур совмещения разнообразных индивидуальных, групповых и общественных интересов и разрешения конфликтов;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...