Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время и пространство как категории русской средневековой культуры.




Что это такое культура вообще.

Курс появился в эпоху оттепели. Дело шло тяжело, ибо культура-то русская. А это и сейчас не бесспорно.

Определений «культуры» сотни. В переводе с латыни – «обрабатывать, взращивать». Относилось это не только к КРС, но и к человеку. Тогда же появляется слово «культус» - божество. Потом были просветители, там два подхода.

Ценностный подход – культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, относящихся к исторически определённому обществу. Вот тут непонятки со словом «ценности» - ибо получается, что приписывается только лучшее, а всё остальное лишний раз не показывают. А ценности-то очень разные.

Поэтому всё больше другой подход рулит – деятельностный подход. В центре внимания тут человек и его деятельность: мир вещей---мир людей---мир идей (цепочка такая). Это называется ещё и историко-антропологическим подходом. (прослушал я определение культуры по этому подходу, а может его и не было. Скорее всего имелось ввиду всё, что люди нагородили)

А вот авторское определение Вдовиной: культура есть совокупность форм жизнедеятельности человека в определённом обществе. Кратко и исторично.

Культорология – это зло. Непонятное и популярное.

Марксистский подход – в плане культуры слаб, ибо на индивидуальность внимания особо не обращали. Нам очень важна теория локальных цивилизаций. Теория культурной антропологии. Структурная антропология Левистросса. Семиотика. Фрейдизм и постфрейдизм. В общем, пользоваться сейчас можно чем попало, что очень хорошо – нужно пользоваться возможностью, пока не прикрыли.

Особенности мышления человека в средневековье.

ОТ нас отличается картина мира. Картина мира – это то, что присутствует в сознании человека любой эпохи, она определяется всякими традициями и языком. Но есть такая картина и у общества в целом.

Так вот, в средние века люди жили в системе абсолютных истин. Хорошо знали многие вопросы: происхождение вселенной, своей страны, что будет после смерти. А сейчас на такие вопросы отвечают очень приблизительно + у нас свобода выбора ответов. Ещё в средние века знания должны были нести практическую пользу. Также сейчас мы не задумываемся над тем, как вокруг нас всё работает и устроено – мобильник, свой город, родословная и пр.

И можем ли мы эту далёкую эпоху изучить? Это проблема для истории вообще, отношение времени истории и времени историка.

Факторы, влиявшие на развитие русской культуры.

Природно-климатический фактор. Этот первее всего. Соловьёв, роль рек, равнина и пр.

Геополитический фактор – колонизация, которая в основном шла мирно.

Государственно-политический фактор – стране нужна сильная государственная власть.

Влияние православия – оно и на уровне идеологии, и в обыденной жизни.

О менталитете.

Менталитет – это образ или представление, которым руководствуются в поведении люди определённой социальной группы. Это не философия или эстетика- это обыденный уровень понимания того, что происходит, нечто из подсознания, в лучшем случае- социальная психология.

Основные черты средневековой культуры.

Главная черта – провиденциализм (? – может и что-то другое, но похожее по звучанию). Локальность (очаговость, ограниченность регионами и территориями). Но не нужно думать, что русская культура – это сумма локальностей. Главное общее – это язык. Можем отдельно рассматривать: культура княжеско-боярской верхушки, отдельно – клерикальная культура и пр., на особом месте – народная культура «безмолвствующего большинства».

Ещё я так понял их не заставить было в средних веках чего-то выбросить, всё в сундуки клали.

Очень большое внимание к этикету и ритуалу. Клятвы всякие и прочее.

Роль города.

Гардарикой нас называли. До монголов шли впереди планеты всей. И культура была тоже городской, ибо города были её центрами. Там ремесло и торговля, избавлены от сезонной зависимости, поэтому другой кругозор и круг общения. Всплывают элементы рационализма – именно в наших городах появляются ереси. Город – то место, где потом попрут демократические тенденции, новое соотношение между светским и церковным.

Время и пространство как категории русской средневековой культуры.

Время + пространство = понятие «хронотоп», но это ещё и восприятие человеком времени и пространства.

Для нас время течёт в одном направлении + мы знаем астрономическое, биологическое и прочее время. А на Руси первая единица времени – сутки- называлась днесь. Жизнь земледельца определялась сезонным циклом. Точно мерить время тут не нужно – оно и так придёт когда нужно. Год называли «лето». Были и для месяцев свои названия. Неделю называли седмицей, а ещё до этого неделя была из пяти дней, откуда особая роль пятницы. «Семь пятниц на неделе» - это не про растяп, а про хронических бездельников. Часы для тех, кому они нужны – ну уж точно не крестьянам – были песочными. На Руси часы со стрелками появляются в начале 15 века. Что интересно, минутной стрелки не было – а зачем она?

Финалистское понимание времени – конец в виде страшного суда неизбежен, но никто не знает, когда он произойдёт. Конец личного биологического времени вообще не интересовал, а вот глобальный медный таз страшил всех. Читали о нём в Библии, Ветхий Завет, пророк Даниил. Тот дал будущее опрокинутое в прошлое. Библейское время, так сказать.

Ожидание конца света периодически усиливалось, народ сходил с ума. Именно библейское время даёт понимание ростовщичества как явления – давать деньги в рост было грехом, ибо время принадлежит богу, нельзя человеку им распоряжаться.

В распорядок времени могла вмешиваться церковь – колокольный звон, переходящие по календарю праздники.

Точность датировок распространяется со второй половины 11 века. Подчёркиваются знамения, которые приходятся на какие-то даты.

Было ещё эпическое (оно же – мифологическое) время – оно обрывается на краю общественной памяти.

Цельность времени всё-таки была – вот в житиях святых жизнь от рождения до кончины, причём не только его жизнь, но и всё вокруг тоже как-то изменяется. Т.е. логичность времени была местами в средние века.

К тёмному и светлому суточному времени относились по разному, что видно и в уголовном законодательстве – за воровство и убийство ночью другое наказание. Т.е. моральное такое вот восприятие.

На иконе все события, бывшие в разное время, изображены рядом, в одной плоскости. И это тоже говорит о восприятии времени, в данном случае художественном.

Вопрос о возрасте человека: можно посмотреть апокрифы. Особое место в них у Адама, там определены границы детсво/юность...старость. Старость уже ближе к 70-ти годам, хотя народ в основном жил по 40 и радовался.

Про числа отдельная тема. Сочинение Кирика Новгородца «Учение о числах». Там ярко выраженное множественное представление о мирах. Темпоральность – сочетание цикличности времени с другими временами. Осознание значимости времени идёт через личность человека.

Теперь о пространстве: преставление неотделимо от отношения к природе. А с природой я так понял себя не разделяли. Расстояние измерялось в днях пути, пешком или на лошади. По морю быстрее, но там и опасности больше. Единицы длины – через самое понятное и близкое – через части тела. Пядь, малая пядь (19 см), большая пядь (23 см примерно), пядь с кувырком (27 см). Локоть – это от локтя до вытянутого среднего пальца руки. От плеча и до этого же пальца – большой локоть. Это всё говорит о включённости человека в природную среду. Сажень вот есть. Косая сажень – от ноги до вытянутой руки. Вершок и пр.

Эстетическое восприятие пространства – нет пейзажных зарисовок в русских источниках. Можем только посмотреть на колокольни – объединяют пространство, высятся над ним и пр. Ещё один апокриф: библейский персонаж Енох, жанр – путешествие на небо. Там герой делает замечания о размерах и движении по небу разных светил. А с Седьмого неба у него вообще крышу снесло – видел невидимое воинство, архангелов и говорил с Богом.

Пространство воспринималось ещё и как священное пространство – всякие священные рощи и пр язычество до христианства. После христианства всякие святые источники – т.е. святое/сакральное пространство остаётся. Но главным таким местом становится православный храм. И вот в храме происходит синтез пространства и времени – по горизонтали проходим от сотворения мира, зарождения веры и пр важных событий вплоть до воскрешения христова, а на западной стене – Страшный Суд. Всё это давало понимание христианства, важно – каждый проходил путь самостоятельно, попы тут помогают пройти его, необходимые проводники такие вот.

Пространственные передвижения: паломники ехали на восток. В литературе восток чётко противопоставлен западу. Вон Новоиерусалимский монастырь – всё с востока упёрто.

Числа: три очень важно, оно иедально. Важно и 4, оно обозначает целостность. Число 7 – число человека, духовное совершенство и пр. 10 – гармония, красота, совершенство, имело особую роль у алхимиков (которых было ну очень мало). Затем шло 12 – совершенное, земная и небесная церковь им обозначается. Число 40 – это очищение от грехов.

Мировое древо как пространственная вертикаль, но про это в другой раз.

Итог о пространстве: опять же два подхода в русской традиции: необходимость измерить и уточнить для жизни, пусть и не очень точно. Второе – сакральное осмысление пространства, усвоение христианства.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.