Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек и идеи в 16 веке.




Расцвет публицистики и полемики – это вот посл четверть 15 и 2/3 16 века. С чем связана полемика? Не только вера, но и проекты гос. устройства, реформы, роль церкви, место России в мировой истории, место русской церкви в истории христианства. Почему: 1) произошло изменение традиционных отношений: все слои граждан смогли выражать своё мнение, ибо много чего случилось и все искали своё место. Всё это до опричнины, ибо это опасно для жизни.

О вере.

Спор иосифлян и нестяжателей. Он не только о монашестве, а о вере вообще. Иосифляне: Иосиф Волоцкий/ он же Иван Санин (умер в 1515 г). Основал свой монастырь Успения Богородицы на Волге (ныне Иосифо-волоцкий/волоколамский). Всё мировоззрение подчинено идее духового и полит влияния церкви, определяющего влияния на общество, его организацию. Разделял сподвижничество, но сам не уходил никуда. Особое внимание на устройство монастырской жизни: устав жёсткий, аскеза, общежитие, личное нестяжание. Но амии монастыри должны владеть земельной собственностью, чтобы монахи полностью отдавали себя молитве, не заботясь о хлебе насущном. Полученные средства должны были пойти на благотворительность. Принципиально не принимал еретичества, вплоть до смертной казни. Хотя сам много чего интересного недогматического говорил. Самое главное у него- божественное происхождение власти государя. Изначально отстаивал превосходство духовной власти над светской, но потом с волоцким князем Борисом у него отношения не сложились – только обращение к Василию3 помогло решить конфликт. Вот после этого божественное происхождение и «ответственность перед богом».

Иосифляне в итоге победили, концепция Волоцкого стала единственной в РПЦ.

Нестяжатели, Нил Сорский (около 1433-1508, он же – Николай Майков). Много чего изучил на Афоне. Возле Кириллова монастыря основал пустынь (скит) на реке Соре. Они же – заволжские старцы. Жили по скитскому уставу, он своеобразен – общего имущества нет, нет общей деятельнось, но вроде все работают на себя, основное время тратя на служение богу. Идеи его не столь определённы и выявить их тяжелее. Главное: подвижничество (идеал – Афон), индивидуальный аскетический иноческий подвиг, полный уход от мира, уединённое отшельничество. Но в скиту монахи должны всегда работать, «кто не работает – тот не ест». Важнейшими условиями считал: нестяжательство, отказ от материальных благ. Никаких земельных владений у церкви быть не может. К еретикам был терпим- считал, что их нужно перевоспитывать, раскаяшившихся прощать. Идея о глубоком внутреннем погружении в духовный процесс, стремление к молитве читсым сердце м и самосовершенствованию – «умное делание», духовный процесс, который совершается в ходе умной молитвы, безмолвия и созерцания – много раз повторяется молитва и в определённый момент означенное состояние достигается. Идея евангельской любви как универсальная сила, дающая единение с богом и внутреннюю свободу.

С реальной полит. жизнь учение нестяжателей тяжело соотнести. Ученик Сорского – Васиан Патрикеев (где-то 1450-1632г), князь из Гедеминовичей, был близок ко двору в 90е гг, потом попал в опалу, вполне возможно было связано с делом Дмитрия. Ушёл к Нилу, потом вернулся в Москву, Василий3 его неплохо принимает, даже открытое столкновение с Волоцким Василий3 уладил миром. Но в 1531 г его осудил церковный собор, заключён в монастырь и там умер. До нас дошли его послания и кормчей книге (переписывал её трижды, есть три редакции). Благодаря ему нестяжательство стало рассматриваться как средство решения не только монастырских вопросов.

Патрикеев шёл от идеи евангельской любви. Всё как учительно, но фишка «Нестяжательство – принцип жизни церкви». Хотел разграничить светскую и духовную власть, монастыри должны быть без земли, спонсировать их должно гос-во.

С Патрикеевым был знаком преподобный Максим Грек (1470е-1557г) (Михаил Триволес). Грек, аристократ, учился в Италии, какое-то время был близок к гуманистам, потом к Саванаролле, потом разочаровался во всех. В 1518 г его Василий 3 пригласил в Москву переводчиком. Тут он сближается в Патрикеевым. В 1525 г обвинён в ереси, чернокнижничестве и пр, его как и Патрикеева сажают в Иосифо-Волоцкий монастырь, там стража и суровые условия, отобрали перо и бумагу. Потом был ещё суд, обвинение в непочитании русских монахов-чудотворцев. Он и Патрикеев плохо отнеслись к пострижению Сабуровой и повторной женитьбе Василия3 – один из аспектов. Потом его перевели в Троице-Сергиев монастырь, там и помер.

Грек оставил тьму переводов. Считал нестяжательство нравственной чистотой, евангельская любовь и пр. Монастыри собственностью не владеют, монахи вне мира, избегают всяких грехов. Главная задача государя – обуздывать себя, «самодержец- это тот, кто умеет держать себя в руках». Приезжали к нему поговорить Иван4 и Курбский.

Про это вроде всё.

Фёдор Иванович Карпов (умер в 1545г, примерно) - дипломат, руководил восточной политикой при Иване3 и Василии3, в начале Ивана4. Основанием гос-ва должна быть «правда», в его толковании – справедливость, выражена должна быть в законах справедливых, они – основа общества. Царь сам должен законы соблюдать, иначе гореть ему в аду. Был знаком с идеями Аристотеля, попытка их впихнуть к нам в 16 век.

Пересветов: Россия есть спаситель вселенского православия. Москва- преемница Византии. Но Россия- поле битвы бога и дьявола за правду. Правда- есть божественная суть. Главная беда царства – во всесилии вельмож. Для установления правды нужно опереться на служивое войско (первое такое предложение). Отменить частично кормлении и пр может только хороший царь – Пересветов за сильную власть. Утверждать правду предлагает «грозой».

Оппонент Пересветову и Грозному: Курбский, из ярославских князей. Дошли три послания Грозному и два – Курбскому. Курбский считал идеалом православное христианское самодержавство – это в общем то, как всё было, когда ИР была- государь + земский собор + мудрые советники. Управлять царь должен из идей любви, искать совета и у советников, и в земском соборе. Но это всё рухнуло и пошла опричнина. Этим Иван4 изменил вере и сокрушил святорусское царство. Такие вот обвинения. Считал, что бояре круче дворян, ибо у них опыта больше в гос. управлении. У советников царя помимо прав есть и много ответственности. Выводы: государственной централизации он не противостоял, спор идёт о путях развития и укрепления государственности.

Иван4 не мог не ответить: венчался на царство считал что первым, имело глубокий религиозно- мистический смысл, ибо происходило помазание святым миром. Над обычным человеком миропомазание единожды за жизнь, а над государем – дважды. Отсюда особое богоизбранничество. Основой считал сказанное ещё в «сказ о княз Влад» - от Августа. Уверял всех, что православие было на Руси всегда. В посланиях: он единственный самодержец и так сказал бог. Воспринял иосифлянскую доктрину и довёл до идеи неограниченной власти царя. ИР обвиняет во всех грехах, первую жену его уморили и пр. Очень сильно был убеждён в богоизбранности, поэтому идею воспринимают современники: царь может действовать силой страха и запрета. И это тоже иосифлянская концепция.

Матвей Башкин: боярский сын, имел крестьян и землю. Начитался Евангелия и отпустил холопов на волю.

Ермолай (в монашестве Еразм): псковский священник, предлагал ограничить обязанности крестьян по отношению к гос-ву, чтобы платили только 1/5 часть урожая, остальное оставляли себе.

Феодосий Косой – еретик сер 16 века, считал, что должно быть равенство, не только перед богом, но и социальное.

Митрополит Макарий, под его эгидой составлен Лицевой Свод: там в мировую историю вписана наша история. Тогда же составили Степенную книгу – она по периодам правления митрополитов и великих князей, главное там - идея преемственности и непрерывности исторического развития. Четьи Менеи – просвещение типа. Стоглавый собор – утвердил право церкви владеть земельным имуществом + Андрей Рублёв как иконописный канон +канонизация кучи местных святых + ещё раз отринул идолопоклонничество.

1564г – первая книга «Деяния Апостолов» Ивана Фёдорова. Но она не первая, первые были в 50е гг при Макарии. Своеобразное книгопечатание: после двух книг Фёдорова из Москвы попёрли и он уехал на Запад, будет создавать славянские типографии в Белоруссии и Литве. Книги стали печатать при прямом контроле митрополита и царя.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.