Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек в культуре средневековой Руси.




Как воспринимал себя сам человек? Самый интересный момент в исследовании. В любом. Спор был у медиевистов – а можно ли говорить о личности в СВ? Гуревич считал, что да. Баткин – только с эпохи Просвещения, до этого нет.

Вот Ключевский считал, что нет личности великого князя московского, а некий общий тип, который повторялся в разных лицах.

В источниках есть отражение личности автора и персонажей.

Общество того времени чётко фиксировало разные социальные роли, человек был включён в разные структуры. Все причастны к семье. Другая включённость – это община, там труд, отдых и прочие социальные контакты. Это горизонтальные, но вертикальные не менее чёткие: статусное положение, определяла права и формы поведения. Эта сословно-корпоративная структура крайне жестка. Но возможность самовыражения малой группы в целом есть. Вот положение изгоя крайне сложно – утеряна связь со средой, он не защищён.

В памятниках СВ часто есть проблема авторства. Их не указывали как правило. Ибо мастер сделал образец и следов личности на нём быть не должно.

Шкала ценностей – как люди оценивали себя и окружающих в это время. Лестничная система – князь оценивался как князь, монах как монах и пр. Это ограничение рамками группы, но внутри рамок – богатство оценок. Есть набор достоинств и недостатков для каждой группы, вот из их сочетания складывается оценка человека.

Скоморохам, юродивым, прочим дуракам – вот им позволялось всё, всякие осуждающие и рамочные нормы на них не действовали.

Вся жизнь от рождения до смерти поделена на «круги». (Романов. Люди и нравы Древней Руси; Очерки русской культуры 15-17 вв, там очерки Леонтьева; свежачок- Долгов. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности 11-13 веков; Горский и Борисов).

Роды считались делом нечистым. Проходили далеко, где-то в бане. Особое таинство. Если дело не шло, то обращались к церкви открыть царские врата. Потом поп служил молебен во здравии по рождении матери и ребёнку. Первые 6 недель оба они считались нечистыми.

Далее шло крещение. Важнейшее событие, на 40 день. Но если слабым рождался человек – то крестили как можно быстрее. Это приобщение к числу христиан, введение в мир божий, но ещё и в человеческий – это начало социализации. Человек сразу же включается в общественное целое + прочно согласно апостолу Павлу закрепляется в своём сословии. При крещении давали имя – по святому или святым, у которых на 7 или 40 день после рождения пришлось чевствование. Но в богатых и родовитых семьях могли быть родовые имена. Крестителя выбирали тщательно, государь приглашал игуменов монастырей. В богатых семьях решали вопрос о кормилице- должна быть здоровой и происходить из приличной семьи, ибо ребёнок сразу же получал молочных родственников. Лет с 5-6 от кормилицы отрывали и появлялся дядька-воспитатель.

К 15 годам начиналась взрослая жизнь, уже должны были продвигаться по профессии. при этом непосильной работой их не нагружали, даже крестьяне. Ибо просто косить не могли.

Как относились к детям? Было ли детство? Было, но требования были как к взрослым людям- воспитывать рекомендовалось «без подачек» - без баловства и лишней ласки. В этом смысле интересен Домострой – создан в 16 веке, с конца 15в начали придумывать, приложил руку протопоп Сильвестр.

«Не нужно думать, что детей колотили почём зря. Били тоже с умом»

Приданое начинали готовить очень рано, рано решали, какая у детей будет семья, много беспокоились о нравственности.

В брак вступали в разном возрасте. 15 лет – нижняя граница, но раньше заключали и браки превентивный характер. Браку всегда предшествовал сговор – о приданном и сроках свадьбы, закреплялся «разрезанием сыра»: твёрдо сбитого творога, он легко режется. Отказ от договора означал неустойку другой стороне + штраф церкви. Сговор предваряли смотрины, но молодых спрашивали мало. проводили венчание, невенчанный брак- блядство. Священник должен знать, что между брачующимися нет родства до 4 или даже 5 колена.

Свадьба включала как христианский обряд, так и кучу языческих обычаев: осыпание зерном и хмелем, свадебная постель на снопах, банная вода – невеста мылась накануне в бане, использованной водой стремились во время свадьбы напоить жениха.

Что касается мира чувств человека того времени: есть грамотки, где они всесторонне выражаются.

Отношение к женщине: двойственное, ибо христианская доктрина – грехопадение от Евы, это древний завет. Но в новом завете дева Мария родила и воспитала Спасителя. В источниках как похвалы, так и тексты «о злых жёнах». Повесть о Петре и Февронье.

Измены были, они зафиксированы, за это наказывали. Когда без брака оба- это блуд, за это отказывали в причастии. А там это прелюбодеяние – отказ от причастия до 14 лет мог достигать. Женщину могли и в монастырь отправить. Мужчины часто заводили вторую семью, с детьми и пр.

Церковь регулировала семейную жизнь, на исповеди нужно было рассказывать обо всём, огромное количество запретных для секса дней – до 200 в году. Типа если ребёнок будет в эти дня зачат, то разбойник получится.

Разводы: можно просто разойтись – «распуст», но иногда был возможен и конкретный развод – если жена доказано посягала на его жизнь, или если в монастырь уходили, если муж 3 года как отсутствует и никто не знает, где он. Главная задача церкви – сохранение семьи, они против многобрачия. Третий брак всяко незаконен, браки Ивана4 не признавались.

Болезнь, смерть: главный источник здесь- жития святых. Человек к смерти должен быть готов- должен поболеть. Собирались близкие люди. Должен был оставить духовное завещание, оставить пожелание, где его хоронить. Перед смертью старались принять постриг – с одной стороны церковь поддерживала, а с другой - читерское искупление грехов же. Исповедь, причастие – обязательны. Эмоциональная атмосфера: страха не должно было быть, ибо переход в другой мир, но в источниках этот страх находим – ибо человек оценивает себя и свои грехи.

На кладбище до 16 века везли/несли на санях. Хоронили с причитаниями, воплями, плачами – а это вот нехристианская традиция, там типо всё спокойно должно быть. Там же отпевание и молебен, поминки на 3,9,40 день.

Отвлечёмся: важную роль в жизни играли праздники – по возрасту, полу, для групп. Женский праздник – Троица: плели венок, кумились (духовными сёстрами становились). Жаворонки – 22 марта – детский праздник, хоть в основе типа память 40 мучеников. Масленица.

Итак, в СВ знать самого себя=знать своё место в обществе. Личное «Я» не могло быть в центре мира.

Бунташный век

Последний век средневековья. Заложены основы для будущего развития.

Расширение контактов с внешним миром.

Секуляризация культуры.

Нужны новые люди: грамотные, умеющие свободно общаться. Нужны школы, просвещение и образование. Процент грамотности подсчитать тяжело. Грамотные люди гос-ые, всякие дьяки, это почти 8 тысяч.

Как детей учить – переведён Эразм Роттердамский. Детей рекомендовалось воспитывать через наказания. Педагогический трактат «Школьное благочестие» - он о воспитании самого педагога. Обучение шло по Псалтири и Часослову. Первые буквари Фёдоров издал далеко на Украине, а у нас – букварь Бурцева 1634г тиражом в 2400 экземпляров. Был букварь КОриона Истомина – изначально для царских детей: буква с картинками и стихотворным приложением. Букво-слагательный метод - буквы учились так, как они назывались, без учёта звукогового звучания. Издавались Грамматики, таблицу умножения. Широко использовались азбуковники – сборники небольших статей.

Симеон Полоцкий.

Представление о светском образовании, не противоречащему духовности (Знание не противоречит веке). Обучение широкому кругу гуманитарных предметов. Это вот идеи грекофилов патриарха Иоакима.

Славяно-греко-латинская академия/училище. Принцип: учиться может любой человек. Готовили людей в первую очередь людей для духовной сферы. Но получалось так, что шла большая часть на гражданскую службу.

Книгопечатание: светское печатают. Печатный двор в Москве на Никольской улице в двойном подчинении: один приказ следил, как печтать, а патрарший приказ – что печатать. Была ещё одна типография, печатала в основном Полоцкого. Было ещё две типографии тогда, одна в Нижнем Новгороде.

Главная проблема: вопрос о книжной правке. До нас дошло уже отредактированное, оригинальные тексты найти тяжело. Сатановский, Птицкий и другие крутые Монахи приезжаю в Москву, вот они и занимаются редактурой книг. Многие их считали латинянами.

Книги посольского приказа: «Титулярник» - портреты князей и царей, до сих пор оттуда берём картинки для учебников. «Избрание на царство Михаила Фёдоровича» - с интересными рисунками/миниатюрами. «Вести куранты» - рукописная газета по сути, там всякие сообщения, в основном из-за рубежа, писали для царя и ближайшего окружения. Переводные «фацеции» - что-то вроде анекдотов.

О науках говорить пока рано. Есть книги по математике «цифирная счётная мудрость», но арабскими символами не писали, обозначая цифры буквами. Считали быстро через «досчатый счёт» - нечто вроде счёт. «Устав ратных и пушечных дел» - по сути энциклопедия по физике, химии и пр. Геоцентрическая система рулит. Географические знания через экспедиции, при них составляли описания.

[не слушал]

Пришли к мысли, что власть должна быть легитимной и законной, иначе Годунов и Шуйский начинают творить непотребное. Смута дала ещё одну ист-культ модель «самозванничества», сначала 17 века приобретает всё новые образы, самозванцы будут и в 18 веке. Человек отказывается от своего имени, от крещения, от семьи, от всего – шаг фактически дьявольский.

Полоцкий и Крыжанич, два монархиста.

Короче, в учебнике всё тоже самое.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...