Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Психологические особенности следственной деятельности




ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям

 

для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция, специализация – уголовно-правовая, ведомственная специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел

 

 

Белгород – 2012

 

 

Юридическая психология. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2012. – 30 с.

 

 

Составители:

- кандидат социологических наук, подполковник полиции К.С. Колесник

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры организации раскрытия и расследования преступлений Бел ЮИ МВД России 17 сентября 2012 г.,

Протокол № 1

 

Обсуждены и одобрены на заседании методического совета Бел ЮИ МВД России «___» _____________ 2012 г., Протокол №____

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Юридическая психология» является формирование у курсантов психологических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи.

Основными задачами дисциплины «Юридическая психология» выступают:

- формирование адекватного представления у курсантов о роли психологии в сфере правоотношений, возникающих в деятельности следователя;

- овладение умением диагностики личности участников предварительного расследования;

- овладение приемами анализа преступной деятельности;

- психологическая подготовка к проведению следственных действий;

- формирование навыков правомерного психологического воздействия на участников уголовного процесса;

- выработка навыков профессионального общения при реализации задач служебной деятельности;

- развитие профессионально-личностных качеств: профессиональной наблюдательности, внимания, мышления, памяти, психологической устойчивости, умения владеть собой.

Изучаемая дисциплина имеет тесные междисциплинарные связи с психологией, криминалистикой, уголовным правом, уголовным процессом и криминологией.

В результате изучения дисциплины курсант должен:

знать:

- место и роль юридической психологии в системе научного знания;

- принципы и методы юридической психологии;

- структуру и свойства личности следователя;

- психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп;

- психологические особенности производства следственных действий;

- предмет, поводы, основания и особенности назначения судебно-психологической экспертизы;

уметь:

- применять психологические знания в общении и профессиональной деятельности;

- использовать психологические приемы и методы при производстве следственных действий и при расследования отдельных видов преступлений;

- выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Юридическая психология» отводится 120 часов, в том числе 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов - на самостоятельную работу.

В рамках изучения дисциплины курсанты выполняют рубежную контрольную работу. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплины «Юридическая психология»

 

№ № Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа (час) Последовательность изучения
Лекции Семинары Практич. занятия Контр. раб.
1. Психологические особенности следственной деятельности             Л-Л-Л-С-С-ПЗ
2. Психологическая характеристика преступного поведения             Л-Л-Л-Л-С-С-ПЗ (6 часов)
  Контрольная работа              
3. Психологические особенности следственных действий             Л-Л-Л-Л-Л-С-С-ПЗ (6 часов)
4. Судебно-психологическая экспертиза             Л-Л-С-ПЗ
  Итого:              
Форма промежуточной аттестации - экзамен

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

 

Семинарские занятия

Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, правовыми актами и другими источниками; формирование у курсантов умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения курсантами программного материала по темам учебных курсов преподаваемых дисциплин.

Подготовка курсантов к семинару подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка предусматривает получение задания, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов и докладов, посещение консультаций. Непосредственная подготовка включает конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступления на семинаре.

Осуществляя подготовку к семинару, следует сначала проанализировать тему занятия, подумать о цели и основных проблемах, которые будут рассмотрены. На втором этапе необходимо основательно изучить записи лекций и рекомендованную литературу, составить необходимые конспекты и развернутый план выступления по вопросам, обсуждаемым на семинаре. Особое внимание следует обратить на новые категории и понятия, определения, выявление связей между отдельными психическими явлениями. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом в процессе обсуждения на семинаре получить на них ответы. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине «Юридическая психология» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей. Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мыслей и суждений курсантов в процессе работы над предложенной проблематикой.

Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Юридическая психология» курсантам рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, хрестоматии, психологические практикумы, различные словари, методические пособия, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, теоретические материалы, публикуемые в научных журналах («Юридическая психология», «Психопедагогика в правоохранительных органах», «Российский следователь» и др.).

Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.

По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.

 

Практические занятия

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение курсантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание обучаемых сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия и операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются: решение разного рода задач, в т.ч. профессиональных (решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с приборами, оборудованием, аппаратурой, составление специальной документации и др.

Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Осуществляя подготовку к практическому занятию, необходимо накануне повторить материал лекции и семинарского занятия по изучаемой теме и рекомендованную литературу. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом на занятии получить на них ответы. Подготовку к занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинарское занятие №1 ( 2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖЕНИЯ:

1. Предмет юридической психологии, ее задачи и прикладное значение.

2. Психологическая характеристика следственной деятельности и личности следователя.

3. Психологические особенности профессионального общения следователя.

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Развитие юридической психологии в Западной Европе.

2. Развитие юридической психологии в России.

3. Психологические условия, определяющие специфику профессионального общения следователя.

4. Приёмы установления следователем психологического контакта и особенности общения с различными категориями граждан.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Журавель, Е. Г. Методы юридической психологии / Е. Г. Журавель // Юридическая психология. - 2009. - № 3. - С. 4-11.;

2. Соколова, О. А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О. А. Соколова // Юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 19-22.;

3. Еникеев, М. И. Психология коммуникативной деятельности следователя / М. И. Еникеев // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 3-7.;

4. Подсадний, М. В. Коммуникативная сторона деятельности следователя / М. В. Подсадний // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та. - 2010. - № 1. - С. 69-70.;

5. Веретенникова, А. Е. Коммуникативная культура сотрудников органов внутренних дел: монография / А. Е. Веретенникова; Омская академия МВД России. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. - 119 с.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Какие проблемы составляют предмет юридической психологии как науки?

2. Какие отрасли юридической психологии вы знаете? Что они изучают?

3. Охарактеризуйте основные методы изучения личности в юридической психологии: наблюдение, беседу, обобщение независимых характеристик и др.?

4. Назовите психологические особенности следственной деятельности?

5. Какие компоненты входят в структуру деятельности следователя?

6. Какими психическими особенностями должен обладать следователь?

7. Какие психологические особенности профессионального общения слеователя вы знаете?

При подготовке к семинарскому занятию необходимо:

По первому вопросу: установить место юридической психологии в системе наук, ее связь с другими отраслями знаний, изучить характеристику её отраслей, рассмотреть основные методы юридической психологии.

По второму вопросу: изучить особенности и условия юридической деятельности, психологические особенности следственной деятельности, её психологическую структуру. Повторить характеристику отдельных компонентов следственной деятельности: познавательного, конструктивного, коммуникативного, социального (воспитательного), организаторского, удостоверительного. Рассмотреть профессионально-деловые и личностные качества, определяющие специальные способности к следственной деятельности.

По третьему вопросу: повторить психологические особенности профессионального общения следователя, его виды и формы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

юридическая психология, криминальная психология, судебная психология, правовая психология, методы исследования личности, опросы, следователь, личность следователя (психологические особенности), психология юридической деятельности, познавательно-поисковая деятельность следователя, познавательно-удостоверительная деятельность следователя, коммуникативная деятельность следователя, психологический контакт в следственной деятельности.

Семинарское занятие №2 ( 2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖЕНИЯ:

1. Понятие и сущность правомерного психологического воздействия в деятельности следователя.

2. Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Этические основы применения психологического воздействия на стадии предварительного расследования.

2. Психологические методы воздействия на обвиняемого (подозреваемого).

3. Особенности применения психологического воздействия к различным категориям граждан.

4. Проблемы применения психологического воздействия к лицам, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Еремеев, С. Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость [Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.06 / С. Г. Еремеев; Акад. упр. МВД России. - М., 2010. - 27 с.;

2. Цветков, В. Л. Конфликт как неотъемлемая часть жизнедеятельности ОВД / В. Л. Цветков, Н. В. Божко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 51-53.;

3. Соколова, О. А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О. А. Соколова // Юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 19-22.;

4. Шаламова, С. В. Диагностика лжи во время делового общения / С. В. Шаламова // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 47-50.;

5. Болохонцева, Н. М. Влияние ложно-коммуникативных ситуаций на процесс общения / Н. М. Болохонцева // Наука и практика. - 2010. - № 2. - С. 182-185.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Что понимается под психологическим воздействием?

2. В каких ситуациях на этапе предварительного расследования возникает необходимость применять психологическое воздействие?

3. Каким критериям должен соответствовать приём психологического воздействия, чтобы считаться допустимым?

4. Какие приёмы психологического воздействия, применяемые в деятельности следователя, вы знаете?

При подготовке к семинарскому занятию необходимо:

По первому вопросу: уяснить значение психологического воздействия для эффективного решения профессиональных задач. Изучить ситуации применения психологического воздействия в деятельности следователя. Рассмотреть условия эффективного применения методов психологического воздействия. Повторить критерии правомерности и допустимости психологического воздействия, а также морально-нравственные и правовые аспекты его применения.

По второму вопросу: повторить классификацию методов и приемов психологического воздействия и их характеристику. Рассмотреть зависимость методов психологического воздействия от позиции воздействуемых, целей воздействия, наличия и характера используемых средств воздействия. Изучить психолого-педагогические факторы, влияющие на выбор способов психологического воздействия. Уяснить зависимость выбора приёмов психологического воздействия от особенностей субъекта и ситуации воздействия.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

приёмы психологического воздействия в судопроизводстве, принуждение, психолого-тактическая операция.

 

 

Практическое занятие (2часа)

ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:

1. Понятие и критерии допустимости применения средств психологического воздействия в деятельности следователя.

2. Классификация основных методов и приёмов правомерного психологического воздействия.

 

Задание:

решение задач, направленных на выработку умения психологического анализа следственных ситуаций и выбора на его основе эффективных средств психологического воздействия, выполнение тестовых методик.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Еремеев, С. Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость [Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.06 / С. Г. Еремеев; Акад. упр. МВД России. - М., 2010. - 27 с.;

2. Цветков, В. Л. Конфликт как неотъемлемая часть жизнедеятельности ОВД / В. Л. Цветков, Н. В. Божко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 51-53.;

3. Соколова, О. А. Использование методов психологии при диагностировании человека при расследовании и раскрытии преступлений / О. А. Соколова // Юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 19-22.;

4. Шаламова, С. В. Диагностика лжи во время делового общения / С. В. Шаламова // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 47-50.;

5. Болохонцева, Н. М. Влияние ложно-коммуникативных ситуаций на процесс общения / Н. М. Болохонцева // Наука и практика. - 2010. - № 2. - С. 182-185.

 

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Подготовиться к ответу на вопросы занятия. Повторить материал лекции, изучить рекомендованную литературу, ответить на контрольные вопросы.

2. Обеспечить наличие на занятии рабочей тетради и письменных принадлежностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое психологическое воздействие в деятельности следователя?

2. Каким критериям должен соответствовать приём психологического воздействия, чтобы считаться допустимым?

3. Какие средства психологического воздействия являются недопустимыми?

4. Назовите основные ситуации в которых возникает необходимость в оказании психологического воздействия?

5. Какие приёмы психологического воздействия, применяемые в деятельности следователя, вы знаете?

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

приёмы психологического воздействия в судопроизводстве, принуждение, психолого-тактическая операция.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...