Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Семинарское занятие (2 часа)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖЕНИЯ: 1. Формы использования специальных психологических познаний в уголовном процессе. 2. Виды обязательных судебно-психологических экспертиз и их характеристика. 3. Судебно-психологические экспертизы, назначаемые по факультативным поводам.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ: 1. Комплексные судебно-психологические экспертизы. 2. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. 3. Психолого-лингвистическая экспертиза и ее особенности. 4. Графология и ее использование на предварительном следствии.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.; 2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.; 3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.; 4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.; 5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Журавель, Е. Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка / Е. Г. Журавель // Юридическая психология. - 2011. - № 1. - С. 2-10.; 2. Храмцова, В. В. Доказательственная деятельность следователя по установлению отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством / В. В. Храмцова // Российский следователь. - 2011. - № 9. - С. 31-33.;
3. Козловский, П. В. Использование результатов оценки невербального поведения в доказывании / П. В. Козловский // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 17-19.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. Какие непроцессуальные формы использования специальных психологических познаний в уголовном процессе вы знаете? 2. Каковы процессуальные особенности назначения, производства и оформления результатов судебно-психологических экспертиз? 3. Какие вопросы ставятся перед экспертами психологами при назначении различных видов судебно-психологических экспертиз? 4. Каковы основные ошибки, допускаемые при формулировке вопросов экспертам? При подготовке к семинарскому занятию необходимо: По первому вопросу: рассмотреть основные непроцессуальные и процессуальные формы использования специальных психологических познаний на предварительном следствии. Изучить предмет, задачи, поводы и основания назначения судебно-психологической экспертизы. Усвоить процессуальный порядок назначения, производства и оформления результатов судебно-психологической экспертизы. Обратить внимание на пределы компетенции, права и обязанности эксперта-психолога. По второму вопросу: изучить следующие предметные виды судебно-психологических экспертиз: экспертизу индивидуально-психологических особенностей обвиняемого; судебно-психологическую экспертизу аффекта; судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; экспертизу способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; судебно-психологическую экспертизу способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление; судебно-психологическую экспертизу психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством. Обратить внимание на типичные ошибки при формулировке вопросов для судебно-психологической экспертизы.
По третьему вопросу: изучить следующие предметные виды судебно-психологических экспертиз, назначаемые по факультативным поводам: посмертную судебно-психологическую экспертизу; судебно-психологическую экспертизу преступной группы; судебную психолого-лингвистическую экспертизу; судебно-психологическую экспертизу фонограмм; судебную инженерно-психологическую экспертизу.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе, судебная психолого-психиатрическая экспертиза (комплексная).
Практическое занятие (2 часа)
ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ: 1. Виды судебно-психологических экспертиз. 2. Предметные судебно-психологические экспертизы, назначаемые в обязательном порядке. Задание: Решение задач, направленных на развитие умения определять предмет судебно-психологической экспертизы, её вид, а также ставить перед экспертом вопросы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.; 2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.; 3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.; 4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.; 5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Журавель, Е. Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка / Е. Г. Журавель // Юридическая психология. - 2011. - № 1. - С. 2-10.; 2. Храмцова, В. В. Доказательственная деятельность следователя по установлению отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством / В. В. Храмцова // Российский следователь. - 2011. - № 9. - С. 31-33.; 3. Козловский, П. В. Использование результатов оценки невербального поведения в доказывании / П. В. Козловский // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 17-19. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ: 1. Подготовиться к ответу на вопросы занятия. Повторить материал лекции, изучить рекомендованную литературу, ответить на контрольные вопросы. 2. Обеспечить наличие на занятии рабочей тетради и письменных принадлежностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие непроцессуальные формы использования специальных психологических познаний в уголовном процессе вы знаете? 2. Каковы процессуальные особенности назначения, производства и оформления результатов судебно-психологических экспертиз? 3. Какие вопросы ставятся перед экспертами психологами при назначении различных видов судебно-психологических экспертиз? 4. Каковы основные ошибки, допускаемые при формулировке вопросов экспертам? ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе, судебная психолого-психиатрическая экспертиза (комплексная).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|