Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Психологические особенности следственных действий




Семинарское занятие №1 (2 часа)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖЕНИЯ:

1. Психологическая характеристика осмотра места происшествия.

2. Психологические особенности допроса.

3. Психологическая характеристика стадий формирования показаний.

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей.

2. Психология допроса обвиняемого (подозреваемого).

3. Тактико-психологические основы допроса малолетних.

4. Визуальная психодиагностика допрашиваемых лиц.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Белых-Силаев, Д. В. Тактика и психология осмотра места происшествия / Д. В. Белых-Силаев, Д. Р. Аляутдинов // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 8-10.;

2. Деулин, Д. В. Диагностика ложных показаний в письменной и устной речи на основе описок и оговорок / Д. В. Деулин // Юридическая психология. - 2011. - № 4. - С. 27-29.;

3. Исаева, Л. М. Проблемные вопросы использования восстановления памяти лиц при раскрытии преступлений / Л. М. Исаева // Научный портал МВД России. - 2010. - № 3. - С. 29-34.;

4. Кобец, П. Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П. Н. Кобец // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 10-14.;

5. Козырева, И. Е. Психологические аспекты свидетельских показаний / И. Е. Козырева // Эксперт-криминалист. - 2011. - № 3. - С. 16-17.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Какими психологическими особенностями характеризуется осмотр места происшествия?

2. Укажите психологические компоненты деятельности следователя по осмотру места происшествия.

3. Какие субъективные факторы влияют (как отрицательно, так и положительно) на эффективность осмотра места происшествия?

4. Какие психологические особенности допроса вы знаете?

5. Какие психологические задачи решает следователь на подготовительной, начальной, основной и заключительной стадиях допроса? Какие средства он при этом использует?

6. В чём состоит значение визуальной психодиагностики в ходе допроса?

7. Какие психологические особенности характеризуют допрос потерпевшего, обвиняемого (подозреваемого) и свидетеля?

8. Какие психические процессы влияют на формирование показаний на непроцессуальных и процессуальных стадиях?

При подготовке к семинарскому занятию необходимо:

По первому вопросу: повторить психологические характеристики осмотра места происшествия: незаменимость, неопределенность следственной ситуации, неотложность, психологический фон преступления, публичность, внешние факторы. Раскрыть психологическую структуру и содержание деятельности следователя при осмотре места происшествия. Рассмотреть факторы эффективности производства осмотра и психологические приемы, повышающие его результативность и качество. Изучить возможность определения по результатам осмотра места происшествия особенностей личности преступника: пола, возраста, профессиональных знаний, умений, навыков, потребностей, привычек, мотивов, черт характера, преступного опыта.

По второму вопросу: раскрыть психологическую характеристику допроса в целом и отдельных его стадий (подготовительной, начальной, основной и заключительной). Рассмотреть психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего, свидетеля, а также различных категорий граждан.

По третьему вопросу: изучить психологические особенности процесса формирования показаний. Рассмотреть стадию получения, накопления и первичной обработки информации. Установить роль ощущений и восприятия в процессе отражения преступного события. Отметить роль объективных факторов восприятия (освещенность, удаленность, быстрота события, погодные условия), а также субъективных факторов восприятия (индивидуальных особенностей воспринимающего, особенностей функционирования органов чувств, произвольности, физического и психического состояния). Рассмотреть стадию запечатления, сохранения и переработки информации и ее непроцессуального воспроизведения. Уяснить особенности запоминания преступного события. Обратить внимание на объективные и субъективные факторы, влияющие на данной стадии. Раскрыть содержание стадии воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации. Повторить понятия актуального и латентного слоев запечатления. Рассмотреть приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытых фактов. Изучить содержание стадии приема, переработки и процессуального закрепления информации. Обратить внимание на возможность неправильного понимания допрашивающего допрашиваемого и его причины. Отметить различные способы фиксации получаемой информации, их достоинства и недостатки.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

психология осмотра места происшествия, допрос (психологические аспекты), показания (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), диагностика и изобличение ложности показаний, заведомо ложное показание, самооговор, реконструкция, мнемическая помощь при допросе.

Семинарское занятие №2 (2 часа)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖЕНИЯ:

1. Психологическая характеристика очной ставки.

2. Психологические основы обыска.

3. Психология опознания.

4. Психологическая характеристика следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Психологические приёмы повышения эффективности поисковой деятельности следователя при производстве обыска.

2. Психологические факторы затрудняющие процесс опознания.

3. Проверка показаний на месте как средство разоблачения лжи и оказания мнемической помощи.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кашина, Е. Л. Психологические особенности проведения очной ставки / Е. Л. Кашина // Проблемы совершенствования законодательства на современ. этапе: сб. материалов Всеросс. конф. курсантов, слушателей и студентов 23 апр. 2009 г. - 2009. - С. 111-114.

2. Деулин, Д. В. Диагностика ложных показаний в письменной и устной речи на основе описок и оговорок / Д. В. Деулин // Юридическая психология. - 2011. - № 4. - С. 27-29.;

3. Исаева, Л. М. Проблемные вопросы использования восстановления памяти лиц при раскрытии преступлений / Л. М. Исаева // Научный портал МВД России. - 2010. - № 3. - С. 29-34.;

4. Кобец, П. Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П. Н. Кобец // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 10-14.;

5. Козырева, И. Е. Психологические аспекты свидетельских показаний / И. Е. Козырева // Эксперт-криминалист. - 2011. - № 3. - С. 16-17.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Какие психологические особенности отличают очную ставку от допроса?

2. Какой психологический компонент следственной деятельности является ведущим при производстве обыска? Назовите психологические особенности этого следственного действия.

3. Какие субъективные и объективные факторы влияют на выбор места сокрытия искомого предмета?

4. Использование каких психологических приёмов повышает эффективность обнаружения искомого предмета?

5. Какие психические познавательные процессы составляют механизм опознания?

6. Назовите основные опознавательные признаки человека. Какие факторы влияют на их восприятие и запоминание?

7. Какие психологические особенности проверки показаний на месте и следственного эксперимента вы знаете?

При подготовке к семинарскому занятию необходимо:

По первому вопросу: изучить психологические особенности очной ставки. Установить психологические факторы, определяющие подготовку и тактику очной ставки. Обратить внимание на характер взаимодействия участников очной ставки, взаимное влияние допрашиваемых, эффект присутствия и маскировку поведения.

По второму вопросу: рассмотреть психологические особенности обыска: принудительный характер, противоположность целей участников обыска, вторжение в личную жизнь и собственность обыскиваемых, поисковый характер, проблемность, конфликтность. Изучить психологические особенности сокрытия предметов и затруднения их поиска, а также факторы, влияющие на особенности сокрытия: объективные (особенности места, жилища, физические и химические свойства предметов, их разборность, возможные условия и сроки хранения) и субъективные (пол, возраст, профессиональные знания и умения, интересы и увлечения, преступный опыт). Усвоить методы эффективного наблюдения за поведением обыскиваемого, оценки непроизвольных и произвольных реакций, обнаружения демаскирующих признаков.

По третьему вопросу: рассмотреть психологическую характеристику опознавательного процесса. Изучить объективные факторы (расстояние, освещенность, продолжительность наблюдения, время между восприятием и опознанием, особенности воспринимаемого объекта, его отличительные признаки) и субъективные факторы, влияющие на процесс восприятия (особенности органов восприятия, физическое, физиологическое и психическое состояние, отношение опознающего к событию преступления и правонарушителю). Обратить внимание особенности симультанного (синтетического) и сукцессивного (аналитического) опознания. Рассмотреть виды опознавательных идентификационных признаков и их характеристику. Выявить особенности восприятие опорных признаков человека (роста, возраста, особенностей голоса и речи, жестов, мимики, походки).

По четвёртому вопросу: рассмотреть психологическую характеристику следственного эксперимента и проверки показаний на месте и их структурных компонентов. Обратить внимание на учет влияния объективных и субъективных факторов при проверке действия, события или явления. Изучить возможности психологического воздействия результатов следственного эксперимента и проверки показаний на месте на их участников.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

обыск (психологические аспекты), опознание, проверка показаний на месте, следственный эксперимент.

 

Практическое занятие (6 часов)

ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:

1. Психологическая характеристика осмотра места происшествия.

2. Психологические особенности допроса.

3. Психологические основы диагностики и разоблачения лжи.

4. Психологическая характеристика обыска.

 

Задание:

Решение задач и выполнение упражнений, направленных на закрепление теоретического материала и развитие психологических умений и навыков, необходимых для эффективного производства следственных действий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 479 с.;

2. Васильев, В. Л.Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев;. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.;

3. Еремеев, С. Г.Юридическая психология: учебное пособие / С. Г. Еремеев, А. Ф. Караваев. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 208 с.;

4. Смирнов, В. Н.Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.;

5. Чуфаровский, Ю. В.Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Белых-Силаев, Д. В. Тактика и психология осмотра места происшествия / Д. В. Белых-Силаев, Д. Р. Аляутдинов // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 8-10.;

2. Деулин, Д. В. Диагностика ложных показаний в письменной и устной речи на основе описок и оговорок / Д. В. Деулин // Юридическая психология. - 2011. - № 4. - С. 27-29.;

3. Исаева, Л. М. Проблемные вопросы использования восстановления памяти лиц при раскрытии преступлений / Л. М. Исаева // Научный портал МВД России. - 2010. - № 3. - С. 29-34.;

4. Кобец, П. Н. Использование психологических методов активизации памяти потерпевших, свидетелей и подозреваемых в следственной практике правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран / П. Н. Кобец // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 10-14.;

5. Козырева, И. Е. Психологические аспекты свидетельских показаний / И. Е. Козырева // Эксперт-криминалист. - 2011. - № 3. - С. 16-17.

6. Кашина, Е. Л. Психологические особенности проведения очной ставки / Е. Л. Кашина // Проблемы совершенствования законодательства на современ. этапе: сб. материалов Всеросс. конф. курсантов, слушателей и студентов 23 апр. 2009 г. - 2009. - С. 111-114.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Подготовиться к ответу на вопросы занятия. Повторить материал лекции, изучить рекомендованную литературу, ответить на контрольные вопросы.

2. Обеспечить наличие на занятии рабочей тетради и письменных принадлежностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Укажите психологические компоненты деятельности следователя по осмотру места происшествия?

2. Какие психологические задачи решает следователь на подготовительной, начальной, основной и заключительной стадиях допроса? Какие средства он при этом использует?

3. Какие поведенческие признаки лжи вы знаете?

4. Какие субъективные и объективные факторы влияют на выбор места сокрытия искомого предмета?

5. Использование каких психологических приёмов повышает эффективность обнаружения искомого предмета?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

психология осмотра места происшествия, допрос (психологические аспекты), показания (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), диагностика и изобличение ложности показаний, заведомо ложное показание, реконструкция, мнемическая помощь при допросе, обыск (психологические аспекты).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...