Структура информационной системы.
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений. Соотношение между ИС и ИТ. Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Понятие «информационная система» означает совокупность средств и методов сбора, регистрации, передачи и преобразования информации. В частности, для предприятий различных направлений деятельности ИС являются информационной основной для принятия эффективных решений в управленческих процессах.
Определим термин «информационная система» в общем виде. Система (греч. Systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство в интересах достижения поставленных целей. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Примеры систем направленных на реализацию различных целей
Тогда в общем виде информационная система – это совокупность, состоящая из одного либо нескольких компьютеров, соответствующих средств программирования, операторов, физических процессов, средств телекоммуникаций и других, образующих автономное целое, способное осуществлять обработку или передачу данных. Другими словами, информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Основными компонентами ИС являются: - клиентское программное обеспечение, устанавливающееся на автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей; - серверное программное обеспечение, формализующее объекты и процессы предметной области. Физические компьютеры, укомплектованные элементами с повышенными надежностными характеристиками обслуживают следующие прикладные задачи: - серверы баз данных; - серверы консольного доступа к приложениям; - файл-серверы; - почтовые серверы; - коммуникационное оборудование и сети передачи данных (рис. 2.1).
отдела
Коммутатор
Файл-сервер
Принт-сервер
Сервер приложений
Интранет-сервер Сервер CD-ROM сервер базы данных
Web-сервер
Прокси-сервер Маршрутизатор к Интернету и брандмауэр (брандмауэр)
Рис. 2.1 - Перечень серверов, используемых на предприятии для автоматизации технологических и бизнес-процессов
Относительно новым направлением развития информационных технологий, которое появилось на стыке информатики и телекоммуникаций является «телематика» – комбинация телекоммуникаций и компьютерных технологий.
«Транспортная телематика» объединяет информационную и телекоммуникационную технологии с транспортной деятельностью таким образом, чтобы повысилась пропускная способность существующей транспортной инфраструктуры, возросла безопасность движения повысился комфорт пассажиров. Системы транспортной телематики относятся к системам реального времени и по своей архитектуре являются сложным типом автоматизированных систем. Системы телематики призваны решать широкий спектр задач с использованием большинства достижений как телекоммуникационной индустрии, так и индустрии программного обеспечения уровня корпоративных вычислительных систем. Нельзя не упомянуть также, что в состав систем телематики входят геоинформационные системы, которые представляют из себя обособленный раздел специализированных информационных систем, наиболее широко использующийся сегодня как раз на автомобильном транспорте. Ожидается, что ГИС-системы будут все шире интегрироваться в автомобильный транспорт и другие соседние сферы деятельности. Устоявшимся сегментом информационных систем являются автоматизированные системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, которые при комплексном внедрении на предприятии переходят в класс ERP-систем. Непрерывный импульс к развитию информационных систем данного типа являются совершенствующиеся средства генерации исходных данных, начиная с датчиков, заканчивая технологиями штрихового кодирования, RFID и электронными документами.
Все возрастающий объем данных требует новых подходов к их хранению и обработке. Другим фактором совершенствования информационных систем по автоматизации процессов на предприятиях автомобильного транспорта является совершенствование самих автомобилей все интенсивнее увеличивающих объемы информации, которые они теперь выдают во внешнюю среду, и потребителями которой становятся сотрудники инженерно- технической службы АТП. Для автоматизированных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, системы телематики с точки зрения информационных потоков являются источником информации о параметрах и объемах выполненной транспортной работы, а также об эффективности работы персонала предприятия в части методов управления парком транспортных средств на этапе планирования и непосредственно в процессе выполнения транспортной работы. Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляется при помощи вычислительной техники, называются автоматизированными информационными системами или АИС. Информационные системы являются основным средством, инструментарием решения задач и информационного обеспечения (рис. 2.2).
Рис. 2.2 - Схема понятия информационного обеспечения
Информационное обеспечение – это совокупность процессов сбора, обработки, хранения, анализа и выдачи информации, необходимой для обеспечения управленческой деятельности и технологических процессов. Под информацией понимают изменения объема и структуры знания о некоторой предметной области, воспринимающей системой независимо от формы и способа представления знания. В контексте обработки информации важное значение имеет понятие данных. Данные отличаются от информации конкретной формой представления и являются некоторым ее подмножеством, определяемым целями и задачами сбора и обработки информации. Данные характеризуются определенной формой представления и структурой, которая определяется структурой предметной области, информацию о которых содержат данные. Данные могут быть представлены в структурированной форме (анкеты, таблицы, графические данные в виде диаграмм) и неструктурированной форме (связный текст – документы на естественном языке, графические данные в идее фотографий и картинок).
На предприятии в большинстве случаев информация фигурирует в виде документа или документированной информации. Документы подразделяются на служебные и организационно-распорядительные и представляют собой форму и способ выражения организационно-управленческих решений и воздействий. Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Реквизиты определяются соответствующими руководящими документами по делопроизводству или отраслям технологической документации. Свойства информационных систем: - любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем; - при построении ИС необходимо использовать системный подход; - ИС является динамичной и развивающейся системой; - ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий; - выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций; - участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач. Процессы в информационной системе: - ввод информации из внешних и внутренних источников; - обработка входящей информации; - хранение информации для последующего ее использования; - вывод информации в удобном для пользователя виде; - обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|