Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития и виды АИТ на автомобильном транспорте.




 

Высокая эффективность автоматизации процессов организационного управления и вследствие этого высокая востребованность в разработке программ для автоматизации функций организационного управления привело к тому, что на этот рынок пришли сотни малых фирм и отдельных разработчиков прикладного программного обеспечения, работающего на персональных компьютерах. Поскольку данные программы разрабатывались по индивидуальным запросам заказчиков, появились сотни версий программ бухгалтерского учета и отчетности, складских программ. Для автотранспортных предприятий разрабатывались также программы выписки и обработки путевого листа, формирования финансовых документов для расчета с заказчиками транспортных услуг. Все эти программные комплексы, как правило, не были согласованы между собой ни по алгоритмам обработки, ни по структурам данных, ни по формам представления результатов заказчику.

Причина ситуации, сложившейся в 1990-х гг. в области разработки прикладных программ для предприятий, была очевидна – программисты разрабатывали программы для решения одних и тех же задач для сотен предприятий. Все эти программы не стыковались с решениями других компаний. Таким образом, транспортное предприятие становилось зависимой от компании разработчика прикладного программного обеспечения. Следовательно, актуальной становилась задача перехода на использование универсальных тиражируемых продуктов, которые бы поддерживались мощной компанией разработчиком и позволяли расширять и изменять свою функциональность по мере необходимости.

Это условие является главным для успешной и длительной эксплуатации прикладного программного обеспечения. Кроме того наиболее дальновидным коллективам разработчиков было понятно, что на рынке надо предлагать не отдельные программы, а целый комплекс программ, взаимоувязанных по информационным потокам, алгоритмам решения и формам представления данных. Такие комплексы должны решать задачи бухгалтерского учета, формирования и обработки финансовых документов, документов по учету кадров, распорядительной документации. Они получили название «пакеты прикладных программ».

Системы автоматизации организационного управления предприятия на основе интеграции операций управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами посредством использования специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения получили название ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning, что в переводе означает «планирование ресурсов предприятия»).

Данный программный пакет реализует функции по всестороннему макроанализу показателей эффективности работы предприятия на основе информации о всех активах, продажах, покупках и прочих финансово-хозяйственных операций предприятия.

ERP-системы представляют собой набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия. Среди них можно выделить планирование производственных ресурсов, оперативное управление производственным планом, учет и анализ результатов деятельности и т.д. Все операции планирования и анализа подразделяются в ERP на отдельные функциональные модули: планирование ресурсов (финансовых, людских, материальных) для производства товаров или услуг, оперативный контроль за выполнением планов (снабжения, сбыта), выполнением договоров, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу.

Понятие «ERP» является результатом многолетней эволюции управленческих и информационных технологий.

В начале 1960-х гг. в связи с ростом популярности вычислительных систем, возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия, в том числе для планирования производственных процессов. Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т.е. фактически невозможно было определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. С целью предотвращения подобных проблем, была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). Реализация системы, работающей по этой методологии представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Главной задачей MRP является гарантия наличия необходимого количества требуемых материалов-комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно разгрузкой склада.

В конце 1970-х гг. к базовым функциям планирования производственных мощностей и планирования потребностей в материалах было предложено добавить ряд дополнительных, таких как контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составление регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и т.д.

В дальнейшем, усовершенствование системы привело к созданию MRP II (Manufactory Resource Planning). Эта система была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых.

Кроме того, система класса MRP II способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос «что если?». MRP II представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.

Стандартное описание MRP II содержит следующие основные функции системы:

– планирование продаж и производства;

– управление спросом;

– составление плана производства;

– планирование материальных потребностей;

– спецификации продуктов;

– управление складом;

– плановые поставки;

– управление на уровне производственного цеха;

– планирование производственных мощностей;

– материально техническое снабжение;

– планирование ресурсов распределения;

– планирование и контроль производственных операций;

– управление финансами;

– моделирование;

– оценка результатов деятельности.

В следствии усовершенствования систем MRPII и их дальнейшего функционального расширения появился класс систем ERP. Термин «ERP» был введен независимой исследовательской компанией Gartner Group в начале 1990-х гг. ERP-системы, предназначены не только для производственных предприятий, они также эффективно позволяют автоматизировать деятельность компаний предоставляющих услуги.

С 1999 г. в развитии ERP-систем было отмечена новая тенденция. Разработчики стали развивать новые функциональные возможности системы, которые выходили за традиционные рамки автоматизации и оптимизации бизнес-процессов в рамках методологии ERP. Традиционно концепция ERP предусматривала, в первую очередь, работу с внутренними ресурсами предприятия: планирование ресурсов, тщательное управление запасами и обеспечение прозрачности производственных процессов. Теперь функционал системы стал дополняться такими модулями, как «управление цепочками поставок» и «управление взаимоотношениями с клиентами», отвечающими за оптимизацию внешних связей предприятия.

При этом произошло разграничение понятий: традиционный для ERP контур управления получил название «back-office», а внешние приложения, которые появились в системе – «front-office». В результате, начиная с начала 2000-х гг. можно говорить о развитии нового стандарта – ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) – «Управление внутренними ресурсами и внешними связями». Выделяют три основных направления, определяющих развитие систем класса ERP II:

– углубление функциональности ERP;

– появление технологий, позволяющих упростить процесс создания специализированных отраслевых решений;

– создание новых и усовершенствование существующих модулей управления межкорпоративными бизнес-процессами.

Смещение акцента на межкорпоративный сектор в новых системах объясняется ускоренным развитием электронной коммерции и налаживанием интерактивного взаимодействия компании с их партнерами, поставщиками и клиентами через Интернет. Поэтому системы класса ERP II получают web-ориентированную архитектуру, что становится существенным отличием от ERP-систем предыдущих поколений. Данные, применяемые в системах класса ERP II рассчитаны на использование в географически распределенном web-сообществе.

На сегодняшний день российский рынок ERP-систем активно развивается и растет вместе с ростом деловой активности. К числу ERP-систем можно отнести целый ряд продуктов российских компаний: 1C, БЭСТ, ФРЕГАТ, Лагуна, Парус, Галактика.

В отрасли автомобильного транспорта ERP–системы в основном внедряются на базе конфигурации продукта «1С-Рарус».

Программы компании «1С-Рарус» для предприятий автомобильного транспорта поставляются в двух вариантах: «1С: Управление Автотранспортом Стандарт» (базовый вариант), «1С: Управление Автотранспортом Профи».

Анализ решаемых задач в пакете «1С: Управление Автотранспортом Стандарт» показывает, что он обеспечивает комплексную поддержку основных бизнес-процессов в транспортных предприятиях, позволяет получать и использовать информацию, необходимую для принятия управленческих решений и обеспечения учета деятельности организации.

Важной особенностью пакета является возможность его легкой интеграции с программными продуктами фирмы «1С» на платформе «1С: Предприятие 8», реализующей автоматизацию основных бухгалтерских, финансовых, кадровых и других задач организационного управления.

Рассмотрим структуру программного комплекса автоматизированной системы управления автотранспортным предприятием на примере основных функциональных модулей пакета «1С: Управление Автотранспортом Стандарт»:

– диспетчерская маршрутных листов;

– путевой лист;

– учет ГСМ;

– ремонтная зона;

– производственно-технический отдел (ПТО);

– учет ДТП и страховых случаев;

– зарплата и учет работы водителей;

– расчет рентабельности работы транспорта.

Модуль «Диспетчерская маршрутных листов» обеспечивает работу с заказами на автотранспорт, оформление и обработку путевых листов с возможностью отслеживания состояния выполнения заказа. При оформлении заданий и выписки путевых листов диспетчер видит всю оперативную картину состояния парка с учетом ремонтов и планируемого технического обслуживания, что позволяет существенно снизить временные затраты и уменьшить количество ошибок при оформлении документов.

Модуль «Путевой лист» позволяет на основании данных путевых листов и товарно-транспортных документов рассчитывать стоимость оказанных услуг и формировать соответствующие документы. При расчете используется справочник прейскурантов и тарифов на транспортные услуги: по контрагентам, маршрутам, моделям и типам ТС.

Модуль «Учет ГСМ» обеспечивает автоматизированное выполнение операций поступления, выдачи ГСМ и расчета нормативного расхода ГСМ. Система позволяет учитывать следующие варианты выдачи ГСМ: за наличные, со склада предприятия, по пластиковым картам, по талонам.

Особенностями данного модуля являются: возможность использования взаимозаменяемых аналогов ГСМ, учет различных видов топлива на одном автомобиле, загрузка данных процессинговых центров, учет различных вариантов выдачи ГСМ, настройка таблицы зависимости нормативов расхода ГСМ от температуры.

В модуле «Ремонтная зона» производится обработка заказов на ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств. При этом обеспечивается планирование как ресурсов ремонтной зоны, так и ресурсов свободных автомобилей.

Модуль «Производственно-технический отдел (ПТО)» обеспечивает решение задач по управлению данными о парке транспортных средств. Программа позволяет вести учет установленных шин, аккумуляторов, аптечек и дополнительного оборудования, автоматически рассчитывать пробеги и наработку транспортных средств, агрегатов, спецоборудования. Использование этой информации существенно упрощает планирование технического обслуживания парка.

Модуль «Учет ДТП и страховых случаев» предназначен для учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, страховых случаев. Функциональные возможности модуля позволяют по каждому страховому случаю просмотреть историю ремонтов, сравнить стоимость ремонтов с величиной страховых выплат. Аналитические отчеты показывают статистику аварийности по водителям, колоннам, причинам ДТП, позволяют формировать рейтинг водителей по участию в ДТП.

Модуль «Зарплата и учет работы водителей» предназначен для начисления заработной платы по различным видам начислений: сдельный, процент от выручки, различные доплаты (за классность, работу в ночное время и т.д.), фиксированной суммой. Предусмотрены возможности настройки тарифов заработной платы для транспортных средств, моделей транспортных средств, маршрутов, объектов строительства, контрагентов.

На основании данных путевых листов и ремонтных листов программа позволяет сформировать табель учета отработанного времени.

Модуль «Расчет рентабельности работы транспорта» позволяет автоматически учитывать прямые затраты на автотранспорт и по различным алгоритмам распределять косвенные затраты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...