Реорганизация бюрократического аппарата
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Преобразования в системе управления
1) Аппарат централизованного управления
С самого основания династии Чосон ее правители, в отличие от правителей предыдущей династии Корё, исходя из собственной концепции управления, стремились сделать систему управления более прогрессивной. Создателем концепции государственного управления был заслуженный сановник (кэгук консин) Самбон Чон Доджон (1342-1398 гг.). Исходя из китайской идеальной политической концепции, представленной в труде «Чжоули» («Чжоуские церемонии»), Чон Доджон создал трактаты «Чосон кёнгукчон» («Законы по управлению государством Чосон», 3 год правления вана Тхэджо) и «Кёндже мунгам» («Руководство по управлению», 4 год правления вана Тхэджо), которые впоследствии (в частности, в 5 году правления вана Сонджона, 1474 г.) стали образцом для составления неизменного свода законов «Кёнгук тэджон» («Великое уложение по управлению государством»). Особенностью структуры власти при династии Чосон было то, что, исходя из идей совместного правления государя и подданных, внимание акцентировалось на распределении и удержании власти и стремлении поднять справедливость и сделать политику более открытой. Также новая династия ставила своей целью утвердить систему народного управления (минбон чончхи), в которой народ рассматривался как основа государства. Были упразднены учреждения периода Корё, ограничивавшие власть монарха, такие, как Топхёныйсаса, совещательный орган высших чиновников (чэсан) рангом выше 2, уменьшалась роль крупных чиновников тэган, пользовавшихся правом выдавать разрешения на назначения на должности. Было установлено, что отныне они могли влиять только на назначения чиновников ниже 5 ранга, и таким образом, власть монарха усилилась.
Центральный административный аппарат Чосона
При династии Чосон усилилась государственная (общественная) власть, но была серьезно ослаблена личная власть вана. Ван осуществлял управление государством в рамках системы, но за ее пределами он не мог действовать произвольно. Повседневное поведение и деятельность вана ежедневно записывались чиновниками сагван, и так была создана система власти, при которой дела вана постоянно были под наблюдением.
Хотя монарх теоретически пользовался неограниченной властью, в действительности он только осуществлял функции по назначению чиновников на должности и искоренению предателей, а все важнейшие дела решались его приближенными на государственных совещаниях. Каждый день ван находился в присутственном месте и встречался с чиновниками Ыйджонбу, Шести ведомств, с ближайшими советниками из Хонмунгвана, Саганвона, Сахонбу, Емунгвана, Сынджонвона, обсуждал с ними и решал государственные дела. Это называлось санчхам – «повседневное участие». Кроме того, ежедневно ван по очереди встречался с пятью гражданскими чиновниками выше 6 ранга и военными чиновниками выше 4 ранга и обсуждал с ними государственные дела, что называлось юндэ – «периодические встречи». Также шесть раз в месяц ван встречался с начальниками Ыйджонбу, Сахонбу, Саганвона и Хонмунгвана, а также с бывшими министрами, и обсуждал предложения с их стороны. Эти встречи назывались чхадэ – «очередные встречи».
Система чиновных рангов при династии Чосон (по «Кёнгук тэджон»)
После вана высшим органом власти являлся Ыйджонбу. Такого органа власти не было в Китае; это было оригинальное корейское учреждение, во главе с тремя высшим министрами полного 1 ранга – ёныйджоном, чваыйджоном и уыйджоном. Ниже их стояли чвачхансон и учхансон неполного 1 ранга, чвачхансон и учхансон полного 2 ранга, всего 7 министров. Министры ыйджон (чонсын) совмещали руководство Емунгваном, Хонмунгваном, Сынмунвоном, Чхучхугваном, Квансангамом и другими ведомствами. Сам ван проходил обучение по системе кёнъён [1], а наследный принц – по системе соён [2]. Ниже Ыйджонбу стояли исполнительные органы – Шесть ведомств чо, возглавляемые чиновниками полного 2 ранга; таким образом, Ыйджонбу руководил всеми административными органами и чиновниками. Начальниками шести ведомств чо (Иджо – ведомство чинов, Ходжо – ведомство финансов, Еджо – ведомство церемоний, Пёнджо – военное ведомство, Хёнджо – ведомство наказаний, Конджо – строительное ведомство) были пхансо (полный 2 ранг), ниже которых стояли чхампхан (неполный 2 ранг), чхамый (полный 3 ранг), чоннан (полный 5 ранг), чваран (полный 6 ранг) и другие, причем важнейшие практические дела решали чоннаны и чвараны, соответствовавшие начальникам отделов в наше время. Чоннаны и чвараны в ведомствах Иджо и Пёнджо ведали делами как гражданских, так и военных чиновников.
Шесть ведомств чо были фактическими органами управления, а надзор за их действиями, критику и выдвижение политических предложений осуществляли ведомства Сахонбу (начальник тэсахон, неполный 2 ранг), Саганвон (начальник тэсаган, полный 3 ранг) и Хонмунгван (начальник тэджехак, неполный 2 ранг). Сахонбу было судебным органом, занимавшимся исправлений неправильных действий чиновников, Саганвон – ревизионным органом, обсуждавшим и критиковавшим политические действия чиновников, Хонмунгван – научным учреждением, ведавшим дворцовой библиотекой, составлявшим тексты указов вана и руководившим занятиями вана (кёнъён). Сахонбу и Хонмунгван вместе с Саганвоном совмещали функции по обсуждению текущей политики, и их называли Оннон самса (Тремя канцеляриями, ведавшими словом). Мнение трех канцелярий Самса играло важную роль в предотвращении произвола вана[3], и их совместное выступление нередко было решающим в решении судеб жен и родственников вана. Так что период династии Чосон был временем, когда были необычайно развиты надзор и критика в отношении властей. Хотя чиновники Самса не обладали ни высокими чинами, ни большой властью, но туда отбирали только молодых людей с выдающимися знаниями и высоким нравственным достоинством, поэтому, и пройдя эту ступень, чиновники могли достичь постов начальников ведомств и министров, что стало неписаным законом. Поэтому чиновная элита, добившаяся успеха, показав выдающиеся результаты на государственных экзаменах, всегда проходила через эти учреждения. Их называли «Чхонёджик» («Чистое и важное место»). Кроме Самса, важным органом был Емунгван, занимавшийся составлением ванских указов. Высшие чиновники этого ведомства сочиняли указы монарха, а низшие в качестве сагванов [4] принимали участие в государственных совещаниях и составляли протоколы (сачхо). Составлением исторических материалов занимался Чхунчхугван. Собрав все записи (тыннок), сделанные в различных государственных учреждениях, чиновники Чхунчхугвана ежегодно составляли документ «Сиджонги» («Записки о политическом положении»), а также занимались хранением составленных «Силлок» («Истинных исторических записей»). Также существовали следующие учреждения: Сынмунвон, ведавший составлением дипломатических документов, секретариат вана Сынджонвон[5], занимавшийся продвижением его указов, и более ста различных государственных канцелярий с разнообразными функциями[6].
Государственные учреждения Чосона различались на находившиеся внутри и вне дворца. Сынджонвон, Хонмунгван, Емунгван и Чхунчхугван, которые постоянно находились в общении с ваном, располагали свои помещения внутри дворца, а остальные учреждения находились за пределами дворца, и их чиновники только по мере необходимости могли встречаться с государем во дворце. Особенностью ведения государственных дел при династии Чосон следует считать развитие системы подачи петиций на высочайшее имя (сансо). Стало правилом, что не только любой из чиновников мог подать на имя государя петицию с предложением, касающимся государственной политики, но и простолюдины могли в письменной форме направить послание вану о неправильном положении дел в политике, причем местные администраторы сурён обязаны были принимать эти петиции и переправлять в столицу. В особенности, когда возникали стихийные бедствия, ван, считая, что это происходит от недостатков в его политике, обращался ко всем чиновникам и населению с просьбой направлять ему «слова» (куон) с предложениями по улучшению управления, на что ему отвечали многочисленными петициями, которые назывались ынджи сансо (ответные петиции). Во времена вана Тхэджо перед большим дворцом Чхандоккун был вывешен большой барабан Синмунго (Барабан извещений), чтобы жалобщики могли сообщать о своих нуждах, причем в последующие периоды династии Чосон барабан Синмунго был возвращен на свое место. Позже во время путешествий вана было разрешено подавать ему жалобы, что было следующим шагом к тому, чтобы помыслы народа достигали высшей власти. Для того, чтобы обеспечить функционирование чиновной системы, в династии Чосон был предусмотрен ряд мер (чедо чанчхи), среди которых была, во-первых, система взаимного избегания (санпхидже), когда отцу и сыну или братьям не разрешалось служить в одном учреждении. Также чиновник не мог возглавлять администрацию в том уезде или округе, где он родился. Когда чиновники сдавали государственные экзамены, в числе экзаменаторов не могли быть их родственники. Во-вторых, ближайшие родственники вана и его зятья в принципе не могли занимать государственные должности. Сам ван не мог обладать частной собственностью. Вместо этого была создана финансовая система тождества двора и правительства (кунбу ильчхе), по которой расходы ванского двора и правительства потреблялись из одного общего источника. Это было сделано для того, чтобы ван стал последовательно «государственным» человеком (конин), с целью не допустить проявления с его стороны индивидуалистских качеств. В начале этот принцип соблюдался неукоснительно, но впоследствии с появлением дворцового ведомства Нэсуса стала возрастать частная собственность ванского двора, что создавало определенные проблемы. В-третьих, в процессе продвижения чиновников строго придерживались результатов государственных экзаменов, чтобы избавляться от неспособных людей и продвигать талантливых.
2) Местная администрация
При династии Чосон заново была преобразована и местная администрация. Прежде всего, для того, чтобы центральное правительство могло управлять всем населением страны на единых началах, во все округа и уезды назначались администраторы (сурён, управители)[7]. В период Корё было много так называемых второстепенных уездов (сокхён), куда администраторы сурён не назначались прямо, поэтому власть вана не могла равномерно распространиться по всей территории государства, так что во многих случаях местные богачи тхохо произвольно хозяйничали в округах. Сурён как представители государя сосредоточили в своих руках местную административную, судебную и военную власть, и в соответствии с этим несли ответственность за развитие сельского хозяйства, подъем образования, сбор налогов и обеспечение безопасности. Всего у сурён насчитывалось 7 обязанностей (сурён чхильса, «семь дел администратора»)[8]. Правление администраторов на местах привело к тому, что жизнь местного населения стала более спокойной, чем прежде. Хотя администраторы сурён не могли назначаться в свои родные места, для наблюдения за их деятельностью на случай неблаговидного поведения во все провинции то назначались губернаторы-наблюдатели (кванчхальса, или камса), которые должны были оценивать результаты деятельности сурёнов, на основе чего принималось решение о продвижении их по службе или отставке. Ниже округов и уездов, в которые назначались администраторы, существовали волости мён и деревни ли (ри), делившиеся на пятидворки тхон (ога джатхон – «пять дворов составляют тхон»). Из числа местных жителей выбирались старосты: тхонджу – староста пятидворки, иджон – деревенский староста, мёнджан (иначе: пхунхон или квоннон) – староста волости, которые должны были выполнять распоряжения вышестоящих администраторов сурён. Основными обязанностями старост были учет населения и распределение повинностей. Влиятельные люди хянни (местные чиновники), действовавшие в эпоху Корё как агенты центральной власти, при новой династии стали только помощниками местных администраторов сурён; их стали называть аджон, их положение стало наследственным, а статус значительно понизился. По примеру чиновников шести центральных ведомств, аджон делились на шесть групп пан и выполняли каждый свои обязанности. Одновременно с усилением центральной власти для обеспечения самоуправления местного населения в округáх и уездах учреждались Юхянсо (впоследствии Хянчхон, местные управления, или собрания). В Юхянсо собирались авторитетные местные деятели и выбирали чвасу (главу) или пёльгама (надзирателя), свободно разрабатывали уставы, периодически созывали местные собрания (хянхве) для выражения общественного мнения, касавшегося воспитания народа, и докладывали губернатору кванчхальса о неблаговидных действиях сурёнов. Одним словом, Юхянсо выполняли функции, сходные с функциями местных народных собраний. В Сеуле было учреждено собрание Кёнджэсо, в которое входили влиятельные представители местного населения, и которое играло промежуточную роль, обеспечивая связь между местными Юхянсо и правительством. Кёнджэсо позволяло также центральной власти контролировать деятельность местных собраний Юхянсо. В период Чосон вся страна делилась на 8 провинций то, в которые входило около 350 округов и уездов. Деление государства на 8 провинций объяснялось тем, что правящая династия Ли в системе пяти элементов (охэн) располагалась под элементом дерева, которому соответствует число 8, а существование 350 округов – тем, что ван в течение года ежедневно занимался делами одного из округов. Существовавшие во времена династии Корё особые административные округа хян, со и пугок при династии Чосон получили свободу и были включены в число обычных округов и уездов. Также для всех, за исключением ноби, была упразднена категория чхонмин – «подлых людей».
Система повинностей
Экономическая структура Кореи в начальный период Чосон была направлена на создание стабильного государства народного благосостояния путем улучшения жизни народа и увеличения доходов государства. Исходя из принципа «расходовать по расчету» (янъип вичхуль), часть государственных доходов направлялась на накопление, а остальное – на покрытие государственных и дворцовых расходов, причем уже с правления вана Седжо сначала рассчитывали расходы, исходя из которых вычисляли план требуемых доходов. Это называлось хвенган – «предварительные расчеты». В число государственных расходов входили жалованием чиновникам, расходы на государственные жертвоприношения, закупка военного провианта, расходы на одежду, на вспомоществование бедному населению. Основными источниками государственных доходов были земельная рента (чонджо) и поземельные налоги, натуральные поставки (коннап), а также военно-трудовые повинности. Земельная рента, взимаемая с государственных земель конджон до 30 ту с каждого кёль, составляла примерно десятую часть урожая, но в неурожайные годы размер ренты снижался. Взимание десятой части урожая означало значительное снижение ренты по сравнению с периодом Корё. После падения Корё, в результате реформы земельной системы и проведения землемерных работ, а также за счет обработки прибрежных земель в начале периода Чосон общие посевные площади, по сравнению с 600-800 тысяч кёль конца периода Корё, увеличились до 1200 тысяч кёль в правление вана Тхэджона и 1720 тысяч кёль при ване Седжоне. За исключением пахотных земель в провинции Кёнги, бóльшую часть земель в стране составляли государственные земли конджон, в связи с чем возрастали доходы государства. С частновладельческих земель (саджон), включая надельные земли чиновников (кваджон), государство получало определенный земельный налог (чонсе). Общий годовой доход государства, получаемый в виде ренты и налогов, достигал 600 тыс. – 1 млн. сок (мешков), и это количество зерна почти совпадало с годовыми общегосударственными расходами. Кроме этого, в доход государства шли натуральные поставки и налоги, взимаемые с купцов (санинсе) и ремесленников (чанинсе). Для того, чтобы облегчить бремя повинностей крестьян и сделать справедливым сбор налогов, чосонское правительство в 26 году правления вана Седжона (1444 г.) издало Закон о натуральных поставках (Конбоп), по которому пахотные земли по плодородию делились на шесть категорий, а годы по состоянию урожая – на девять категорий, на основе которых определяли размеры ежегодной земельной ренты, от 20 ту в 1 кёль в самый урожайный год до 4 ту в наименее урожайный; максимальный урожай с 1 кёль определялся в 1200 ту, а минимальный – в 400 ту. В результате бремя земельной ренты значительно облегчилось. В правление ванов Тхэджона и Седжона получаемое в виде поставок зерно составляло 4-5 млн. сок, которых с избытком хватало для покрытия расходов государства в течение года. Усиление обороноспособности и расцвет культуры в XV в. обеспечивались именно подобным обогащением казны, однако запасы государственного зерна со временем стали сокращаться, так что к середине XVI в. в правление вана Чунджона они составляли только 2 млн. сок, а в правление вана Сонджо в конце XVI в. – всего 500 тысяч сок, и положение государственных финансов продолжало ухудшаться. Налоги, поставляемые государству крестьянами, сначала свозили в прибрежные склады (чочхан), устраиваемые на берегах рек и морей, а затем морским путем переправляли в Сеул. Налоговое зерно из провинции Кёнсан переправлялось по рекам Нактонган и Намханган, а налоги, собираемые в провинциях Пхёнан и Хамгён, не везли в Сеул, а использовали для местных расходов на встречи послов или военные нужды. В XV в. в результате реформы земельной системы возросла степень самостоятельности крестьян по сравнению с предшествующими периодами истории. В то время в стране насчитывалось 500-600 тысяч крестьянских дворов, и в среднем на каждый двор приходилось около 3 кёль пахотной земли, но в качестве самостоятельных крестьянских дворов государство рассматривало только хозяйства, владевшие 3-4 кёль земли, и для них устанавливались военные повинности, и потому не предусматривалось содержание резервистов (поин). Хотя, конечно, огромное число крестьянских дворов были мелкими хозяйствами, владевшими 1-2 кёль земли, все же большинство их составляли крестьяне-собственники, самостоятельно обрабатывавшие свой участок (чаджаннон), а не арендаторы (пёнджаннон). Тем не менее, в результате реформы земельной многие арендаторы поднялись до положения самостоятельных крестьян. В конце периода Корё местные помещики из ученого сословия утратили бóльшую часть своих земель в результате конфискаций, но смогли вернуть от 5 до 10 кёль земли под видом так называемых военных полей (кунджон). Их называли халлян [9] – «гуляющие простолюдины», и они составляли прослойку мелких и средних помещиков, которые по закону должны были нести военную службу в кавалерии. С течением времени, обладая экономическим преимуществом по сравнению с обычными крестьянами, халлян стали получать образование и путем сдачи экзаменов попадали на государственную службу. Поэтому сами себя они называли саджок – «выходцами из ученых». Именно саджок составили главную силу, поддержавшую династию Чосон.
Изменения в системе землепользования в период Чосон
Столичные чиновники, как служащие, так и ушедшие в отставку, проживали в столичной провинции Кёнги и владели надельными полями кваджон, а наиболее заслуженные из них – наградными полями консинджон или особо пожалованными землями пёльсаджон. Именно эти земли назывались частновладельческими (саджон), причем по закону собственниками земель категории саджон считались крестьяне, а чиновники взимали с них ренту. Однако было немало случаев, когда чиновники превращали саджон в свою частную собственность. Так как в провинции Кёнги стало не хватать земли для раздачи чиновникам, количество надельных земель кваджон постепенно сокращалось, и с 12 года правления вана Седжо (1466 г.) ими наделялись только чиновники, находящиеся на действительной службе; эти наделы стали называться должностными полями (чикчо), однако к середине XVI в. и эта категория должностных полей была упразднена. Таким образом, чиновники были вынуждены ограничиваться только получением жалования, однако в действительности, поскольку среди них было много людей, которые на местах являлись средними и мелкими помещиками, у них не возникало больших проблем, когда они оставляли службу. Однако происходивший с XVI в. рост крупного землевладения объяснялся тем, что с ликвидацией надельных полей кваджон чиновники стали заботиться о средствах к существованию. От земельной реформы выгоду получили не только чиновники, но и местные аджоны, типа хянни, ённи, чинни, тори, а также военные низшего ранга, часть ремесленников и студентов. Таким образом, бóльшая часть мелких чиновников, выполнявших государственные повинности, получила средства к существованию, но со временем раздачи земель прервались, и перед ними встал вопрос о средствах на жизнь. В период Чосон законом был запрещен обычай обработки чужих земель (чхагён), существовавший в период Корё. Было также запрещено внеэкономическое принуждение (кёндже веджок сутхаль), когда влиятельные люди, владевшие большим количеством земли, заставляли слабых крестьян обрабатывать ее и забирали больше половины урожая; когда это обнаруживалось, у помещиков отбирали землю и раздавали крестьянам. Однако вдовам и вдовцам, сиротам, единственным сыновьям, владевшим землей меньше 3-4 кёль и слабой рабочей силой, было разрешено арендовать землю у соседей или родственников. В этом случае помещик и арендатор делили урожай пополам, и существование внеэкономического принуждения стало затруднительным. Понятие «совместная обработка» (пёнджак) подразумевало, что «помещик и арендатор совместными усилиями обрабатывают землю». Переход от обычая чхагён к пёнджак означал, что отношения между помещиком и арендатором от вертикальных перешли к горизонтальным (уравнительным). Употребляемое в настоящее время понятие «аренда» (соджак) появилось только во времена японского господства в Корее. В начале периода Чосон, кроме поземельной ренты (чонджо), крестьяне несли подворные повинности в виде натуральных поставок (коннап) и поголовные повинности (индусе). Среди них земельная рента, как уже отмечалось выше, с принятием государственных законов при ване Седжоне значительно сократилась в размерах. Трудовые (поголовные) повинности осуществлялись по принципу «пхальгёль чакпу» («на восемь кёль один мужик», т.е. один человек с каждых 8 кёль земли) для принудительного выполнения различных государственных строительных работ и перевозки зерна. В принципе, эти повинности продолжались не более шести дней в году. Натуральные поставки, включавшие предметы местного производства, вначале осуществлялись в виде прямых поставок, но впоследствии, ввиду несовпадения предметов поставок и потребностей, государственные учреждения стали приобретать на рынках необходимые им предметы, а крестьян принуждали выплачивать их стоимость (паннак, или тэнак), что в конце концов стало правилом. Однако оплата (паннак) со временем стала чрезмерно тяжелым бременем для крестьян, поэтому, чтобы отрегулировать систему, в XVII в. натуральные поставки были заменены поставками зерна (риса), что называлось Тэдонбоп («Закон об эквиваленте»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|