Система воинских повинностей и организация армии
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Учитывая опыт непрерывных внешних вторжений конца периода Корё, в начале периода Чосон стали уделять больше внимания укреплению обороноспособности страны, увеличив армию и придав ей регулярный характер. Сразу после установления династии Ли были упразднены частные военные формирования, прежде всего подчиненные принцам-сыновьям вана и влиятельным сановникам, которые превратили в государственные войска. Этот процесс был завершен к правлению вана Тхэджона. Однако прежних войск уже было недостаточно, и потому для всех простолюдинов установили систему всеобщей воинской повинности по принципу «янъин кэбёндже» («Все простолюдины являются солдатами»). Все простолюдины мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет были обязаны нести военную службу в армии или же оказывать семьям солдат поддержку продовольствием, одеждой пр.; таких людей называли понджок (или поин, «поддерживающие»). Каждый год понджок должны были поставлять 1 пхиль хлопчатой ткани. Однако для солдат-крестьян из семей, имевших больше 3-4 кёль земли, не предусматривался «поддерживающий» понджок. Для того, чтобы обеспечить необходимое число военнообязанных, правительство стремилось освободить ноби и превратить их в простолюдинов, и регулярно раз в три года проводило проверки подворных списков, чтобы ускорить превращение янъинов в государевых подданных (конмин). В результате, если в 6 году правления вана Тхэджо число военнообязанных крестьян составляло 370 тыс. человек, то в 12 году правления вана Седжона их число возросло до 700 тыс., а в период правления вана Седжо – до 800 тыс.– 1 млн. человек. Из их числа несущие военную службу солдаты составляли 300 тыс. человек, а «поддерживающие» – около 600 тыс. От воинской повинности освобождались чиновники, состоящие на действительной службе, и учащиеся; однако от нее не освобождались ни родственники вана, ни сыновья заслуженных высших чиновников, но они исполняли воинскую повинность в дворцовой охране или свите государя – привилегированной гвардии, и относились к элитным войскам, пользовавшимся особым почетом.
Простолюдины служили в регулярных войсковых частях (чонбён), местных войсках (юбангун) и во флоте (сугун); в чонбён служба длилась три месяца в году, в юбангун и на флоте – по два месяца. В период службы солдаты получали соответствующие звания. Кроме того, существовали специальные привилегированные войска: капса (латники), пёльсиви (особая охрана), нэгымви (внутренняя охрана) и др., куда попадали самые способные люди после прохождения определенных экзаменов. Они принадлежали к военному сословию мубан и получали соответствующие чины и жалование. В их компетенции в столице находились охрана дворцов и самого Сеула, а на местах это были командиры низших звеньев. В начале династии Чосон главным органом военного командования было Ови точхонбу (Главное управление пяти корпусов), в подчинении которого находились пять корпусов, составлявших столичную армию, причем командование осуществляли гражданские чиновники. Кроме того, существовало Учебное управление Хуллёнвон, ведавшее обучением войск, военными экзаменами и пр. Высшим органом военного дворянства был Чунчхубу (Главный штаб). В правление вана Седжо местные сухопутные войска приобрели «структуру крепостей» (чингван чхедже): в каждой провинции предусматривались одно-два Войсковых управления Пёнъён во главе с пёнма чольтоса (сокр. пёнса) который командовал войсками данной провинции. Ниже управлений Пёнъён были учреждены несколько больших крепостей коджин, начальники которых командовали войсками округов и уездов данного района. Так, на основе территориальных единиц формировалась система обороны всей страны. Затем в стратегически важных административных центрах стали возводить крепости ыпсон («местные крепости»), причем значительное количество крепостей было возведено в важном районе провинции Южная Чхунчхон и прибрежных районах провинции Чолла[24]. Таким образом, оборона, раньше опиравшаяся на горные крепости, сменилась системой местных крепостей.
Далее, чтобы обеспечить координацию центральных и местных войск, было установлено, что часть провинциальных войск будет служить в Сеуле; их называли понсанбён (дежурные войска). Организация флота была аналогична организации сухопутных войск. Во всех приморских провинциях было образовано по несколько флотских управлений Суён во главе с сугун чольджеса (сокр. суса), которые командовали флотами подведомственных провинций. Ниже управлений Суён были учреждены пходжин (приморские крепости) и пхо (порты, гавани) во главе с командирами чхомджоль чеса и манхо. В ранний период Чосон, помимо регулярных войск, существовали своеобразные войска резервистов – чапсэккун, которые в мирное время были заняты хозяйственными делами, но в определенные сроки занимались военной подготовкой, чтобы при необходимости выступить на войну. В войска чапсэккун входили мелкие чиновники сори, люди различных профессий, простолюдины «низких» занятий (синнян ёкчхон), ноби и др. При новой династии улучшилась транспортная система и система связи, которые способствовали повышению обороноспособности и улучшению управления. Для передачи срочных военных сообщений была создана сигнальная система понсудже: по ночам на вершинах гор разжигали костры, а днем в качестве сигнала использовали дым, видимый даже в столице. Для сухопутных перевозок и почтового сообщения по всей стране функционировала система почтовых станций ёнмачхам, которая улучшала связь между центром и провинциями. В начале периода Чосон существовала практика чрезвычайных сборов по тревоге чхвиганнён, когда все живущие в городе чиновники должны были по тревоге моментально собираться перед дворцом, а также военных учений (тренировок), на которые перед дворцовыми воротами Кванхвамун собирались тяжело вооруженные латники, пращники (чхоксоккун). Эти учения заканчивались немалым числом убитых и раненых, поэтому впоследствии были отменены, а стрельба из пращи в народную игру.
Мощная оборонительная система, созданная в XV в., с XVI в. постепенно слабела, и накануне японского вторжения положение в стране стало настолько плачевным, что Ли И (Юльгок) был вынужден поставить задачу создания хорошей армии численностью хотя бы в 100 тыс. человек. [1] Кёнъён представляло собой систему образования, созданную специально для вана, с которым его слуги с высоким образованием должны были ежедневно обсуждать содержание прочитанных книг из числа классических трудов конфуцианства и исторических сочинений, а заодно и насущные политические проблемы. Эти занятия проводили министры (чонсын) Ыйджонбу и другие высшие сановники; чтением и объяснением классических книг занимались чиновники более низких рангов из Хонмунгвана. Занятия кёнъён проводились, как правило, ежедневно, причем иногда два или три раза в день. Помимо регулярных занятий кёнъён, иногда проводились чрезвычайные занятия содэ и чрезвычайные ночные занятия ядэ. Наиболее читаемым в течение кёнъён произведением был китайский труд «Дайсюэ» («Великое учение»), но временами его заменяли другими книгами. [2] Наследник престола обучался в Сонгюнгване, а затем продолжал образование в дворцовом ведомстве Саганвон. Его преподавателями были министры Ыйджонбу (их называли сабу и иса). Кроме того, в обучении наследного принца в качестве ассистентов (пингэк и пубингэк) участвовали чиновники 2 ранга, а ниже их находились чиновники подок (неполный 3 ранг), пхильсон (полный 4 ранг), мунхак (полный 5 ранг), сасо (полный 6 ранг), сольсо (полный 7 ранг). [3] Монарх должен был следовать словам предостережения (канджэн) чиновников Оннон самса; считалось безнравственным преследовать «чиновников слова» (онгван). Также считалось, что закрывать рот чиновникам или народу также опасно, как пытаться перегородить текущую реку.
[4] Емунгван по очереди выделял по два человека из числа чиновников понгё (полный 7 ранг), тэгё (полный 8 ранг) и комёль (полный 9 ранг) и направлял во дворец, чтобы они, непременно присутствуя при государе, записывали его слова и действия. Их также называли сагван («историческими чиновниками»), а их записи – сачхо. Как раз на основе этих записей составлялись записи «Силлок». [5] В Сынджонвоне, кроме начальника канцелярии тосынджи (полный 3 ранг), служили чиновники чвасынджи, усынджи, чвабусынджи, убусынджи, тонбусынджи (все полного 3 ранга), а ниже их стоял чусо (полный 7 ранг), который принимал участие в государственных совещаниях и вел протокол заседаний. До наших дней сохранились сделанные в Сынджонвоне записи – «Сынджонвон ильги» («Дневники Сынджонвона») за период 1623-1894 гг. (всего 3047 книг), которые объявлены национальным сокровищем. [6] В числе ста учреждений были: ведомство Чхунхунбу, ведавшее делами заслуженных сановников; Тоннёнбу по делам родственников вана по мужской и женской линии; Ыйбинбу по делам зятьев вана; Чанъевон по делам ноби; Сансовон по делам королевских печатей (оксэ, пуджоль); Тхэнневон по делам церемоний и нравов; Понсанси, ведавшее поминальными жертвоприношениями; Чонбуси, ведавшее родословными книгами ванского дома; Кёсогван по издательским делам; Чанаквон, ведавшее музыкой; Квансангам, занимавшееся астрономией и географией; Саонвон, ведавшее ванской кухней; Нэыйвон, следившее за здоровьем вана; Саныйвон, ведавшее гардеробом вана; Сабокси, следившее за ванской конюшней; Кунгиси, ведавшее вооружением; Нэджаси, отвечавшее за снабжение двора питанием и одеждой; Ебинси, ведавшее банкетами во дворце; Сасомси, ведавшее выпуском бумажных денег и делами ноби; Хеминсо, ведавшее снабжением лекарствами; Хваринсо, ведавшее лечением населения; Квихусо по делам погребальных церемоний; Сусон кымхваса, ведавшее ремонтом крепостных стен и борьбой с пожарами; Чонсольса, ведавшее шатрами; корабельное ведомство Чонхамса; Чонёнса по делам уборки территорий; Пхёнсисо, ведавшее мерами и весами; Чанвонсо, ведавшее садами; дворцовая канцелярия Нэсибу, и пр. [7] Местные администраторы сурён делились на мокса в больших городах (полный 3 ранг), пуса (неполный 3 ранг), кунсу (неполный 4 – полный 5 ранг), хённён (неполный 5 ранг), хёнгам (неполный 6 ранг). Сурён также назывались сонджу (начальник крепости), чиджу (начальник местности), вонним, сатто и др. [8] «Семью делами» администраторов сурён были: развитие земледелия, увеличение населения, подъем образования, подготовка войск, справедливое распределение повинностей и сбор налогов, праведный суд, обеспечение безопасности.
[9] Халлянами назывались отставные чиновники, люди, получившие должности за военные заслуги (чхомсольджик), отставные чиновники, получившие соответствующие должности (тонджонджик) или должности ревизоров (комгёджик). Они, хотя и не находились на действительной службе, играли большую роль в жизни местного общества, поэтому со времени установления династии Чосон попали под контроль правительства. Однако постепенно они вновь становились чиновниками и составили ядро чиновничества, поддерживавшего династию Чосон. [10] Чханджок – сокращение от названия чханду чоккак, означавшего «стриженые мужчины и женщины в коротких юбках» (букв. «красноногие»). [11] Юве чапчик означало занятия ноби, прикрепленных к различным казенным учреждениям: палата Конджо, Кёсогван, Сасомси, Чоджисо, Саонвон, Сабокси, Кунгиси, Сонгонгам, Чанагвон, Согёксо, Чанвонсо, Экчонсо, Тохвасо и др. Среди занятий прикрепленных ноби были производство различных предметов и бумаги, печатание книг, приготовление еды, шитье, уход за лошадьми, изготовление оружия, строительство, игра на музыкальных инструментах, уход за садами, живопись и проч. Они могли получать чиновные ранги от неполного 9 до неполного 6, но эти ранги отличались от обычных чиновных рангов (юпхунджик) и представляли собой особую систему чиновных рангов. [12] Ымсо (иногда переводится как «право тени») представляло собой привилегию, которая позволяла, не сдавая государственные экзамены, занимать низшие чиновные должности сори. Эту привилегию получали: 1) Сыновья, внуки, зятья, младшие братья, племянники заслуженных сановников и чиновников выше 2 ранга; 2) Сыновья и внуки чиновников 3 ранга, находящихся на действительной службе; 3) Сыновья лиц, занимавших должности пуджан и сонджонгван в ведомствах Иджо, Пёнджо, Точхонбу, Сахонбу, Саганвон, Хонмунгван. По достижении 20 лет эти люди, если успешно сдавали т.н. краткие экзамены, могли получить должности секретарей (рокса) и другие низшие должности. [13] Тэга представляло собой систему, при которой чиновники выше полного 3 ранга при уходе в отставку могли передавать занимаемую должность своим сыну, зятю, младшему брату или племяннику. Однако эта система не была официально утвержденной, а реализовывалась по случаю государственных торжеств. [14] В период Чосон при составлении списков успешно выдержавших государственные экзамены лица нечиновного происхождения отмечались как студенты (юхак), но в них не отмечалось, является ли земледелие средством данного лица к существованию. Это означало, что земледелие было несомненным средством к существованию, поэтому не было надобности отмечать это, и на том основании, что большинство выдержавших государственные экзамены относились к юхак, не следует делать вывода о том, что они не были крестьянами. [15] Среди видных деятелей, сделавших карьеру, несмотря на происхождение от незаконнорожденных или крепостных ноби по линии матери или жены, можно отметить Чон Доджона, Чо Ёнгю, Хам Бурима (живших в правление вана Тхэджо), Ха Рюна (в правление вана Тхэджона), Хван Хи (в правление вана Седжона), Ю Джагвана (в правление вана Сонджона) и др. [16] Согласно «Кёнгук тэджон», в городских округах пу, тэдохобу и мок квота учащихся хянгё составляла 90 человек, в тохобу – 70 человек, в округах кун – 50, в уездах хён – 30. Общая численность учащихся по всей стране составляла примерно 15 тыс. человек; кроме них была категория учащихся эгвесэн («сверх численности»). Таким образом, общее число учащихся было больше указанной цифры. [17] В период Корё была распространена привилегия ымсо, по которой один из сыновей, внуков, зятьев, младших братьев и племянников чиновника старше 5 ранга мог получить должность низкого ранга без экзаменов. В период Чосон эта привилегия сократилась и распространялась только на детей и родственников чиновников старше 2 ранга. Привилегии чиновников старше 3 ранга распространялись только на одного из их сыновей или внуков, чиновников ведомств Иджо, Пёнджо, Самса и др. – только на старшего сына; но и в этом случае дети чиновников должны были проходить экзамен на способности, а получаемые ими должности ограничивались низшей категорией. Так что в период Чосон практически не было случаев, когда высокие должности наследовались по принципу ымсо. [18] В программу экзамена на степень сэнвон входили четыре истории и пять классических канонов («Пятикнижие»), на степень чинса – знания в области поэзии (пу) и древней словесности (коси), надписей (мён) и поучений (чам), причем сдавали только один из этих четырех предметов. [19] Число (квота) сдавших экзамены на степени сэнвон и чинса распределялось по провинциям следующим образом: 200 человек в столичном районе (Хансонгу), 60 – в провинции Кёнги, 90 – в провинции Чхунчхон, 90 – в провинции Чолла, 100 – в провинции Кёнсан, 45 – в провинции Канвон, 45 – в провинции Пхёнан, 35 – в провинции Хванхэ, 35 – в провинции Хамгён. [20] На первичных экзаменах чхоси на гражданские должности в программу первой ступени (чходжан) входили «Пятикнижие» и четыре истории, в программу второй ступени (чунджан) – знание поэзии, древней словесности, надписей и поучений. [21] Согласно «Кёнгук тэджон», число выдержавших первичные экзамены чхоси по провинциям распределялось следующим образом: 50 человек – из Сонгюнгвана, 40 человек в столичном районе (Хансонгу), 20 – в провинции Кёнги, по 25 – в провинциях Чхунчхон и Чолла, 30 – в провинции Кёнсан, по 15 – в провинциях Канвон и Пхёнан, по10 – в провинциях Хванхэ и Хамгён. [22] Первичные экзамены на военные должности включали искусство стрельбы из лука, а на следующих ступенях требовалось знание одного из сочинений из числа четырех историй и пяти канонов (сасо огён), одного из семи произведений по военному искусству (мугён чхильсо), а также одного из следующих произведений: «Тхонгам» («Обзор истории»), «Пёнъё» («Главное о военном деле»), «Чангам» («Биографии полководцев»), «Пагый» («Обширные идеи»), «Мугён» («Военное искусство»), «Сяосюэ». В военное время также устраивались экзамены по практическому ведению боя. [23] Например, некто Чон Син в период правления вана Тхэджона и некто Ин Вон в правление вана Седжо сдали гражданские экзамены, уже будучи законоведами (юльгван), а Чхве Седжин в правление вана Чунджона после сдачи экзамена чапква на переводчика успешно выдержал экзамен мунгва и в служебной карьере достиг должности тонджи чунчху пуса. [24] В период Чосон было построено более 100 «местных крепостей» ыпсон, но большая часть их была разрушена во времена японского господства, и к настоящему времени сохранились только крепости Хэми, Хонсон и Сочхон в провинции Южная Чхунчхон, Кочхан (Моянсон) в провинции Северная Чолла, Наджу и Наган в провинции Южная Чолла и Тоннэ и Онян в провинции Кёнсан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|