Упражнения по изменению формы слова
Стр 1 из 15Следующая ⇒ КОРРЕКЦИОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И СЦЕНКИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Речевые нарушения у детей и взрослых, возникающие по самым различным причинам, требуют специальной коррекционной работы по их устранению. Она, в свою очередь, невозможна без использования упражнений, дифференцированных в соответствии с задачами развития или исправления речи на различных этапах специального воздействия. В рамках коррекционной педагогики, в частности логопедии, имеется значительное число пособий для практической работы. Прежде всего, в них преследуются цели преодоления тяжелых речевых расстройств, к которым у детей относятся грубые задержки речевого развития, алалии, неразборчивость речи (дизартрии). Гораздо менее учтены задачи устранения нарушений речи, выраженных негрубо, но в существенной мере препятствующих возвращению к нормативной речи взрослых людей, перенесших инсульт или травму мозга, а также осложняющих обучение и речевое общение детей. Эти негрубые затруднения в речи чаще всего связаны с тем, что после заболеваний, связанных с патологией головного мозга, долгое время стойко держатся расстройства протекания процессов нейродинамики: замедленность и неточность речевых актов, наличие дискоординаций между отдельными компонентами высказывания. К числу наиболее значимых нарушений протекания процессов нейродинамики относятся персеверации и антиципации. Персеверации (от лат…..) - это застревания на каком-фрагменте действия, в т. ч. и речевого, неспособность плавно перейти к следующему фрагменту. В их основе лежит замедленность, инертность динамических процессов, протекающих в мозге. Антиципации (от лат. …..) – это, напротив, опережение, забегание вперед, переход к последующему фрагменту, минуя предыдущий. В основе лежит также слабость процессов нейродинамики, однако не инертность, а импульсивность их протекания.
В обоих случаях необходимо выработать правильную стратегию деятельности, способность отслеживать последовательность действий и контроль над объемом их выполнения. Персеверации более характерны для больных с «передними» поражениями мозга, в частности для больных с динамической и эфферентной моторной афазией, антиципации – для больных с сенсорной афазией. Персеверации «вписываются» в общую картину снижения речевой инициативы у больных с динамической афазией, вязкость их речемыслительной деятельности. Антиципации чаще возникают при «задних» очагах поражения, и, следовательно, при сенсорной, акустико-мнестической, амнестической афазиях. Они согласуются с тенденцией убыстрения темпа, множественностью вариантов поиска нужного звука, слова и фразы. Вместе с тем и при тех, и при других формах могут быть и те, и другие симптомы. Персеверации и антиципации могут наблюдаться и при глубоких очагах поражения головного мозга. Особенно часто они встречаются у детей, т.к. именно «глубина» мозга (подкорковые и стволовые структуры) наиболее уязвимы к внутриутробным и родовым осложнениям. В тех случаях, когда персеверации и антиципации выражены грубо, коррекционную работу по их устранению рекомендуется начинать с неречевых видов деятельности: воспроизведения разнообразных серий поз рук, пальцев; выполнения, сложносоставных бытовых, трудовых и других действий. Если же степень грубости этих симптомов не столь груба, то работа может проводиться преимущественно на текстовом материале. В настоящем пособии предлагаются текстовые упражнения, которые подобраны в помощь специалистам, занимающимся восстановлением речи у взрослых больных, а также коррекцией ее у детей дошкольного и школьного возраста (преимущественно среднего и старшего школьного возраста). Большая часть упражнений будет полезна также и детям так называемой нормы. Последнее обусловлено тем, что среди детей, посещающих массовые дошкольные и школьные учреждения много таких, у которых речь развита недостаточно, как с точки зрения владения языковыми средствами, так и в произносительном отношении.
В блоке I основное внимание уделяется суффиксам и окончаниям слов (преодоление персевераций), в упражнениях блока II акцент сделан на начало слова - приставки и правописание предлогов (преодоление антиципаций). Упражнения также могут быть рекомендованы для коррекции дислексии и дисграфии (нарушений письменной речи – чтения и письма), дизорфографии (особой категории стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил). В блоке III представлены игры, упражнения и сценки для коррекции скандированности речи (например, при подкорковой дизартрии) и так называемой инфантильной детской речи (речи, свойственной ребёнку более раннего возраста). Объем используемых на занятии заданий определяется в соответствии с состоянием больного, этапом заболевания. Автором пособия продела огромная поисковая работа по выбору текстов, которые были бы эффективны в решении нелегкой задачи – устранения нарушений сложных форм речевой деятельности. Такая «ювелирная огранка» приобретенных речевых навыков предполагает в качестве одного из основных направлений коррекции преодоления тенденций к персеверациям и антиципациям, скандированности и инфантильности детской речи. Пособие не имеет полных аналогов и поэтому будет не в высшей степени полезным всем, кто хочет вернуть речь взрослым, потерявшим ее, или помочь детям развить способность говорить красиво, содержательно и гладко. Предполагается также и активное участие родственников больных и родителей детей в процессе обучения. В связи с этим предлагаемые упражнения оформлены соответствующим образом. Книга может быть востребована широким кругом заинтересованных лиц. Большого ей Пути!
Т. Г. Визель
Блок III настоящего пособия посвящен приемам арт-терапии. Необходимость их использования обусловлена тем, что традиционные коррекционные воздействия в ряде случаев оказываются малоэффективными или неэффективными вообще. В настоящее время, к сожалению, всё чаще и чаще можно встретить детей и взрослых со скандированным произнесением слов, указывающим на глубинные поражения структур головного мозга (преимущественно подкорковых), возникающих в период внутриутробного развития или после воздействия неблагоприятных факторов в постнатальном периоде. К этому контингенту относятся также дети с инфантильной речью (свойственной ребёнку более раннего возраста), или же обусловленной неправильным типом воспитания (сюсюканьем, ярко выраженной опекой и ограничением в различных сферах жизнедеятельности детей). Специалистам приходится искать обходные пути коррекционно-педагогического процесса, и арт-терапия при данной патологии является прекрасным инструментом для гармонизации речевого оркестра детей и взрослых. Перевоплощаясь, человек раскрепощается, забывает о своих трудностях и с помощью правильно подобранного образа преодолевает проблемы. Например, при «рубленной», скандированной речи необходимо представить себя, гибкой, пластичной кошечкой или котом, и не только говорить, но и двигаться также плавно и пластично, как и кошка. При инфантильной речи можно обернуться могучим богатырём или витязем, стать серьёзным отцом семейства или полководцем! Но следует помнить, что полного перевоплощения не достигается, если не использовать соответствующие костюмы и другие предметы театрализованной деятельности. Желательно создать в кабинете пусть небольшой, но серьёзный коррекционный театр. Успехов Вам! Н.А. Сорокина
Блок I
Упражнения по изменению формы слова (словоизменительные операции)* РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
1. Вставьте пропущенные буквы и слова. Выполните морфемный разбор слов с пропущенными буквами.
Надо, надо УМЫ …… По утрам и … А нечистым ТРУ …. – Стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло ДУ …., И полотенце ПУ …., И зубной ПО …., И густой ГРЕ ….! Давайте же мыться, ПЛЕ …., Купаться, нырять, КУ …., В ушате, в корыте, в ЛОХА …, В реке, в ручейке, в ОКЕ …., И в ванне, и в БА …., Всегда и …. - Вечная слава ....! (К. Чуковский)
*) Примечание: Разные формулировки словосочетаний (контексты) предполагают переключение с одного из них на другой. 2. Допишите шуточные двустишия в приведенных ниже предложениях.
В поле травы ХО …., Я руки в воду ОПУ …. А на реке КАМЫ …. И их в воде ПРОПО …. Возле поля, мимо РЕЧ …. Или я зажгу СВЕ …., Шли колючие Е …. Или лампочку ВКЛЮ …. (Г.Г. Граник) 3. Закончите строфы в стихотворениях.
Ели надели белые ША …., Спрятали в варежки колкие ЛА ….. Тихо стоят под высокой ГО ….. Елям тепло даже снежной ЗИ ….. (И. Пивоварова)
Травка ЗЕ …., Солнышко БЛЕ ….; Ласточка с ВЕ …. В сени к нам ЛЕ ….. С нею солнце краше И весна милей. Прощебечь с ДО …. Нам привет скорей Дам тебе я ЗЁ …., А ты песню С …., Что из стран ДА …. Принесла с собой. (А. Плещеев)
Где спит рыбка Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к НО …., След собачий – к КО ….. Белкин след ведет к ДУ …., Мышкин – к дырочке в ПО ….. Жаль, что в речке, на ВО …., Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? (И. Токмакова)
Мне грустно – я лежу БО …., Вот новый катер ЗА …., А в деревне – лошади. Папа мне купил тягач. Кран игрушечный и мяч. А в деревне - ЛО …. Мне грустно – я лежу БО …., Вот вертолетик ЖЕС ….. А в деревне - ЛО ….. А я в деревне летом был, Я лошадь серую КОР …., Она сухарь ЖЕ …., И головой КИ ….. (И. Токмакова)
4. Заучите скороговорки; правильно упражняйтесь в различной скорости произношения.
Топоры остры до поры, до поры остры топоры. На дворе трава, на траве дрова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|