Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения по изменению формы слова




КОРРЕКЦИОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ,

УПРАЖНЕНИЯ И СЦЕНКИ


  

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

  Речевые нарушения у детей и взрослых, возникающие по самым различным причинам, требуют специальной коррекционной работы по их устранению. Она, в свою очередь, невозможна без использования упражнений, дифференцированных в соответствии с задачами развития или исправления речи на различных этапах специального воздействия. В рамках коррекционной педагогики, в частности логопедии,  имеется значительное число пособий для практической работы. Прежде всего, в них преследуются цели преодоления тяжелых речевых расстройств, к которым у детей относятся грубые задержки речевого развития, алалии, неразборчивость речи (дизартрии). Гораздо менее учтены задачи устранения нарушений речи, выраженных негрубо, но в существенной мере  препятствующих возвращению к нормативной речи взрослых людей, перенесших инсульт или травму мозга, а также  осложняющих обучение и речевое общение детей. Эти негрубые затруднения в речи чаще всего связаны с тем, что после заболеваний, связанных с патологией головного мозга, долгое время стойко держатся расстройства протекания процессов нейродинамики: замедленность и неточность речевых актов, наличие дискоординаций между отдельными компонентами высказывания.

 К числу наиболее значимых нарушений протекания процессов нейродинамики относятся персеверации и антиципации.

Персеверации (от лат…..) - это застревания на каком-фрагменте действия, в т. ч. и речевого, неспособность плавно перейти к следующему фрагменту. В их основе лежит замедленность, инертность динамических процессов, протекающих в мозге. Антиципации (от лат. …..) – это, напротив, опережение, забегание вперед, переход к последующему фрагменту, минуя предыдущий. В основе лежит также слабость процессов нейродинамики, однако не инертность, а импульсивность их протекания.

В обоих случаях необходимо выработать правильную стратегию деятельности, способность отслеживать последовательность действий и контроль над объемом их выполнения. 

Персеверации более характерны для больных с «передними» поражениями мозга, в частности для больных с динамической и эфферентной моторной афазией, антиципации – для больных с сенсорной афазией. Персеверации «вписываются» в общую картину снижения речевой инициативы у больных с динамической афазией, вязкость их речемыслительной деятельности. Антиципации чаще возникают при «задних» очагах поражения, и, следовательно, при сенсорной, акустико-мнестической, амнестической афазиях. Они согласуются с тенденцией убыстрения темпа, множественностью вариантов поиска нужного звука, слова и фразы. Вместе с тем и при тех, и при других формах могут быть и те, и другие симптомы.

Персеверации и антиципации могут наблюдаться и при глубоких очагах поражения головного мозга. Особенно часто они встречаются у детей, т.к. именно «глубина» мозга (подкорковые и стволовые структуры) наиболее уязвимы к внутриутробным и родовым осложнениям.

В тех случаях, когда персеверации и антиципации выражены грубо, коррекционную работу по их устранению рекомендуется начинать с неречевых видов деятельности: воспроизведения разнообразных серий поз рук, пальцев; выполнения, сложносоставных бытовых, трудовых и других действий. Если же степень грубости этих симптомов не столь груба, то работа может проводиться преимущественно на текстовом материале.

В настоящем пособии предлагаются текстовые упражнения, которые подобраны в помощь специалистам, занимающимся восстановлением речи у взрослых больных, а также коррекцией ее у детей дошкольного и школьного возраста (преимущественно среднего и старшего школьного возраста). Большая часть упражнений будет полезна также и детям так называемой нормы. Последнее обусловлено тем, что среди детей, посещающих массовые дошкольные и школьные учреждения много таких, у которых речь развита недостаточно, как с точки зрения владения языковыми средствами, так и в произносительном отношении.

  В блоке I основное внимание уделяется суффиксам и окончаниям слов (преодоление персевераций), в упражнениях блока II акцент сделан на начало слова - приставки и правописание предлогов (преодоление антиципаций). Упражнения также могут быть рекомендованы для коррекции дислексии и дисграфии (нарушений письменной речи – чтения и письма), дизорфографии (особой категории стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил).

В блоке III представлены игры, упражнения и сценки для коррекции скандированности речи (например, при подкорковой дизартрии) и так называемой инфантильной детской речи (речи, свойственной ребёнку более раннего возраста).  

 Объем используемых на занятии заданий определяется в соответствии с состоянием больного, этапом заболевания.

Автором пособия продела огромная поисковая работа по выбору текстов, которые были бы эффективны в решении нелегкой задачи – устранения нарушений сложных форм речевой деятельности. Такая «ювелирная огранка» приобретенных речевых навыков предполагает в качестве одного из основных направлений коррекции преодоления тенденций к персеверациям и антиципациям, скандированности и инфантильности детской речи.

Пособие не имеет полных аналогов и поэтому будет не в высшей степени полезным всем, кто хочет вернуть речь взрослым, потерявшим ее, или помочь детям развить способность говорить красиво, содержательно и гладко. Предполагается также и активное участие родственников больных и родителей детей в процессе обучения. В связи с этим предлагаемые упражнения оформлены соответствующим образом.

Книга может быть востребована широким кругом заинтересованных лиц. Большого ей Пути!

                                          Т. Г. Визель

 

 Блок III настоящего пособия посвящен приемам арт-терапии. Необходимость их использования обусловлена тем, что традиционные коррекционные воздействия в ряде случаев оказываются малоэффективными или неэффективными вообще.

 В настоящее время, к сожалению, всё чаще и чаще можно встретить детей и взрослых со скандированным произнесением слов, указывающим на глубинные поражения структур головного мозга (преимущественно подкорковых), возникающих в период внутриутробного развития или после воздействия неблагоприятных факторов в постнатальном периоде.  К этому контингенту относятся также дети с инфантильной речью (свойственной ребёнку более раннего возраста), или же обусловленной неправильным типом воспитания (сюсюканьем, ярко выраженной опекой и ограничением в различных сферах жизнедеятельности детей). Специалистам приходится искать обходные пути коррекционно-педагогического процесса, и арт-терапия при данной патологии является прекрасным инструментом для гармонизации речевого оркестра детей и взрослых.

Перевоплощаясь,  человек раскрепощается, забывает о своих трудностях  и   с помощью правильно подобранного образа преодолевает проблемы. Например, при «рубленной», скандированной речи необходимо представить себя, гибкой, пластичной кошечкой или котом, и не только говорить, но и двигаться также плавно и пластично, как и кошка. При инфантильной речи можно обернуться могучим богатырём или витязем, стать серьёзным отцом семейства или полководцем! Но следует помнить, что полного перевоплощения  не достигается, если не  использовать соответствующие костюмы и другие предметы театрализованной деятельности. Желательно создать в кабинете пусть небольшой, но серьёзный коррекционный театр. Успехов Вам!

Н.А. Сорокина

 


Блок I

 

Упражнения по изменению формы слова

 (словоизменительные операции)*

РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ

1.  Вставьте пропущенные буквы и слова. Выполните морфемный разбор слов с пропущенными буквами.

 

Надо,   надо    УМЫ ……

По утрам  и  

А  нечистым   ТРУ …. –

Стыд  и  срам!

Стыд  и   срам!

Да  здравствует  мыло     ДУ ….,

И  полотенце   ПУ ….,

И  зубной     ПО ….,

И  густой   ГРЕ ….!

Давайте  же  мыться, ПЛЕ ….,

Купаться,    нырять, КУ ….,

В    ушате,    в  корыте,  в     ЛОХА …,

В  реке,  в    ручейке,    в   ОКЕ ….,

И  в    ванне,    и    в     БА ….,

Всегда    и    ….  -

Вечная слава    ....!

(К. Чуковский)

 

 

*) Примечание: Разные формулировки словосочетаний (контексты) предполагают переключение с одного из них на другой.  

2. Допишите шуточные двустишия в приведенных ниже предложениях.

 

В поле травы ХО ….,          Я  руки  в  воду     ОПУ ….

А  на  реке КАМЫ ….          И   их    в  воде ПРОПО ….

Возле  поля,    мимо     РЕЧ ….   Или  я  зажгу     СВЕ ….,

Шли  колючие Е ….                  Или    лампочку ВКЛЮ ….

(Г.Г. Граник)

3. Закончите строфы в стихотворениях.

 

Ели надели белые ША ….,

Спрятали  в  варежки  колкие ЛА …..

Тихо  стоят  под  высокой      ГО …..

Елям    тепло  даже  снежной     ЗИ …..

(И. Пивоварова)

 

Травка    ЗЕ ….,

Солнышко   БЛЕ ….;

Ласточка   с   ВЕ ….

В  сени  к  нам   ЛЕ …..

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь  с   ДО ….

Нам  привет  скорей

Дам  тебе  я   ЗЁ ….,

А  ты  песню   С ….,

Что  из    стран   ДА ….

Принесла  с  собой.                    (А. Плещеев)

 

 

 Где спит рыбка

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка,    рыбка,  где    ты  спишь?

Лисий  след  ведет    к   НО ….,

След    собачий    –    к     КО …..

Белкин  след  ведет  к   ДУ ….,

Мышкин  –  к  дырочке  в   ПО …..

Жаль,  что    в  речке,  на   ВО ….,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова)

 

 

Мне грустно – я лежу   БО ….,

Вот новый катер ЗА ….,

А в деревне – лошади.

Папа мне купил тягач.

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне - ЛО ….

Мне грустно – я лежу БО ….,

Вот вертолетик ЖЕС …..

А в деревне - ЛО …..

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую КОР ….,

Она сухарь ЖЕ ….,

И головой КИ …..                          (И. Токмакова)

 

4. Заучите скороговорки; правильно упражняйтесь в различной скорости произношения.

 

   Топоры  остры  до  поры,  до  поры  остры  топоры.

На  дворе  трава,  на  траве  дрова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...