Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сшит колпак, да не по-калпоковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковывать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.




                           Шаловливые  лягушки

Колотили  в  колотушки.

И  от  этих  колотушек

Близ  болота  у  зверушек

Разболелись  ушки.

Милости  прошу К  нашему  шалашу: Пирогов  накрошу И  откушать  приглашу.   Шесть  мышей  и  шесть  мышат Так  шумят  и  так  пищат, Шелестят  и  мельтешат, Словно  шестьдесят  мышат! У  Петрушки В  супчике  лаврушка, У  Лаврушки В  супчике  петрушка.   Сосать  сосульку – вот  беда! – Нам  строго  запрещается. Но  почему  она  тогда Сосулькой  называется?  

 

Игры на внимание к различиям в звуковом и морфемном составе слов*

 

РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ

5. Прочитайте и сравните парные слова.

 Конь  –  коньки

 Куль  –  кульки

 Боль  –  больно

 Ель  –  ельник

 День  –  деньки

 Уголь  –  угольки

 

* «Обыгрывание» вариантов словоформ будет препятствовать застреванию на какой-либо одной из них.

Пень  –  пеньки

Огонь  –  огоньки

Пыль  –  пыльно

Сталь  –  стальной

6. Выделенные слова выпишите парами.

Конь  бежит быстро.

Коньки надо точить.

 

Ветер  поднял   пыль.

На  улице  стало пыльно.

 

У  Вовы  зубная   боль.

Дима  упал  и   больно  ушибся.

 

Огонь  пугает  волков.

В  окнах  видны   огоньки.

 

Привезли куль опилок.

Рыбу положили в кульки.

 

Завод  выпускает   сталь.

Коля  купил   стальной  ножик.

 

Сегодня  морозный   день.

Настали  теплые   деньки.

 

Зайка  сел  под   ель.

Медведь  залез  в   ельник.

 

В  лесу  торчит   пень.

Дети  сели  на   пеньки.

 

Сталь  нужна  для  машин.

У  Вани   стальные  коньки.

 

Вася  первый   день  в  школе.

Кончились  летние   деньки.

 

7. Прочитайте и сравните парные слова.

Коль  –  колья Стул  –  стулья Семя  –  семья Лиса  –  лисья Осень  –  осенью Брат  -  братья Лист  –  листья Крыло  –  крылья Перо  –  перья Ночь  –  ночью Колос  –  колосья Дерево  –  деревья

8. Прочитайте словосочетания. Объясните написание выделенных слов.

Бабушка   носит  воду  с  реки.

Помоги,  Лида,    носить   воду.

 

Володя   лепит   зверей.

Гоша   любит    лепить   машины.

 

Родину   надо   любить.

Лена    любит   читать   о  родине.

 

Брат  пошел   на   почту.

Не  надо   брать  чужие  вещи.

 

Галя   ходит  в  детский  сад.

Скоро  Галя  будет   ходить  в  школу.

 

Люда   кормит  кур  и  гусей.

Кур  и  гусей  надо   кормить  овсом.

 

Наташа   ставит  цветы  на  окно.

Хорошо   ставить   цветы  под  дождь.

 

Боре  семь  лет.  Он   ходит  в  школу.

Ходить  в  школу  очень  близко.

 

Сима  мала.  Мама   водит ее  за  руку.

Гриша  любит   водить  коня  на реку.

 

Брат  обещал  мне   купить  коньки.

Он   купит  коньки,  как  получит  деньги.

 

Дедушка   возит  на  рынок  овощи.

Возить  удобно  –  рынок  близко.

 

Коля  ходит  к  врачу   лечить  зубы.

Коля  давно   лечит  зубы.

 

Вася  любит   пилить  и  строгать.

Он  хорошо   пилит  и  строгает.

 

Игорь   строит  домик  из  кубиков.

Папа  будет   строить   каменный  дом.

 

Часы  не  ходят,  их  надо   чинить.

Часовщик   чинит  наши  часы.

 

Дворник   возит  снег  с  улицы.

Митя  помогает  ему   возить.

 

Боря   сушит  валенки  у  печки.

Положи  дрова   сушить к  печке.

 

Лида   вытирает  пыль  с  цветов.

Дежурный  помогает   вытирать  доску.

 

Перед  едой  надо   мыть  руки.

Маленький  Саша  сам   моет  руки.

 

Мама  велела   вешать  пальто  в  шкаф.

Зина  всегда   вешает  пальто  в  шкаф.

 

Мы  будем   сажать  в  саду  яблони.

Паша  уже   сажает  яблони  и  груши.

9. Установите разницу в значении слов, которая вносится соответствующим суффиксом (устно); к каждому существительному допишите другое существительное с тем же суффиксом.

Образец: Паренек (муженек) – парнище (мужичище).

 

Друг- дружок - дружище.       Мальчик – мальчуган - мальчонка.       Малыш – малютка - мальчишка.    Бег – беганье – беготня - бегство. Писец – писатель – писака - писарь.   Гонец – гонщик - гонитель. Сеятель - сеяльщик.   Правитель - правщик.  Молодец - молодчик.

 

10. К следующим прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные и напишите словосочетания. Разберите каждое слово по составу.

 

Чудный – чудесный – чудной – чудаковатый – чудаческий. Невежливый  – невежественный. Тщетный –  тщательный. Искусный  – искусственный.  Дюжий –  дюжинный – недюжинный. Человеческий – человечный – человечий.  Кровный – кровавый – кровяной. Неприглядный – непроглядный. Мемуарный – мемориальный. Скрытный – скрытый. Неизмеримый – несоизмеримый.  Классный  –  классический.

11. Игра «За кем последнее слово?»

 Эта игра поможет выработать умение образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах. Один из участников игры (по жребию) называет какое-либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем.

Инструкция: Образуйте как можно больше слов с корнем …

Вот примеры однокоренных слов.

 

Слова с корнем вод (однокоренные со словом вода)

Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомер, водонапорный, водонепроницаемый, водоплавающие, водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водоспуск, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный,  заводь,  наводнять,  наводнение,  половодье.

 

 

Слова с корнем зем (земл)

Земля,  земелька,  землица,  земледелие, земледелец, землевладелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение,  землеустройство,  землечерпалка,  земляк, землячка,  земляника,  землянка,  земноводные, земство,  земснаряд, земотдел, безземелье,  заземление,  подземелье,  поземка, земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, безземельный, наземный, подземный,  приземистый, (Средиземноморье) Средиземное море, заземлять,  приземлиться.

 

12. Найдите корень (игра)

Цель игры – развить навык нахождения корней в родственных словах (то есть с одним и тем же корнем), в том числе в словах с корнями, в которых чередуются гласные и согласные.

Игра состоит из 12 больших игровых карточек, на каждой из которых написаны 6 слов с различными корнями, 72 бумажных фишек (кружков или квадратиков) и 287 маленьких карточек с написанными на них словами с теми же корнями, что и вы словах на больших карточках.

Участвуют в игре от 2-х до 12 человек. Большие карточки раздаются поровну всем играющим (часть этих карточек по договоренности может быть оставлена в запасе).

Ведущий вынимает из коробки маленькие карточки со словами и читает эти слова вслух.

Играющие накрывают фишками соответствующие родственные слова на больших карточках, произнося эти слова. Если играющий ошибся, он отдает карточку ведущему либо выбывает из игры (по условию). Ведущий накрывает слова на своих больших карточках карточками со словами. Выигрывает тот, кто первым накроет все слова на больших карточках.

Среди корней в игре есть и омонимичные корни. Например: нос в слове переносица и нос в слове поднос, которые одинаково пишутся и звучат.

Инструкция: Перед вами большие карточки, на которых написаны слова. В коробке (специалист указывает на коробку) – маленькие карточки с родственными к этим словам словами. Я буду называть слова на маленьких карточках, а вы – искать родственные им на своих и ставить фишки. Выигрывает тот, кто первым накроет все слова на больших карточках.

  Образец: Коснуться – касательная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...