Развитие пластической выразительности, умения снимать напряжение
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ (из книги Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников- М:Владос, 2001 г.).
«Мокрые котята». Цель: умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и встряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», «с головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса. «Штанга». Цель: попеременное напряжение и расслаблении мышц плечевого пояса и рук. Ход игры: Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
«Буратино и Пьеро». Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Ход игры: Дети двигаются хаотически по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время занять свободное пространство, по команде «Буратино» останавливаются в позе: -ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: - голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
«Насос и надувная кукла». Цель: умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»;
действовать с воображаемым предметом. Ход игры: Дети распределяются на пары. Один ребенок- надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; Второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса, наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с -с - с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем Куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш- ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: С!с!С!
«Снеговик». Цель: умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры: Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять».Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь. «Тюльпан». Цель: развивать пластику рук. Ход игры: Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу. Ладони вниз, средние пальцы соединены. 1. Утром тюльпан раскрывается - Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть Ладони, локти соединить. 2. На ночь закрываются - Соединяя ладони, опустить руки вниз. 3. Тюльпанное дерево - Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать
Руки над головой. 4. Раскрывает свои ветви - Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх. 5. И осенью листики опадают - Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами. «Змеи». Цель игры: Развивать чувство ритма, пластику рук. Ход игры: Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст: На охоту собираясь - На каждый слог плавным движением приблизить Стороны ладоней к плечам и обратно, как бы Отталкиваясь от плеча. Ползут змеи, извиваясь - На каждый слог то же движение, но поднимая Руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнения без текста на звуке «с- с- с». «Ползущие змеи». Цель игры: развивать гибкость, пластическую выразительность. Ход игры: Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться. Артикулировать звуки «с-с-с-с-с», «щ-щ-щ-щ-», «ч- ч–ч-ч».
«Пантеры». Цель: Та же. Ход игры: Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически с помощью звуков общаться между собой.
«Зернышко». Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Ход игры: Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками).В заданном ритме из зернышка пробивается расточек. Он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки. Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
Музыкально-пластические импровизации (Из книги Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников».)
РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
«Осенние листья». Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю. Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», музыка М. Глинки, вальс «Осенний сон»-музыка А.Джойса.
«Утро». Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром.. Музыкальное сопровождение: «Утро», музыка Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», музыка М.Мусоргского.
«Петя и волк». Храбро и весело шагает мальчик Петя; смешно переваливаясь ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело, опираясь на палку, ходит дедушка, сердито идет волк. Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли. Музыкальное сопровождение: отрывки из симфонической сказки «Петя и волк», музыка С.Прокофьева.
«В царстве золотой рыбки». В морском царстве «Золотой рыбки» покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб. Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), музыка К.Сен-Санса.
«В замке спящей красавицы». В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращены в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна, начинают двигаться и танцевать.
Музыкальное сопровождение: «Романс», музыка Д.Шостаковича.
«Снегурочка». Наступила весна. Все оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает. Музыкальное сопровождение: «Романс» Г.Свиридова (к к\ф «Метель»). «Танцующий огонь». Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры. Музыкальное сопровождение: «Время, вперед!» из одноименной сюиты Г.Свиридова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|