Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культуры в поздний период Чосон




1. Возникновение и развитие движения «за реальные науки» (сирхак) в XVII – первой половине XVIII вв.

 

1) Возникновение идеологии сирхак в Сеуле в начале XVII в.

 

Корейское неоконфуцианство, достигшее расцвета с появлением Ли Хвана и Ли И, превратило Корею в культурное и высоконравственное государство, но в результате японского вторжения года имджин (1592 г.) страна оказалась перед лицом тяжелых испытаний. Само неоконфуцианство утратило присущие ему внутренние силы и, превратившись в инструмент ревизии прошлого, стало весьма ограниченным в вопросах преодоления внутренних и внешних кризисов. Наступившие в результате так называемого «малого ледникового периода» голод и болезни, ухудшение положения крестьянства в рамках действующей системы поборов, обострение конфликтов между «дружественными партиями» пундан, рост купечества в свете развития внешней торговли, а также проникновение из минского Китая учения Ван Яньмина, католицизма и древней китайской словесности вызвали в среде корейского ученого сословия отрицательное отношение к неоконфуцианству. Они осознали, что неоконфуцианство неспособно адекватно реагировать на новые общественные перемены, и потому необходимо заменить его более реалистичной идеологией, проникнутой реформаторскими тенденциями, и одновременно возрастал интерес к специальным техническим знаниям.

Наиболее значительные перемены наблюдались в литературе. Еще до японского вторжения началось распространение в Корее танских стихов и древней китайской словесности (комунса), появились бродячие артисты (киин), прямо отрицавшие идеи неоконфуцианства. Лим Дже (псевд. Пэкхо), живший в правление ванов Мёнджона и Сонджо, выступал против неоконфуцианства в литературе, а Ли Джихам (Тходжон), занимавшийся торговой деятельностью, – в своих путевых записках. Ученик Ли И Чон Ёрип выступал даже против наследственной монархии и мечтал о государственном перевороте, но был казнен. В народе были распространены книги пророчеств типа «Чонгамнок» («Записи о положении в государстве»), в которых говорилось о скором конце света, в среде ученого сословия возрастало внимание к книге «Чжоу-и» («Чжоуская книга перемен»), проникнутой философией перемен, и к учению о самосовершенствовании (танхак), а в экзаменационных сочинениях часто цитировались Лао-цзы, Чжуан-цзы и буддийские сутры, что вызывало немало споров в правительственных кругах.

В правление Кванхэгуна группировка «северян» (пугин), состоявшая из учеников Со Гёндока и Чо Сика, пришла к власти не только из-за того, что они имели массу заслуг в антияпонской войне, но и потому, что выступали против традиционного неоконфуцианства. В это время в Сеуле началось движение за сохранение исконного духа неоконфуцианства, которое сформировало новое течение путем примирения различных оппозиционных группировок. Несколько десятков ученых и гражданских чиновников, называвших себя «Чхимнюдэ хакса» («Ученые башни Чхимнюдэ»)[1], путем взаимного обмена идеями сформулировали новое направление в науке, соединявшее в себе литературу и конфуцианскую классическую философию, и выдвинули проект реформ. В их число входили Ли Сугван, Чхве Мёнгиль, Чан Ю, Ю Монъин, Хо Гюн, Син Хым, Ли Сик, Ли Джонгу, Хан Бэккём и др. Они были весьма компетентны в литературе, особенно в области танской поэзии и древней литературы (периодов Цин и Хань), а из конфуцианских классических произведений придавали большое значение «Шестикнижию» («Шицзин», «Шуцзин», «Ицзин», «Лецзи», «Чуньцю» и «Чжоули»), произведениям чеджа пэкка (сочинениям китайских мудрецов VII-IV вв. до н.э.), даосизму и идеям Ван Яньмина, а также сон -буддизму.

Они полагали, что прежнее неоконфуцианство пренебрежительно относилось к проблемам самоусовершенствования (суги), придавая значение почти исключительно вопросам управления людьми, что не возымело политического эффекта, и считали, что, только усиливая стремление к самосовершенствованию и достигнув на этой основе бóльших успехов в воспитании ученых, можно переходить к делу управления людьми. Они верили, что в вопросе самосовершенствования положительные элементы можно найти и в так называемых «чуждых идеях» (идан), таких как философия Ван Янмина, даосские идеи (танхак) и сон -буддизм. Они рассматривали «чуждые идеи» как несовершенные в научном отношении, но как религии, способствующие воспитанию чувств, они, по их мнению, содержали ряд позитивных черт.

Сеульские ученые начала XVII в., опираясь на конфуцианские концепции, изложенные в «Шестикнижии», и используя «чуждые идеи», утвердили реалистическое конфуцианство, сутью которого было самосовершенствование людей и управление ими, и назвали его «сирхак» – «реальные науки». Первым, кто теоретизировал сирхак, был Ли Сугван (1563-1629 гг.)[2], автор труда «Чибон юсоль» («Избранные высказывания Чибона», 1614 г.), где он широко представил культурные традиции Китая и Кореи, подчеркивая, что Корея того времени являлась передовой культурной страной, наравне с Китаем. Национальная культура, которой он гордился, включала не только конфуцианские традиции, но и экономику, социальные институты, религию, науку и технику. Они стремились расширить кругозор людей, показывая, что кроме конфуцианской цивилизации существуют и другие – мусульманская, буддийская, европейская (христианская). С этой точки зрения «Чибон юсоль» можно считать замечательным произведением, которое уже в начале XVII в. предвосхитило идеи попко чхансин («сохраняя старое, творить новое»), появившиеся в XIX в. В начале правления вана Инджо Ли Сугван подал петицию из 12 статей, в которой предлагал различные проекты реформ.

Хан Бэккём[3], близкий друг Ли Сугвана, тоже не был пленником комментариев Чжу Си; он самостоятельно толковал «Шестикнижие» с поразительной свежестью взглядов, а его сочинение «Тонгук чириджи» («Географическое описание Восточного государства») положило начало изучению исторической географии в Корее.

Позднее Ю Монъин, казненный в начале правления вана Инджо по обвинению в участии в заговоре с целью восстановления власти свергнутого Кванхэгуна, пропагандировал идеи развития серебряных рудников, введения денежного обращения, строительства кораблей, четырехколесных повозок, использования кирпичей, учреждения нопхо (придорожных трактиров, совмещавших функции гостиниц и магазинов), то есть настаивал на развитии рыночной экономики, посредством которой стремился реализовать идею создания богатого государства с процветающим населением. Его идеи получили широкое распространение среди ученых того времени, и впоследствии оформились в теорию пукхак («учиться у Севера», т.е. у Китая). То, что Хо Гюн, известный как автор «Хон Гильдон джон» («Повести о Хон Гильдоне»), пропагандировал идеи революции богатых людей (хомин хёнмён), было отражением атмосферы всеобщей жажды реформ, характерной для периода после японского вторжения.

 

2) Развитие сирхак во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

 

Античжусианское движение периода правления вана Сонджо и Кванхэгуна в результате переворота, приведшего к власти вана Инджо, уступило место неоконфуцианству, которое снова приобрело вес, а после двукратного нашествия маньчжур и с ростом антиманьчжурских (антицинских) настроений отношение к сеульскому антиконфуцианскому ревизионистскому течению ухудшилось, и чжусианство снова стало главной идеологией ученых кругов. Чжусианская формула тэый мёнбуннон («великий принцип и долг»), сформулированная вследствие антицзинских настроений в государстве Южная Сун, стала призывом для находящихся у власти в Корее «западников» (соин), стремившихся к укреплению независимости под лозунгом «Северного похода» (Пукполь) и внесла большой вклад в дело сплочения корейского народа, понесшего тяжелые потери в результате маньчжурских нашествий. Во второй половине XVII – первой половине XVIII вв., когда у власти находились «западники»- норон, неоконфуцианство Чжу Си приобрело огромную силу, а критиковавшие его ученые обвинялись как идейные мятежники.

Однако даже в обстановке господства чжусианства после маньчжурских нашествий, «южане» (намин) столичного района (жившие в пределах 100 ли от Сеула), потерпевшие поражение в борьбе с правящими «западниками», упорно отстаивали и развивали идеи сирхаккистов начального периода и сформировали оппозиционное идейное течение, критиковавшее политику сеульских «западников» с позиций провинциальных (букв.: «деревенских») ученых. Выходец из Ёнчхона провинции Кёнги Хо Мок и Лю Хёнвон (1622-1673 гг.), который покинул столицу и поселился в Пуане провинции Чолла, где вел оппозиционную деятельность, равно как и находившийся под их влиянием Ли Ик (выходец из Ансана провинции Кёнги, 1682-1764 гг.), были выдающимися деятелями сирхак второй половины XVII – первой половине XVIII вв.

«Южане» столичного района по большей части были потомками «северян» (пугин), которые заняли критическую позицию по отношению к чжусианству после японского нашествия. Они полагали, что движение правящей группировки за «Северный поход» и развитие торговли в Сеуле, а также пришедшая в упадок чжусианская идея мёнбун («долга») используются как средство сохранения политической власти и для борьбы против других клик, и все это оказывает крайне отрицательное влияние на экономику и порядок в деревне. «Южане» подняли на более высокий уровень движение своих предшественников- сирхаккистов за изучение древней литературы и основали новую дисциплину кохак – «древние науки», в центре которой стояло изучение «Шестикнижия». Таким образом, при толковании классических книг они не находились в зависимости от Чжу Си, активно изучали произведения чеджа пэкка (древнекитайских мудрецов) и сформировали либеральное течение, которое использует так называемые «чуждые идеи». Хотя в этом отношении они были похожи на сирхаккистов начала XVII в. – Ли Сугвана, Хан Бэккёма и др., их отличало то, что главное внимание «южан» было сосредоточено не столько на Сеуле, сколько на деревенской провинции.

Таким образом, сирхаккисты -«южане» отрицательно относились к социально-экономическим переменам и борьбе враждующих группировок, происходившей в XVII в., и стремились к построению идеального общества, подобно трем древним китайским государствам (Ся, Инь, Чжоу), где священные государи осуществляли политические реформы. Они верили, что и в Корее в древнейшую эпоху существовало такое же идеальное общество. Внимание сирхаккистов к миру древней науки, изложенному в шести классических книгах, не ограничивалось простым академическим интересом; они воспринимали его как модель реформ, которые должны быть осуществлены на земле.

Внук Лим Дже Хо Мок в своем сочинении «Кион» («Записи сказанного») утверждал, что, для того чтобы предотвратить негативные последствия политики правящих клик («северный поход» и пр.), необходимо усилить роль монарха и шести палат (чо), проводить политику поощрения крестьян, запретить ограбление чиновниками частных купцов, смягчить налоговое бремя, отменить подворное обложение холстом, запретить дискриминацию в отношении незаконнорожденных (сооль) и пр. Он также обращал внимание на то, что необходимо создать условия для полного самообеспечения деревень и перестать преследовать оппозиционно настроенных провинциальных ученых.

Лю Хёнвон, сын Лю Хыма, погибшего при попытке реставрации власти Кванхэгуна, в своем сочинении «Панге сурок» («Записки Панге», 1670 г.) утверждал, что для успокоения крестьянства необходимо осуществить перераспределение земельной собственности путем восстановления государственной собственности на землю (конджон) и надельной системы (кваджон). В отличие от надельной системы начального периода Чосон, он предлагал перераспределить земельную собственность так, чтобы ее получили все с соответствующими различиям: ученые, крестьяне, ремесленники и торговцы; то есть он настаивал на превращении всех подданных государства в земледельцев. Вместо прежней системы измерения земельных площадей по урожайности (кёльбубоп) он предлагал перейти к измерению ее по фактической площади (кёнмубоп), а размер трудовых повинностей, налагаемых на население по дворам, определять исходя из общей земельной площади. Таким образом, считал Лю Хёнвон, можно добиться и благополучия народа, и укрепить государственные финансы, а само государство, опираясь на крестьян-собственников, может создать систему обороны, при которой крестьяне были бы одновременно военнообязанными солдатами. Также он предлагал создать такую систему образования, которая охватывала бы на равных как ученых, так и крестьян. Кроме того, Лю Хёнвон отмечал противоречия, кроющиеся в системе деления янбанов на клики (мунболь), в экзаменационной и крепостнической системах.

Идею реформ Лю Хёнвона развил и сделал более реалистичной его родственник (брат) Ли Ик, живший в правление ванов Сукчона и Ёнджо и чрезвычайно любивший его. Ли Ик родился в семье «южан», которые прежде принадлежали к «северянам»; как и его старший брат, он пал жертвой борьбы клик, покинул службу и, поселивший в деревне Чхомсонджон уезда Кванджу (совр. район Ансана провинции Кёнги), всю оставшуюся жизнь посвятил ученым занятиям и воспитал многочисленных учеников. Он создал множество произведений, включая «Сонхо сасоль» («Разные высказывания Сонхо») и основал собственную школу (Сонхо хакпха).

Хотя идеи Ли Ика в основном опирались на древнюю науку и «Шестикнижие», круг его научных интересов был обширен, и он изучал также конфуцианство эпох Хань и Тан, католицизм и народные верования и обычаи. Его сочинение «Сонхо сасоль» состояло из пяти частей: «Чхонджи» («Небо и земля»), «Манмуль» («Природа и все сущее»), «Инса» («Человек и его дела»), «Кёнса» («Классические сочинения и истории»), «Симун» («Литература»), где в энциклопедической форме критически излагались сведения о культуре Кореи и Китая. Раздел «Инса» трактовал социальные проблемы, касающиеся политики, экономики, семьи и пр. Это произведение вместе с другим сочинением Ли Ика «Квагурок» («Записи презренного») в весьма обобщенной форме демонстрирует его реформаторские идеи.

Основное внимание Ли Ик уделял вопросу о переустройстве деревни. В качестве способа благоустройства крестьянского хозяйства он предлагал обеспечить каждую семью (двор) постоянным земельным наделом, а на остальную землю разрешить куплю-продажу, чтобы постепенно добиться равномерного ее распределения. Также он предлагал принять меры по отмене ростовщичества, наносящего огромный вред крестьянскому хозяйству, усовершенствовать денежную систему и систему возвратного зерна (хвангок). Он называл крепостную систему ноби, систему государственных экзаменов, янбанские клики, роскошь и суеверия (кигё), монашество и лень «шестью золами, как моль, поедающими государство». В конечном счете, это было прямой критикой столичной культуры и порядков.

Далее, Ли Ик рассматривал «дружественные партии» (клики, пундан) как результат борьбы ученых за собственные меркантильные интересы, и для того, чтобы преодолеть это, предлагал, чтобы и ученые занимались земледелием, которое поможет им постигнуть смысл жизни. Кроме того, он советовал увеличить период между государственными экзаменами с 3 до 5 лет, чтобы уменьшить количество претендентов на чиновные должности, и начать практиковать систему назначения, которая позволит привлекать на чиновные должности посторонних людей, не связанных с экзаменами, отменить право чиновников палат Иджо (Палата чинов) и Пёнджо (Военная палата) назначать себе преемников (нанчхонгвон) и другие способы протекционизма, а также восстановить дух «Чжоу-ли», усилить власть монарха и высших сановников и учредить личную гвардию государя (чхинбён). Проводившаяся при ванах Ёнджо и Чонджо «политика беспристрастия» (тханпхёнчхэк) и усиление власти монарха стали отражением этих идей Ли Ика.

Ли Ик полагал, что, хотя политика «дружественных партий» и международные отношения должны основываться на законах нравственности, он осознавал, что в реальности они подчинены логике «поедания слабого сильным» (ягюк кансик), и беспокоился о том, что развитие товарных отношений приводит к разорению сельского хозяйства.

Идеи Ли Ика о реформировании крестьянского хозяйства впоследствии оказали большое влияние на Чон Ягёна, но последний отличался от Ли Ика в восприятии идей «северян».

 

2. Возникновение движения за «учение у Севера» (пукхак) во второй половине XVIII в.

 

Обстановка в Сеуле в период второй половины XVII – первой половины XVIII вв. (после маньчжурских вторжений) характеризовалась главным образом движением за «поход на Север» (пукполь), продиктованным идеями преклонения перед династией Мин и борьбы против династии Цин. Его поддерживали и последователи чжусианского неоконфуцианства, и сторонники теории тождества Кореи и Китая (Чосон-Чунхваджуи), считавшие Корею единственной наследницей китайской культуры. Но эта теория не пропагандировала возвышение минского государства, а была проявлением идеи самостоятельности Кореи, которая последовательно не признавала государство агрессивной династии Цин как нравственное и стремилась утвердить культурное превосходство Кореи[4]. Те же цели преследовало установление в 35 году правления вана Сукчона (1705 г.) внутри дворца Чхандоккун благодарственного памятника (Тэбодан, установлен в честь династии Мин. – Прим. пер.), возведение в 1703 г. по завещанию Сон Сирёля, главы партии норон, храма Мандонмё в провинции Чхунчхон, где совершались жертвоприношения в память минских императоров Син-цзуна и И-цзуна, и составление в правление ванов Чонджо и Сунджо сочинения «Чонджу хвипхён» («Сборник в честь Чжоу», т.е. Китая. – Прим. пер.), в котором излагались цели движения по почитанию династии Мин и отрицанию Цин после японского и маньчжурского вторжений.

Однако с середины XVIII в. среди части норонов, игравших главную роль в ученых кругах Сеула, возникло новое течение, которое, несмотря на продолжение линии неоконфуцианства, стремилось эффективно реагировать на перемены эпохи. В этом течении таилось стремление учиться у цинского Китая, поэтому оно называлось пукхак – «учение у Севера». Это время было периодом культурного подъема династии Цин в правление Кан-си (1662-1722 гг.) и Цянь-луня (1763-1795 гг.), когда были систематизированы все предшествующие культурные достижения Китая, развивалась промышленность и заимствовались элементы западной научно-технической цивилизации. Однако чжурчжэней, основателей государства Цин, по-прежнему презирали в Корее, и в этой обстановке движение пукхак заняло своеобразную позицию, стремясь заимствовать от Китая культуру, промышленность и технические достижения. Типичными представителями течения пукхак были Хон Дэён, Пак Чивон, Пак Чега, Ли Донму и др.

Однако школа пукхак уделяла внимание не только цинской культуре. Для норонов новым стимулом стали и изменения в облике Сеула, превратившегося во второй половине XVII в. в торговый центр, и «политика беспристрастия» тханпхёнчхэк, проводимая при ванах Чонджо и Ёнджо. Деятели пукхак активно использовали и идеи компромисса, пропагандировавшиеся в начале XVII в. «учеными башни Чхимню» (ранними сирхаккистами), и дисциплину «древние науки» (кохак), созданную столичными «южанами»-оппозиционерами во второй половине XVII в., а также подчеркивали необходимость уделять больше внимания решению проблем сельского хозяйства. Часть сеульских норонов положительно восприняла идею развития торговли и ремесел и считала важным эффективно использовать в сельском хозяйстве достижения цинского Китая, что позволит создать сильное богатое государство, и таким образом превратились в сторонников «учения у Севера».

Философскую основу школы пукхак составляло учение о тождестве сущности человека и природы (инмульсон тоннон). Эта теория повышала внимание к окружающему миру и символически выражала стремление к активному использованию природы на пользу человеку. Автором идей пукхак был ученый первой половины XVIII в. Ю Сувон (1694-1755), родившийся в семье сеульских соронов. Он написал труд «Усо» («Книга о далеком», 1729-1737), где привел сравнительное описание Китая и Кореи; описывая их политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь, он выдвинул проект систематических реформ.

Среди этих реформ особое внимание обращает на себя проект изменения путем развития торговли и ремесел экономической структуры страны, основанной на сельском хозяйстве, для чего предлагал приучить к земледелию, ремеслу или торговле янбанов, которые жили за счет крестьян и собирались в различные клики. Он настаивал на том, чтобы объявить учение, земледелие, ремесло и торговлю равноценными занятиями и превратить в специальности. В области сельского хозяйства он, вместо бессмысленных земельных реформ, предлагал поднять производительность за счет внедрения в него торговли и технических нововведений, а в области торговли – расширить ее масштабы путем объединения купцов и найма работников для увеличения производства и сбыта. Он предлагал, чтобы крупные купцы участвовали в строительстве школ, мостов и оборонительных сооружений и тем самым вносили свой вклад в развитие местного общества, а для предотвращения расточительства в использовании материалов и искусственного завышения цен государство должно осуществлять контроль над ними.

Главой группировки норонов школы пукхак был Хон Дэён (псевд. Тамхон, 1731-1783 гг.), родившийся в Чхонане (совр. провинция Южная Чхунчхон). В 1765 г. он посетил цинский Китай и обобщил полученные знания и впечатления в книгах «Имха кённюн» («Законы мира»), «Ыйсан мундап» («Диалоги Ыйсана»), «Ёнги» («Жэхэские записи») и др., которые вошли в собрание его сочинений «Тамхонсо» («Сочинения Тамхона»). В труде «Имха кённюн» он настойчиво отстаивал идею того, что ученые должны не тунеядствовать, а быть заняты в производственной деятельности, и предлагал взрослым мужчинам раздавать по два кёль земли для обработки, и предлагал основывать военную систему страны на том, чтобы крестьяне были одновременно военнообязанными солдатами («тождество крестьян и солдат»). Построив повествование в форме диалога между достойным и никчемным человеком, Хон Дэён подверг критике многие установившиеся понятия и высказал ряд глубоких идей: он первым из ученых Востока высказал предположение о вращении земного шара, о том, что человек ничем не отличается от остального животного мира, и о возможности существования людей и на других звездах во вселенной. Он также возражал против мнения ученых, считавших Китай центром мира, и говорил, что если бы Конфуций родился не в Китае, он написал бы «Чуньцю» на основе истории своей родины. Хон Дэён настаивал на необходимости технического обновления страны, выступал за прекращение борьбы за власть между кликами и считал, что неоконфуцианство мешает созданию сильного процветающего государства.

Пак Чивон (1737-1805 гг.) родился в Сеуле в семье норона, принадлежавшего к правящей группировке пёкпха, позднее переселившегося в Ёнам уезда Кимчхон провинции Хванхэ. Его идеи были похожи на идеи Хон Дэёна, но Пак Чивон считал, что основу реформ должно составить самосовершенствование ученых. В юные годы он написал повесть «Янбанджон» («Повесть о янбане»), где показал всю пустоту янбанского общества, а после посещения государства Цин – книгу «Ёльха ильги» («Жэхэский дневник», 1780 г.), в которой познакомил читателя с жизненными реалиями цинского Китая и высказал свои собственные суждения об обществе, культуре и истории Кореи. Ему также принадлежат сочинения «Кваном сочхо» («Очерки о сельском хозяйстве») и «Ханмин мёнджоный» («Идеи об ограничении земельной собственности»).

В отличие от сирхаккистов -«южан», которые в своих проектах реформ обращали основное внимание на распределение земель, Пак Чивон, хотя и считал необходимым ограничение земельной собственности, больше внимания уделял вопросам повышения производительности сельского хозяйства путем изменения методов его ведения, поощрения торгового земледелия, улучшения сельскохозяйственных орудий труда, строительства новых ирригационных сооружений и пр. Наиболее важным он считал подъем торговли и ремесел, применение более совершенных средств сообщения – четырехколесных телег и кораблей, развитие денежного обращения и особенно прекращение междоусобной борьбы янбанов, оказывающей вредное влияние на экономическое развитие страны.

Пак Чега (1750-1815 гг.), незаконнорожденный сын чиновника ванской канцелярии Пак Пхёна, после поездки в цинский Китай в 1778 г. написал книгу «пукхак ый» («Идеи об учении у Севера»), в которой пропагандировал необходимость развития торговли и промышленности, в том числе внешней торговли с Цин, уничтожения сословной дискриминации, использования удобных транспортных средств (кораблей и вместительных телег), а также производства и применения кирпичей. Эти реформаторские идеи «северян», несомненно, нашли отражение в политике вана Чонджо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...