Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые тенденции в литературе и искусстве




 

1) Изменения в литературе

 

Хотя и в поздний период Чосон литература на китайском языке составляла главное направление в литературе правящего класса (садэбу), эта тенденция постепенно менялась. В XVII в. с появлением «реальных наук» (сирхак), возвышавших шесть классических книг и древнюю литературу (комун), неоконфуцианская идея о том, что литература должна воплощать мораль, и что должно существовать единство между идеями и литературой (томун ильчхи), стала отступать, и все большее распространение стала получать поэзия танской эпохи и древняя литература комун циньского и ханьского периодов, в которой огромное значение придавалось естественным чувствам человека (чхонги). К числу последователей этих идей принадлежали четыре великих литератора начала XVII в. – Ли Джонгу, Син Хым, Чан Ю и Ли Сик – и другие ученые из группировки «Чхимнюдэ хакса». Во второй половине XVII в. эти тенденции продолжили сирхаккисты -«южане» и ученые группировки сорон; а появление в тот период сочинения Хон Манджона «Сохва сипхён» («Оценка поэзии малого Китая»), где систематически излагалась история корейской поэзии, обязано продолжавшейся традиции древней литературы комун.

Смелым вызовом идеям неоконфуцианской литературы в начале XVII в. стало выступление Хо Гюна, представителя группировки «Чхимнюдэ хакса», который, придавая большое значение идее чхонги (естественных чувств людей) в литературе, не мог не осуждать литературную теорию неоконфуцианства, в основе которой лежала догма (исон). Именно его взгляды на литературу стали причиной создания им повести «Хон Гильдон джон» («Повесть о Хон Гильдоне»), написанной на корейском языке; то, что героем повести он сделал даосского волшебника Хон Гильдона, а также подверг критике прогнившую систему, при которой несправедливо страдали незаконнорожденные дети (сооль), проистекало из распространенных в то время даосских идей о самосовершенствовании.

Героями сочинений неизвестных авторов «Чон Учхи джон» («Повесть о Чон Учхи»), «Юн Гунпхён джон» («Повесть о Юн Гунпхёне»), «Квак Чэу джон» («Повесть о Квак Чэу») и др., подобно «Повести о Хон Гильдоне», были даосские волшебники. Сочинения аристократа Ким Манджуна «Сасси намджонги» («Путешествие госпожи Са по югу») и «Куунму» («Облачный сон девяти»), написанные на корейском языке в конце XVII в. в период правления вана Сукчона, несомненно, были созданы под влиянием предшествующей эпохи.

Новые тенденции в литературе XVII в. оказали огромное воздействие на сеульских деятелей из числа норонов, находившихся под влиянием литературных идей чжусианского неоконфуцианства периода после маньчжурских нашествий, а с середины XVIII в. они инициировали перемены в литературе. Братья Ким Чханхёп и Ким Чханхып и их единомышленники пропагандировали литературную теорию, возвышавшую естественные (чхонги) и истинные чувства (чинги), а Пак Чивон, Хон Дэён и другие члены группировки пукхак придали этим идеям дальнейшее развитие и создали литературу новой формации (синчхемун). Для того, чтобы выразить чувства корейцев, стихийно возникавшие в природных условиях Кореи, они стали повсеместно употреблять язык простого народа. Типичными произведениями литературы новой формации были «Ёльха ильги» («Жэхэский дневник») Пак Чивона и «Ыйсан мундап» («Диалоги Ыйсана») Хон Дэёна. Однако ван Инджо счел, что литература новой формации утратил свою сущность и противоречит его политической линии, и предпринял так называемое «исправление стиля» (мунчхе панджон), которое имело целью направить литературу на путь единства идей и литературы (томун ильчхи).

В главах «Хо Сэн джон» («Повесть о Хо Сэне») и «Ходжиль» («Брань тигра») «Жэхэского дневника» Пак Чивона, а также в повестях «Янбан джон» («Повесть о янбане»), «Мин Он джон» («Повесть о Мин Оне») и др., вошедших в сборник «Пангёнгак веджон» («Разные повести беседки Пангёнгак»), разоблачалось лицемерие янбанов, которые придерживались пустых идей о необходимости «похода на Север» (пукполь) и веры в то, что Корея является истинным Китаем (хваи сасан).

Во второй половине XVIII в., в связи с накоплением богатств представителями среднего класса чунин и незаконнорожденных сооль и их стремлением к повышению своего социального (сословного) статуса, происходило зарождение литературы среднего класса – так называемой литературы «толпы» (виханъин), что стало характерной чертой развития культуры позднего периода Чосон. Вместе с «южанами» и деятелями пукхак они впервые стали создавать произведения в жанре комун (древняя литература) и синчхемун (литература новой формации) наравне с литературой правящего класса. А с XIX в., с повышением сословного статуса чунин и сооль, они стали создавать и издавать исторические труды (сасо), прослеживающие исторические корни среднего класса и простонародья, равно как и многочисленные биографии знаменитых людей Кореи. Составленное в правление вана Чхольчона сочинение «Кюса» («История подсолнуха», 1859 г.) было посвящено истории сословия незаконнорожденных (сооль), а написанная Ли Джинхыном в правление вана Хонджона книга «Ёнджо квигам» («Описание мелкого чиновничества», 1846 г.) – истории мелкого чиновничества хянни. Книги «Хосан веги» («Записки Хосана», 1844 г.) Чо Хирёна, «Ихян кёнмуннок» («Записки о провинциальных деревнях», 1862 г.) Ю Джэгона и «Хиджо ильса» («Истории минувшего», 1866 г.) Ли Гёнмина представляли собой сборники биографий замечательных людей, которые не смогли продвинуться по службе из-за низкого сословного происхождения.

Люди низкого происхождения вели уединенную жизнь в храмах на г. Инвансан, в районах Самчхондон, Чхонгечхон, Квангё и др., где сформировали ряд поэтических объединений и путем литературной деятельности подняли свой авторитет на высокий уровень. Они издавали стихотворные сборники поэтов прошлого. Поэты времен вана Ёнджо Ким Чхонтхэк и Ким Суджан, незаконнорожденные по происхождению, собрали произведения старинной корейской поэзии сиджо и каса и издали их в сборниках «Чхонгу ёнъон» («Неувядающие слова страны вечнозеленых гор», 1728 г.) и «Хэдон каё» («Поэзия Восточного государства», 1763 г.). Из числа других поэтических сборников, составленных людьми низших сословий, можно отметить «Хэдон юджу» («Жемчужины Восточного государства», 1712 г.) Хон Сетхэ, «Содэ пхунъё» («Бродячие напевы светлого поколения», 1737 г.) Ко Сиона, его же «Пхунъё соксон» («Продолжение сборника бродячих напевов», 1797 г.) и др.

Одной из особенностей позднего периода Чосон было хождение по стране всевозможных неприличных (ядам) и озорных рассказов (чапки). В начале XVII в. был опубликован ряд сборников произведений членов группы ученых «Чхимнюдэ хакса», в том числе «Осанджип» («Собрание сочинений Осана») Чха Чхолло, «Оу ядам» («Еретические рассказы») Ю Монъина и др., и множество сборников рассказов в жанре ядам и чапки. В середине XVII в. было издано полное собрание «неофициальных историй» (яса) и рассказов ядам (всего 57 произведений) под общим названием «Тэдон ясын» («Дикие истории Восточного государства»). Во времена вана Сонджо был подготовлен комментированный перевод сборника китайских рассказов «Тайпин гуанцзи» (кор. «Тхэпхён кванги» – «Обширные записи великого спокойствия»), что способствовало развитию жанра рассказа в корейской литературе. Сборники повествований в жанре ядам и сольхва («болтовня») представляли собой не систематическое изложение идей, а собрание разнообразных рассказов, отражающих взгляды простых людей на жизнь и окружающий мир, поэтому они служили прекрасным материалом для понимания культуры народных низов.

Кроме того, с XVIII в. широкое распространение получили повести на корейском языке, стихийно сочиняемые народом. «Чанхва хоннёнджон» («Повесть о фазане»), «Кхончви пхатчвиджон» («Повесть о мышонке, который ел соевые бобы, и мышонке, который ел фасоль»), «Симчхонджон» («Повесть о Симчхон»), «Хынбуджон» («Хынбу [и Нольбу]»), «Оннумон» («Сон в нефритовом тереме»), «Сукхянджон» («Повесть о Сукхян»), «Чхунхянджон» («Повесть о Чхунхян») и др. проповедовали любовь и добро и осуждали зло. Немало было и рассказов о войнах, таких как «Имджиннок» («Записи об Имджинской войне») и «Им Гёноп джон» («Повесть об Им Гёнопе»). Но наибольшую народную любовь снискала «Повесть о Чхунхян», поскольку в ней затрагивались одновременно вопросы любви и социальных отношений, а также проблема общечеловеческих ценностей и долге, который обязаны исполнять как янбаны, так и простые люди.

 

2) Новые тенденции в искусстве

 

В соответствии с новыми тенденциями перемен во всех сферах культуры позднего периода Чосон и в области искусства, особенно в живописи, архитектуре, каллиграфии появились новые направления.

В области живописи картины Ли Джона, занимавшего центральное место среди придворных художников в период правления вана Инджо в середине XVII в., дали новый толчок развитию корейской живописи тем, что, несмотря на изящество письма, они выходили за рамки сложившегося стандарта, отличались свободной манерой и смелостью стиля в изображении людей и природы. Находясь под влиянием «чуждых» идей начала XVII в., он и в живописи исповедовал нетрадиционные идеи (кор. «хвадан-ый идан» – «ересь в живописи») и изображал в основном святых и духов, подобных буддийскому Дхарме. Также на его творчество оказали влияние тенденции в живописи, пришедшие из провинции Чжэцзян минского Китая. В конце XVII в., с проникновением в Корею течения Наньцзунхва («Живопись Южной школы») в начале периода Цин, Ли Джон попал под его влияние. Поэтому эта школа, созданная жителям Южного Китая, проникнутыми антицинскими настроениями, обладала призывной силой для сеульских деятелей культуры, увлеченных идеями «похода на Север» против империи Цин. Но в правление ванов Ёнджо и Чонджо в XVIII в. возникла новая тенденция к адаптации живописи Наньцзунхва в соответствии с традиционными корейскими представлениями, что привело к формированию нового течения в корейской живописи – чингён сансу («истинная природа»). Влияние этого течения особенно усилилось после японского и маньчжурского нашествий, когда необходимость поездок представителей правящего класса по стране, составление памятных записей ыйгве [13] по поводу проведения государственных церемониальных мероприятий и необходимость составление стратегических карт для обороны страны потребовали привлечения к этой работе художников. В процессе изображения природы Кореи появлялись своеобразные живописные стили. Это было связано и с распространением среди сеульских ученых идей естественности (чхонги) и истинности (чинги) при изображении человеческих чувств.

В середине XVIII в. в правление вана Ёнджо творил великий пейзажист стиля чингён сансу Чон Сон (псевд. Кёмджэ, 1676-1759 гг.), получивший поддержку Ким Чханопа, Ким Чханхёпа и Ким Чханхыпа, которые были создателями литературного течения, основанного на идеях чхонги и чинги. Чон Сон, выходец из янбанской семьи, стал придворным художником и рисовал горы Кымгансан и красивые виды в окрестностях Сеула, наполненные специфической силой, причем он изображал природу не такой, какая она есть, а преувеличенно отражающей чувства человека, любующегося ею.

Вслед за Чон Соном, новые горизонты в области пейзажной и жанровой живописи открывали художники периода правления вана Чонджо Ким Хондо (Танвон, 1745-1806 гг.) и Син Юнбок (Хевон, 1758-?). Хотя Ким Хондо был дворянином, дослужившимся до должности уездного начальника (хёнгам), благодаря особой симпатии к нему вана Чонджо он стал главным придворным художником. На своих картинах он изображал разнообразные сцены из жизни двора; в их числе его работ были ширма и другие картины в жанре ыйгве, изображающие кортеж вана Чонджо, направляющегося в крепость Хвасон. Из-за своего документального характера эти картины отличались не столько торжественностью и вычурностью, сколько точной передачей деталей.

Ким Хондо написал множество картин, отражающих взгляды представителей правящего класса (садэбу), а также пейзажей и изображений небесных духов, но в отличие от обычных пейзажей, отражавших субъективное ощущение их создателей, Ким Хондо стремился изображать природу такой, какой она является в действительности. Его картины в жанре сильгён сансу («реалистические пейзажи») были проникнуты духом объективной документальной живописи. Кроме того, он любил в шутливой оптимистической манере изображать жизнь простых крестьян в жанровых картинах «Паткари» («Пахота»), «Чхусу» («Уборка урожая»), «Чипчикки» («Строительство дома»), «Тэджанкан» («Кузница»), «Ссирым» («Борьба»), «Пхунъак нори» («Игра на духовых инструментах»), «Хонин пхунсок» («Свадебные обряды») и др. Эти картины были также отражением светлых настроений общества, двигавшегося в правление вана Чонджо к созданию народного государства. Наряду с Ким Хондо, в жанре документальной живописи работали придворные художники времен вана Чонджо братья Ким Дыксин и Ким Соксин, которые также заслужили любовь в среде представителей садэбу.

Син Юнбок, творивший в одно время с Ким Хондо, в отличие от последнего, с большим чувством и юмором изображал повседневную жизнь горожан, особенно женщин, и открыл таким образом новое направление в жанровой живописи.

Большую известность в XVIII в. приобрел художник Сим Сигён (Хёнджэ), который, будучи мастером изящного и модного стиля пейзажа, стоял на одной ступени с Чон Соном. Также появились такие художники, отличавшиеся индивидуальностью стиля, как Чо Ёнчхок, Пён Санбёк, Юн Докхи, Им Дурян, Чхве Бук и др., ставшие подлинным украшением мира искусства XVIII в.

Из среды правящего класса (садэбу) вышло немало ученых-художников (мунин хвага), обладавших выдающимися способностями к живописи. Наиболее знаменитыми учеными-художниками периода правления вана Чонджо были Ли Инсан и Кан Сехван (1712-1791 гг.); последний был широко известен как мастер поэзии, каллиграфии и живописи. Соединяя западную живопись маслом и корейскую манеру письма, он основал новое направление в пейзажной живописи.

В поздний период Чосон в связи с ростом промышленности дальнейшее развитие получили различные сферы художественного ремесла. На смену пунчхонскому фарфору (пунчхон саги) пришел белый фарфор с синей росписью (чхонхва пэкча), из которого изготавливали разнообразную по форме посуду. При изготовлении изделий из этого фарфора на белую основу наносили синие узоры в виде цветов, птиц, видов природы, людей и пр., что свидетельствовало о повышении уровня художественного мастерства, причем вместо ввозимой из Китая синей краски в Корее стали производить и использовать собственные красители.

Нельзя не отметить и значительное развитие художественной обработки дерева и резьбы по дереву в поздний период Чосон, прежде всего, начало промышленного производства домашней мебели – комодов, письменных и обеденных столиков, стульев – и письменных принадлежностей, что свидетельствует о подъеме уровня культуры быта населения. Обращает внимание и появление оригинального корейского ремесла – художественной обработки бычьих рогов (хвагак), которые использовались для инкрустирования деревянных изделий орнаментом в виде цветов.


[1] Башня Чхимнюдэ находилась у ручья к западу от дворца Чхандоккун (сейчас – внутри дворца) и получила свое название от Ю Хигёна, ученика Со Гёндока, который жил в том районе. В этом живописном месте Ю Хигён собирал столичных ученых, которые обменивались своими произведениями и завязывали дружеские отношения, поэтому их и называли «Чхимнюдэ хакса» («Учеными башни Чхимнюдэ»), или «Сонсисог-ый санним» («Горными отшельниками в городе»). Их число достигало нескольких десятков человек.

[2] Ли Сугван (1563-1629 гг.) жил в Чибоне за Восточными воротами Сеула (теперь располагается на склоне г. Наксан в районе Чхансиндон). Его дом был неприглядным строением под соломенной крышей, перешедшим к нему от пращура в пятом поколении Лю Гвана (в правление вана Тхэджона он занимал должность чхонбэнни чонсын), и говорят, что, когда шел дождь, жильцы сидели в доме под зонтами. Ли Сугван считал похвальной эту традицию своего предка по материнской линии, поэтому назвал свой дом пиудан («дворец дождя»), выразив таким образом свою готовность жить скромно, пусть даже и в доме с дырявой крышей.

[3] У Хан Бэккёма, ученого, принадлежавшего к тому же поколению, что и Со Гёндок, был младший брат Хан Джунгём, приходившийся зятем вану Инджо. Вначале Хан Бэккём занимал должность местного администратора (сурён), но затем оставил службу, поселился в Сохо (современный район Сусэк) в западной части Сеула и полностью посвятил себя научной деятельности. Кроме сочинения «Тонгук чириджи», он опубликовал труды, в которых критиковал неоконфуцианство Чжу Си и пропагандировал возврат к первоначальному конфуцианству «Шестикнижия».

[4] Идея почитания династии Мин и отрицания династии Цин, а также утверждения Кореи как «другого Китая» (вместо завоеванного варварами. – Прим. пер.), нередко ошибочно трактовалась как идея зависимости от Мин. Но поскольку минское государство уже пало, почитание династии Мин означало уважение к ее культуре, а не идею вассалитета по отношению к ней. Поскольку во время японского вторжения минский Китай оказывал Корее помощь в трудных условиях, минская культура признавалась высоконравственной.

[5] «Тхэнниджи» состоит из трех частей: «Самин чхоннон» («Рассуждения о четырех народах», т.е. о населении. – Прим. перев.), «Пхальто чхоннон» («Рассуждения о восьми провинциях») и «Покко чхоннон» («Рассуждения о поселениях»). В первой части описываются происхождение и роль четырех сословий: чиновников, крестьян, ремесленников и торговцев, во второй – географические условия по округам и уездам, их история, настроения народа, производимая продукция, обычаи, в третьей – геомантические (географические) условия с точки зрения благоприятствования для земледелия и проживания, настроения людей.

[6] Карта «Ёге кванбандо» была создана в 1706 г. (32 год правления ван Сукчона) под руководством министра Ли Химёна, принадлежавшего к партии норон, который посещал империю Цин в качестве корейского посла. Эта карта основывалась на приобретенных в Китае картографических материалах и была сверена с картами, выполненными ранее в Корее. В настоящее время эта карта хранится в библиотеке Кюджангак Сеульского университета.

[7] Для составления точных карт было необходимо уметь определять расстояния по прямой, но в Корее с ее множеством гор и кривых дорог определять их было невозможно. Учитывая это обстоятельство, Чон Санги установил масштаб 100 ли на 1 чхок для ровных поверхностей, а для очень кривых дорог – 120-130 ли на 1 чхок, и так определял расстояния. В результате стало возможным более точное определение расстояний по прямой. До этого расстояния определяли, исходя из китайского метода «колодезного расчета» (по квадратам), поэтому они были весьма приблизительными.

[8] Наибольшее число старинных карт (более 6000) хранится в библиотеке Кюджангак Сеульского университета. По большей части это красивые цветные карты мира, Восточной Азии, Кореи, столицы Ханъяна, карты дорог, округов, военных укреплений и др., которые во всем мире считаются весьма выдающимися.

[9] Карта Фербиста «Конё чондо», составленная в 1860 г., была выполнена на восьми деревянных досках и получила широкое распространение. Шесть из восьми досок считаются национальными сокровищами Кореи и в настоящее время хранятся в библиотеке Кюджангак Сеульского университета.

[10] О Джуён – псевдоним Ли Гюгёна (автора труда), который означал «пять океанов и шесть материков» и воплощал в себе стремление Ли Гюгёна охватить весь мир.

[11] Изначально в правление вана Ёнджо труд «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства») состоял из 13 разделов и 100 с лишним квон, описывающих чиновную иерархию, территорию государства, церемонии, музыку, военную систему, систему наказаний, повинностей и налогов, торговлю, экзаменационную и финансовую систему, подворный учет, школы, чиновные должности и т.д. Однако во времена вана Чонджо энциклопедия была переиздана Ли Мануном с дополнениями, посвященными чудесам (странным явлениям природы), ванскому двору и роду, родословным крупных фамилий, посольствам, посмертной титулатуре, искусству и литературе и др., так что общий объем книги составил 20 разделов в 146 квонах. Далее, в 1908 г. было составлено «Чынбо Тонгук мунхон пиго» («Дополненное обозрение документов Восточного государства»), в котором количество разделов было сокращено до 16 («Чиновная иерархия», «География», «Императорский род», «Церемонии», «Музыка», «Армия», «Юриспруденция (наказания)», «Поземельные повинности», «Финансы», «Подворный учет», «Торговля», «Дипломатия», «Экзамены (отбор чиновников)», «Школы», «Чиновные должности», «Искусство и литература»), однако за счет дополнений число томов достигло 250.

[12] Согласно хронике «Хвасон сонъёк йыгве» («Памятные записи о возведении крепости Хвасон», в 10 квон, 1796 г.), крепость Хвасон, в отличие от прежних крепостей, была построена с учетом принципов физики и механики, и при ее строительстве, кроме подъемных машин (кранов), использовалась система блоков и противовесов, сани для перевозки грузов и пр.

[13] Памятные записи ыйгве представляют собой книги, в которых подробно описаны государственные церемониальные мероприятия, такие как свадьба представителей царствующего дома, государственные похороны, рождение детей, государственные стрельбы, строительство дворцов, изготовление портретов правителей, правительственные банкеты и приемы, поклонение предкам монарха, обряд «первой борозды» (когда ван проводит первую борозду, после чего начинается пахота. – Прим. пер.), посадка ваном тутового дерева и пр. В записях ыйгве описывались порядок проведения церемонии, ее участники, утварь, используемая для церемонии, и все расходы; ыйгве также включали в себя иллюстрации (в том числе цветные), на которых изображались важнейшие моменты церемонии, утварь, одежда, строения и пр. Таким образом, памятные записи ыйгве предоставляют богатейший материал для изучения государственной системы, обычаев, социально-экономической истории и истории искусства Кореи. В настоящее время 2500 квон (книг) памятных записей ыйгве хранится в библиотеке Кюджангак Сеульского университета, и еще несколько сот квон – в библиотеке Чансогак Академии корееведения (г. Соннам, Республика Корея).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...