Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые течения в философии и религии




 

1) Реформированный даосизм и учение Ван Яньмина

 

Ведомство Согёксо, ведавшее жертвоприношениями небесным светилам – одной из главных государственных религиозных церемоний в начальный период Чосон, было упразднено в правление вана Чунджона. Даосизм, который с развитием неоконфуцианства стали считать «чуждым» учением, также значительно утратил свое влияние.

Страдавшие от непрерывных «избиений ученых» и борьбы клик и укрывшиеся в отдаленных деревнях представители ученого сословия стали широко пропагандировать реформированный даосизм («совершенный даосизм», сурён тогё, или нэдан), чтобы превратить его в свою идеологию. В период до и после японского вторжения из-за всепланетных климатических перемен в Корее не прекращались голод и болезни, и реформированный даосизм приобрел влияние как средство борьбы с эпидемиями, поэтому ему стали уделять большое внимание; были даже попытки обосновать даосизм и веру в духов как теоретическую систему. В правление вана Сонджо и Кванхэгуна такие попытки предпринимались в трудах Чон Рёма «Ёнхо пигёль» («Схватка дракона и тигра»), Хан Муве «Хэдон чондорок» («Запись даосский преданий Кореи», 1647 г.) и Квак Чэу «Янсим ёгёль» («Ключ к воспитанию духа»), в правление Кванхэгуна и вана Инджо – в труде Квон Гыкчуна «Чхамдонге джухэ» («Комментарии к [сочинению ханьского даосиста] Чань Дунце») и др. Квон Гыкчун известен тем, что пытался теоретически обосновать идею о том, что даосизм в философском отношении выше конфуцианства и буддизма, а Хан Муве пропагандировал тезис о возникновении даосизма в Корее в государстве Силла.

С распространением реформированного (усовершенствованного) даосизма им заинтересовалось немало людей, в том числе неоконфуцианцев: в первой половине XVII в. среди них были Хан Бэккём, Ли Сугван, Хо Гюн, Ли Сик, Чан Ю, Ю Монъин, Чон Дугён, Хо Мок, Лю Хёнвон, а в конце XVII в. – Хон Манджон. Ли Сугван в своем сочинении «Чибон юсоль» («Избранные высказывания Чибона») проследил происхождение веры в духов (сондо) и шаманского искусства, а Ю Монъин в труде «Оу ядам» («Еретические рассказы») и Хо Гюн в «Сабуго» («Наброски о четырех областях») описали жизнь и деятельность людей, связанных с даосизмом. Их продолжатели Хо Мок в сочинении «Чхонса ёльчон» («Биографии цинских ученых») и Хон Манджон в труде «Хэдон иджок» («Чудеса Восточного государства», 1666 г.) познакомили читателей с сорока деятелями школы танхак (даосского учения о самосовершенствовании). Хон Манджон считал, что из-за красоты корейской природы в стране мог зародиться более совершенный даосизм, и, прослеживая его начало от Тангуна, подчеркивал национальный характер «совершенного даосизма» (сурён тогё). В XVIII в. Хван Юнсок дополнил «Хэдон иджок» и назвал это сочинение «Чынбо хэдон иджок» («Дополнение к «Чудесам Восточного государства»).

Следующим шагом после усовершенствования даосизма стал рост интереса к Лао-цзы и Чжуань-цзы, сочинения которых являлись идейными источниками даосской философии, о чем свидетельствует труд Пак Седана «Синджу тодоккён» («Дао дэ-цзин» в новых комментариях»), написанный в конце XVII в., сочинения Со Мёнына «Тодок чигвирон» («Книга о сущности морали») и Хон Сокчу «Чонно» («Исправление старины») в XVIII в.

Наряду с даосизмом распространилось другое идейное течение – последователей Ван Яньмина (Янмёнхак). Хотя учение Ван Яньмина проникло в Корею еще во второй половине XVI в., из-за критики со стороны Ли Хвана и остальных неоконфуцианцев его стали рассматривать как «чуждое течение», но накануне и после японского вторжения оно вновь обрело вес благодаря поддержке таких ученых, как Ли Ё, Нам Онгён, Чхве Мёнгиль, Ли Сугван, Чан Ю и др., а ван Сонджо проявлял к нему большой интерес.

Ученые того периода рассматривали идеи Ван Яньмина не столько как науку, сколько как религиозную проповедь, служащую для воспитания духа, то есть они стремились овладеть его идеями и принципом «знания и поведения» (единство теории и практики), чтобы на их основе исправить сложившийся порядок вещей. Затем в начале XVIII в. потомок Чон Монджу Хон Джеду содействовал подъему научного авторитета идей Ван Яньмина. В своих работах «Чонон» («Уважение слова») и «Манмуль ильчхе соль» («Слово о единстве всех вещей») он стремился создать на основе этого учения теоретическую систему, и его идеи впоследствии восприняли Ли Гваннё, Ли Гванса, Ли Чхуник и др. В основном учение Ван Яньмина осваивали путем домашнего образования представители группировки сорон, удаленные от политической власти, родственники вана и незаконнорожденные сооль, и оно распространялось в районах западного побережья с центром на о. Канхвадо – в Кэсоне, Сеуле и провинции Чхунчхон, где была развита внешняя торговля, поэтому нельзя игнорировать связь между учением Ван Яньмина и развитием торговли в Корее.

Однако сторонники учения Ван Яньмина, как правило, идеологически были неоконфуцианцами, поэтому оно не играло для них большой общественной роли. Но в конце «старой Кореи» и в период японского господства в начале XX в. замечательные ученые Ли Гончхан, Ли Гонбан, Ким Тхэгён, Пак Ынсик, Чон Инбо и др. вновь восприняли учение Ван Яньмина и развернули движение «за национальную культуру» (Кукхак ундон).

 

2) Дискуссия о тождестве и различии сущности человека и природы (хорак нонджэн)

 

В истории философии позднего периода Чосон следует особо отметить развернувшуюся в рамках неоконфуцианства дискуссию о природе ли (духовное) и ки (вещественное) – «иги нонджэн». Эта дискуссия оживленно велась с XVI в., когда противостояли теория Со Гёндока о первенстве (ильвон) ки и идея Ли Хвана о первенстве ли, причем Ли И (Юльгок) тоже признавал первенство ки над ли. В поздний период Чосон идею Ли Хвана о первенстве ли поддержали и развивали Ким Сониль и Ю Соннён, позднее к ним присоединились Ли Хёниль, Ли Джэ, Ли Санджон и Ю Чхимён, а в XIX в. – Ким Хыннак, Ли Вонджо, Ли Джинсан, Квак Чонсок и др.

Однако эта дискуссия, не выходя за рамки учения Чжу Си о природе ли, категорически отвергала «чуждые идеи» (идан) и с этой позиции обосновывала философию движения виджон чхокса – «защитим истину и отвергнем ересь», которая восставала против западной культуры.

С другой стороны, идея Ли И о первенстве ки нашла продолжателей в лице Сон Сирёля и его учеников из числа «западников» (соин) и в течение долгого времени определяла главное направление в политике и идеологии центрального правительства. К середине XVII в. в партии норон наметилось разделение на сторонников идеи примата ли (чурисоль) и примата ки (чугисоль), и развернулась большая дискуссия о тождестве и различии сущности человека и природы (хорак). В правление вана Ёнджо члены норонской группировки провинции Чхунчхон, обычно называемой хорон, в которую входили Хан Вонджин и Юн Бонгу, считали, что между сущностями человека и вещей существует определенное различие (инмуль сон ирон), а сеульская группа норонов, представленная такими учеными, как Ли Ган, Ким Чханхёп, О Юбон, Ли Джэ, Пак Пхильджу, Ким Вонхэн и др., и обычно называемая наннон, отстаивала идею о том, что различий между человеческой и вещественной сущностями нет, они тождественны (инмуль сон тоннон). Если первые подчеркивали важность ки, то вторые отдавали первенство ли. Одновременно теория тождества двух сущностей подчеркивала равенство всех вещей, в чем прослеживается влияние буддизма, идей Ван Яньмина и даосизма (Лао-цзы и Чжуан-цзы).

Если практически рассмотреть дискуссию между группировками хорон и наннон, видно, что утверждения чхунчхонской группировки сводятся к строгому различению Китая и варваров (хваирон) обосновать этот тезис принципом легитимности («великий принцип и долг», тэый мёнбун), для того, чтобы изобразить династию Цин варварской, а Корею – истинным Китаем. В противовес этому утверждения сеульских норонов отражали их естественнонаучные взгляды на мир. Именно в этом крылась причина того, что у сеульской группировки проявились свойственные пукхаккистам высокое уважение к науке и технике и стремление к утилитаризму. Однако норонская идея первенства ки отнюдь не переросла целиком в идеи пукхак; напротив, жившие в столичном районе Ки Джонджин, Ли Ханно и др. превратили идею примата ли в идею о единственности ли и, подобно ённамской группировке, заложили философские основы движения виджон чхокса.

С другой стороны, идея Со Гёндока о примате ки во второй половине XVIII в. через Лим Сонджуна, а во времена ванов Чхольчона и Коджона через Чхве Ханги, соединившись с западной эмпирической философией, развилась в более глубокую теорию. Философия кэсонца Чхве Ханги, находившегося в близких отношениях с Ким Джонхо, в последний период Чосон оказала сильное влияние на среднее сословие и предпринимателей – торговцев и промышленников и послужила философским обоснованием идеологии цивилизаторства (кэхва).

 

4. Развитие науки о стране (кукхак) и других наук

 

1) Составление трудов по истории

 

С ростом патриотического сознания после японских и маньчжурских вторжений, в процессе восстановления расстроенного хозяйства и государственного порядка стала развиваться наука о родной стране (кукхак), связанная с интересами нации, один за другим стали появляться новые исторические труды, направленные на выработку нового исторического сознания корейцев, иначе говоря, на стремление к реформам, выраженным в формуле попко чхансин («сохраняя старое, создавать новое»).

Среди книг, составленных после японского нашествия, наиболее значительными были «Тонгук чириджи» («Географического описание Восточного государства», 1614-1615 г.) Хан Бэккёма, «Чибон юсоль» («Разные сочинения Чибона», 1614 г.) Ли Сугвана, «Тонса чханё» («Важнейшее из истории Восточного государства, 1601-1614 гг.) О Уна и «Тонса пою» («Дополнения к истории Восточного государства, ок. 1630 г.) Чо Джона и др.

В «Тонгук чириджи» Хан Бэккём заново истолковал древние топонимы и положил начало исследованиям в области исторической географии. Особенностью его взглядов было то, что он впервые отверг распространенную теорию, согласно которой к северу от р. Ханган находился Чосон, а к югу – три Хан (Самхан), а также представление о том, что местом зарождения государства Когурё был Сончхон провинции Пхёнан, чем оказал огромное влияние на последующие поколения историков.

О Ун в труде «Тонса чханё», возрождая традицию летописания борьбы народных ополчений Ыйбён в период Имджинской войны, широко показал деятельность знаменитых полководцев-патриотов прошлого и стремился поднять патриотический дух путем пропаганды конфуцианской традиции, берущей начало со времен Киджа.

В книге «Чибон юсоль» Ли Сугван путем собственных исследований показал ошибочность идеализации Китая как великого и огромного государства и подчеркивал, что Корея по длительности своей истории и культурному уровню была равна Китаю, что четыре ханьских округа представляли собой часть корейской территории, а многие топонимы, отнесенные к Корейскому полуострову, в действительности находились на территории Маньчжурии. Таким образом, он обращал внимание на корейские территории, утраченные в Маньчжурии. Важнейшим вкладом этого сочинения в корейскую науку было то, что оно знакомило читателя с географией, обычаями и культурой более 50 государств мира, включая азиатские и европейские.

Чо Джон в сочинении «Тонса пою» широко использовал мифы и легенды из труда «Самгук юса» («Забытые деяния Трех государств»), который до того времени игнорировался, и вновь пробуждал в читателях гордость за историю своей страны, от Тангуна до конца периода Корё.

С середины XVII в., после пережитых маньчжурских вторжений, появились как исторические труды, отстаивавшие идею организации «похода на Север», так и труды, критиковавшие ее. Из числа первых следует отметить книгу «Ёса чеган» («Основное из истории государства Корё», 1667 г.), написанную «западником» Ю Ге в правление вана Хёнджона, которая была одобрена Сон Сирёлем и другими сторонниками организации «похода на Север» под лозунгом «Нэсу вэян» («Совершенствовать внутреннее, отражать внешнее»). В этой книге особое внимание обращалось на то, что Корё в своих попытках укрепить государство приходилось давать отпор северным племенам, и на то, что государственная власть в Корё была сосредоточена в руках первого министра чэсана. Впоследствии это историческое сочинение стало наиболее авторитетным в среде норонов.

В противовес этому, характерным историческим сочинением, написанным с позиций критики движения «за северный поход» и политики борющихся партий, было «Тонса» («История Восточного государства», 1667 г.) столичного «южанина» Хо Мока. Это сочинение, написанное в правление вана Хёнджона и представленное вану Сукчону, изображало времена правления Тангуна и Киджа, а также период Силла, как эпохи добродетельного правления священных императоров, которые могут быть сравнимы с эпохой Сань-дай в Китае, и автор, подчеркивая уникальность Кореи по природным условиям, обычаям и человеческим характерам, настаивал на установлении соответствующей им системы правления. Иначе говоря, в этом было заложено историческое сознание того, что средством, гарантирующим длительное существование государства, являются не войны, а политическая система, которая исполнена любовью к морали и миру и зиждется на нравственном авторитете монарха.

Почти в то же время появились труды ённамского намина Хон Ёха «Тонгук тхонгам чеган» («Основное из Общего обзора истории Восточного государства», 1672 г.) и «Хвичхан ёса» («Избранные очерки истории Корё», ок. 1639 г.), в которых подчеркивалось, что Корея со времен Киджа была нравственным и миролюбивым государством и что эта традиция пришла в страну из Махана через Силла, и выдвигалась историческая концепция о том, что государство Киджа, Махан и Силла представляли собой единственно законные государства. Хон Ёха, выступавший оппонентом Сон Сирёля и резко критиковавший его, был ярым сторонником укрепления ванской власти и ликвидации системы «дружественных партий», и впоследствии его труды были самыми авторитетными в среде ённамских «южан» намин.

В XVIII в. с развитием исторического сознания «западников» соин и «южан» намин появились серьезные исторические сочинения, которые поднялись на более высокую ступень благодаря примененным в них методам документальных исследований. К ним относились «Тонгук ёктэ чхонмок» («Общий обзор истории Восточного государства», 1705 г.) Хон Манджона, принадлежавшего к партии сорон, «Тонса хвеган» («Новые очерки истории Восточного государства, 1711 г.) Лим Сандока, «Ёль Ёсиль кисуль» («Записки Ёль Ёсиля, 1797 г.) Ли Гыника, «Тонса» («История Восточного государства») Ли Джонхви, «Сонхо сасоль» («Записки Сонхо») Ли Ика, принадлежавшего к «южанам», «Тонса канмок» («Краткая история Восточного государства», 1778 г.) Ан Джонбока, «Кангего» («Исследование земель») Син Гёнджуна, «Пархэго» («Исследование [государства] Пархэ», 1784 г.) Ю Дыккона, входившего в партию норон, и др. Хон Манджон в «Тонгук ёктэ чхонмок» писал, что Тангун был основателем законного (легитимного) государства на Корейском полуострове, которое нашло продолжение в государствах Киджа, Махан и Объединенное Силла; период Трех государств он рассматривал как эпоху без легитимной основы, а историю государств Корё и Чосон) – как историю во главе с правящей династией. Его теория легитимности Тангуна была целиком воспринята Ли Иком и Ан Джонбоком.

Труд Лим Сандока «Тонса хвеган», продолжая труд Ю Ге «Ёса чеган», дополнил его сведениями о территориях древней Кореи и рассказами о Тангуне и Киджа. Этот труд впоследствии оказал большое влияние на сочинение «Тонса канмок» Ан Джонбока, которое считалось образцовым учебником по общей истории Кореи в поздний период Чосон благодаря историческому сознанию, основанному на конфуцианских принципах долга и обобщению результатов предшествующих исторических исследований.

Важное значение имели сочинения «Тонса» («История Восточного государства»), автор которого Ли Джонхви, делая акцент на традициях государства Когурё, мечтал о возвращении земель Маньчжурии Корее, и труды Ю Дыккона, считавшего государство Пархэ равным Силла и основавшего концепцию национальных государств на севере и юге Корейского полуострова. А труд Син Гёнджуна «Кангего», продолжая и развивая историко-географические исследования Хан Бэккёма, пользовался большой известностью как специальное сочинение по истории и географии.

Сочинение Ли Гыника «Ёль Ёсиль кисуль», в котором использовано более 400 различных неофициальных историй (яса), объективно представлял политическую историю династии Чосон, и его ценность как исторического источника состояла в том, что история культуры Кореи была представлена в форме энциклопедии.

 

2) Составление географических описаний и карт

 

Примерно с XVI в., в ответ на потребности провинциального общества, стали составляться описания местных административных единиц (ыпчи), посвященные отдельным уездам и пр., причем после японского нашествия особенно популярным стало составление ыпчи усилиями местных начальников и ученых в связи с необходимостью восстанавливать разрушенные провинциальные сообщества. Затем, основываясь на этих описаниях, составлялись географические описания как по провинциям, так и государства в целом. В эпоху ванов Ёнджо и Чонджо в XVIII в. государство составило энциклопедию культуры «Тонгук мунхон пиго» («Обзор документов Восточного государства»), в которую вошли проверенные географические описания земель Кореи под названием «Ёджиго» («Описание земель»), составленные Син Гёнджуном.

После составления труда «Тонгук ёджи сыннам» («Обзор земель Восточного государства») в XVI в., для пополнения его со времен вана Сукчона до правления вана Ёнджо велась работа по составлению громадного географического описания всей страны «Ёджи тосо» («Карты и описания всех земель», 1757-1765 гг.). Эта книга стала дальнейшим шагом по сравнению с «Тонгук ёджи сыннам», поскольку в ней впервые содержались цветные карты округов и уездов.

Официальные географические описания составлялись главным образом исходя из административных нужд и для удобства обороны страны и налогообложения, но наряду с ними географические описания во множестве составлялись частными лицами, которые преследовали цель ознакомления народа с природой, обычаями, культурой и мировоззрением людей отдельных местностей и производимой там продукцией.

В середине XVII в. Хо Мок составил труд «Чисын» («Категории земель»), в котором разделил всю страну на несколько природно-климатических и культурно-исторических зон, показал особенности культуры каждой местности, выявил культурно-исторические отличия их от Китая, а также высказал примечательную идею о том, что природные условия оказывают влияние на характер людей данной местности.

Примерно в то же время Лю Хёнвон написал книгу «Тонгук ёджиджи» («Описание земель Восточного государства»), а в середине XVIII в. Ли Джунхван, собравший массу материала за тридцать лет исследований, на основе его и трудов своих предшественников из числа ученых-«южан» по культурно-исторической географии составил труд «Тхэнниджи» («Описание деревень», другое название «Пхарёкчи» – «Описание восьми территорий»)[5]. Опираясь на труды по геомантии, Лю Хёнвон разделял страну на несколько районов и знакомил читателя с настроениями их населения, природой, людьми, обычаями, производимой продукцией и пр., рассуждая при этом, какой из районов является наиболее подходящим для проживания ученых. Обращает на себя внимание то, что он стремился рассматривать природу и людей в причинно-следственной связи. Также эта книга содержала критику в отношении находившихся тогда у власти норонов.

Кроме того, «Торого» («Обследование дорог») и «Сансугён» («Описание гор и рек») Син Гёнджуна, «Сангёнпхё» («Описание гор») неизвестного автора и другие труды, подробно описывающие состояние гор, рек и дорог страны, были крайне полезны как для обороны страны, так и для ведения хозяйства и административных целей. В сочинении «Сангёнпхё» география рассматривалась с геомантической точки зрения, и система классификации гор и рек страны, приведенная в нем, весьма отличалось от современной классификации горных хребтов, исходящей из их геологических особенностей. Географическая наука позднего периода Чосон, хотя и рассматривала особенности древней территории Кореи с точки зрения геомантии, тем не менее, путем научного подхода заложила основы национальной географической науки. В XIX в. появились такие крупные ученые-географы, как Ким Джонхо и др., что объясняется тем, что еще в XVIII в. были подготовлены условия для этого.

После японского и маньчжурского нашествий, когда возросло внимание к проблемам обороны страны, государственными учреждениями было опубликовано большое количество карт, связанных с обороной, причем их составлением ведало управление Пибёнса (Управление окраинных земель). Было также создано немало карт административного характера, и в результате корейская культура составления карт стала наиболее передовой в Восточной Азии. В XVII-XVIII вв. были созданы цветные карты всего мира, Восточной Азии и Кореи с делением на провинции, округа и уезды и указанием стратегических районов и укреплений (чин). Среди них следует особо отметить созданную в правление вана Сукчона огромную карту «Ёге кванбандо» («Карта обороны района Ляохэ»)[6], выполненную в форме ширмы из десяти секций, исходя из идей об отражении внешней опасности и «похода на Север». На этой выдающейся карте подробно изображались важные стратегические районы Северо-восточного Китая, включая Великую китайскую стену.

В поздний период Чосон уровень картографии в Корее значительно поднялся, в основном благодаря Чон Санги и его сыну Чон Ханнёну, жившим в период правления вана Ёнджо. В «Тонгук чидо» («Карте Восточного государства»), созданной Чон Санги, впервые был применен масштаб (100 ли на 1 чхок [7]), что внесло огромный вклад в создание научных принципов составления карт. Карты с масштабом 100 ли на 1 чхок получили впоследствии широкое распространение, что оказало значительное влияние на создание карт «Тэдон ёджидо» («Карта земель Восточного государства», 1861 г.) и «Чхонгудо» («Карта страны Зеленых холмов (т.е. Кореи. – Прим. пер.)») Лим Джонхо, считавшегося впоследствии наиболее выдающимся географом Востока.

В поздний период Чосон были распространены карты, нарисованные на бумаге, разлинованной в клетку, что придавало им бóльшую точность. Особенностью их создания было стремление понять и отобразить все сущее на родной земле на основе геомантических идей и принципов инь и ян и пяти элементов. Так, г. Пэктусан рассматривался как голова человека, хребет Пэкту тэган – как позвоночник, острова Чеджудо и Цусима – как две ноги. Сохранившиеся до нашего времени карты Кореи позднего периода Чосон насчитывают несколько тысяч[8].

Помимо карт, созданных в Корее, в поздний период Чосон были распространены также ввозимые из-за границы европейские карты, что позволяло получать более правильное представление об остальном мире. Уже в 1603 г. корейские послы Квон Хи и Ли Гванджон, посетившие минский Китай, привезли в Корею составленную Маттео Риччи карту «Конё мангук чондо» («Полная карта всех государств мира»), его же «Яни хёлламдо» («Наглядная карта неба и земли») и карты Фербиста (Нам Хвеина) «Конё чондо» («Карта всей земли»)[9], «Чхонёхёндо» («Карта неба») и «Курапхагук ёджидо» («Карта европейских государств») и др. То, что Ли Сугван в своем сочинении «Чибон юсоль» (1614 г.) упоминает эти карты, критикует их авторов за преувеличение значения Китая в мире и дает читателю возможность познакомиться с более чем 50 странами мира, объясняется тем, что он был знаком с западными картами. Корейское правительство позднего периода Чосон получало сравнительно точную информацию о мировой географии, что помогало преодолеть представление о том, что Китай является центром мира.

 

3) Языкознание, эпиграфика и составление энциклопедических словарей

 

Ступенью в развитии в Корее науки о стране стало активное изучение родного языка. В области изучения национальной письменности хунмин чонъым следует отметить появление таких трудов, как «Кёнсе чонун» («Общепринятое произношение», 1678 г.) Чхве Сокчона, «Хунмин чоным унхэ» («Правильное произношение хунмин чоным», 1750 г.) Син Гёнджуна, «Чамобён» («Варианты произношения гласных звуков») Хван Юнсока, «Онмунджи» («Описание национальной письменности», 1824 г.) Ю Хи и др., в которых приводились объяснения происхождения алфавитного письма, формы букв и их произношения. Наиболее оживленными были исследования происхождения формы букв корейского алфавита, в рамках которых идеи о санскритских или монгольских корнях корейской письменности вызывали большой интерес. Исследовались способы написания букв, органы речи, задействованные в их произношении, местные диалекты, происхождение древних стилей письма и пр.

Существовало два основных вида словарей, систематизировавших лексику корейского языка. В первых слова размещались по предметному принципу (астрономия, география, части тела и т.д.), и к ним давались соответствующие пояснения и толкования; наиболее типичным словарем такого рода был труд Ю Хи «Мульмёнго» («Объяснения названий предметов», 1820 г.). В словарях другого рода слова группировались по фонетическому принципу, т.е. по последнему знаку (слогу) слова; наиболее известным из числа таких словарей был «Тэдон унбу гунок» («Большой фонетический словарь корейского языка», 1589 г.), составленный Квон Мунхэ, который представлял собой энциклопедический словарь лексики корейского языка, включавший различные понятия по географии, истории, биографиям людей, литературе, ботанике и зоологии со времен Тангуна.

Ли Ыйбон составил труд «Когым сонним» («Свод объяснений древних и современных понятий»), в котором приводились систематические пояснения диалектных выражений и слов санскритского, монгольского, японского, маньчжурского, тайского, киданьского и тунгусского происхождения, причем для составления этого словаря было использовано более 1500 источников.

Среди трудов, разъясняющих произношение китайских иероглифов, следует отметить выдающееся сочинение Ли Согу и Ли Донму «Кюджан чонун» («Полный свод произношения китайских иероглифов, [составленный в] Кюджангаке», 1794 г.), в котором иероглифы группировались по четырем тонам.

Интерес к истории дал толчок к дальнейшему развитию эпиграфики. В период правления вана Ёнджо Хон Янхо провел исследование монастырских стел (саби), стел на царских (нынби) и простых (мёби) захоронениях, изучил памятник, возведенный ваном Чинхыном на горном перевале Хванчхорён в честь посещения своих владений (Чинхынван сусуби, или Хванчхорёнби), а во времена правления ванов Сунджо и Чхольчона Ким Джонхи составил «Кымсо кваан нок» («Опись эпиграфических памятников»), в которой познакомил читателя с такими памятниками, как стела на г. Пукхансан и стела на хребте Хванчхорён.

Следует особо отметить такое важное культурное событие позднего периода Чосон, как составление большого числа энциклопедических словарей, известных под общим названием юсо («книги о разном»). Составление энциклопедий (юсо), авторы которых стремились всесторонне охватить традиционную корейскую культуру и показать, что Корея является культурным государством, ни в чем не уступающим Китаю, требовало огромных усилий по сбору материала.

Труд Ли Сугвана «Чибон юсоль» («Избранные высказывания Чибона», 1614 г.) является типичным примером юсо. Он был составлен на основе сочинений 348 авторов, содержал жизнеописания 2265 человек и состоял из 25 частей, подразделявшихся на 3435 разделов. Эта книга написана путем сравнения корейской и китайской культуры, и ее по праву можно считать мировой энциклопедией. Впоследствии в XVIII-XIX вв. под ее влиянием были написаны многочисленные юсо, наиболее выдающимися из которых были «Сонхо сасоль» («Разные записи Сонхо») Ли Ика, «Чхонджангван чонсо» («Полное собрание записей цинского генерала», 1795 г.) Ли Донму, «Имвон кёнджеджи» («Экономические записи Имвона») Со Югу, «О Джуён мунджанджон санго» («Разные записи идей О Джуёна»)[10] и др.

Среди энциклопедий, опубликованных государственными учреждениями, следует отметить «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства»)[11], первое издание которого было осуществлено в правление вана Ёнджо (1770 г.); впоследствии энциклопедия была переиздана в 14 году правления вана Чонджо (1790 г.) и в 1908 г. (со значительными дополнениями). Этот огромный труд состоял из 250 квон (томов) и делился на 16 разделов; его можно считать первой государственной энциклопедией по корееведения, в которой были обобщены все сферы материальной и духовной жизни корейцев за всю историю существования государства.

 

4) Развитие науки и техники

 

В поздний период Чосон на основе накопленных традиционных знаний в области науки и техники и заимствованных европейских знаний, проникших в Корею через Китай, Корея в научно-техническом развитии поднялась на ступень выше. Именно это способствовало подъему промышленности и укреплению государства в тот период.

Прежде всего, в связи с возросшим вниманием к сельскому хозяйству и агротехнике, в Корее стали в большом числе публиковаться книги по этой тематике. Вышедший в 1655 г. (6 год правления вана Хёджона) труд Син Сока «Нонга чипсон» («Собрание сведений о крестьянских хозяйствах») был посвящен главным образом применению поливного земледелия для выращивания риса. Затем, с развитием торгового земледелия и расширением земледельческих отраслей, прежде всего в связи с распространением садово-бахчевых культур, возникла потребность в издании новой агрономической литературы. В правление вана Сукчона были изданы сочинения Пак Седана «Сэккён» («Книга о земледелии», 1676 г.) и Хон Мансона «Саллим кёндже» («Экономика сельского хозяйства»), в правление вана Ёнджо – сочинение Пак Чивона «Кваном сочхо» («Очерки о ведении земледелия»), а в правление Чонджо Со Хосу по ванскому повелению составил труд «Хэдон нонсо» («Книга о сельском хозяйстве Восточного государства»), которые заложили основы новых методов ведения сельского хозяйства. В сочинении «Сэккён» основное внимание обращалось на методы ведения садоводства, животноводства и бахчевого хозяйства, орошение, климат и т.д., в «Саллим кёндже» – на земледелие, лесоводство, животноводство, шелководство, переработку и хранение продуктов, что имело большое значение для обеспечения питанием, одеждой и жильем (ыйсикчу). Труд «Хэдон нонсо» был написан на основе традиционных знаний о сельском хозяйстве, к которым добавлялись выборочные сведения, заимствованные из Китая; таким образом, автор пытался создать новую систему корейской агрономии.

В связи с развитием животноводства и рыболовства, возрос интерес к зоологии и ботанике, о чем свидетельствуют труды «Сэккён» и «Саллим кёндже». Брат Чон Ягёна (Дасана) Чон Якчон написал сочинение «Часан обо» («Сведения о рыбах, [собранные] Часаном»), которое заложило начала ихтиологии в Корее. Чо Якчон создал этот труд в период ссылки на о. Хыксандо, где у него была возможность изучать обитателей прибрежных вод, и описал в нем названия, ареалы распространения, формы и повадки 155 видов рыб и морских существ.

В области медицины тоже наблюдалось значительное развитие. В правление Кванхэгуна Хо Джун, Чон Джак и др. составили труд «Тоный погам» («Сокровенное зерцало восточной медицины», 1613 г.), который оказал огромное влияние на развитие медицины не только в Корее, но также в Китае и Японии. В этом труде, носившем отпечаток влияния даосского учения о самосовершенствовании, основное внимание обращалось на профилактическую медицину, особенностью которой было открытие способов лечения на основе дешевых местных лекарств (трав). Помимо этого труда, Хо Джун был автором сочинений «Пёгон синбан» («Способы лечения инфекционных болезней», 1612 г.) и «Синчхан пёгонбан» («Новое издание «Способов лечения инфекционных болезней», 1613 г.) и создал целую систему лечения инфекционных заболеваний.

Одновременно с Хо Джуном Хо Им создал сочинение «Чхимгу кёнхомбан» («Опыт иглотерапии»), в котором создал систему лечения иглоукалыванием. Позже Пак Чинхи и Ли Хонгиль внесли большой вклад в изучение кори, а Чон Ягён систематизировал различные труды, посвященные этому заболеванию под общим названием «Магва хветхон» («Об изучении кори», 1798 г.). Кроме того, он вместе с Пак Чега и др. впервые изучил и начал экспериментировать с прививками от оспы. Экспериментаторская традиция в медицине получила дальнейшее развитие в годы правления вана Коджона, когда были созданы такие известные труды, как «Панъяк хаппхён» («Свод сведений о лекарственных препаратах страны») Хван Пхильсу и «Тоный сусе повон» («Сведения о достижениях многих поколений в области восточной медицины») Ли Джема и др. Автор последнего сочинения разделял человеческий организм на четыре части: тхэян («большое ян»), тхэым («большое инь»), соян («малое ян») и соым («малое инь»), отчего его система врачевания получила название «сасан ыйхак» («лечение по четырем частям»).

В области астрономии под влиянием западной науки также возникали новые теории. Большой толчок развитию корейской астрономии дало проникновение в Корею новых астрономических инструментов (бинокля и др.) и западной системы летоисчисления и календаря. В правление вана Хёджона Ким Санбом при помощи Ким Юка изучил западную систему летоисчисления и создал труд «Сихоннёк» («Основной календарь времен»), а позже взялся за выработку календаря, подходящего к корейским условиям, и создал «Чхонсерёк» («Календарь на тысячу лет»). В правление вана Хонджона Нам Бёнгиль исправил и упорядочил книги о календарном исчислении и написал труд «Сихон гиё» («Важное об исчислении времени»).

Уже в начале XVII в. Ли Сугван в труде «Чибон юсоль» касался проблем солнечных и лунных затмений, молний, морских приливов и отливов и др., а в конце XVII в. в правление вана Сукчона Ким Сонмун впервые высказал теорию о том, что земной шар оборачивается вокруг Солнца за 366 дней, и отверг представление о том, что движется Небо, а не Земля. Затем, в XVIII в. Ли Ик и Хон Дэён занялись углубленным изучением западных наук. Ли Ик утверждал: «Если бы Конфуций жил в настоящее время, он опирался бы на западную астрономию», «Если Земля круглая, Китай не может находиться в ее середине, как и любая другая страна не может быть центром мира». Хон Дэён сделал дальнейший шаг в развитии представлений о вращении земного шара и опроверг теорию о вселенной, в центре которой находится человек, говоря, что, раз человек не представляет собой ничего особенного с точки зрения животного мира, все окружающее надо воспринимать в сравнении. Он полагал, что человек может обитать не только на Земле, что и на других небесных телах могут жить существа, подобные людям.

В конце XVIII – начале XIX вв. Чон Ягён предложил правительству создать специальный орган для заимствования западных научно-технических знаний – Иёнгам (Канцелярия по извлечению пользы). Веря в то, что технический прогресс может оказать решающее влияние на развитие человеческого общества, он сам спроектировал множество механизмов. Когда по заказу семьи вана Чонджо был закуплено более 5000 томов «Когым тосо чипсон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...