Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусственные системы передачи информации




В обществе также есть системы передачи информации, специально созданные людьми и отличающиеся от естествен­ного языка.

Существует азбука Морзе, в которой буквы перекодиру­ются комбинациями точек и тире.

Во многих странах мира распространен язык свиста. Осо­бенно известен язык свиста на о. Гомера (Канарские острова). Местное население говорит на испанском и при необходимо­сти передать информацию на большое расстояние (а остров представляет собой кратер потухшего вулкана) высвистывает испанские слова, которые слышны на расстоянии до 14 километров. Язык свиста используется в Америке (некото­рыми индейскими племенами), в горной Турции, в Абхазии, Приуралье, французских Пиринеях, в горных районах Индии. Язык свиста используется народами, живущими в горах доста­точно обособленно, он им заменяет телефон.

На флоте используется флажковая сигнализация. В тюрь­мах используется тюремный перестук (по преданию, в России его изобрели декабристы). Существует дактилология — жес-товая азбука (от греч. дактилос — палец), в которой каждой букве соответствует определенный пальцевый жест.

Существует азбука Брайля — система записи букв комби­нацией выпуклых точек. Этой азбукой пользуются слепые.

Все перечисленные системы передачи информации пред­ставляют собой естественный язык, материальная сторона ко-


80____________________________________________ Тема 2

торого заменена на другую — для удобства использования в особых условиях. В языке свиста заменены звуки естественно­го языка, в азбуках Морзе и Брайля, флажковой сигнализации, дактилологии заменены графические символы — буквы. Та­ким образом, во всех перечисленных выше случаях естествен­ный язык остается самим собой, изменяется только материаль­ная форма его выражения.

Существуют в мире и искусственные языки — самый из­вестный из них эсперанто, созданный в середине XIX века польским врачом Людвигом Заменгофом. Алфавит этого языка создан на латинской основе и включает 28 букв. Уда­рение во всех словах на предпоследнем слоге, основу лексики составили интернационализмы — teatro, dramo, sceno, kome-dio, gazeto, vagono, rеvoluсio, medicino, plakato, lampo, struk-turo, ekzameno и др. Все существительные кончаются на -о, прилагательные — на -а, глаголы — на -i, в языке всего три времени и два числа, всего один косвенный падеж — вини­тельный.

Заменгоф использовал латинские, греческие, германские и славянские корни, придумал 40 суффиксов и предлогов, создал 16 правил грамматики. Новые слова в эсперанто образуются словообразовательными морфемами по моделям. От одного корня можно создать от 20 до 60 производных слов.

Были созданы и другие подобные языки, тоже в XIX — начале XX века: воляпюк (Шлевер), Latinesce (Дж. Хердерсон), интерлингва (Дж. Пеано), новиал (О. Есперсен), в 60-е гг. XX века — нове азбука (А. Баев) и др.

Нетрудно заметить, что все подобные языки создавались на базе естественных языков для общения людей, говорящих на разных языках. Все искусственные языки лишены некото-рых нерегулярностей естественных языков, затрудняющих доступ к ним, но при этом сами эти языки являются новыми и их надо целиком изучать с самого начала, как любой ино-странный язык.

Язык глухонемых — язык жестов, которым пользуются глухонемые — еще одна коммуникативная система в совре-менном обществе. Этот язык отличается от дактилологии — в языке глухонемых один жест в сочетании с мимикой обо-


Язык как общественное явление_______________________ 81

значает, как правило, короткое высказывание. Язык жестов глухонемых гораздо эффективнее дактилологии, которая опирается на буквы и которой может пользоваться только взрослый грамотный глухонемой, в то время как языком жестов может пользоваться любой. Число единиц языка жестов глухонемых — 3-4 тысячи, что гораздо меньше, чем в любом естественном языке, но достаточно для повседнев­ного общения.

В этом языке нет четких грамматических классов (игла, шить и портной обозначаются одним знаком), нет специаль­ных обозначений орудий действия (вместо топор использует­ся знак рубить), нет знаков для обозначения абстрактных по­нятий, изображается предмет или его часть, нет «прыгать во­обще», есть прыгать на 1 ноге, прыгать на двух ногах, прыгать, чередуя ноги — изображается пальцами; ловить все­гда изображается по-разному, в зависимости от того, что ло­вят; в высказываниях часть опускается, заменяется указатель­ным жестом; используется универсальный синтаксис — пред­меты называются первыми, например: МАЛЬЧИК ЯБЛОКО красное кушать.

Это действительно искусственный язык (кстати, у каждо­го народа он свой, для общения глухонемых разных нацио­нальностей нужны переводчики), но он предполагает большое участие изобразительности и является средством только оби­ходно-бытового общения. В этом его ограниченность в срав­нении с естественным языком.

Существуют системы условных сигналов для передачи ог­раниченной информации. К таким системам относятся свето­фор, семафор, дорожные знаки и указатели, сигнальные раке­ты, африканский язык барабанов, символический язык цветов, химические, физические, математические формулы и др. Все эти средства передачи информации вторичны по отношению к естественному языку, они передают ограниченный объем за­ранее обговоренной при помощи языка информации и выпол­няют в обществе по отношению к естественному языку вспо­могательную роль.

Все искусственные системы передачи информации вто­ричны по отношению к естественному языку.


82____________________________________________________ Тема 2

Графические и музыкальные средства передачи информации

Информация может быть передана графикой, рисунком, живописью. Так, часто легче нарисовать план, как добраться до какого-либо дома, нежели подробно объяснять это словами. Информация, содержащаяся в рисунках, живописных полотнах может быть очень содержательной, но, тем не менее, она не может конкурировать с информацией, которую способен пере­дать язык. То же самое о музыке — она хорошо передает эмо­цию, настроение, но предметная информация ею передана быть не может.

Рассмотрев имеющиеся средства передачи информации в природе и обществе, мы приходим к выводу об уникальности естественного языка человека. Язык может выразить все то, что может быть передано и сигналами животных, и искусст­венными языками, и системами условных сигналов, и многими невербальными средствами, и графикой, и музыкой, но ни од­но из этих средств не может в полной мере и в полном объеме передать все то, что может быть передано естественным язы­ком. Таким образом, естественный язык человека выступает в обществе как наиболее эффективное и универсальное средство передачи информации.

Литература

Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. / Под ред.

6. И. Карасика. Волгоград, 2005. Американское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина.

Воронеж, 2001.

Виноградов В. В. О поэтическом языке. М., 1980. Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. М., 1987. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.


Язык как общественное явление



Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.

Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика се­годня. 1995, №4.

Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж, 2001.

Стернин И. А, Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского комму­никативного поведения. Воронеж, 2003.

Хорошая речь / Под ред. О. Б. Сиротининоп. Саратов, 2001.


Тема 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...