Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление языковой системы в филогенезе




Можно реконструировать определенную последователь­ность, в которой возникали разные участки языковой системы.

Важный материал для подобного описания дают наблю­дения над формированием речи у детей, поскольку известно, что человек в своем внутриутробном и младенческом развитии повторяет основные этапы филогенеза. Кроме того, исследова­тели установили, что высшие приматы и ребенок в возрасте до 2 лет имеют очень много общего в поведении и средствах коммуникации: оперируют категориями субъект и объект, ме­сто, направление, экзистенциальность и принадлежность. У них общие формы первичной коммуникации — волевые сиг­налы, слова-предложения, двусоставные категориальные би­нарные предложения. Это позволяет строить гипотезы о по­следовательности формирования различных участков языко­вой системы по наблюдениям за последовательностью формирования системы родного языка у новорожденного ре­бенка.

Сначала возникают эмоции-команды, сигналы благопо­лучного или неблагополучного состояния. Так, у ребенка с 0 до 8 месяцев выделяются 5 типов сигналов: призыв к обще­нию с матерью, сигнал дискомфорта, сигнал благополучного пребывания во сне, сигнал о нормальном кормлении, сигнал о благополучном пребывании на руках у матери.

Далее, с 9 месяцев до 1 г. 8 мес, формируются слова-предложения, которые сопровождаются жестами. Два основ­ных типа таких предложений: требование (дац — дай; мака


Возникновение, эволюция и развитие языка



дай молока) и констатация наличия предмета (му — вот коро­ва, мама — вот мама). В этот же период начинают формиро­ваться двусловные грамматически неоформленные предложе­ния (ми бух — мишка упал, мама сёска — мама щетка, то есть мама метет). Запас слов в этот период небольшой — 10-15 единиц.

С 1 г. 9 мес. появляются многословные несинтаксирован-ные высказывания из 3-4 слов и резко и быстро начинает рас­ти словарный запас — 80, 100, 200 слов (лексический взрыв). Начинают появляться образования по аналогии.

Грамматическое оформление высказывания осваивается к 5, иногда — к 7 годам.

Формирование системы частей речи в языковом сознании ребенка выглядит следующим образом:

существительные — появляются раньше всех; после ус­
воения примерно 100 существительных ребенок начинает об­
разовывать их по аналогии; ,4

глаголы — появляются после предметного словаря, долгое время опускаются. После освоения 50 глаголов появляются первые глагольные категории;

прилагательные — появляются поздно, после существи­тельных; долго ставятся после существительных — козлик ма­ленький; после освоения примерно 30 прилагательных появля­ются их грамматические формы;

местоимения — появляются в числе первых и с самого начала употребляются правильно;

отдельные наречия — появляются рано, в числе первых слов (наречия места, времени и температуры);

служебные слова — появляются после всех знаменатель­ных частей речи, первыми появляются предлоги.

Имеющиеся данные, полученные индоевропеистами, ис­ториками языка, специалистами по лингвистическим универ­салиям, исследователями детской речи и афазии, позволяют гипотетически представить облик древнейшего языка следую­щим образом.

Сначала появляются согласные с вокалическим призву­ком, фонема включает в себя целый слог, структурно недели­мый. Позднее появляются гласные.


92_____________________________________________ ТемаЗ

В этом языке существовали слоги трех типов: типа ТА. типа А, типа S-S-S, L-L-L, М-М-М (с фрикативным или сонор­ным согласным). Эти слоги комбинировались в речи. Смысло-различительную роль играли место артикуляции звука и его высота, затем носовой призвук.

Первыми возникшими согласными были сонорные в про­тивопоставлении шумным, затем к ним присоединились фри­кативные, а потом возникло противопоставление глухие — звонкие.

Первые лексемы представляли собой, по-видимому, имена предметов и личные местоимения, а также некоторые наречия. Позднее появляются глаголы и другие части речи, служебные слова и, наконец, в некоторых языках — морфемы, формально закрепляющие те или иные лексические и синтаксические зна­чения. Состав морфем постепенно увеличивается, а их функ­ции усложняются.

В пополнении словарного запаса, появлении новых слов большую роль играла аналогия.

Развитие синтаксиса шло от обозначения эмоций-команд и эмоций-состояний к предложениям-требованиям и констата-циям наличия предмета. Язык долгое время был «несинтакси-рован», основу синтаксиса составляли простые двусоставные предложения; сложные предложения сформировались в языке уже в новейший период.

Все предложения первоначально были простыми, а связи между словами формально не выражались. Это наглядно про­слеживается и на примерах из детской речи (мама книжка чи­тать), и из речи больных афазиями (Саша пить молоко, я жить город). Появление грамматически выраженных связей было более поздним событием в развитии языка. От простых предложений, сополагаюшихся друг с другом, к развитию спе­циальных средств и структурных схем сложного предложе­ния — это общечеловеческое движение в синтаксической под­системе языка.

Развитие сложного предложения связано с появлением письменности и особенно книгопечатания. Младописьменные языки, как правило, не имеют развитого инвентаря сложных предложений.


Возникновение, эволюция и развитие языка



Основу первобытного общества составляло племя — группа людей, связанных кровным родством. Мужчины и женщины выполняли разные работы — мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собиранием плодов и ко­реньев. Это обусловило важную роль гендлерлектов в перво­бытном языке — языки мужчин и женщин обладали сущест­венными различиями.

Для древнейшего племенного языка была характерна бы­страя обновляемость словаря. У ряда современных народов, ведущих родоплеменной образ жизни, это сохранилось до сих пор: в 20-х гг. исследователь языка эскимосов описал их язык, а когда через несколько лет вернулся, застал многочисленные новые слова, даже игла была переименована.

Наблюдалась большая территориальная дробность языков. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее второй половины 19-го века описан ситуацию, когда он посещал одну за другой соседние деревни, и ему понадобилось несколько переводчиков, кото­рые переводили друг другу. Эту особенность древнейшего языка обозначают термином «первичная языковая непрерыв­ность» — каждый язык похож на соседний, но меньше — на следующий.

Таковы сегодняшние представления о древнейшем, до-письменном состоянии человеческого языка.

Язык письменного периода также претерпел существен­ные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения были общими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях. Так, в рабовладельческий период развития общества в большинстве культур возникают понятия языковой нормы и языкового стиля, возникает поня­тие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возника­ют многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств.

В период феодализма появляются кастовые языки, обслу­живающие отдельные социальные слои. В Индонезии до XV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малай­ских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский язык, а знать — английский. В Англии в период французского


94____________________________________________ ТемаЗ

владычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски и т. д. Однако постепенно кастовые языки исчеза­ют, и к концу феодального периода побеждают народные язы­ки. Появляются литературно-письменные языки, формируется книжная и народная подсистемы языка.

В период развивающегося капитализма происходит форми­рование наций, а значит, и национальных языков. Происходит четкая дифференциация языковых стилей. Широкое развитие получают социальные диалекты и жаргоны при ослаблении влияния территориальных диалектов. В многонациональных го­сударствах возникают языки межнационального общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...