Становление языковой системы в филогенезе
Можно реконструировать определенную последовательность, в которой возникали разные участки языковой системы. Важный материал для подобного описания дают наблюдения над формированием речи у детей, поскольку известно, что человек в своем внутриутробном и младенческом развитии повторяет основные этапы филогенеза. Кроме того, исследователи установили, что высшие приматы и ребенок в возрасте до 2 лет имеют очень много общего в поведении и средствах коммуникации: оперируют категориями субъект и объект, место, направление, экзистенциальность и принадлежность. У них общие формы первичной коммуникации — волевые сигналы, слова-предложения, двусоставные категориальные бинарные предложения. Это позволяет строить гипотезы о последовательности формирования различных участков языковой системы по наблюдениям за последовательностью формирования системы родного языка у новорожденного ребенка. Сначала возникают эмоции-команды, сигналы благополучного или неблагополучного состояния. Так, у ребенка с 0 до 8 месяцев выделяются 5 типов сигналов: призыв к общению с матерью, сигнал дискомфорта, сигнал благополучного пребывания во сне, сигнал о нормальном кормлении, сигнал о благополучном пребывании на руках у матери. Далее, с 9 месяцев до 1 г. 8 мес, формируются слова-предложения, которые сопровождаются жестами. Два основных типа таких предложений: требование (дац — дай; мака — Возникновение, эволюция и развитие языка дай молока) и констатация наличия предмета (му — вот корова, мама — вот мама). В этот же период начинают формироваться двусловные грамматически неоформленные предложения (ми бух — мишка упал, мама сёска — мама щетка, то есть мама метет). Запас слов в этот период небольшой — 10-15 единиц.
С 1 г. 9 мес. появляются многословные несинтаксирован-ные высказывания из 3-4 слов и резко и быстро начинает расти словарный запас — 80, 100, 200 слов (лексический взрыв). Начинают появляться образования по аналогии. Грамматическое оформление высказывания осваивается к 5, иногда — к 7 годам. Формирование системы частей речи в языковом сознании ребенка выглядит следующим образом: существительные — появляются раньше всех; после ус глаголы — появляются после предметного словаря, долгое время опускаются. После освоения 50 глаголов появляются первые глагольные категории; прилагательные — появляются поздно, после существительных; долго ставятся после существительных — козлик маленький; после освоения примерно 30 прилагательных появляются их грамматические формы; местоимения — появляются в числе первых и с самого начала употребляются правильно; отдельные наречия — появляются рано, в числе первых слов (наречия места, времени и температуры); служебные слова — появляются после всех знаменательных частей речи, первыми появляются предлоги. Имеющиеся данные, полученные индоевропеистами, историками языка, специалистами по лингвистическим универсалиям, исследователями детской речи и афазии, позволяют гипотетически представить облик древнейшего языка следующим образом. Сначала появляются согласные с вокалическим призвуком, фонема включает в себя целый слог, структурно неделимый. Позднее появляются гласные. 92_____________________________________________ ТемаЗ В этом языке существовали слоги трех типов: типа ТА. типа А, типа S-S-S, L-L-L, М-М-М (с фрикативным или сонорным согласным). Эти слоги комбинировались в речи. Смысло-различительную роль играли место артикуляции звука и его высота, затем носовой призвук.
Первыми возникшими согласными были сонорные в противопоставлении шумным, затем к ним присоединились фрикативные, а потом возникло противопоставление глухие — звонкие. Первые лексемы представляли собой, по-видимому, имена предметов и личные местоимения, а также некоторые наречия. Позднее появляются глаголы и другие части речи, служебные слова и, наконец, в некоторых языках — морфемы, формально закрепляющие те или иные лексические и синтаксические значения. Состав морфем постепенно увеличивается, а их функции усложняются. В пополнении словарного запаса, появлении новых слов большую роль играла аналогия. Развитие синтаксиса шло от обозначения эмоций-команд и эмоций-состояний к предложениям-требованиям и констата-циям наличия предмета. Язык долгое время был «несинтакси-рован», основу синтаксиса составляли простые двусоставные предложения; сложные предложения сформировались в языке уже в новейший период. Все предложения первоначально были простыми, а связи между словами формально не выражались. Это наглядно прослеживается и на примерах из детской речи (мама книжка читать), и из речи больных афазиями (Саша пить молоко, я жить город). Появление грамматически выраженных связей было более поздним событием в развитии языка. От простых предложений, сополагаюшихся друг с другом, к развитию специальных средств и структурных схем сложного предложения — это общечеловеческое движение в синтаксической подсистеме языка. Развитие сложного предложения связано с появлением письменности и особенно книгопечатания. Младописьменные языки, как правило, не имеют развитого инвентаря сложных предложений. Возникновение, эволюция и развитие языка Основу первобытного общества составляло племя — группа людей, связанных кровным родством. Мужчины и женщины выполняли разные работы — мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собиранием плодов и кореньев. Это обусловило важную роль гендлерлектов в первобытном языке — языки мужчин и женщин обладали существенными различиями. Для древнейшего племенного языка была характерна быстрая обновляемость словаря. У ряда современных народов, ведущих родоплеменной образ жизни, это сохранилось до сих пор: в 20-х гг. исследователь языка эскимосов описал их язык, а когда через несколько лет вернулся, застал многочисленные новые слова, даже игла была переименована.
Наблюдалась большая территориальная дробность языков. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее второй половины 19-го века описан ситуацию, когда он посещал одну за другой соседние деревни, и ему понадобилось несколько переводчиков, которые переводили друг другу. Эту особенность древнейшего языка обозначают термином «первичная языковая непрерывность» — каждый язык похож на соседний, но меньше — на следующий. Таковы сегодняшние представления о древнейшем, до-письменном состоянии человеческого языка. Язык письменного периода также претерпел существенные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения были общими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях. Так, в рабовладельческий период развития общества в большинстве культур возникают понятия языковой нормы и языкового стиля, возникает понятие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возникают многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств. В период феодализма появляются кастовые языки, обслуживающие отдельные социальные слои. В Индонезии до XV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малайских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский язык, а знать — английский. В Англии в период французского 94____________________________________________ ТемаЗ владычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски и т. д. Однако постепенно кастовые языки исчезают, и к концу феодального периода побеждают народные языки. Появляются литературно-письменные языки, формируется книжная и народная подсистемы языка. В период развивающегося капитализма происходит формирование наций, а значит, и национальных языков. Происходит четкая дифференциация языковых стилей. Широкое развитие получают социальные диалекты и жаргоны при ослаблении влияния территориальных диалектов. В многонациональных государствах возникают языки межнационального общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|