ИНТЕРЛЮДИЯ Относительность звука
Помните пример оптического обмана, когда линии одинаковой длины кажутся короче или длиннее в зависимости от того, в какую сторону указывают нарисованные на них стрелки? Музыка может создавать временные иллюзии, которые воздействуют на наше восприятие времени. Вот один из примеров, который понравился бы Эйнштейну, так как он был скрипачом-любителем. Найдите партнера для слушания, попросите его сесть, закрыть глаза и прослушать два упражнения. Взяв в руки часы с секундной стрелкой, пропойте звук «а» в течение пяти секунд. Затем сделайте глубокий вдох и пропойте этот же звук еще пять секунд более низким голосом. После этого еще раз снизьте тональность и пропойте звук еще раз пять секунд. Попросите собеседника открыть глаза, потянуться, попросите его снова закрыть глаза и насвистывайте в течение пятнадцати секунд какую-нибудь популярную мелодию. Попросите собеседника высказать свое мнение о том, какое из этих пятнадцатисекундных упражнений показалось ему более длинным. Некоторые скажут, что первое упражнение было длиннее, потому что в нем было больше пространства и широты. Другим покажется, что второе упражнение было более длинным, потому что в нем было гораздо больше звуковой информации (множество нот, тональностей и фраз). Отсюда видно, что звуки и музыка могут повлиять на восприятие времени н пространства, их можно использовать для ускорения, замедления или изменения характера наших действий н окружающей среды. Музыка может улучшать память и обучаемость. Мы видели, что выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Прослушивание легкой музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов. Метод доктора Георгия Лазанова, который использовал музыку для усиления памяти, будет рассмотрен нами в главе, посвященной образованию.
Музыка повышает производительность труда. Исследования работающих и состояния их памяти привели к радикальному изменению взглядов на то, как можно использовать музыку на рабочем месте. Университет штата Вашингтон сообщает, что в исследовании девяноста человек, которые занимались переписыванием рукописей, точность воспроизведения в группе, которая в это время прослушивала легкую классическую музыку в течение 90 минут, повысилась на 21,3%. И наоборот, показатели тех, кто прослушивал популярную радиопрограмму по коммерческому радио, улучшились только на 2,4%. Между тем у тех, кто выполнял редактирование и копирование в тишине, показатели были на 8,3% ниже, чем у тех, ктр работал «в сопровождении» обыкновенного шума. Компании «АТ энд Т» и «Дюпон» сумели сократить время обучения наполовину за счет применения учебных программ, сопровождающихся творческой музыкой. Страховая компания «Экитабл лайф» повысила производительность труда своих сотрудников, заполняющих страховые полисы, на 17% после того, как в течение шести месяцев исполнялись специальные музыкальные программы. Предприятие «Пауэр энд лайт» в штате Миссисипи сумело повысить производительность бухгалтерского отдела на мя трансконтинентального велосипедного пробега между Санта-Моникой и Нью-Йорком, который проходил под музыку, был установлен мировой рекорд за девять дней, двадцать три часа и пятнадцать минут. Один из велосипедистов рассказал, что прослушивание записей инструментальной мушки, которая была подобрана таким образом, чтобы синхронизировать сердечно-сосудистую и мускульную деятельность, повышало его выносливость на 25%. Аналогичная «синхронизированная высокоритмичная музыка» сейчас специально выпускается для бега трусцой, катания на лыжах и других видов спорта. «Помните, что такие записи следует прослушивать на малой громкости, чтобы не причинить себе неприятностей».
Музыка улучшает подсознательное восприятие символики. Кинорежиссеры прекрасно понимают, что «звуковая дорожка» фильма обеспечивает делу успех. Часто звук способен создавать и поддерживать напряженность при просмотре фильма лучше, чем то, что происходит на экране, пробуждая различные символы и взывая к подсознанию зрителя. Аналогично новые экспериментальные способы лечения используют расслабление в сочетании с музыкой для «прорыва» в подсознательную область пациента и излечения травм, которые в течение длительного времени были как бы «заперты» внутри организма. В главе 6 мы рассмотрим более подробно наиболее перспективные виды подобной терапии. Музыка помогает вырабатывать чувство безопасности. «Безопасная» музыка не всегда прекрасна или романтична. Это музыка, которая обеспечивает слушателю покой. Мои родители и родители моих родителей «находили свою безопасность» в возвышенных гимнах, которые они знали наизусть. С помощью этих песен, похожих на молитвы, им было легче преодолеть Великую депрессию, мировые войны и другие трагедии. Во время войны во Вьетнаме песни Саймона и Гарфункеля, Джоан Баез, Джуди Коллинз и Боба Дилана исполнялись в духе конфронтаций и протеста. Тем не менее для миллионов молодых людей эта музыка стала способом выразить сложные чувства — беспокойство и страх. И сегодня молодежь использует музыку в качестве убежища. Включая максимальный звук, слушая высокоэнергетическую музыку, современный хип-хоп, рэп, панк и грандж, молодые люди изолируют себя от внешнего мира, который представляется им чересчур материалистичным и лицемерным.
* * *
Эти примеры показывают нам, что музыка обладает большой силой и целительными свойствами. Она помогает нам связаться с глубинными ритмами жизни. За последние пятьдесят лет наше общество стало слишком полагаться на специалистов, профессионалов. Мы привыкли обращаться к врачам, когда чувствуем боль или незнакомые ощущения. При этом мы рассчитываем, что врач может диагностировать недомогание и научить нас, как лечиться. С другой стороны, пытаясь объединить дух и тело и принимать активное участие в процессе выздоровления, мы становимся сильнее и убежденнее. Поставив себе на службу новые знания и мудрость, мы можем использовать традиционные медицинские модели более творчески и эффективно.
Не только Амадей
У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Вместо того чтобы объяснять варианты «эффекта Моцарта» («эффект Брамса», «эффект Гершвина», «эффект Синатры», «эффект Рэя Чарлза» или «эффект Мадонны»), я хочу коротко познакомить вас с воздействием, которое оказывают на нас различные жанры музыки. Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Например, «горячий» джаз может заставить кровь активнее циркулировать, повысить пульс и вызвать избыточное выделение гормонов, в то время как «холодный» джаз может снизить кровяное давление, перевести мозг в режим альфа-волн и увести нас от проблем. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, диеты, окружающей среды и позы. • В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс. • Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы. • Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.
• Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, национализм или мистицизм. Ее лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь. * • Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр и Равель) основана на свободнотекущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку, после которых, необходимы гимнастические упражнения на растягивание (стретчинг), могут пробудить ваши творческие импульсы. • Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность. • Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно. • Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия. • Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Майкл Джексон, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме. • Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов (например, музыка семи арфистов или Брайана Эно), усиливает состояние расслабленной готовности. • Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп и грандж может перевозбудить нас, повысить активность. • Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения.
Вибрация, ритм и образ
Музыка отличается импульсивностью, как и все живое. Импульсивность означает поток, устойчивое течение энергии, которая окружает нас. Структура нашей жизни построена как сложная сеть приливов и отливов, периодов активности и отдыха. Почувствовать пульсацию музыки — значит почувствовать или настроить на нее пульсацию организма слушателя. Не только музыка, но и язык обладает собственным ритмом. Попробуйте записать свой голос, когда вы разговариваете по телефону, и вы увидите, что он состоит из фраз (музыкальных предложений), в каждой из которых можно ощутить характерный для него ритм. Включите любимую классическую музыку и попробуйте под нее прочитать эту страницу. Вы сразу заметите, что читаете быстрее или медленнее. После этого включите радиоканал с популярной музыкой и сразу заметите, как изменяется ваша манера чтений и восприятия информации. Если вы будете читать эту страницу вслух, то заметите, что ритм снова изменился. Вы увидите, что ваш голос и манера передачи речевой информации поистине музыкальны.
Мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда слушаем ее, но музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведение. В танце, например, музыка стимулирует движения тела. Различные музыкальные стили могут заставлять нас двигаться по-разному. Когда мы ведем машину и слушаем радиоприемник или магнитофон, организм не подчиняется гармонии музыки в такой же степени. Мы больше думаем о вождении, поэтому наше сознание как бы раздваивается. Если музыка звучит на каком-то фоне (например, когда мы разговариваем с приятелем), она будет оказывать на нас гораздо меньшее влияние, чем когда мы присутствуем на концерте. Тем не менее, вне зависимости от того, сосредоточены мы на ней или нет, музыка ненавязчиво формирует и определяет границы нашей физической, умственной и общественной среды, влияя на то, сколь энергично, гармонично и плавно жизнь течет внутри и вокруг нас. Понятием, тесно связанным с ритмом, является шаг. Быстрый или медленный «шаг звука» может определять то, будем ли мы чувствовать себя здоровыми, решительными, расслабленными, готовыми к неприятностям или поникшими. Музыка, которая не имеет стандартного, четко организованного шага, может воодушевить нас, но вскоре начнет раздражать. Шаг звука влияет на наш внутренний метроном, на способность координировать физические и умственные функции. Музыка одновременно создает множество образов. Структура и последовательность ее тонов воздействуют на организм и движение человека, в то время как меняющаяся гармония и струны могут возбуждать наши эмоции. Лирические стихи или рассказы, положенные на музыку, могут вернуть нас в прошлое, когда мы были счастливы. Вот почему мы так любим слушать песни нашей юности. Музыка вызывает к жизни приятные воспоминания. Музыка может быть деликатной и спокойной, но она никогда не бывает мертвой. Даже мелодия, которая длится часами, несет в себе пульсирующую волну, которая влияет на мозг и тело на различных уровнях. То, что мы вкладываем в каждый свой звук, — также жизненно важно. С точки зрения целительства, «эффект Моцарта» распространяется за пределы чисто звуковых или качества исполнения. В конце концов именно слушатель определяет итоговое воздействие: вы сами являетесь активным проводником и участником процесса «оркестровки» своего здоровья. Ваши кассеты, компакт-диски и элементы звуковоспроизводящей техники дают вам удивительное чувство контроля над тем, как вы организуете шаг и ритм каждого дня. Музыка, с которой вы просыпаетесь каждое утро, очевидно, очень Сильно отличается от той, с которой вы любите понежиться в постели в выходные или во время отпуска. Уделяя повышенное внимание ритму, шагу и образу, которые создает музыка, вы можете составить оптимальную «звуковую диету», которая поможет вам быть энергичным и свежим вне зависимости от времени года и циклов вашей жизни.
Цветение звука
Природа тоже реагирует на «эффект Моцарта». Самые захватывающие результаты исследования в области целительства с помощью звука заключались в том, что музыка способствует росту растений. Дэн Карлсон является родоначальником того, что мы сейчас называем цветением звука. В 1960 году во время службы в армии США в Корее он видел ужас нехватки продуктов и голода, наблюдая за тем, что люди едят, когда у них заканчиваются продукты. Сначала они поедали фрукты и растения полностью, включая семена, затем стебли и виноградную лозу и, наконец, корни. Через пару лет земля стала голой, а пищи не было вовсе. Карлсон вернулся домой в штат Миннесота и Задумался над тем, как улучшить рост растений, не только удобряя землю, но и увеличивая поры в структуре листьев, похожие на рот. Он решил дать растениям самим выбрать то, что им нужно для лучшего роста, вместо того чтобы насильно подкармливать их (как это активно проповедовали сторонники новых методов химической подкормки почв). Он начал экспериментировать на основе идеи, что звук может помочь растениям раскрыть поры, давая возможность поглощать больше питательных веществ. Во-первых, он стал изучать время суток, когда поры растений открыты шире, и пришел к выводу, что растения быстрее всего развиваются ранним утром, когда поют птицы. И вдруг его осенило. Он подумал, что некоторые музыкальные звуки или мелодии должны стимулировать рост растений. Карлсон сконструировал специальный кассетный магнитофон, который воспроизводил немузыкальные звуки (звуки, которые нельзя рассматривать как мелодию). Он нашел специалиста, Майкла Хольца, который подтвердил, что определенная музыка издает такие же вибрации и частоты, которые напоминают пение птиц. Одним из первых видов музыки, которая вызывает реакцию растений, была игра на ситаре — традиционном струнном инструменте, распространенном в Индии. Звук ситара не для западного уха, но растениям он «понравился». Тем временем Дороти Реталлйк, выпускница колледжа, также начала проводить эксперименты с растениями и музыкой. Она построила пять небольших теплиц и высадила там кукурузу, тыкву, календулу, циннию и петунию. Теплицы были одинакового размера, получали одинаковое количество света и воды, там было одинаковое качество почвы. В течение нескольких месяцев она проигрывала различные музыкальные произведения для растений в четырех из пяти теплиц. (В качестве контрольной пятая теплица не получала никаких звуков.) Одна группа растений получала произведения Баха, вторая — индийскую классическую музыку, третья — громкий рок, а четвертая — музыку кантри. Вскоре Дороти Реталлак обнаружила, что Бах и индийская музыка значительно ускорили рост растений. Цветы были обильнее, а стебли даже стали расти в направлении к громкоговорителям. С рок-н-роллом получилось не так хорошо. Цветов было гораздо меньше. Казалось, растения не хотят расти. В теплице с кантри Реталлак обнаружила, что растения развиваются почти так же, как в теплице, где музыки вообще не было.
Барабаны Жизни
Музыка может оказывать целительный эффект на семьи и сообщества людей в такой же степени, как на отдельных людей и растения. Для этой цели можно использовать почти любой музыкальный инструмент. Ударные инструменты, в особенности барабаны, традиционно использовались во многих странах для того, чтобы напитать энергией людей. В начале 1990-х годов Мики Харт написал композицию «Барабанный бой магии», которая отражает значение этой музыки в истории человеческих культур и цивилизаций. Вскоре на свет появился так называемый «ритм жизни», который стал основой для всех барабанщиков и ударников страны. Жизнь многих людей была полностью преобразована за счет импровизационных музыкальных отрывков, которые базировались на «ритме жизни». Одна из них — Луиза, бабушка шестерых мальчиков. Луизе практически в одиночку пришлось их растить, поскольку родители детей были заняты на работе, а она в одиночку справлялась со столь большой семьей. Музыка всегда была частью их дома и церковной жизни, но этого было недостаточно. Временами Луиза чувствовала себя утомленной, так как внуки обязательно хотели стать барабанщиками. Ей пришлось терпеть годы, когда барабанный бой раздавался из подвала их дома. Казалось, весь дом пронизан гулом с трех часов дня до десяти вечера. Однажды вечером самый старший из внуков Рик спросил у бабушки, не согласится ли она пойти с ним на концерт послушать игру на барабане. Луиза была очень терпимой, доброй и любящей, но пришла в ужас от того, что ей придется присутствовать на душераздирающем представлении. Но она была столь польщена фактом приглашения, что согласилась. В конце концов вряд ли это могло быть хуже, чем у нее дома. Рик привел бабушку в большой гимнастический зал, где дети, юнцы и люди самого разного возраста собрались в большом количестве. У них в руках были барабанные палочки, деревянные молотки или джазовые барабаны. Луиза пожалела, что пришла сюда, чувствуя себя как заблудшая душа на пороге ада. Когда они вошли, Рик протянул бабушке барабан на легком каркасе с длинной ручкой (он напоминал теннисную ракетку) и сказал: «Вот, это для тебя. Бьюсь об заклад, он станет твоим другом». Луиза была в ужасе. «Мне кажется, что для меня это будет слишком громко», — ответила она. «Именно поэтому я и дал тебе барабан, — сказал Рик. — Как только звуки станут для тебя слишком громкими, просто ударь по нему, и он смягчит восприятие. Я уверен, тебе это понравится». Вскоре люди собрались в группу посреди зала, держа в руках такие инструменты, которых Луиза никогда не видела. Все они выглядели вполне нормальными. Потом они заиграли, и Луиза очутилась в мире, в котором никогда раньше не бывала, даже с учетом тех звуков, которые раздавались из подвала все эти годы. Много лет спустя она рассказала мне, что, когда начала колотить по этому барабану среди этих пульсирующих звуков, она поймала ритм и вскоре сама стала этим ритмом. Она за каких-нибудь тридцать минут почувствовала себя на пятьдесят лет моложе. Понимая, что нет правильной или неправильной игры на барабане, Луиза почувствовала себя раскрепощенной. «Я никогда не думала раньше, что смогу так играть», — сказала она. И сейчас несколько раз в неделю Луиза присоединяется к внукам и исполняет свою партию на ударных. Чувство единения появляется всякий раз, когда люди начинают играть на основе «ритма жизни». По всей стране группы барабанщиков разного возраста регулярно собираются: старшее поколение выстукивает на барабанах Лоренса Уэлка, Гленна Миллера, прочие музыкальные шедевры давних лет. Более молодые предпочитают композиции Глории Эстефан. Совместное музыкальное исполнительство быстро устанавливает между людьми тесные связи, позволяя им собираться вместе и играть от души. ГЛАВА 4
Голос звука
Баш природный целительный инструмент
Голос человека — замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств. Даже отдельно произнесенный звук может произвести массаж мышечных тканей верхней части тела и заставляет все вибрировать изнутри. Каждое движение человеческого тела, в ежою очередь, влияет на то, как мы вдыхаем и выдыхаем, воздействуя таким образом на характеристики нашего голоса. Тем не менее мы очень редко уделяем внимание своему голосу, пока не начинаем его использовать необычным образом, например изучая новый язык.' Тогда, когда не отвлекаемся на содержание и значение произносимых нами звуков. Основой голоса является дыхание. Мы вдыхаем воздух, он проходит через легкие, а затем мы его выдыхаем. Во многих религиях дыхание подразумевает дух, душу. Еврейское слово ruach означает не только единый дух Вселенной, который носится над землей, но и дыхание Господа. Аналогичное значение этих понятий можно найти во многих языках. По мере того как мы находим пути выразить свою душу посредством голоса, мы замечаем, что и дыхание имеет определенную мелодику, как и движения нашего тела. Я предлагаю, чтобы вы думали о своем дыхании следующим образом: это прана, ки, т. е. жизненная сила, на которой основан голос. С каждым вдохом вы втягиваете в себя тот же воздух, которым дышали Будда, Иисус, Шекспир и Моцарт. Английское слово voice (голос) происходит or французского voix и латинского vox. Английские слова vocal (вокальный), vowel (гласная), vouch (ручаться, отсюда наше «ваучер»), а также provoke (провоцировать) происходят or одного и того же корня. «Вокализация», однокоренное слово, происходит от латинского vokare (призывать). Вначале оно означало музыкальный или, по крайней мере, другой ритмичный зов. Это не совпадение, что такие простые призывы, особенно в виде песнопений, играют важную роль в различных мировых религиях. У «Стены плача» в Иерусалиме страстные молитвы и энергичное кивание головой благочестивых евреев позволяют им возвыситься на вершину духовного. Мусульмане во время хаджей в Мекку, совершая молитвы пять раз в день, исполняют песнопения из Священного Корана. Последователи тибетского буддизма читают мантры, вращая молитвенные колеса. Даже в Америке есть свои мантры, например: «Все на линию защиты! Вперед, парни, вперед!» Они эхом проносятся над спортивными стадионами ъ аренами, возбуждая миллионы спортивных фанатов. В этой главе мы рассмотрим необыкновенный эффект звуков, которые мы в себе генерируем. Это тоны, песнопения, мантры и рэп, которые позволяют нам не только приблизиться к святой духовности, но и ощутить облегчение на более практическо! уровне, уменьшая боль, снимая повседневное напряжение и повышая жизненную силу и стойкость. Первородный голос
Первый крик новорожденного означает начало жизни. Впоследствии младенец начинает выражать себя в виде живого существа, обладающего сознанием, посредством своего голоса. «Выражать» сказано слишком мягко. Малыш может орать и вопить часами, и его крики передают невероятную мощь, которую он ощущает от того, что стал кем-то. Позднее голос становится путем к самопознанию, самоизучению и самоуважению. Голос является наиболее активным «органом» человеческого тела. Бывая порой резкими для уха взрослого человека, крики, вопли и бормотание ребенка помогают снять стресс, выразить свои эмоции и являются существенным этапом в его развитии. Для поощрения развития речи очень важно, чтобы родители (родственники и взрослые) играли с детьми в различные звуковые игры и вместе с ними учили их ходить. Все эти «гули-гули», визги, охи и ахи не только передают радость, которую испытывает ребенок, но и помогают ему понять задолго до того, как он научится координировать органы своего тела или думать, что голос является одним из основных инструментов в его связях с окружающим миром. Начиная с самых первых криков, ребенок осваивает свои первые согласные звуки. Ог «ма» и «ба» до «га» и «да» происходит рост голосовых связок от микроскопических трех до пяти с половиной миллиметров к одному году. К подростковому возрасту голосовые связки вырастают до размера почти десять миллиметров. Ритм дыхания также изменяется с возрастом. Из-за маленького отверстия гортани ребенок начинает дышать примерно с частоты сто вдохов и выдохов в минуту, чтобы получить достаточно кислорода в первые недели после рождения. Дыхание замедляется по мере развития и роста ребенка. К восемнадцати-девятнадцати годам оно стабилизируется на ритме or тридцати до сорока вдохов-выдохов в минуту. Очень быстро ребенок начинает распознавать значение слов, составляя звуки в определенной последовательности и анализируя интонацию, стараясь уловить чувства, которые передаются каждым словом. Мелодические вариации, которые голос проявляет с использованием языка, называются просодией (or греческого слова, означающего «ударение», «припев», а также подраздел стиховедения, учение о метрически значимых элементах речи — долгих и кратких слогах, ударных и безударных звуках и так далее). Преподаватели-новаторы уделяют большое внимание развитию вокальных и музыкальных способностей ребенка, поскольку общепризнано, что чем больше на ребенка воздействует музыка, поэзия и чтение вслух в детстве и юношестве, тем богаче станет его голос. По мере развития наших лингвистических и познавательных способностей мы начинаем отвергать те первичные звуки, которые так естественны в детстве. Меня всегда угнетал тот факт, что мы очень мало внимания уделяем периоду взросления, когда мальчики теряют свой звонкий «детский» голос. При этом мальчик забывает голос своего детства. Девочки обычно не преодолевают столь серьезных звуковых преград вовремя взросления. Их голос и речь не претерпевают; столь радикальных изменений вплоть до появления менопауз, когда голос довольно сильно «садится». Вполне возможно, что популярность современной терапии, основанной на повторных ощущениях рождения на свет, которые включают утробные звуки и попытки открыть человеку в себе ребенка, связана с воспоминаниями об этих исходных голосах и речевой свободе, которая так нравилась нам в детстве. Нам нужно быть услышанными. Зная, что нас слушают, мы начинаем созревать. В современном обществе, где тинэйджеры (ребята от 13 до 19 лет) часто ощущают, что их никто не слушает и не слышит, громкие звуки и ритмы рок-музыки могут помочь им выразить эмоции, которые они вынесли из неполноценного детства, или просто разрядить напряженность переходного возраста. Часто конец страданий или освобождение от боли сопровождается и усиливается звуками, которые мы издаем. С другой стороны, эти звуки страдания и боли могут вызывать соответствующую ответную реакцию у взволнованного слушателя. Одно из упражнений, которое я выполняю со студентами, заключается в том, что я прошу их произнести бессмысленные звуки. Я называю это «мирским голошением» (разговор на неизвестных языках), поскольку эта форма бормотания предназначена для того, чтобы дать студентам возможность выплеснуть свои эмоции. Упражнение очень простое. Вначале я показываю на какую-нибудь вещь, которая надета на студенте, и придумываю смешное слово, например «тинглдроп», вместо серьги. После этого студенты передают серьгу друг другу, и каждый называет ее по-другому. Затем я прошу студентов придумать названия для известных предметов и явлений, например стула, неба или фортепиано. На следующем этапе группа разбивается на пары, и в каждой паре один должен объяснить другому какое-нибудь эмоциональное понятие. Правилом является то, что студентам запрещено говорить по-английски или на другом Известном им языке. Многие замолкают, пока я не предоставляю в их распоряжение словарь звуков, которые интуитивно проникают в правое полушарие мозга и в эмоциональную подкорку. Такое бормотание в стиле детских песен не несет никакой информации, но передает эмоции. После этого я прошу студентов уделить десять минут импровизации и постараться придумать похожие слоги, используя новый «язык* для того, чтобы помочь разрядиться себе и своему партнеру. Роль слушателя в этом упражнении очень проста — слушать и обозначать свое заинтересованное присутствие. Слушатель не делает никаких комментариев, только кивком головы или жестами дает понять, угадал ли он выражаемые эмоции и помогают ли ему звуки выразить свои чувства. После этого участники эксперимента обсуждают на английском или другом известном им языке эмоции, которые они ощутили. Снова и снова студенты рассказывают мне, что это упражнение оказало на них гораздо более сильное очищающее и целебное воздействие, чем любые разговоры на известных языках. Даже за счет произнесения бессмысленных слогов можно снять напряжение голоса, после чего студенты чувствуют себя лучше. В заключение группа проводит целый час, используя зовы, ритмы, крики и рэп для того, чтобы повысить свои вокальные навыки без употребления нормального языка. Всякий раз после этого, когда студенты возвращаются к нормальному английскому языку и рассказывают о прошедшем дне, их голоса всегда звучат богаче, красочнее и трогательнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|