Песнопения как Живое искусство
Песнопения сейчас — гораздо более живое искусство, чем когда бы то ни было, и не только среди коренных американцев. Одним из самых ярких приверженцев современных песнопений является Шарлотт Миллер, дирижер из Перегрина, руководитель женского хора в Епископальной церкви Всех святых в городе Феникс. Миллер посвятила двадцать лет исследованию целительных эффектов песнопений. Это началось с одного вечера в Гавайском оперном театре, когда Шарлотт заметила, что мучившие ее боли в костях исчезают, как только она начинает петь или декламировать. Пытаясь вернуть нам божественное прикосновение к собственным священным звукам, она искусно переложила григорианские санскритские и ведические песнопения. Наряду с дирижированием хором Миллер проводит семинары и работает индивидуально, помогая людям исцеляться при помощи песнопений. Музыка Тайзе представляет собой еще один впечатляющий пример того, как песнопения можно использовать в нашей современной поликультурной действительности. Тайзе — община во Франции, недалеко от святого места, где стояло великое аббатство Клюни. Она была основана в 1960-х годах группой протестантов и католиков, которые хотели создать экуменический монастырь для молодежи. Там она могла бы искать ответы на великие духовные вопросы жизни. От этой общины ведет свое начало мощная живительная и исцеляющая музыка. Не так давно я совершил свою третью поездку к сестрам милосердия в восстановительный центр города Берлингейм, около Сан-Франциско. Сестра Сюзанна руководит там вечерними песнопениями Тайзе в великолепной часовне. За полчаса до начала я заметил молоденькую девушку лет четырнадцати, которая устроилась с игрушечным медвежонком и спальным мешком у дверей часовни. Так в средневековые времена люди проводили ночи напролет возле изысканно оформленных порталов великолепных соборов и храмов для того, чтобы быть как можно ближе к умиротворяющей энергии звука, веры и молитвы. Я спросил девушку, почему она не заходит в часовню. Она ответила: «Я не католичка, но чувствую защиту и любовь, которые распространяются от звуков этой музыки. Мне страшно войти внутрь, но яле меньше боюсь жизни. Я стараюсь приезжать сюда каждый месяц, но не хочу, чтобы мои друзья знали об этом. Мне кажется, что это одно из самых святых мест на земле».
Спустя несколько минут сестра Сюзанна и группа музыкантов сгрудились вокруг пианино и начали играть музыку, основанную на простых, сладостных и часто повторяемых мелодиях: «Приди и наполни наши сердца миром. Только ты, о Боже, по-настоящему свят. Приди и наполни наши сердца миром, хвала живому Богу». Все пространство часовни вскоре до краев наполнилось этими словами, а число прихожан, которые заполнили все места и проходы, составило не меньше пятисот человек. В течение почти трех часов такие тексты, как «Воспоем Господа всей нашей сутью», были повторены десятки раз. С каждым разом казалось, что музыканты проникают все глубже и глубже в дух молитвы. Эффект заключался в плавной и непрерывной ткани голосов и звуков инструментов. В течение нескольких часов люди разного возраста, разных национальностей и верований получали удовольствие от песнопений. Музыка Тайзе соединяет воедино святое и мирское. Объединяя рефрены песнопений с современными музыкальными инструментами, такими как флейта и гитара, а все это — с текстами, которые написаны на шести или семи языках, Тайзе олицетворяет собой новую планетарную музыку. Это поистине литургия Вселенной. Стихи поют на английском, французском, испанском языках или латыни. Их можно услышать в методистских, баптистских и пресбитерианских церквах, в шотландских общинах, среди тех, кто совершает паломничество в Лурды, даже в Ватикане.
И это неудивительно. В течение двух или трех часов люди чувствуют, что погружаются в высокоэнергетичные заряженные поля исцеления и благословения. Мир звуков и голосов Вселенной становится единым целым.
Пение в обертонах
Возможно, вам доводилось слушать пение тибетских монахов, которые умудряются петь на двух или трех тональностях одновременно или издают звуки, которые расширяют звуковые октавы. В отличие от высокочастотного характера григорианских песнопений, тибетцы издают низкочастотные, утробные звуки, которые мало напоминают то, что мы называем музыкой. Но именно такой вид пения, известный под названием пение в обертонах, может быть необычайно целебным. В начале 1980-х годов монахи из монастыря Гыото города Дхармсала в Индии привезли священную музыку на Запад и дали представления в соборе святого Джона в Нью-Йорке и в других местах. Глубокие звуки их пения вдохновили современных композиторов, в частности Полин Оливерос, Джона Кейджа и Филиппа Гласса, на использование подобных композиций в своем творчестве. В одном из интервью Кхен Ринпоше, аббат из Гыото, раскрыл секреты одной из методик, которые традиционно используются для овладения навыками такого пения: «Есть упражнение, когда ученики идут к ревущему водопаду и упражняются там до тех пор, пока не научатся четко различать голоса друг друга на фоне ревущей годы», — пояснил он. Пение в обертонах характерно не только для Тибета. Певческая культура Индии, Филиппин и Китая также отдает дань такому стилю. В городе Тува происходят певческие конкурсы в обертонах каждую весну. Кэти Браун, популярная канадская певица, одна из моих наиболее прилежных студенток, была приглашена в жюри такого фестиваля в 1995 году. «Поначалу они хотели, чтобы десяток иностранных исполнителей вступили в состязание с тувинцами, но когда мы вежливо отказались, они пригласили нас прослушать всю программу, чтобы расслабиться и посмеяться, — рассказала Браун. — Быть членом жюри — сложнейшая задача, но она заслуживает того, чтобы вспоминать, как обладатель первого приза удаляется на фоне заката на выигранном им коне в национальном костюме».
Обертона не столь мистичны, как может показаться. В Соединенных Штатах мужские вокальные квартеты (их еще называют «парикмахерскими» или «домашними») появились в конце XIX века. Они исполняют популярные песни без аккомпанемента. Существует даже ассоциация таких ансамблей. Они базируются на аналогичных принципах, позволяющих достигнуть определенного богатства тембра. Вам не нужно становиться участником «парикмахерского квартета» или отправляться к Ниагарскому водопаду. Мы издаем обертона при произнесении всех гласных звуков. Пропойте вторую строчку песни «У старого Мак Дональда была ферма», продлевая гласные звуки как можно дольше, и вы сможете расслышать обертона. Для этого необходимо плавно изменять звучание гласного звука, используя меньше воздуха и уделяя пристальное внимание месту языка во рту. Положение языка меняет «цветовую окраску» звука. Попытайтесь произнести звук «и-и-и», изобразив на лице широкую улыбку. Затем измените звук на «а-а-а», продолжая улыбаться. Обращайте внимание на то, как двигается язык. Джонатан Голдмен, основатель Ассоциации целителей звуком, уверен в том, что голосовые гармоники успокаивают тело и очищают мозг более эффективно, чем любая другая форма звука.
Духовное тонирование
Одной из наиболее распространенных форм вокала сегодня являются мантры, или короткие песнопения, состоящие из одного слога или. фразы, которые повторяются снова и снова. Санскритская мантра ом, которую ежегодно напевают миллионы бизнесменов и водителей грузовиков, домохозяек и спортсменов, а также религиозные деятели и религиозные фанатики, популярна не только в Индии, но и во всем мире. Заставляя звучать этот ом как можно медленнее, вы обретаете единство со всем живым и сущим на земле. Этот замечательный слог, который обычно фонетически транскрибируется как «ом» на Западе, лучше всего представить тремя буквами «аум», как это делается на Востоке. Звук «а» произносится как «ах» — представляет начало вдоха одновременно с издаванием звука. Звук «у», который произносится как длинное «о» со скольжением и переходом в короткое «у», является полным, удлиненным телом самого звука. Вы можете назвать этот звук серединой слова и сердцем мантры. Он содержит гласный звук и растягивает выдох до финального звука «м». Это мычание, произнесение звука «м» с закрытым ртом, получается как длинное «м». Она является затухающей частью цикла и представляет собой как бы растворение всей спирали жизни, дыхания и звука. Эти три части мантры представляют собой триединый аспект Бога в индуизме: Брахма, создатель, олицетворяется первой частью, звуком «а»; Вишу, сохранитель, — звуком «у»; Шива, разрушитель, — звуком «м*. Таким образом, один простой звук, как и все звуки на планете, представляет собой зарождение, поддержание жизни и ее завершение. Иудаистско-христианская традиция имеет свою версию мантры: «аум» — «аминь».
После популярной песенки «Верните мне их, верните их назад», одной из наиболее популярных мантр в Северной Америке сегодня, идет песнопение «Ом нама шивайа». Эта молитва, каждый слог которой вызывает резонанс в различных участках мозга и тела, призывает Бога разрушить все преграды и иллюзии человеческого сознания и открыть путь к совершенству и святости. Те, кто практикует эту мантру в течение длительного времени, говорят о том, что она позволяет им повысить внимательность и преодолеть сложности жизни, упав в объятия Господа. В индуизме слово биджа является гласным звуком, который создает и получает энергию из невидимого мира. Эта энергия служит как бы зародышем каждого звука. Мощь этого базового тона может принести отдохновение душе и телу. Чем больше вы поете, тем больше энергии аккумулируете в себе. Более значительными будут и результаты. Другая популярная мантра — зикр, — повторяющаяся молитва, которая традиционно произносится суфитами на Ближнем Востоке. Есть что-то необъяснимо приятное в повторении одних и тех же слогов и произнесении, казалось бы, бессмысленных звуков. Таким образом, песнопения могут приносить пользу, даже если в них нет слов, вне зависимости от того, повторяете вы «Ом мани падме хум» в соответствии с тибетским буддистским каноном или «Шабум, шабум, я, да, да, да, да, да, да, шабум, шабум» в священной мотоуновской традиции. Эти нечленораздельные песнопения использовались в популярных песнях 1950-х и начала 1960-х годов, и я склонен полагать, что они легли в основу интереса к духовному песнопению в 1970-х годах.
Волшебство рэпа
При исследовании могущества голоса не следует проходить мимо формы песенного искусства, которая сейчас чрезвычайно популярна в современной культуре. Это рэп. Хотя этот жанр музыки получил довольно много нелестных отзывов в прессе за навязчивость и агрессивность, способ быстрого говорения связывает его с поэзией. Рэп развился в виде своеобразного вокального «боевого искусства» для защиты людей от дегуманизации их внутреннего мира. Он кажется лишенным эмоций, временами он неделикатен, однако как форма самолечения чрезвычайно эффективен. Рэп дает возможность левому полушарию мозга общаться с организмом, особенно с теми его системами, которые управляют инстинктивным поведением и живучестью. Чейн Соу, один из прародителей рэпа, говорит: «Рэп в самом начале был настоящей опорой. Никто не говорил о том, что он сам не пережил». Он обеспокоен тем, что люди исполняют рэп ради денег, не вкладывая в него ни чувства, ни смысла. «Невозможно исполнять эту музыку и не быть родом из гетто, — продолжает Чейн Соу. — Поскольку это истинное послание, нам нужно искать способы для общения. Дети говорят на рэпе, их матери говорят на рэпе. В этом нет ничего необычного, если вы не боитесь услышать правду о том, какую жизнь вам приходится вести. Если вы знаете, что происходит с вами, с вашими родителями и друзьями, тогда у вас есть право исполнять рэп. Если вы хотите выразить свою злобу и показать, насколько вы агрессивны, это не будет настоящим рэпом». Различные истории и верования, переведенные на язык песни, — это общечеловеческое, что связывает людей на протяжении тысячелетий. Поэтому я не могу считать эти новые музыкальные формы непригодными для процесса целительства. Хотя я возмущен музыкой, которая несет в себе непристойности или женоненавистничество, особенно когда она основана на профанации для того, чтобы возбудить слушателя. Я понимаю, тем не менее, что каждый ребенок и каждый молодой человек в Америке должен быть услышан. В отвратительной атмосфере нищеты и наркотиков рэп является вокальной формой, которая возникла из этой среды органически. Она отражает нищету и насилие, которые наполняют жизнь молодых людей в больших городах, где эти явления могут быстро достичь критического уровня. Рэп не только говорит с молодыми, он также общается и с теми, кто лишен языка, кто вынужден страдать и является жертвой несчастных случаев. Когда инвалид не может понять слова, он способен уловить их смысл, если они произносятся в ритме рэпа. Одной из причин этого является то, что речевые процессы в мозгу происходят в определенном ритме и темпе, которые отличаются от ритма и темпа обычной речи. Таким образом, рэп, который так возмущает родителей и кажется им оскорблением, может послужить целительным средством для души.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|