Задачи с булевыми переменными
Частным случаем задач с целочисленными переменными являются задачи, в результате решения которых искомые переменные
Рис.1.18. Решение двухиндексной задачи с булевыми переменными Помимо задания требования целочисленности (см. подразд.1.3.2) при вводе условия задач с булевыми переменными необходимо: · для наглядности восприятия ввести в экранную форму слово "булевы" в качестве характеристики переменных (см. рис.1.18); · в окне "Поиск решения" добавить граничные условия, имеющие смысл ограничения значений переменных по их единичной верхней границе (рис.1.19).
Рис.1.19. Добавление условия единичной верхней границы значений переменных двухиндексной задачи с булевыми переменными
Вид окна "Поиск решения" для задачи с булевыми переменными, представленной на рис.1.18, приведен на рис.1.20.
Рис.1.20. Окно "Поиск решения" для задачи с булевыми переменными, представленной на рис.1.18
Возможные ошибки при вводе условий задач ЛП Если при решении задачи ЛП выдается сообщение о невозможности нахождения решения, то возможно, что причина заключается в ошибках ввода условия задачи в Excel. Поэтому, прежде чем делать вывод о принципиальной невозможности нахождения оптимального решения задачи, ответьте на вопросы из табл.1.4.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЗАЩИТЕ РАБОТЫ
1. Каковы основные этапы решения задач ЛП в MS Excel? 2. Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и ячеек левых частей ограничений? 3. В чем смысл использования символа $ в формулах MS Excel?
4. В чем различие использования в формулах MS Excel символов; и:? 5. Почему при вводе формул в ячейки ЦФ и левых частей ограничений в них отображаются нулевые значения? 6. Каким образом в MS Excel задается направление оптимизации ЦФ? 7. Какие ячейки экранной формы выполняют иллюстративную функцию, а какие необходимы для решения задачи? 8. Как наглядно отобразить в экранной форме ячейки, используемые в конкретной формуле, с целью проверки ее правильности? 9. Поясните общий порядок работы с окном "Поиск решения". 10. Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограничения в окне "Поиск решения"? 11. Какие сообщения выдаются в MS Excel в случаях: успешного решения задачи ЛП; несовместности системы ограничений задачи; неограниченности ЦФ? 12. Объясните смысл параметров, задаваемых в окне "Параметры поиска решения". 13. Каковы особенности решения в MS Excel целочисленных задач ЛП? 14. Каковы особенности решения в MS Excel двухиндексных задач ЛП? 15. Каковы особенности решения в MS Excel задач ЛП с булевыми переменными? ВАРИАНТЫ Используя MS Excel, найти решение для модели ЛП (табл.1.5) в двух вариантах: 1) нецелочисленном; 2) целочисленном. Показать решение преподавателю и защитить лабораторную работу. Таблица 1.5 - Варианты задач к лабораторной работе №1
Лабораторная работа №2 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СИМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ» ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1. Построить экономико-математическую модель задачи. 2. Матрицу задачи ввести в компьютер. 3. Выполнить необходимые настройки и решить задачу. 4. Проанализировать полученное решение. 5. Выполнить вариантные решения по перечисленным ниже пунктам. Условие задачи. Для выращивания зерновых культур (пшеницы, ячменя и гороха) выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-ч трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Технико-экономические коэффициенты в расчёте на 1 га посева каждой культуры приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения Примечание. Для каждого варианта сохранить отчёты по результатам и устойчивости, затем вернутся к первоначальному условию. 1. Ввести в план посевы культуры, которая получалась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение. 2. Изменить коэффициент целевой функции при этой переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной. 3. Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно. 4. Увеличить объем любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным. 5. Предусмотреть полное использование того производственного ресурса, который не является дефицитным. 6. В том случае, когда в последнем варианте не получается оптимального решения, определить, какими должны быть объёмы производственных ресурсов (дефицитных в первоначальном решении), чтобы все три ресурса использовались полностью. Все необходимые изменения для получения нового варианта решения задачи делаются в исходной матрице. В соответствии с ними вносятся изменения в окне «Поиск решения» и задача решается повторно. По окончании решения в типовом отчёте по результатам можно будет сравнить новое решение (столбец «Результат») с предыдущим (столбец «Исходно»). Изменение коэффициента при переменной или объёма ограничения. Для этого достаточно исправить коэффициент при переменной или объём ограничения в исходной матрице и повторно решить задачу, не внося исправлений в настройки в окне «Поиск решения». Добавление ограничения (ограничений) в матрицу. Ограничения вводятся после последнего, имеющегося в матрице. В ячейку по столбцу «Значение по решению» копируется формула из предыдущей строки, после чего в окне «Поиск решения» добавляется условие на эти ограничения и задача решается повторно. Удаление лишних ограничений. Из матрицы удаляются все лишние строки, после чего соответствующие условия удаляются в окне «Поиск решения» и задача решается повторно.
Ввод в оптимальный план переменной, не вошедшей в него (получившей нулевое значение) или изменение значения какой-либо переменной. Для этого в матрицу добавляется ограничение на соответствующую переменную. Например, нужно, чтобы площадь посева ячменя в нашей задаче была равна 280 га. Ограничение на эту переменную запишется следующим образом: Х2=280. Это ограничение вводится в матрицу под номером 5.
Варианты для самостоятельной работы Вариант 1 Определить рациональное сочетание посевов ржи, пшеницы и гречихи. Для их возделывания выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении Вариантные решения Ввести в план посевы культуры, которая получилась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение Вариант 2 Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и проса. Для их возделывания выделяется 1000 га пашни, 13000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении. Вариантные решения Изменить коэффициент целевой функции при переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной Вариант 3 Определить рациональное сочетание посевов ячменя, овса и гречихи. Для их возделывания выделяется 1200 га пашни. 15000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1200 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении. Вариантные решения Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно.
Вариант 4 Определить рациональное сочетание посевов ржи, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 1500 га пашни, 23000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1900 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении Вариантные решения Увеличить объём любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным Вариант 5 Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 2000 га пашни, 25000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2400 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении. Вариантные решения Предусмотреть полное использование того производственного ресурса, который не является дефицитным
Вариант 6 Определить рациональное сочетание посевов ржи, пшеницы и гречихи. Для их возделывания выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1200 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум производства зерна. Вариантные решения Ввести в план посевы культуры, которая получилась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение Вариант 7 Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и проса. Для их возделывания выделяется 2000 га пашни, 25000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2600 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум производства зерна. Вариантные решения Изменить коэффициент целевой функции при переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной
Вариант 8
Определить рациональное сочетание посевов ячменя, овса и гречихи. Для их возделывания выделяется 1200 га пашни. 14000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум производства зерна. Вариантные решения Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно. Вариант 9
Определить рациональное сочетание посевов ржи, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 1500 га пашни, 22000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2000 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Критерий оптимальности – максимум производства зерна. Вариантные решения Увеличить объём любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным Лабораторная работа №3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|