Организация материально-технического обеспечения производства
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Материально-техническое обеспечение производства как компонент логистики и обеспечивающей подсистемы системы производственно- го менеджмента во многом определяет качество процесса переработки ≪входа≫ системы в ее ≪выход≫ — готовый продукт. При низком каче- стве ≪входа≫ системы невозможно получить высокое качество ее ≪вы- хода≫. Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В их состав входят: сырье, матери- алы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и меритель- ный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгру- зочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудова- ние, а также покупное топливо, энергия, вода и т. д. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического обеспече- ния производства. Целями материально-технического обеспечения производства явля- ются следующие: • своевременное обеспечение подразделений предприятия необхо- димыми видами ресурсов требуемого количества и качества; • улучшение использования ресурсов: повышение производитель- ности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производ- ственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмично- сти процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффек- тивности инвестиций и др.;
• анализ организационно-технического уровня производства и ка- чества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособно- сти поставляемых материальных ресурсов либо смене поставщи- ка конкретного вида ресурса. Ради повышения качества ≪входа≫ предприятиям не следует бояться смены неконкурентоспособ- ных поставщиков ресурсов. Для достижения перечисленных целей на предприятии необходи- мо постоянно выполнять следующие работы: 1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомен- дуется осуществлять исходя из следующих требований: нали- чие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в дан- ной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспече- ние конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемле- мая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок; 2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов; 3) разработка организационно-технических мероприятий по сниже- нию норм и нормативов расхода ресурсов; 4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства; 5) разработка материальных балансов; 6) планирование материально-технического обеспечения производ- ства ресурсами; 7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к произ- водству; 8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест; 9) учет и контроль использования ресурсов; 10) организация сбора и переработки отходов производства; 11) анализ эффективности использования ресурсов; 12) стимулирование улучшения использования ресурсов.__
15.Организация энергетического хозяйства Основное назначение энергетического хозяйства предприятия — бес- перебойное снабжение производства всеми видами энергии при соблю-
дении техники безопасности, выполнении требований к качеству и экономичности энергоресурсов. Основными видами энергии являют- ся: электрическая энергия; тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия. К энергоресурсам относятся: электриче- ский ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, природный и сжиженный газ, горячая вода и кон- денсат, вода под напором. Разнообразные виды ресурсов на предприя- тии используются в качестве двигательной силы, в технологических процессах, для отопления, освещения, вентиляции, хозяйственно-бы- товых нужд и т. д. На всех стадиях производства могут быть использованы различные виды энергии и энергоресурсов. Так, в кузнечных цехах машиностро- ительных предприятий при резке металла возможно использование электроэнергии и газа. При нагреве под ковку и штамповку использу- ются электроэнергия (индукционный и контактный нагрев), газ и мазут (пламенный нагрев); в процессе ковки и штамповки — пар под давлением 8-10 атм и сжатый воздух (для приведения в действие оборудования и обдувки штампов); при термообработке — электро- энергия, газ и мазут. В землеприготовительных отделениях литейных цехов применяется электроэнергия. При формовке и изготовлении стержней — электроэнергия и сжатый воздух. В процессе плавки ме- талла — электроэнергия (в электропечах), газ, мазут (в мартеновских печах), кокс (в вагранках). При выбивке и очистке литья используют- ся электроэнергия и сжатый воздух. Для мойки — пар 4-6 атм и горя- чая вода. В механических цехах при металлообработке в основном применяются электроэнергия и сжатый воздух (в пневматической ап- паратуре) и т. д. Выбор наиболее экономичных энергоресурсов должен осуществлять- ся на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики путем сравнительного анали- за удельных расходов (норм расхода) технологического топлива и энер- гии, единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм. Потребляемые предприятием энергоресурсы мо-
гут приобретаться со стороны как покупные и вырабатываться соб- ственными силами. На предприятии могут производиться: электро- энергия — на заводской электрической станции, пар и горячая вода — в котельных, генераторный газ — на газогенераторной станции. Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произве- денной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года. Поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования. В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная. В этом случае предприятие получает электрическую энергию от цент- ральной (единой) электрической системы (через заводскую понижа- ющую подстанцию), пар — по тепловой сети районной энергетической системы или заводской теплоэлектроцентрали, газ — из сети дальнего газоснабжения природным газом, от комбината энергохимического использования топлива и т. д. Централизованная система снабжения обеспечивает надежное и бес- перебойное снабжение предприятия энергией и снижает текущие издержки производства и единовременные затраты, связанные с по- лучением необходимых предприятию видов энергии. Например, по- требление электроэнергии, как и других видов энергии, имеет так на- зываемые пики и спады. Изолированная заводская электростанция вследствие этого должна иметь дополнительные мощности для того, чтобы обеспечивать максимальную нагрузку в часы пик. И наоборот, в часы спада электростанция будет иметь избыток электроэнергии. Если же она включена в Единую энергетическую систему, то в часы пик предприятие забирает энергию из энергосистемы. Наоборот, когда падает потребность в электроэнергии, такая станция может отдавать избыточную электроэнергию в энергосистему. Для энергоснабжения предприятий используются также энергетические отходы производ-
ства, т. е. вторичные энергетические ресурсы. 16. Организация инструментального хозяйства Инструментальное хозяйство предприятия представляет собой со- вокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретени- ем, изготовлением, ремонтом и восстановлением технологической ос- настки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места. Например, крупное машиностроительное предприятие исполь- зует широкую номенклатуру технологической оснастки: режущий и мерительный инструменты, штампы, модели, станочные и слесарные приспособления, пресс-формы, универсально-сборные приспособле- ния, вспомогательный инструмент и др. Целью функционирования инструментального хозяйства предпри- ятия является организация бесперебойного обеспечения цехов и ра- бочих мест высококачественной технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее проекти- рование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонт, восстановление и утилизацию. Предприятия, например ма- шиностроительные, используют широкую номенклатуру технологи- ческой оснастки. На среднем машиностроительном заводе число наи- менований оснастки достигает 40 тыс. При переходе на новую модель грузового автомобиля проектируют до 20 тыс. наименований оснастки, в себестоимости машиностроительной продукции затраты на тех- нологическую оснастку достигают 15 %. В общих затратах на техно- логическую подготовку производства затраты на оснастку доходят до 60 %. Проектирование и изготовление технологической оснастки име- ет значительную трудоемкость. Эти факты красноречиво свидетель- ствуют о важности развития инструментального обеспечения произ- водства. Значительная номенклатура технологической оснастки предопре- деляет сложность организации работ по стадиям ее жизненного цикла и функциям управления. Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает: • технологический контроль конструкторской документации на предмет технологичности конструкции, межвидовой и внутриви- довой унификации изделий, их составных частей и конструктив- ных элементов (линейные размеры, радиусы, диаметры, фаски, резьбы, пазы, материалы, покрытия и т. д.); • упрощение кинематической схемы изделий; • развитие предметной и технологической специализации и коо- перирования производства; • типизацию технологических процессов; • унификацию технологической оснастки и конструктивных эле- ментов; • расчет потребности в различных видах инструментов и оснастки;
• расчет запасов инструмента (эксплуатационный фонд, находя- щийся на центральном инструментальном складе); • проектирование помещений, технических средств и организаци- онных проектов для хранения и доставки оснастки к рабочим местам; • проектирование и изготовление специальной оснастки; • проведение маркетинговых исследований и заключение догово- ров на приобретение технологической оснастки со стороны, орга- низацию ее доставки на предприятие; • входной контроль качества покупной технологической оснастки и качества материалов для изготовления универсальной и специ- альной оснастки; • организацию хранения оснастки; • организацию доставки оснастки к рабочим местам; • организацию эксплуатации оснастки; • организацию учета и контроля использования оснастки; • организацию ремонта и восстановления оснастки; • анализ эффективности использования оснастки; • разработку и экономическое обоснование организационно-техни- ческих мероприятий по улучшению использования технологи- ческой оснастки; • стимулирование улучшения использования оснастки; • налаживание связей с поставщиками технологической оснастки с целью дальнейшего повышения ее качества. 17. Организация ремонтного хозяйства Ремонтное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом тех- нического состояния технологического оборудования, надзором за его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрес- сивное и улучшению его использования. Выполнение этих работ долж- но быть организовано с минимальными простоями оборудования, в кратчайшие сроки и своевременно, качественно и с минимальными затратами. Эффективность работы ремонтного хозяйства во многом предопределяет себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и производительность труда на предприятии, так как удельный вес зат- рат на содержание и ремонт оборудования в себестоимости продук- ции достигает 10 %. Главной причиной значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования является его низкое ка- чество, вследствие чего затраты в сфере эксплуатации продукции ма- шиностроения за нормативный срок использования в 5-25 раз больше ее цены. По сравнению с лучшими зарубежными образцами аналогично- го класса отечественное технологическое оборудование и транспорт- ные средства требуют в 3-5 раз больше средств на техническое обслу- живание, использование и ремонт. В свою очередь, низкое качество отечественной продукции машиностроения объясняется низким каче- ством маркетинговых исследований и НИОКР. И как итог — удель- ный вес отечественной продукции машиностроения, конкурентоспо- собной на внешнем рынке, составлял в 2008 г. всего около 1 %. Отсюда следует, что эффективность ремонтного хозяйства зависит как от ка- чества технологического оборудования, закладываемого на стадиях стратегического маркетинга и НИОКР и реализуемого на стадии про- изводства, так и от уровня организации работы ремонтного хозяйства в сфере потребления оборудования. Организация ремонтного хозяйства крупного предприятия включа- ет выполнение комплекса работ. 1. Анализ производственной и организационной структуры пред- приятия с точки зрения обеспечения пропорциональности, пря- моточности, непрерывности, параллельности и автоматичности производственных процессов. 2. Анализ уровня специализации, комбинирования с целью опти- мизации этих параметров. 3. Анализ технологического оборудования по следующим показате- лям (факторам): • необходимость данного оборудования; • удельный вес неустановленного оборудования; • удельный вес оборудования, находящегося в ремонте; • средний возраст технологического оборудования (по группам); • удельный вес физически изношенного оборудования; • коэффициент сменности работы технологического оборудо- вания; • коэффициент использования оборудования по производитель- ности (по группам); • коэффициент использования оборудования во времени (по группам); • анализ фондоотдачи; • анализ структуры активной части основных производственных фондов; • анализ уровня механизации производства. 4. Разработка предложений по совершенствованию форм организа- ции производства, производственной и организационной струк- туры предприятия. 5. Разработка предложений по улучшению использования оборудо- вания (по видам). 6. Разработка норм потребности в оборудовании для замены его из- ношенной части, технического перевооружения и капитального строительства. 7. Разработка норм потребности в запасных частях для технологи- ческого оборудования. 8. Разработка норм потребности в различных видах материалов и энергии для технологического оборудования и других элемен- тов основных производственных фондов (ОПФ). 9. Расчет потребности в производственных площадях для ремонт- ного хозяйства. 10. Расчет потребности в трудовых ресурсах для ремонтного хозяй- ства и его фонда заработной платы. 11. Расчет показателей планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования (по видам): • анализ соблюдения графика ППР на предприятии; • структура межремонтного цикла по видам оборудования; • продолжительность межремонтного периода; • трудоемкость ремонта оборудования (по видам ремонта и ви- дам оборудования); • потребность в ресурсах для различных видов ремонта; • годовой объем ремонтных работ; • параметры организации ППР оборудования предприятия во времени и пространстве. 12. Организация ремонтных работ. 13. Организация межремонтного обслуживания. 14. Организация материально-технического обеспечения ремонтно- го хозяйства предприятия. 15. Разработка, контроль и стимулирование стратегического плана повышения эффективности работы ремонтного хозяйства. 18. Организация транспортного и складского хозяйств Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения потребителю различных гру- зов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функциониро- вания транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопросов по их функциониро- ванию, направления повышения качества и эффективности оказывае- мых услуг. Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связую- щей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность фун- кционирования предприятия в целом. Транспортные операции явля- ются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, сниже- нию себестоимости продукции, росту производительности труда. На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация): • по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехо- вого транспорта; • в зависимости от режима работы — транспортные средства не- прерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического дей- ствия (автомашины, самоходные тележки и др.); • по направлениям движения — транспортные средства для гори- зонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешан- ного перемещения (краны и др.); • по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные; • по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для пе- ремещения сыпучих, наливных и штучных грузов. Организация транспортного хозяйства предприятия включает вы- полнение следующих работ: 1) стратегическое планирование обновления транспортных средств; 2) анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зре- ния рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточ- ности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности про- изводственных процессов); 3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности ис- пользования транспортных средств во времени и по производи- тельности; 4) выбор и обоснование использования транспортных средств; 5) расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материаль- ных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспорт- ного хозяйства; 6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указывают- ся отправители грузов, по вертикали — их получатели); 7) проектирование схем грузопотоков; 8) оперативно-календарное планирование транспортных операций; 9) диспетчирование работы транспорта предприятия; 10) учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективно- сти работы транспортного хозяйства. Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются: • углубление предметной и функциональной специализации про- изводства, развитие кооперирования; • повышение уровня автоматизации производства и управления; • сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличе- ние удельного веса прогрессивных транспортных средств; • совершенствование нормирования, учета и контроля использо- вания транспортных средств, мотивация повышения их эффек- . тивности; • анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональ- ности и непрерывности производственных процессов, разработ- ка и внедрение соответствующих мероприятий. Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, по- ступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции склад- ское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются собствен- но критериями функционирования складского хозяйства. В зависи- мости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховы- ми. Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь подразделяются: • на материальные (склады основных и вспомогательных материа- лов, топлива, лесоматериалов); • полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошед- ших соответствующую обработку в одних цехах и предназначен- ных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, вы- пускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку; • производственные, обслуживающие производственный процесс; • готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю; • отходов и вторичного сырья; • хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодеж- ды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т. п. 19. Организация и обслуживание рабочих мест Под рабочим местом понимается часть производственной площади с размещенным на ней технологическим оборудованием и инвентарем, необходимым для эффективного выполнения рабочим или бригадой определенного производственного задания. Рабочее место является первичной ячейкой производственной структуры предприятия. Органи- зация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, на- правленных на создание на рабочем месте всех необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательно- сти и охрану здоровья рабочего. Она включает: выбор рациональной специализации рабочего места и его оснащение оборудованием, оснаст- кой и инвентарем; создание комфортных условий труда; рациональную планировку; бесперебойное обслуживание рабочего места по всем функ- циям. Конкретное содержание работ по рациональной организации ра- бочих мест зависит от многих факторов: вида труда (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный), условий труда (комфортные или неблагоприятные), типа производ- ства и т. д.1. Компонентами рабочих мест являются: • производственная площадь; • предмет труда; • орудие труда; • технология; • работник; • менеджмент. Основными параметрами рабочих мест являются: 1) для производственных помещений: • размеры, площадь, объем; • эргономические показатели; • экологические показатели; • коммерческие показатели; 2) для предметов и орудий труда: • качество товара; • цена товара; • затраты на эксплуатацию (применение); • качество сервиса потребителей товара; • внешние факторы (факторы времени, риска и др.); 3) для технологии: • прогрессивность; • ресурсоемкость; • возраст; • уровень безопасности выполнения работ; • экологичность и эргономичность технологии; 4) для работника: • творческий потенциал (образование, профессионализм, навы- ки и т.п.); • способности; • интеллигентность; • темперамент; • характер; • воля и др; 5) для менеджмента: • качество системы управления (менеджмента); • качество управленческого решения; • применяемость научных подходов к управлению; • качество работ по нормированию и планированию и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|