Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция систем качества в СССР




 

 

 

Системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ и НОРМ были разработаны

и внедрены на отдельных предприятиях оборонной, автомобильной и

других отраслей народного хозяйства (прежде всего машинострое-

ния). Системы КСУКП, КСПЭП и КСУКП и ЭИР были разработаны

ВНИИ стандартизации. Были созданы координационные советы по

содействию внедрению соответствующих систем на предприятиях. На

первом этапе отбирались лучшие предприятия машиностроения, при-

боростроения, электротехнической промышленности и других отрас-

лей. На втором этапе системы внедрялись повсеместно, на всех пред-

приятиях области (края). Безусловно, внедрение систем повысило

качество продукции, культуру производства, профессиональный уро-

вень руководителей и специалистов.

Отметим, что указанные системы объективно не могли дать ощути-

мых результатов из-за отсутствия рыночных отношений (конкуренции,

многообразия форм собственности и т. д.). В методическом плане мож-

но отметить такие недостатки, как включение в состав показателей качества продукции показателей ее ресурсоемкости, отрыв качества от конкурентоспособности, игнорирование многих научных подходов к управлению (воспроизводственно-эволюционного, функционального, маркетингового и др.). Несмотря на эти недостатки, КСУКП была положена в основу разработанных в 1988 г. международных стандартов ИСО серии 9000 по системам качества.

Зарубежный опыт управления качеством

Продукции

США. После Второй мировой войны промышленность США на-

чала быстро развиваться, особенно отрасли, производящие товары

широкого потребления. Однако качество товаров было низкое. Как

считали американские специалисты, 20-25 % всех текущих затрат ти-

пичного американского предприятия шло на обнаружение и устране-

ние дефектов продукции. С учетом расходов на замену дефектных

изделий в сфере потребления суммарные потери из-за низкого качества

достигали 30 % величины издержек производства. Многие специа-

листы США считали низкое качество главным тормозом роста про-

изводительности труда и конкурентоспособности американской про-

дукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше —

другой альтернативы для американской промышленности не суще-

ствовало.

Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти

в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, за-

щищающих американских производителей от западноевропейских кон-

курентов. А вопросы повышения качества продукции при этом ото-

двигались на второй план. Администрация США в 1950-е гг. приняла

ряд протекционистских мер по защите американских производителей

автомобилей, бытовой электроники, мотоциклов, стали и т. д. В свою

очередь, американские производители повышение качества продук-

ции считали не способом удовлетворения потребностей, а средством

снижения издержек производства за счет сокращения брака. Вместе

с тем наиболее трезвомыслящие высшие менеджеры фирм США по-

няли, что для решения большинства проблем надо повышать каче-

ство продукции. Было решено уделить внимание решению таких про-

блем, как:

• мотивация рабочих и служащих (включая материальное стиму-

лирование);

• создание кружков качества;

• применение статистических методов контроля качества труда

и продукции;

• повышение сознательности служащих и менеджеров;

• ведение учета расходов на качество;

• разработка и реализация программ повышения качества проду-

кции.

В начале 1980-х гг. в США управление качеством сводилось в основ-

ном к его планированию. Однако планы повышения качества продук-

ции разрабатывались без детального изучения внутрипроизводствен-

ных проблем, без учета потребностей внутри фирмы, что создавало

дополнительные проблемы. Для 1980-х гг. характерна массированная

кампания по обучению кадров на рабочих местах. В этот же период в

США были изданы две книги Э. Деминга: ≪Качество, производитель-

ность и конкурентоспособность≫ и ≪Выход из кризиса≫. В этих моно-

графиях изложена философия качества Э. Деминга. Приведем знаме-

нитые ≪14 пунктов≫ философии качества Деминга:

1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или

услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурен-

тоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не

отступайте от достижения твердо установленных производствен-

ных целей в области поэтапного и постоянного улучшения про-

дукции и услуг.

2. Применяйте новую философию качества (предпринимательства),

чтобы добиться стабильности предприятия.

3. Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплош-

ном контроле.

4. Прекратите попытки строить долговременную стратегию бизне-

са на основе демпинговых цен.

5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслужива-

ния, чтобы повышать качество и производительность, снижать

затраты.

6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах.

7. Создайте систему эффективного руководства, а не надзора.

8. Используйте эффективные методы общения между людьми, ис-

ключив страх и недоверие.

9. Ликвидируйте разобщенность подразделений предприятия друг

от друга по научно-производственному циклу.

10. Прекратите практику лозунгов, проповедей и ≪мобилизации масс≫.

11. Прекратите практику выделения производственных мощностей

на основе жестких норм.

12. Устраняйте все препятствия, которые лишают работника права

гордиться своей работой.

13. Разработайте всеобщую программу повышения квалификации

и создайте для каждого работника условия для самосовершен-

ствования.

14. Ясно определите обязанности высшего звена руководства по по-

стоянному улучшению качества продукции и услуг.

Интересны также рекомендации Э. Деминга в области оплаты труда.

1. Награждать перспективные решения, а не сиюминутные.

2. Награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает.

3. Награждать творческую работу, а не слепое подчинение.

4. Награждать за результат работы, а не за объем.

5. Награждать упрощения, а не бесполезные осложнения.

6. Награждать качество, а не быструю работу.

7. Награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

Специалисты США возлагают большие надежды на совершенство-

вание управления качеством, которое должно означать, по их мнению,

радикальную перестройку сознания руководства компаний, пересмотр

корпоративной культуры и мобилизацию ресурсов организации на

поиск путей повышения качества продукции. По мнению американс-

кого специалиста по проблемам качества А. Фейгенбаума, ≪качество

это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни≫.

Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают ру-

ководители среднего звена. Для многих из них управленческая поли-

тика, ориентированная на обеспечение качества, представляется угрозой

их авторитету и должностному положению. Производственные рабо-

чие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество

работы. Сердцевиной революции в области качества является удов-

летворение требований заказчиков (потребителей по производствен-

ному циклу). Так, каждый рабочий на конвейере является потребителем

продукции предыдущего рабочего. Поэтому задача каждого рабочего

состоит в том, чтобы качество его работы полностью удовлетворяло

требованиям последующего рабочего.

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти

к вопросам повышения качества национальной продукции — новое

явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач об-

щенациональной кампании за повышение качества — добиться реали-

зации лозунга ≪Качество — прежде всего!≫. Под этим лозунгом еже-

годно проводятся месячники качества, инициатором которых стало

Американское общество по контролю качества (АОКК) — ведущее в

стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчиты-

вающее в настоящее время около 53 тыс. коллективных и индивиду-

альных членов. Конгресс США учредил национальные премии имени

Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повы-

шения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются

трем лучшим фирмам.

Анализируя американский опыт в области управления качеством,

можно отметить следующие его особенности:

• увязка проблем качества с конкурентоспособностью товаров, фирм

и страны в целом;

• рост объема бюджетного финансирования образования, науки

и развития человеческого фактора;

• совершенствование системы управления фирмой (менеджмента);

• внимание к процессу планирования производства по объемным

и качественным показателям;

• жесткий контроль качества продукции со стороны администра-

ции фирмы, выборочный контроль со стороны местных и феде-

ральных органов управления;

• применение экономико-математических методов к управлению

качеством.

Принимаемые в США меры по постоянному повышению качества

продукции не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне

качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу

на мировом рынке.

Япония. Опыт Японии убедительно показывает, что повышение

качества — работа, которая никогда не кончается. Считается, что со-

временная фаза управления качеством началась с 1950-х гг. Также

считается, что японский подход к управлению качеством имеет ряд

отличительных черт. Однако сравнительный анализ показывает, что

теоретические положения имеют универсальный, интернациональ-

ный характер. Системы управления качеством передовых фирм, где

эти концепции нашли наиболее полную и практическую реализацию,

сходны по своему характеру; сам механизм внедрения и развития сис-

тем по своей сути также универсален. Особенностями японского под-

хода к управлению качеством являются:

• ориентация на постоянное совершенствование процессов и ре-

зультатов труда во всех подразделениях фирмы;

• ориентация на контроль качества процессов, а не качества про-

дукции;

• ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

. • тщательное исследование и анализ возникающих проблем по прин-

ципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к пре-

дыдущей;

• культивирование принципа ≪Твой потребитель — исполнитель

следующей производственной операции≫;

• полное закрепление ответственности за качество результатов тру-

да за непосредственным исполнителем;

• активное использование человеческого фактора, развитие твор-

ческого потенциала рабочих и служащих, культивирование мо-

рали: ≪Нормальному человеку стыдно плохо работать≫.

Основная концепция ≪японского чуда≫ — совершенная технология,

будь то технология производства, технология управления или обслу-

живания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропро-

цессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные систе-

мы проектирования, управления производством, широко применяются

статистические методы анализа и контроля, которые полностью компь-

ютеризованы. Системы управления качеством имеют обратные связи.

Заслуживает внимания практика целенаправленного создания собст-

венной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долго-

срочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в усло-

виях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более

эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс суб-

подрядчиков. Японские фирмы оказывают поставщикам всестороннюю

помощь. При наличии доверительных отношений с поставщиками,

основывающихся на совместном поиске путей повышения качества

продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии

систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств,

необходимых для проведения входного контроля материалов и комп-

лектующих изделий. Для повышения качества ≪входа≫ системы нуж-

ны совместные усилия.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по повышению каче-

ства является подготовка и постоянное обучение персонала фирмы, и

прежде всего высших менеджеров. В последние годы обучение ведет-

ся с применением современных образовательных технологий и техни-

ческих средств. Разработаны программы деловых игр по качеству с

использованием персональных компьютеров. Обучающийся сам прини-

мает решение и старается создать воображаемому предприятию наи-

лучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности про-

дукции и фирмы. Обучение рабочих осуществляется, как правило, их

непосредственными руководителями. Обучение мастеров, начальников

участков, цехов, отделов осуществляется в основном с привлечением

сторонних специалистов. Обучение мастеров, начальников участков и

цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной прак-

тической деятельности.

В компании ≪Ниссан моторе≫ в течение первых 10 лет работы учебе

с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальней-

шем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вече-

рам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается

аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий

работающих, включая менеджеров. Аттестация осуществляется руко-

водителями соответствующего подразделения с привлечением специ-

алистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабо-

чих — один раз в 3 месяца, 6 месяцев и и раз в год.

Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государствен-

ный. Например, на фирме ≪Табай Эспек≫ 75 % работников прошли

государственную аттестацию Министерства труда Японии. Обучение

перед государственной аттестацией платное, платит фирма. Работник,

прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зара-

ботной плате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих мес-

тах. Допускаются к аттестации до трех раз. Работник, не прошедший

аттестацию в третий раз, считается профессионально не пригодным

для работы на данном рабочем месте.

У обучения есть очень важный побочный эффект: изменение в луч-

шую сторону личного отношения людей к работе по повышению каче-

ства. Считается, что качество труда на 90 % определяется воспитани-

ем, сознательностью и только на 10 % —знаниями.

В Японии большое внимание уделяется кружкам качества. Фор-

мирование кружков добровольное. Исследования показали, что име-

ется прямая зависимость посещаемости кружков качества и активности

на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выбо-

ре тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание

кружков качества —единственный вид непроизводственной деятель-

ности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если

кружки качества собираются после работы, то компания выплачивает

компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества:

≪Качество определяет судьбу предприятия≫, ≪Что сегодня кажется

прекрасным, завтра устареет≫; ≪Думай о качестве ежеминутно≫. Ре-

гулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков каче-

ства. Дважды в год конференции организуются на уровне компании.

Проводятся и всеяпонские съезды представителей кружков качества.

Кружок качества считается признанным официально, если он зареги-

стрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом оповеще-

но в журнале ≪Мастер и контроль качества≫.

На японских фирмах для персонала разработана программа учас-

тия в обеспечении качества, получившая название ≪пять нулей≫. Она

сформулирована в виде коротких правил-заповедей:

•не создавать (условия для появления дефектов);

•не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);

•не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);

•не изменять (технологические режимы);

•не повторять (ошибок).

Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству

в Японии:

•широкое внедрение научных разработок в области управления

и технологии;

•высокая степень компьютеризации всех операций управления,

анализа и контроля за производством;

•максимальное использование возможностей человека, для чего

принимаются меры по стимулированию творческой активности

(кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, сис-

тематическому и повсеместному обучению персонала;

•развитие корпоративного духа.

Западная Европа. В течение 1980-х гг. повсюду в Европе наблю-

далось усиление внимания к проблемам качества продукции и услуг,

а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. В запад-

ноевропейских странах выработаны единые стандарты, подходы к тех-

нологическим регламентам, гармонизированы национальные стандар-

ты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии

9000, введены в действие их европейские аналоги —EN серии 29 000.

Большое значение придается сертификации систем качества на со-

ответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского

органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов

EN серии 45 000. Указанные стандарты должны стать гарантами высо-

кого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной про-

дукции, стимулировать производителей к новым достижениям в об-

ласти качества. Для нормального функционирования европейского

рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована неза-

висимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится

аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществ-

ляющих контроль и оценку ее качества. Важнейший аспект их дея-

тельности —контроль за удовлетворением требований потребителей

и разрешение конфликтов, которые имеют место между производите-

лем и поставщиком продукции.

Фирмы проводят активную политику в области повышения каче-

ства продукции, а процессы подвергаются жесткому контролю. Каче-

ство стало фактором обеспечения конкурентоспособности европей-

ских стран. Для реализации такой стратегии потребовалось введение:

•единых законодательных требований (директив);

•единых стандартов;

•единых процессов проверки соответствия продукции фирмы тре-

бованиям рынка.

В 2009 г. была принята новая концепция гармонизации стандартов,

введены требования по обеспечению безопасности и надежности про-

дукции. Образованы Европейский координационный совет по испы-

таниям и сертификации, а также Европейский комитет по оценке и

сертификации систем качества. В состав Комитета входят организа-

ции по сертификации Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии,

Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии,

Португалии, Швейцарии, Швеции, Франции, Финляндии. В 1998 г.

создан Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), который

совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил

Европейскую премию по качеству. Эта премия с 2012 г. присуждается

лучшим европейским фирмам.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению

проблем качества продукции являются:

•законодательная основа для проведения всех работ, связанных

с оценкой и подтверждением качества;

•гармонизация требований национальных стандартов, правил и про-

цедур сертификации;

•создание региональной инфраструктуры и сети национальных

организаций, уполномоченных проводить работы по сертифика-

ции продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, ре-

гистрации специалистов по качеству и т. д.;

•развитие интеграции по стадиям жизненного цикла продукции;

•развитие аудита качества.

Анализ концепции всеобщего управления качеством (total quality management,TQM) —концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов

управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и

разработок до послепродажного обслуживания при участии руковод-

ства и служащих всех уровней при рациональном использовании тех-

нических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинар-

ный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм

управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает:

1) контроль в процессе разработки новой продукции;

2) оценку качества опытного образца, планирование качества про-

дукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;

3) входной контроль материалов;

4) контроль готовой продукции;

5) оценку качества продукции;

6) оценку качества производственного процесса;

7) контроль качества продукции и производственного процесса;

8) анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);

9) использование информации о качестве продукции;

10) контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

11) обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

12) гарантийное обслуживание;

13) координацию работ в области качества;

14) совместную работу по качеству с поставщиками;

15) использование цикла PDCA (plan-do-check-action);

16) работу кружков качества;

17) управление человеческим фактором путем создания атмосферы

удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

18) работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);

19) участие в национальных кампаниях по качеству;

20) выработку политики в области качества (согласование политики

в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

21) участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

22) проведение мер по формированию культуры качества;

23) подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

24) возложение ответственности за деятельность в области качества

на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством —это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:

•базовой системы;

•системы технического обеспечения;

•системы совершенствования и развития всеобщего управления

качеством.

Базовая система — это средства, которые применяются для анализа

и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения — это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

24. Международная система качества, стандарты ИСО 9000:2000

Международные стандарты ИСО 9000: 2000, принятые в 1988 г., —

это система, включающая следующие стандарты:

• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обе-

спечению качества. Руководящие указания по выбору и приме-

нению»;

• ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества

при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и

обслуживании»;

• ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества

при производстве и монтаже»;

• ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества

при окончательном контроле и испытаниях»;

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы

качества. Руководящие указания».

Во многих странах эти стандарты приняты как национальные. Раз-

виваются такие направления, как оценка систем качества предприя-

тия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация сис-

тем. С учетом прогрессивного характера международных стандартов

ИСО серии 9000, последнего издания (2000), их регулирующей роли

при выходе на внешний рынок и установлении прямых хозяйствен-

ных связей, стандарты ИСО серии 9000 приняты Госстандартом Рос-

сии для прямого использования в виде:

• ТОСТ Р ИСО 9000 — 2001. Система менеджмента качества.

Основные положения и словарь;

• ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001. Система менеджмента качества.

Требования;

• ГОСТ Р ИСО 9004 — 2001. Система менеджмента качества.

Рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Система менеджмента качества (СМК) включает в себя:

1) планирование качества;

2) обеспечение качества;

3) контроль качества;

4) совершенствование качества.

Для создания СМК необходимо:

• идентифицировать все ключевые процессы предприятия;

• установить последовательность и взаиимосвязь между этими

процессами;

• установить критерии и методы контроля параметров и процессов;

• обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и

мониторинга процессов;

• измерять, отслеживать, анализировать процессы и выполнять дей-

ствия, необходимые для достижения установленных результатов

и непрерывного совершенствования.

Международные стандарты применяются в следующих ситуациях:

1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проект-

ным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных

характеристик или указана необходимость их определения;

2) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция со-

ответствует установленным требованиям. Поставщик должен предста-

вить доказательства своих возможностей в области проектирования,

разработки, производства, монтажа и обслуживания.

25. Инструменты повышения качества продукции

Как уже отмечалось, главным условием повышения конкурентоспо-

собности товаров и организации является повышение качества. На-

пример, компания «Дженерал электрик» расходует до 2 млрд долл. в год

на программу «шесть сигм»:

1) таблица случайных событий;

2) t-тесты;

3) планирование эксперимента;

4) регрессионный анализ;

5) диаграмма Парето;

6) статистические методы контроля качества продукции (диаграм-

ма рассеяния, контрольные карты).

Реализация программы «шесть сигм» позволит «Дженерал элек-

трик» снизить уровень дефектности до 3-4 дефектов на 1 млн из-

делий.

Существует семь инструментов качества:

• метод расслоения информации по группам факторов, влияющих

на качество процессов;

• графики;

• диаграммы Парето;

• причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы);

• гистограммы;

• диаграммы разброса;

• контрольные карты и контрольные листки.

26. Организация контроля качества продукции

Система контроля качества продукции — это совокупность мето-

дов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды,

определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегическо-

го маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля

на всех стадиях производственного процесса. Компонентами внешней

среды системы контроля качества продукции для уровня предприя-

тия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР,

сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организацион-

но-технического уровня производства и системы менеджмента пред-

приятия.

Одним из условий повышения эффективности контроля является

ведение регулярного учета функционирования системы менеджмента.

Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ,

заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, ис-

полнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать

по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного

цикла и подразделениям фирмы. По сложной технике еще необходи-

мо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплу-

атацию, техническое обслуживание и ремонт. Нарушение требований,

предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к уве-

личению издержек производства и потребления. Поэтому своевремен-

ное предупреждение возможного нарушения требований к качеству

является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня

качества продукции при минимальных затратах на ее производство.

Эта задача решается на предприятиях с помощью технического конт-

роля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения техниче-

ских требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях

ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспе-

чивающих требуемое качество. Объектами технического контроля яв-

ляются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со

стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех ста-

диях ее производства, технологические процессы, орудия труда, тех-

нологическая дисциплина и общая культура производства. Технический

контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей

требованиям конструкторско-технологической документации, способ-

ствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами време-

ни и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые

могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повы-

шению качества продукции и сокращению издержек.

27. Сертификация продукции и систем качества

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный

сегмент можно, только представив потенциальным потребителям дос-

товерную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости

обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о

качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертифика-

ция. Сертификация — это деятельность по подтверждению соответ-

ствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется

третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной

Европы, США и Японии обязательная сертификация получила зна-

чительное распространение и связана, как правило, с безопасностью,

охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертифи-

кация основывается на законах о безопасности, сертификации про-

дукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1) обеспечение общественных и государственных интересов при

оценке безопасности продукции и достоверности информации

о ее качестве;

2) добровольность либо обязательность;

3) объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;

4) достоверность, т. е. использование профессиональной испыта-

тельной базы;

5) исключение дискриминации в сертификации продукции отече-

ственных и зарубежных изготовителей;

6) предоставление изготовителю права выбора органа по сертифи-

кации и испытательной лаборатории;

7) установление ответственности участников сертификации;

8) правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональ-

ность использования результатов сертификации (сертификатов

и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями,

органами надзора, таможней, страховыми организациями, бир-

жами, аукционами, арбитражем, судом;

9) открытость информации о положительных результатах сертифи-

кации или о прекращении действия сертификата;

10) разнообразие форм и методов проведения сертификации продук-

ции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...